ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1853/2022 от 15.09.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

23 сентября 2022 г.

Дело № А75-1853/2022

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2022 г.

Решение в полном объеме изготовлено 23 сентября 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628012, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) в интересах Российской Федерации к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) о взыскании ущерба,

при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности 29.10.2021 №87-18-09/18-4470, диплом
рег. № 43097 от 14.06.2002,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 30.11.2021 № 1, диплом
 рег. № 66-039 от 05.07.2017,

установил:

Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - истец, УФК, Управление) в интересах Российской Федерации обратилось
в арбитражный суд с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (далее - ответчик, Военный комиссариат, учреждение) о взыскании в федеральный бюджет 346 264, 74 руб. ущерба, причиненного Российской Федерации.

          Требования УФК мотивирует тем, что по результатам плановой камеральной проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2019 год выявлены нарушения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа
к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455 (далее - Правила компенсации), выразившиеся в компенсации расходов по коду классификации расходов бюджета 187 0201 31401 93987 112 в сумме 346 264,74 руб. без справки, выданной транспортной организацией, осуществляющей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета).    

          В ходе судебного разбирательства УФК отказалось от иска в части требований
о взыскании с учреждения 48 075, 17 руб., просило взыскать 298 189,57 руб.

          В обоснование заявления о частичном отказе от иска Управление указало, что
в состав исковых требований входят требования о взыскании ущерба в результате компенсации расходов по проездным документам ФИО3 на сумму 48 075,17 руб. Поскольку работник за пределы Российской Федерации не выезжал, нарушение пункта 10 Правил компенсации со стороны ответчика отсутствует.

          В силу части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции
до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

          Поскольку частичный отказ от иска не нарушает прав и законных интересов других лиц, он принимается судом и производство по делу в указанной части прекращается на основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования с учетом их уточнения.

Представитель ответчика в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Управлением в соответствии с приказом от 12.11.2020 № 311-П в период
с 04.12.2020 по 24.12.2020 в отношении Военного комиссариата проведена плановая камеральная проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год (идентификатор контрольного мероприятия: 2020- ПК.000.2016-8700.015).

В ходе проверки были выявлены нарушения, изложенные в Акте от 24.12.2020
№ 21-пк и заключающиеся в следующем:

в нарушение требований, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи
162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктом 10 Правил компенсации Военным комиссариатом при использовании работником отпуска
за пределами Российской Федерации компенсация расходов производилась
не на основании справки, выданной транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной
в стоимость перевозочного документа (билета), в которой стоимость определяется транспортной организацией как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна
в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна, в результате чего допущены незаконные (неправомерные) расходы по коду классификации расходов бюджета 187 0201 31401 93987 112 в общей сумме 346 264, 74 руб.

По результатам контрольного мероприятия Управлением в отношении Военного комиссариата вынесено предписание № 87-20-27/20-1403 от 30.03.2021 с требованием возместить в доход федерального бюджета незаконно (неправомерно) использованные средства (причиненный ущерб) в сумме 346 264,74 руб. в срок не позднее 6 месяцев со дня получения предписания. О результатах исполнения предписания Военному комиссариату следовало проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов не позднее 5 дней с даты исполнения предписания. Военному комиссариату было указано, что невыполнение предписания в установленный срок влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи
19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Военный комиссариат был проинформирован, что предписание может быть обжаловано
в установленном законом порядке в суд, Федеральное казначейство.

Согласно уведомлению о вручении (ф. 119) предписание получено Военным комиссариатом 01.04.2021, соответственно, срок возмещения в доход федерального бюджета незаконно (неправомерно) использованных средств (причиненного ущерба)
в сумме 346 264,74 руб. исчисляется со 02.04.2021 по 01.10.2021, а срок информирования Управления о результатах исполнения предписания со 02.10.2021 по 06.10.2021.

Предписание Военным комиссариатом в установленном порядке обжаловано
не было, требования о признании предписания недействительным объектом контроля
не заявлялись.

05.10.2021 в адрес Управления поступило письмо учреждения от 04.10.2021
№ 4/5052, из содержания которого следует, что Военным комиссариатом предписание
не исполнено. Письмом от 09.112021 г. № 4/5651 Военный комиссариат сообщил
об отсутствии платежного документа о возмещении в доход федерального бюджета незаконно (неправомерно) использованных средств (причиненного ущерба) в сумме
346 264, 74 руб.

Поскольку требование предписания по возмещению ущерба Российской Федерации Военным комиссариатом добровольно не исполнено, Управление обратилось в суд
с настоящим иском.

Полномочия Управления на подачу искового заявления о возмещении ущерба, причиненного Российской подтверждаются следующим.

В соответствии с Положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, УФК является территориальным органом Федерального казначейства и одной из его задач является контроль и надзор
в финансово-бюджетной сфере (пункт 8.5(1). Управление в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции осуществляет контроль и надзор
в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 9.22(1), осуществляет в рамках своей компетенции производство
по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 9.22(4).

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 БК РФ бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, к которым относятся Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены БК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

В соответствии с пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).

Перечень объектов государственного (муниципального) финансового контроля установлен пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ, в число которых входят главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, государственные (муниципальные) учреждения.

В соответствии со статьей 267.1 БК РФ методами осуществления государственного финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий
по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых
и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета
и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период. Результаты проверки, ревизии оформляются актом.

Полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля установлены пунктом 1 статьи 269.2. БК РФ, в числе которых предусмотрен контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений; контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства
и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также
за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств
из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 269.2. БК РФ при осуществлении полномочий
по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля проводятся проверки, ревизии и обследования, направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания, осуществляется производство по делам
об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством
об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2. БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Пункт 7 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020
№ 1095, устанавливает, что на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля, принятого по результатам рассмотрения акта проверки (ревизии), а также иных материалов проверки (ревизии), результатов повторной проверки (ревизии), о наличии оснований для направления представления и (или) предписания объекту контроля и (или) о наличии оснований для направления информации
в правоохранительные органы, органы прокуратуры и иные государственные (муниципальные) органы должностные лица органа контроля, ответственные
за проведение контрольного мероприятия, при отсутствии оснований для назначения повторной проверки (ревизии) обеспечивают подготовку и направление представления
и (или) предписания объекту контроля.

В соответствии с пунктом 9 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий
и обследований» при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию орган контроля направляет объекту контроля предписание одновременно с представлением в случае невозможности устранения нарушения.

Пункт 14 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований» устанавливает, что указанные в предписании требования о возмещении ущерба, причиненного публично-правовому образованию, считаются исполненными объектом контроля после зачисления в полном объеме средств возмещения ущерба на единый счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 БК РФ единый счет бюджета - казначейский счет (совокупность казначейских счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых)
в Федеральном казначействе отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для осуществления и отражения операций с денежными средствами по поступлениям в бюджет и перечислениям из бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 270.2. БК РФ под предписанием в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок нарушения
при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования
о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.

В связи с вышеизложенным, Управление уполномочено осуществлять функции
по организации и осуществлению государственного финансового контроля
 и предписание, выданное Военному комиссариату, вынесено в пределах полномочий контрольного органа по факту нарушения, относящегося к предмету плановой камеральной проверки.

Поскольку в соответствии с пунктом 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете
на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации, следовательно, Военный комиссариат является получателем средств федерального бюджета, проверка законности использования этих средств их использования проведена Управлением
на законных  основаниях.

В соответствии с пунктом 4 статьи 270.2. БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Таким образом, Управление уполномочено на обращение в суд с настоящим иском
о возмещении ущерба Российской Федерации, поскольку имеет место неисполнение ответчиком предписания, вынесенного по результатам контрольного мероприятия.

          Оценив представленные в суд доказательства, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований.

В соответствии с абзацами 1 и 2 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации, а также статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1
«О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» лица, работающие
в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации
к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа
к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда
и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих
в федеральных органах государственной власти (государственных органов)
и федеральных казенных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, и членов их семей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 № 455.

Так, пунктом 10 указанных Правил компенсации установлено, что в случае использования работником организации отпуска за пределами Российской Федерации,
в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом
до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.

В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом
без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения предоставляется справка
о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.

Таким образом, основанием для компенсации расходов к месту использования отпуска и обратно в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы аэропорту, является справка транспортной организации о стоимости перевозки
по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа.

При этом с учетом положений пункта 6 Правил компенсации под транспортной организацией подразумевается транспортная организация, осуществляющая перевозку, или ее уполномоченный агент.

Военный комиссариат производил самостоятельный расчет процентной части стоимости воздушной перевозки на основании перевозочного документа или справки туристического агентства по ортодромии маршрута полета воздушного судна
в воздушном пространстве Российской Федерации. Как поясняет ответчик, данные расчеты производились по причине отказа авиакомпаний предоставлять справки необходимого образца, что лишало работников права на оплату льготного проезда.

В судебном заседании установлено, что в отношении подотчетных лиц
ФИО4 (компенсация расходов 14 345,2 руб.), ФИО5 (компенсация расходов 69 359,4 руб.), ФИО6 (компенсация расходов 11 874,7 руб.),
ФИО7 (компенсация расходов 19 819,86 руб.), ФИО8 (компенсация расходов 26 109,78 руб.), ФИО9 (компенсация расходов 46 572,44 руб.),
ФИО10 (компенсация расходов 4 572,44 руб.), ФИО11 (компенсация расходов 9 387,25 руб.), ФИО12 (компенсация расходов 11 175,28 руб.) имеются справки транспортной организации.

Суд отклоняет возражения истца, основанные  на том, что справки транспортной организации выданы  после даты утверждения авансовых отчетов, поскольку полагает, что несоблюдение ответчиком пункта 10 Правил компенсации не повлекло ущерба
для Российской Федерации, так как подотчетные лица имеют право на возмещение документально подтвержденных расходов.

Имеющиеся в материалах дела копии авиабилетов, посадочных талонов, заграничных паспортов вышеназванных работников, подтверждают фактическое проведение отпусков за пределами Российской Федерации.

1) Так, по авансовому отчету от 14.06.2019 № 8/274 подотчетное лицо
ФИО4 (проезд к месту отпуска в г. Анталия Турция) по коду классификации расходов бюджетов (далее - КРБ) 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 18 645,20 руб. представлены первичные учетные документы:

- посадочные талоны по маршруту Кольцово-Анталия 28.05.2019, Анталия-Кольцово 07.06.2019 на имя ФИО4;

- квитанция к приходному кассовому ордеру от 03.03.2019 ООО «Центр Красоты
и Путешествий» на сумму 53 700,00 руб.;

- чек на приобретение ГСМ от 04.06.2019 на сумму 4 100,00 руб.;

- маршрут квитанция электронного билета по маршруту Екатеринбург-Анталия-Екатеринбург;

- справка № 39931 от 10.06.2019 о стоимости оплаченных в составе туристического пакета авиабилетов с указанием стоимости;

- чек на приобретение ГСМ от 28.05.2019 на сумму 4 300,00 руб.;

- кассовый чек за долгосрочную парковку от 03.06.2019 на сумму 1 500,00 руб.;

- товарный и кассовый чек за приобретение ГСМ на сумму 4 300,00 руб.;

- договор № 14 от 03.03.2019 на реализацию туристического продукта;

- копия заграничного паспорта;

- копия  водительского удостоверения;

- данные о расходе топлива на автомобиль.

Сотрудником финансово-экономического отделения Военного комиссариата произведен самостоятельный расчет процентной части стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующей процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна
в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна и оплата
по справке, выданной ООО «Intourist» (19 527,91 руб. х 73,46 %).

На основании самостоятельного произведенного расчета компенсация стоимости перевозки по территории Российской Федерации составила 14 345,20 руб.

Справка, выданная транспортной организацией, осуществлявшей перевозку,
о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета) в ходе проведения проверки представлена не была.

Справка акционерного общества «Авиакомпания Россия» от 08.07.2022 № 23/900 выдана после даты утверждения авансового отчета от 14.06.2019 и осуществления выплаты из федерального бюджета.

2) По авансовому отчету № 229 от 16.05.2019 ФИО13 по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 69 530,28 руб. представлены следующие документы:

- справка от 14.05.2019 № 5883480/ША ООО «РегионТуризм» о стоимости чартерной международной перевозки;

- маршрутная квитанция электронного билета на ФИО14 (2 шт.);

- маршрутная квитанция электронного билета на ФИО13 (2 шт.);

- маршрутная квитанция электронного билета на ФИО15 (2 шт.);

- посадочные талоны на ФИО13, ФИО15, ФИО14 по маршруту Сургут-Анталия-Сургут;

- справка ООО «Время путешествий» от 14.05.2019 № 057;

- копии заграничных паспортов ФИО13, ФИО15, ФИО14;

- справка № 1365 от 17.05.2019 о регистрации детей;

- копии свидетельств о рождении ФИО14, ФИО15;

- заявление от 16.05.2019 об оплате проезда;

- договор от 26.01.2019 № TUR-26/01/2019-2 о реализации туристического продукта.

 Как указывает ответчик, подотчетным лицом была представлена справка
от ООО «Регион Туризм» 5883480/ША от 14.05.2019 на сумму 87 669 руб. (маршрут Сургут-Анталия-Сургут), к этой сумме был применен коэффициент 79,31 %. Компенсированы расходы в сумме 69 530,28 руб. на сотрудника и 2-х иждивенцев.

По требованию о предоставлении справки от авиаперевозчика ООО «Azurair»
(на основании акта ревизии) ФИО5 представлена справка № 2021-10- 15/395
от 15.10.2021 от авиаперевозчика ООО «Azurair» по маршруту Сургут-Анталия
при выполнении рейса ZF 8895 от 01.05.2019 отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии - 79,31 %, по маршруту Анталия-Сургут при выполнении рейса ZF 8896 от 10.05.2019  отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии - 78,92 %.

Итого стоимость перелета по ортодромическому расстоянию составила 23 119,80 руб. на каждого пассажира или 69 359,40 руб.

Сумма компенсации расходов составила 69 530,28 руб. Переплата сотруднику составила 170,88 руб.

 3) По авансовому отчету № 133 от 21.03.2019 ФИО16 по РКБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 51 216,05 руб. представлены следующие первичные документы:

- справка ООО «РОЙ ТУР» о стоимости авиаперелета по маршруту Москва-Анталия-Шарм Эль Шейх-Анталия-Москва на ФИО17;

- справка ООО «Акваматик-Сургут» от 18.03.2019 № 005 об отсутствии прямых рейсов;

- квитанция к приходному кассовому ордеру ООО «Автоматик-Сургут» № 55
от 28.02.2019 об оплате за тур в Египет;

- квитанции электронных билетов на ФИО17, ФИО18, ФИО19
по маршруту Шарм Эль Шейх-Анаталия и по маршруту Анталия-Шарм Эль Шейх;

- маршрутные квитанции № 2162406647360 на ФИО17, № 2162406647363
на ФИО18, № 2162406647362 на ФИО19;

- посадочные талоны;

- уведомление клиента-физического лица об изменении номера счета;

- маршрутные квитанции электронных билетов ФИО17, ФИО18, ФИО19 по маршруту Москва-Сургут с посадочными талонами;

- счет-выписка от 28.02.2019;

- справка о регистрации по месту жительства;

- копии заграничных паспортов, свидетельств о рождении детей;

- маршрутные квитанции ФИО17, ФИО18, ФИО19 по маршруту Анталия-Москва. 

По справке от ООО « РОЙ ТУР» на сумму 12 196,70 руб. (маршрут Москва-Анталья -Шарм Эль Шейх-Анталия-Москва) применен коэффициент 48,68 % на сотрудника
и 2-х иждивенцев. Компенсированы расходы в сумме 12 196,70 руб.

Как указывает ответчик, по требованию о предоставлении справки
от авиаперевозчика «Nordwind» (на основании акта ревизии) ФИО17 была предоставлена справка № 3481 от 25.10.2021 от авиаперевозчика «Nordwind» по маршруту Москва-Анталья-Москва при выполнении рейса отношении ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии 68,38 %.

Исходя из данной справки, перелет по ортодромическому расстоянию cocтавил
7 304,37 руб. на каждого пассажира или 22 093,11 руб.

Сумма компенсации расходов составила 11 874,70 руб.

4) По авансовому отчету № 364 от 15.07.2019 ФИО7 по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 24 269,37 руб. приложены следующие первичные учетные документы:

- маршрутная квитанция по маршруту Анталия-Екатеринбург, посадочный талон;

- маршрутная квитанция по маршруту Екатеринбург-Анталия, посадочный талон;

- справка ООО «Исеть Трэвел» о стоимости авиаперелета по маршруту Екатеринбург-Анталия-Екатеринбург на сумму 26980,47 руб.;

- чеки на приобретение ГСМ;

- копия свидетельств о регистрации ТС, копия ПТС;

- копия заграничного паспорта.

ФИО7 представлена справка от Туроператора «Priwate Limitet» на сумму
26 980,47 руб., применен коэффициент 73,46 %. Компенсированы расходы в сумме
19 819,86 руб.

По требованию о предоставлении справки от авиаперевозчика «Nordwind» (на основании акта ревизии) ФИО7 предоставлена справка № 885 от 31.03.2022 авиаперевозчика «Nordwind» по маршруту Екатеринбург-Анталия-Екатеринбург
при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии 73,64 %.

Итого стоимость перелета по ортодромическому расстоянию составила 9 934,20 руб.

Расчет по представленной справке составляет 19 868,40 руб. ( 9 934,20 руб. *2 )

Сумма компенсации расходов составила 19 819,86 руб. Переплата составила
48,54 руб.

5) По авансовому отчету № 330 от 17.07.2019 Налетова Ю.А. по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 35 709,78 руб. приложены следующие первичные учетные документы:

- маршрутная квитанция электронного билета по маршруту Ханты-Мансийск-Тюмень-Ханты-Мансийск с посадочными талонами;

- квитанции электронных билетов по маршруту Тюмень-Анталия-Тюмень;

- бухгалтерская справка ООО «Корал Тревэл» о стоимости перелета в сумме 34 591,65 руб.;

- договор от 02.06.2019 № 3261 бронирования туристического продукта;

- копия заграничного паспорта;

- выписка из банка.

По справке № 181924 от 09.07.2019 на сумму 34 591,65 руб. Военным комиссариатом применен коэффициент 75,48 %. Подотчетному лицу компенсированы расходы в сумме 26 109,78 руб.

По требованию о предоставлении справки oт авиаперевозчика «RoyuMliqhl»
(на основании акта ревизии) ФИО8 предоставлена справка от 02.12.2021
от авиаперевозчика «Royalfliqht» по маршруту Тюмень-Аталия-Тюмень при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии 75,58 %.

Итого стоимость перелета по ортодромическому расстоянию составила 26 144,37 руб.

Расчет по представленной справке составляет 26 144,37 руб. (34 591,65 руб. * 75,58%)

Сумма компенсации расходов составила 26 109,78 руб. Переплата сотруднику составила 34,59 руб.

6) По авансовому отчету от 16.08.2019 № 409 подотчетного лица ФИО9 по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 49 759,10 руб. представлены первичные учетные документы:

- справка ООО «Регион Туризм» о стоимости авиаперелета по маршруту Сургут-Анталия-Сургут в размере 31370 руб. на одного пассажира;

- подтверждение бронирования услуг от 08.07.2019;

- маршрутные квитанции электронных билетов по маршруту Сургут-Анталия на ФИО20, ФИО9 с посадочными талонами;

- туристическая путевка;

- копии заграничных паспортов.

По справке № 6395 Ю4/ШЛ от 08.07.201 на сумму 62 740 руб. применен коэффициент 79,31 %. Компенсированы расходы в сумме 49 759,10 руб. на сотрудника
и 1-го иждивенца.

По требованию о предоставлении справки от авиаперевозчика «Azurair»»
(на основании акта ревизии) ФИО9 предоставлена справка № 2022-04-04/220
от 04.04.2022 от авиаперевозчика ««Azurair» по маршруту Сургут-Анталия
при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к обшей ортодромии 74,35 %. По маршруту Анталия-Сургут при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии 74,11 %.

Итого перелет по ортодромическому расстоянию составил 23 286,22 руб. на каждого пассажира или 46 572,44 руб.

Сумма компенсации расходов составила 49 759,10 руб.

Переплата составила 3 186,66 руб.

7) По авансовому отчету от 19.07.2019 № 394 подотчетного лица
ФИО10 по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 21 136,09 руб. представлены следующие документы:

- маршрутная квитанция по маршруту Екатеринбург-Москва, посадочный талон;

- маршрутная квитанция по маршруту Москва-Краби (Тайланд), посадочный талон;

- маршрутная квитанция по маршруту Краби (Таиланд)-Москва, посадочный талон;

- договор от 27.03.2019 с туристическим агентством «Акварель-Н» о бронировании тура;

- справка ООО «Рой Тур» о стоимости авиаперелета по маршруту Екатеринбург-Москва-Екатеринбург на сумму 11 109,8 руб., Москва-Краби (Таиланд)-Москва 35 697,9 руб.;

- чеки на приобретение ГСМ;

- копия свидетельства о регистрации ТС, копия ПТС;

-копия страхового полиса гражданской ответственности владельцев ТС;

- копия заграничного паспорта.

 По справке № 4118667 от 12.06.2019 на сумму 35 697,90 руб. применен коэффициент 12.81 % компенсированы расходы в сумме 4 572,90 руб.

По требованию о предоставлении справки от авиаперевозчика «Nordwind»
(на основании акта ревизии) ФИО10 предоставлена справка от 27.05.2021
от авиаперевозчика «Nordwind» по маршруту Москва - Краби при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии 47,39 % на сумму 8 458,61 руб., по маршруту Краби-Москва при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии 23,67 % на сумму 4 224,84 руб.

8) По авансовому отчету от 17.11.2019 № 699 подотчетного лица ФИО11
по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 30 389,3 руб. представлены первичные учетные документы:

- маршрут-квитанция электронного билета 5552116752198 по маршруту Нижневартовск-Москва-Нижневартовск с посадочными талонами;

- квитанция электронных билетов по маршруту  Москва-Санья-Москва;

- справка TEZInterationalGmbH о стоимости перелета по маршруту Москва-Санья-Москва;

- маршрутные квитанции электронного билета по маршруту Москва-Санья;

- договор от 29.07.2019 бронирования туристического продукта

- копия заграничного паспорта.

Военным комиссариатом произведен расчет процентной части стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующей процентному соотношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна и оплата по маршрутным квитанция на общую стоимость 17 000 руб. * 55,29%.

Компенсация стоимости перевозки составила 9399,3 руб.

По требованию о предоставлении справки от авиаперевозчика ООО «ЛИ ФЛАЙ»
(на основании акта ревизии) ФИО11 предоставлена справка б/н от 21.10.2021
от авиаперевозчика «ООО «АЙ ФЛАЙ» по маршруту Москва-Санья при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации  к общей ортодромии - 55,15 %, по маршруту Санья-Москва при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к обшей ортодромии - 55,29 %.

Итого стоимость перелета по ортодромическому расстоянию составила 9 387,25 руб.

9) По авансовому отчету от 11.11.2019 № 23/253 подотчетного лица ФИО12 по КРБ 187 0201 31401 93987 112 на общую сумму 14 713,57 руб. представлены первичные учетные документы:

- железнодорожные билеты по маршруту Устье-Аха-Реж, Реж-Екатеринбург, Екатеринбург-Устье-Аха;

- справка о стоимости авиаперелета ООО «Туристическое агенство «Клаб Трэвел»;

- маршрутная квитанция электронного билета по маршруту Екатеринбург-Анталия-Екатеринбург;

- договор о бронировании туристического продукта;

- копия заграничного паспорта.

Военным комиссариатом произведен расчет процентной части стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующей процентному соотношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута полета воздушного судна и оплата по маршрутным квитанция на общую стоимость 16 687 руб. * 73,46%.

Компенсация стоимости перевозки составила 12 258,27 руб.

По требованию о предоставлении справки от авиаперевозчика «Azurair»
(на основании акта ревизии) ФИО12 предоставлена справка от 01.11.2021
от авиаперевозчика «Azurair» по маршруту Екатеринбург-Анталия при выполнении рейса отношение ортодромии по Российской Федерации к общей ортодромии - 67,18 %,
по маршруту Анталия-Екатеринбург при выполнении рейса отношение ортодромии
по Российской Федерации к общей ортодромии - 66,76 %.

Итого стоимость перелета по ортодромическому расстоянию составила 26 144,37 руб.

Расчет по представленной справке по маршруту Екатеринбург-Анталия составляет
8 343,50 руб. * 67,18 %. = 5 605,16 руб.

Расчет по представленной справке по маршруту Анталия-Екатеринбург составляет
8 343,50 руб. * 66,76 %. = 5 570,12 руб.

Сумма по справке 11 175,28 руб.

Сумма компенсации расходов составила 12 258,27 руб. Переплата составила
1 082,99 руб.

 Таким образом, оснований для удовлетворения требований в сумме 213 216,35 руб. не имеется.

В остальной части суд признает исковые требования обоснованными
и подлежащими удовлетворению.

В отношении подотчетных лиц ФИО21 (компенсация расходов 39 580,25 руб.), ФИО22 (компенсация расходов 19 228,17 руб.), ФИО23 (компенсация расходов 17 086,94 руб.) ответчик не опровергает факт отсутствия справки, выданной транспортной организацией, осуществлявшей перевозку, о стоимости перевозки
по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), необходимой для компенсации расходов.

По нарушениям, выявленным УФК в части компенсации расходов подотчетным лицам ФИО24 на сумму 4624,82 руб.

Исходя из изложенного, компенсация расходов на оплату проезда к месту использования отдыха и обратно в сумме 84 973,22 руб. произведена ответчиком неправомерно.

При объявлении резолютивной части решения судом допущена арифметическая ошибка в сумме ущерба, которую суд на основании части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным исправить
без вынесения самостоятельного определения, поскольку исправление описки не изменяет содержание принятого решения.

          Руководствуясь статьями 49, 150, 151, 167-176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

принять частичный отказ от иска и прекратить производство по делу в части требований
о взыскании ущерба в размере 48 075 рублей 17 копеек.

          В остальной части исковое заявление удовлетворить частично.

          Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» в федеральный бюджет ущерб в размере
84 973 рублей 22 копеек.

          В удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба в размере 213 216 рублей 35 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.       

          Судья                                         Л.С. Истомина