Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
29 июня 2020 г. | Дело № А75-1850/2020 |
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 29 июня 2020 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Зубакиной О.В, при ведении протокола заседания секретарем Магеррамлы Р.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Самотлорнефтегаз» к Северо-Уральскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об оспаривании постановления
от 21.01.2020 № 5-ГН/19 о привлечении к административной ответственности по части
1 статьи 7.3 КоАП РФ,
при участии представителей:
от заявителя – не явились,
от ответчика – ФИО1, доверенность от 01.01.2019 № 205,
установил:
акционерное общество «Самотлорнефтегаз» (далее – заявитель, общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Управление, административный орган) о признании незаконным постановления о назначении административного наказания от 21.01.2020 № 5-ГН/19 по части 1 статьи 7.3. КоАП РФ.
Представитель административного органа заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Административный орган 22.06.2020 заявил ходатайство об отложении судебного заседания, мотивировав его невозможностью присутствия представителя в судебном заседании.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможность отложить судебное разбирательство в связи с неявкой представителя лица, участвующего в деле, является правом, а не обязанностью суда.
В силу пункта 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело, поскольку материалы административного дела и отзыв представлены, явка административного органа в судебное заседание не была признана обязательной, а также в целях соблюдения срока рассмотрения дела и судопроизводства в разумный срок.
Как следует из материалов дела, АО «Самотлорнефтегаз» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ("ОГРШ 1028600940576. Основным видом экономической деятельности общества является - добыча нефти (06.10.1 ОКВЭД), дополнительными - добыча попутного нефтяного газа (06.10.3 ОКВЭД), предоставление услуг по бурению, связанному с добычей нефти, газа и газового конденсата (09.10.1 ОКВЭД), работы геолого-разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы (71.12.3 ОКВЭД). АО «Самотлорнефтегаз» осуществляет разработку Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения.
При разработке Самотлорского месторождения недропользователем было принято решение о ликвидации шламовых амбаров и подземном захоронении накопленных в них и вновь образующихся отходов бурения.
В 2011 году по результатам государственной экспертизы материалов геолого-гидрогеологического обоснования намечаемого Самотлорского полигона глубинного захоронения пульпообразных отходов производства (смесь буровых шламов, нефтешламов и технических вод) в Нижневартовском районе ХМАО-Югры (представлены в Решении Государственной комиссии по запасом подземных вод (ГКЗ Роснедра), оформленном протоколом от 06.07.2011 №2528), участок намечаемого полигона глубинного захоронения отходов производства (смесь буровых шламов, нефтешламов и технических вод) на Самотлорском месторождении был отнесен к группе выявленных, требующих дальнейшего геологического изучения.
Впоследствии, 02.11.2012 в действующую на тот период лицензию для размещения промышленных стоков (попутно-добываемых с нефтью вод) ХМН 14714 ЗЭ было внесено изменение - дополнена видом работ по поискам и оценке пластов-коллекторов для закачки буровых отходов и установлены условия недропользования по данным работам. 22.01.2016 указанная лицензия переоформлена в связи с изменением наименования юридического лица на ХМН 15976 ЗЭ.
На проведение работ, предусмотренных лицензией обществом составлены проект ГРР по объекту «Геологическое изучение апт-альб сеноманского комплекса, поиска и оценки пластов- коллекторов для закачки пульпообразных буровых отходов HI- V класса опасности на Самотлорском лицензионном участке» (положительное заключение ФБУ Росгеолэкспертизы от 18.09.2014 № 115/2-07/14) и дополнение к проекту ГРР (положительное заключение ФБУ Росгеолэкспертизы от 31.10.2017 № 176-02-07/2017). Срок проведения геологоразведочных работ, установленный условиями лицензии и дополнением к проекту 01.11.2017 – 02.11.2020. Указанная работа ГИН в соответствии с требованием законодательства РФ зарегистрирована Роснедрами под номером государственной регистрации 71100-18-4169
Согласно заключению ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 31.10.2017 №176-02-07/2017 - целью проектируемых работ являлось получение гидрогеологического обоснования возможности закачки пульпообразных буровых отходов 3-5 класса опасности на Самотлорском лицензионном участке, местом проведения работ являлся участок недр, расположенный в районе куста скважин №17716 Самотлорского месторождения нефти в Нижневартовском районе ХМАО - Югры. В итоге проектируемых работ по объекту должен быть составлен Отчет о результатах работ по геологическому изучению недр с предоставлением его на Государственную геологическую экспертизу (в ГКЗ).
Целевое назначение запроектированных работ (получение гидрогеологического обоснования возможности закачки пульпообразных буровых отходов 3-5 класса опасности на Самотлорском лицензионном участке и проведение Государственной геологической экспертизы, полученных в результате оценочных работ материалов) было выполнено ране< установленных сроков.
АО «Самотлорнефтегаз» 24.04.2018 утвержден геологический отчет по вышеуказанной работ ГИН. выполненный ЗСФ ИНГГ СО РАН, материалы геолого-гидрогеологического обосновани промышленной эксплуатации Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходо производства (смесь буровых шламов. нефтешламов, попутных и технических вод) III- V класс опасности направлены на Государственную геологическую экспертизу.
Решением Государственной комиссии по утверждению заключений государственно экспертизы запасов углеводородного сырья, подземных вод, а также геологической информаци об участках недр, намечаемых для строительства и эксплуатации подземных сооружений не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых, оформленным протоколом от 22.08.2018 №5509 (утв. заместителем руководителя ФАН 29.08.2018):
1) подтверждено, что водовмещающие породы апт-альб-сеноманского водоносного комплекса позволяют использовать его в качестве пласта-коллектора для захоронения пульпообразных отходов
производства (смесь буровых шламов, нефтешламов, попутных и технических вод) III- V класса опасности на Самотлорском месторождении,
2) участок недр Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходов производства на Самотлорском месторождении отнесен к группе оцененных,
3) признано возможным проведение опытно-промышленной эксплуатации Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходов производства в режиме гидроразрыва пласта в течении 5 лет на базе двух поглощающих скважин №1И. №2И со средней интенсивностью циклических нагнетаний до 800мЗ/сут, объемным содержанием твердой фазы в пульпе до 20% и устьевым давлением нагнетания до 180атм,
4) решение ГКЗ Роснедра от 06.07.2011 (протокол №2528) признано полностью утратившим силу, в связи с переходом к опытно-промышленной эксплуатации Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходов производства.
Геологический отчет по законченной работе по геологическому изучению недр с № госрегистрации 71100-18-4169 сдан в установленном порядке в Ханты-Мансийский филиал ТФГИ по УрФО, извещение о принятии от 13.11.2018 №6891 (инвентарный номер материалов в ТФГИ №2^794).
Таким образом, согласно решению ГКЗ участок недр Самотлорского полигона захоронения пульпообразных отходов производства на Самотлорском месторождении по степени изученности отнесен к группе оцененных. Следующим этапом геологического изучения является стадия разведки.
Из разъяснений пункта 4.5 Методических рекомендаций по обоснованию выбора участков недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых (рекомендованных протоколом Министерства природных ресурсов РФ от 3 апреля 2007 г. N 11-17/0044-пр) следует - Проведение поисковых и оценочных работ осуществляется на основании лицензии на геологическое изучение участка недр. Отдельная лицензия на право пользования недрами для проведения разведочных работ не оформляется. Они проводятся в рамках 1-го этапа лицензии на право пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений.
Следовательно, для проведения каких-либо работ, после окончания
поисково-оценочного этапа лицу, осуществляющему работы связанные с размещением отходов в недрах необходимо иметь лицензию на право пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений.
АО «Самотлорнефтегаз», завершив поисково-оценочные работы, в рамках предоставленного права на их проведение, о чем свидетельствует проведение государственной экспертизы по их результатам (протокол ГКЗ №5509 от 22.08.2018) и направление геологического отчета по ним в Росгеолфонды (изв. от 13.11.2018 №6891), продолжило работы, связанные с размещением пульпообразных буровых отходов 4 класса опасности в недрах посредством эксплуатации поглощающей скважины 1И (площадка куста №17716). Указанное подтверждается данными Отчета по гидрогеологическому мониторингу недр Самотлорского лицензионного участка за 2018 год, данными мониторинга закачки и анализа давления скважины №1И за октябрь 2019, справками б/н АО «Самотлорнефтегаз», актом натурного осмотра от 05.11.2019, заключением №13/19 от 27.11.2019.
Административным органом установлено, что АО «Самотлорнефтегаз» осуществляет захоронение пультообразных буровых отходов 4 класса опасности в глубоких горизонтах с 29.08.2018 (дата утверждения протокола ГКЗ № 5509) и на период проведения проверки 02.12.2019 без оформленного в установленном порядке право пользования недрами в виде лицензии на пользование недрами.
По мнению административного органа, право пользования недрами (лицензия) на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения отходов I-V классов опасности в глубоких горизонтах Обществом в установленном порядке не оформлено, т.е. размещение пульпообразных буровых отходов 4 класса опасности осуществляется без лицензии на право пользования недрами.
Согласно абзацу З. пункта 1 статьи 10.1 Закона РФ «О недрах» право пользования участками недр для захоронения отходов I - V классов опасности в глубоких горизонтах предоставляется на основании решения Правительства Российской Федерации.
По данному факту Управлением 25.12.2019 в отношении общества был составлен протокол об административном правонарушении № 567-ГН/19 (том 2 л.д. 5).
Постановлением от 21.01.2020 № 5-ГН/19 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 800 000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли
ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами в виде административного штрафа на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд регулируются Законом РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Согласно статье 1.2. указанного закона - недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Виды пользования недрами Российской Федерации определены статьей 6 Закона о недрах. Отдельным видом пользования недрами является - строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п. 4 ст. 6).
Согласно статье 10.1. Закона о недрах основанием для возникновения права пользования участками недр для захоронения радиоактивных отходов, отходов I- V классов опасности в глубоких горизонтах, обеспечивающих локализацию таких отходов является Решение Правительства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Согласно требованиям статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбор; минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Согласно статье 29 Закона о недрах геологическая информация об участках недр пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработка месторождений полезных ископаемых подлежит Государственной экспертизе. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации.
Основным требованием по рациональному использованию и охране недр, установленным пунктом 1 статьи 23 Закона о недрах, является соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.
Статья 3 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) определяет лицензию как специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Задачами лицензирования отдельных видов деятельности является предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение лицензиатом этих требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (части 2, 3 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон
№ 89-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом
№ 99-ФЗ с учетом положений данного Закона.
Под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ (абзац второй статьи 1 Закона № 89-ФЗ).
Осуществление деятельности по размещению (захоронению) отходов I - IV классов опасности в отсутствие лицензии не допускается.
Оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о недоказанности материалами дела события вмененного Обществу правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество является обладателем лицензии ХМН 15976 ЗЭ (зарегистрирована 22.01.2016) на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке. Виды, объемы работ на участке недр и сроки их выполнения определены разделом 3 условий лицензии, согласно пункту 3.3 которого владелец лицензии обязан выполнить следующий комплекс работ по поиску и оценке пластов - коллекторов для закачки буровых отходов:
- не позднее 02.05.2013 разработать и утвердить проект геологоразведочных работ по поискам и оценке пластов-коллекторов в отражениях апт-альб-сеноманского комплекса для закачки пульпообразных буровых отходов, получив необходимые экспертизы и согласования;
- провести комплекс работ по геологическому изучению апт-альб-сеноманского комплекса с целью поисков и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов, включая длительные опытные (опытно-промышленные) закачки пульпообразных буровых отходов (III - V класса опасности) в соответствии с проектом, прошедшим в установленном порядке экспертизы, согласования и утверждение;
- в срок не позднее 02.11.2020 представить геологический отчет о результатах поисков и оценки пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на государственную экспертизу геологической информации.
В пункте 3.3.3 условий лицензии указано, что возможность перехода к промышленному захоронению буровых отходов будет определена по результатам государственной геологической экспертизы.
Из материалов дела следует, что в соответствии с условиями лицензии АО «Самотлорнефтегаз» выполнены работы по выбору участка намечаемого полигона глубинного захоронения отходов производства на Самотлорском нефтегазовом месторождении, получено положительное заключение государственной экспертизы материалов обоснования намечаемого объекта (что подтверждается протоколом согласования ГКЗ Роснедра от 06.11.2011 № 2528), подготовлена проектная документация на геологическое исследование объекта и дополнения к этой проектной документации со сроком выполнения работ до 02.11.2020, оформлены все разрешительные документы для реализации проекта, что подтверждается протоколом согласования ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.09.2014, протоколом Югранедра от 21.10.2014, протоколом согласования ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 31.10.2017, протоколом Югранедра от 15.11.2017, и не оспаривается административным органом. Указанной проектной документацией предусмотрено, что в целях изучения недр для размещения отходов осуществляется подготовка пульпообразной смеси из отходов бурения (бурового шлама, бурового раствора) и производится ее опытно-промышленная закачка в пласт-коллектор для установления принципиальной возможности использования участка недр для строительства и эксплуатации подземного полигона захоронения отходов.
Согласно дополнению к проекту геологического изучения апт-альб-сеноманского комплекса, поиска и оценки пластов - коллекторов для закачки пульпообразных буровых отходов, на Самотлорском месторождении планируется организация пункта захоронения пульпы, приготовленной на основе отходов бурения и подтоварных вод, работы ведутся в рамках лицензии ХМН 15976 ЗЭ.
Согласно положительному заключению ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 18.09.2014 проектом предусмотрено три этапа выполнения работ, в том числе на втором этапе - бурение поглощающих скважин с отбором керна и ГИС, формирование наблюдательного фонда путем перевода скважин из нефтедобывающих, опытно-фильтрационные работы, длительные опытные закачки пульпы.
Согласно положительному заключению ФБУ «Росгеолэкспертиза» от 31.10.2017 проект предусматривает длительные опытно-промышленные закачки пульпы, приготовленной на основе отходов бурения и подтоварных вод, и режимные наблюдения являются основным методом геологического изучения и поиска и оценки пластов - коллекторов.
В 2018 году сформирован и представлен на государственную геологическую экспертизу отчет о результатах геологического изучения на участке. Протоколом ГКЗ Роснедра № 5509, на который ссылается Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора в обоснование своих доводов, решено считать возможным проведение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства в режиме гидроразрыва пласта в течение 5 лет на базе двух поглощающих скважин со средней интенсивностью циклических нагнетаний до 800 куб. м/в сутки с объемным содержанием твердой фазы в пульпе до 20%. При этом в указанном протоколе прямо отмечено, что возможность промышленной эксплуатации полигона недостаточно обоснована представленными материалами, что обуславливает необходимость доразведки оцениваемого участка недр в рамках опытно-промышленной эксплуатации (пункт 2).
Указанный протокол содержит заключение государственной экспертизы ФБУ «Росгеолэкспертиза», в пункте 3.1.2 которой также отражено признать возможность промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства недостаточно обоснованной, считать возможным проведение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства III - V классов опасности в режиме гидроразрыва пласта в течение 5 лет на базе двух поглощающих скважин со средней интенсивностью циклических нагнетаний до 800 куб. м/в сутки с объемным содержанием твердой фазы в пульпе до 20%.
С учетом изложенного обществом после 29.08.2018 не начата промышленная эксплуатация объекта и размещение отходов на объекте, а продолжена работа по геологическому изучению недр, предусматривающая, в том числе обязательное выполнение опытно-промышленной эксплуатации полигона захоронения пульпообразных отходов производства на определенных условиях, то есть в рамках имеющейся у общества лицензии ХМН 15976 ЗЭ на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке.
Указанное соответствует пункту 3.3.3 лицензии, согласно которой возможность перехода к промышленному захоронению буровых отходов будет определена по результатам государственной геологической экспертизы. Срок предоставления геологического отчета на государственную экспертизу согласно указанной лицензии установлен до 02.11.2020.
Административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии решения государственной геологической экспертизы, предусматривающей переход к промышленному захоронению буровых отходов.
Протокол № 5509 таковым не является, поскольку не предусматривает переход к промышленному захоронению буровых отходов, а напротив указывает на необходимость доразведки оцениваемого участка недр.
Ввиду изложенного у суда отсутствуют основания для вывода о том, что обществом с 2017 года осуществляется деятельность по размещению (захоронению) на упомянутом объекте отходов IV класса опасности без получения соответствующей лицензии, поскольку осуществление опытно-промышленной закачки пульпообразных отходов производства осуществляется в рамках лицензии ХМН 15976 ЗЭ на осуществление работ по размещению промышленных стоков, поиски и оценку пластов-коллекторов для закачки буровых отходов на Самотлорском лицензионном участке на основании проектной документации, получившей положительные заключения государственных экспертиз.
К аналогичным вводам пришел Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Восьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении дела
№ А75-325/2020.
Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Нижневартовского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.05.2020 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении АО «Самотлорнефтегаз» прекращено в связи с отсутствием события правонарушения (том 3 л.д. 111-119).
По указанному делу Обществу вменялось неисполнение предписанием от 02.12.2019 оформить до 01.03.2020 лицензию на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, для захоронения отходов
III- V класса опасности либо прекратит указанную деятельность как незаконную.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в действиях общества отсутствует нарушение требований законодательства о лицензировании пользования недрами, так как у общества имеется лицензия на пользование недрами ХМН 15976 ЗЭ, в рамках которой осуществляются опытно-промышленные значки пультообразнвых буровых отходов.
Учитывая все изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление вынесено административным органом в отсутствие события правонарушения и поэтому подлежит признанию незаконным согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа
о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной
не облагается.
Руководствуясь статьями 168-170, 180-181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры,
РЕШИЛ:
признать незаконным постановление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования постановления
от 21.01.2020 № 5-ГН/19.
Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.В. Зубакина