Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-18772/2020 по заявлению администрации сельского поселения Нижнесортымский к департаменту финансов администрации Сургутского района о взыскании дотации в размере 13 095 898 рублей 18 копеек, при участии в деле в качестве заинтересованного лица - департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
при участии представителей сторон:
от истца - ФИО1, доверенность № 1 от 11.01.2021 (онлайн)
от ответчика – ФИО2, доверенность № 2 от 18.01.2021, ФИО3, доверенность № 4 от 20.01.2021,
от заинтересованного лица – не явились, извещены,
установил:
администрация сельского поселения Нижнесортымский (далее – заявитель, Администрация поселения) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к департаменту финансов администрации Сургутского района (далее – ответчик, Департамент финансов района) о взыскании дотации в размере 13 095 898 рублей 18 копеек, не выплаченной истцу за 2019 год из бюджета Сургутского района.
Определением от 16.12.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент финансов округа).
От ответчика и заинтересованного лица поступили отзывы на заявление с возражениями относительно заявленных требований (т.2, л.д. 2-4,л.д.30-32).
В материалы дела от заявителя поступили письменные пояснения по доводам отзыва (т.2, л.д. 73-79), от ответчика также поступили письменные пояснения (т.2, л.д. 88-93).
Определением суда от 20.01.2021 судебное заседание отложено на 10.02.2021.
До судебного заседания от Администрации поселения поступили письменные пояснения (т.3, л.д. 2-7), от ответчика поступили дополнительные письменные пояснения, в том числе по вопросу издания Департаментом финансов района приказа от 25.11.2019 № 68-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский» (т.2, л.д.137-139).
Судебное заседание проведено с использованием системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание).
В судебном заседании представитель Администрации поселения поддержал требования в полном объеме, указав на отсутствие правовых оснований для приостановления выплаты межбюджетных трансфертов в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения как по распоряжению ответчика от 26.04.2019 № 13-п, так и по распоряжению ответчика от 25.11.2019 № 68-п.
В свою очередь представители ответчика просили в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что приказ Департамента финансов района от 25.11.2019 № 68-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский» принят в соответствии с установленным Думой Сургутского района порядком, приостановление выплаты дотаций из бюджета муниципального района бюджету сельского поселения в 2019 году не повлекло нарушение прав заявителя.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
На основании решения Думы Сургутского района от 12.17.2018 № 590-нпа «О бюджете Сургутского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» бюджету сельского поселения Нижнесортымский предусмотрена дотация на обеспечение сбалансированности бюджета в размере 14 868 790 рублей 18 копеек.
При планировании бюджета поселения заявитель руководствовался письмом Департамента финансов района от 30.10.2018, согласно которому до Администрации поселения были доведены уточненные объемы межбюджетных трансфертов и указано на необходимость учесть соответствующие объемы в проекте решения Совета депутатов о бюджете поселения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (т.1, л.д. 43-44).
В марте 2019 года выплата дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымский, предусмотренные решением Думы Сургутского района от 12.17.2018
№ 590-нпа, была приостановлена на основании приказа Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п, о чем Департамент сообщил истцу в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810 «О приостановлении межбюджетных трансфертов».
Не согласившись с указанными действиями Департамента финансов района и изданным приказом от 26.04.2019 № 13-п, доведенным до сведения Администрации поселения письмом от 30.04.2019, Администрация поселения обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Департаменту финансов района об их оспаривании. Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2019 по делу № А75-14742/2019, оставленным в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020, заявленные требования Администрации поселения удовлетворены, действия по приостановлению выплаты дотаций из бюджета района бюджету поселения признаны незаконными.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении указанного спора арбитражный суд установил, что приказом от 26.04.2019 № 13-п было приостановлено перечисление в бюджет сельского поселения дотаций, как предусмотренных на обеспечение сбалансированности бюджета, определенных к выплате из бюджета муниципального района, так и дотаций, предусмотренных на выравнивание бюджетной обеспеченности, определенных к выплате бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
До принятия решения суда по делу № А75-14742/2019 приказом руководителя Департамента финансов района от 25.11.2019 № 67-п ранее изданный приказ Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п отменен, из бюджета Сургутского района бюджету с.п. Нижнесортымский перечислено 15 089 900 рублей 00 копеек – сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предусмотренные бюджетом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В свою очередь дотации на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в оставшейся сумме 13 095 898,18 руб., предусмотренные как решением о бюджете муниципального района, так и решением о бюджете сельского поселения, в адрес заявителя не поступили.
Администрация поселения неоднократно обращалась в адрес Департамента финансов района с требованием о выплате оставшейся суммы дотаций в размере 13 095 898,18 руб., что подтверждается письмами от 18.08.2020, от 21.09.2020 (т.1, л.д. 91, 92).
В ответ на обращения Администрации поселения Департамент финансов района сообщил об отмене приказа Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п приказом от 25.11.2019 № 67-п, что повлекло восстановление прав и законных интересов Администрации поселения (т.1, л.д. 93).
Заявитель, посчитав, что лишен возможности надлежаще исполнить возложенные на него задачи по решению местных вопросов в связи с неполучением суммы дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета поселения за 2019 год, обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Департаменту финансов района с требованием о взыскании дотации на обеспечение сбалансированности бюджета с.п. Нижнесортымский в размере 13 095 898 рублей 18 копеек.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что правовых оснований для приостановления выплаты из бюджета муниципального района бюджету сельского поселения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета с.п. Нижнесортымский в 2019 году у ответчика не имелось.
Согласно сатье 41 БК РФ дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся к безвозмездным поступлениям, при этом исходя из определения понятия «дотации», данном в БК РФ, дотацией является межбюджетный трансферт, предоставляемый на безвозмездной и безвозвратной основе без установления цели ее использования.
Как уже упоминалось ранее, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.12.2019 по делу № А75-14742/2019, оставленным в силе постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020, были удовлетворены требования Администрации поселения, действия Департамента финансов района по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810, признаны незаконными, на Департамент финансов района возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов сельского поселения Нижнесортымский.
При принятии указанного решения, арбитражный суд исходил из следующего.
Суд установил, что в решении Департамента финансов района, изложенном в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810, указывается на применение к бюджету поселения мер бюджетного принуждения в виде приостановления из бюджета района дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности:
- до организации исполнения обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной п. 4 ч. 1 ст. 14 Закона РФ от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- до устранения выявленных нарушений путем назначения эксплуатирующей организации при проведении пробной эксплуатации и гидравлических испытаний трубопроводов и ёмкостных сооружений на объекте «Реконструкция и расширение КОС- 800 с.п. Нижнесортымский» (л. д. 16).
В основание принятого решения Департамент финансов района указал на неисполнение Администрацией поселения вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-18618/2017, в соответствии с которым признано незаконным бездействие Администрации поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по решению вопросов местного значения по организации водоотведения, установленной пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а так же нарушение условий заключенного между Департаментом финансов района и муниципальным образованием сельское поселение Нижнесортымский соглашения от 09.01.2019 № 10 «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета сельского поселения Нижнесортымский», а именно подпункта 7 пункта 2.1.3.
Признавая действия по приостановлению выплаты дотаций незаконными, суд указал на то, что в соответствии с требованиями бюджетного законодательства до принятия решения о приостановлении выплаты дотаций в отношении Администрации поселения проверка соблюдения бюджетного законодательства, контрольные мероприятия по исполнению условий соглашения от 09.01.2019 № 10 и Порядка предоставления межбюджетных трансфертов не приводились; органы местного самоуправления муниципальных районов не отнесены бюджетным законодательством к числу органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за осуществлением действий по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения; по смыслу пункта 2 статьи 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение, тогда как в рассматриваемом случае такая мера бюджетного принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов применена Департаментом финансов района в связи с неисполнением судебных актов, что является неправомерным.
Установив указанные обстоятельствах, арбитражный суд признал действия Департамента финансов района по приостановлению предоставления из бюджета района межбюджетных трансфертов бюджету сельского поселения Нижнесортымский на обеспечение сбалансированности и на выравнивание бюджетной обеспеченности и решение о приостановлении межбюджетных трансфертов, изложенное в письме от 30.04.2019 № 30-01-21-810, незаконными, ограничивающими заявителя в осуществлении им экономической деятельности на своей территории, связанной с решением вопросов местного значения.
Указанное решение арбитражного суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора (статья 69 АПК РФ).
Оценивая повторные действия ответчика по приостановлении бюджету сельского поселения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год, суд при рассмотрении настоящего спора приходит к аналогичным выводам.
Как следует из материалов дела, отменив приказом от 25.11.2019 № 67-п приказ от 26.04.2019 № 13-п о приостановлении дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымский, Департамент финансов района в этот же день 25.11.2019 издал приказ № 68-п «О приостановлении предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский» (т.2, л.д.137-139).
Из содержания указанного приказа, а также из пояснений представителей ответчика в судебном заседании и из содержания заключения о наличии нарушений условий предоставления межбюджетных трансфертов № 23 от 25.11.2019, подписанного начальником управления бюджетной политики Департамента финансов района ФИО3 (т.2, л.д. 159-160), основанием для приостановления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета за 2019 год явились те же обстоятельства, что и при вынесении приказа от 26.04.2019 № 13-п (невыполнение условий соглашения № 10 от 09.01.2019 и судебных актов по делу № А75-18618/2017 и по делу № 2а-861/2019).
Суд приходит к выводу о незаконности приказа Департамента финансов района от 25.11.2019 № 68-п.
Решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389 утвержден Порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района» (далее – Порядок предоставления межбюджетных трансфертов).
В соответствии с названным Порядком межбюджетные трансферты из бюджета района предоставляются бюджетам городских и сельских поселений в следующих формах: 1) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Сургутского района; 2) иные межбюджетные трансферты; 3) субвенции из бюджета района бюджетам городских и сельских поселений в случаях, установленных статьями 133 и 140 БК РФ.
Перечисление бюджетам городских и сельских поселений дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществляется финансовым органом администрации Сургутского района в пределах доведенных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств при условии соблюдения органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а так же условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений, установленных пунктами 2 и 3 раздела 6 настоящего Порядка.
В разделе 6 Порядка определены условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района.
В частности, подпунктом 7 пункта 2 раздела 6 Порядка предусмотрено, что одним из таких условий является: выполнение органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений (отсутствие решений судов, актов прокурорского реагирования, государственных органов контроля (надзора), органов общественного контроля, заключений отраслевых (функциональных) органов администрации Сургутского района по вопросам неисполнения (бездействия) либо ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления городских и сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения и иных полномочий, закрепленных за ними в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уставами городских и сельских поселений).
В идентичной редакции внесено данное условие предоставления межбюджетных трансфертов в подпункт 7 пункта 2.1.3 Соглашения № 10 от 09.01.2019 «О мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета сельского поселения Нижнесортымский».
В силу положений пункта 2 раздела 7 Порядка при несоблюдении органами местного самоуправления городских и сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а так же условий предоставления межбюджетных трансфертов, указанных в пунктах 2 и 3 раздела 6 Порядка, финансовый орган администрации района вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета района бюджету соответствующего городского и сельского поселения.
Право Департамента финансов района осуществлять контроль за исполнением Соглашения № 10 и приостанавливать предоставление межбюджетных трансфертов предусмотрено так же разделом 3, пунктом 4.1 Соглашения № 10.
В то же время в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Из положений Закона № 131-ФЗ и БК РФ следует принцип самостоятельности бюджетов и самостоятельного под свою ответственность решение населением или через органы местного самоуправления вопросов местного значения.
Согласно статье 70 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Вопросы контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления, их должностных лиц регламентированы в главе 10 Закона № 131-ФЗ.
В соответствии со статьёй 77 Закона № 131-ФЗ контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции.
Органы местного самоуправления муниципальных районов не указаны в числе органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за осуществлением действий по решению органами местного самоуправления сельских поселений вопросов местного значения.
В то же время, самостоятельность и независимость муниципальных образований по отношению друг к другу не исключает предусмотренного бюджетным законодательством муниципального финансового контроля, который ограничивается нормами БК РФ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе муниципальными.
В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) (часть 3 статьи 265 БК РФ).
Положениями части 2 статьи 267.1 БК РФ предусмотрено, что органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Такой контроль осуществляется также в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты.
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных)
программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.
Согласно пункту 2 статьи 306.2 БК РФ к участникам бюджетного процесса может быть применена такая бюджетная мера принуждения, как приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии со статьями 306.4 - 306.8 БК РФ за совершенные участниками бюджетного процесса бюджетные нарушения предусмотрены две меры принуждения - в виде приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) и бесспорного взыскания средств бюджета.
Из пункта 2 статьи 306.2 БК РФ также следует, что бюджетные меры принуждения могут быть применены к финансовому органу, главному распорядителю бюджетных средств, распорядителю бюджетных средств, получателю бюджетных средств, главному администратору доходов бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита бюджета, совершившему бюджетное нарушение.
Таким образом, субъектом ответственности по бюджетному законодательству является лицо, допустившее бюджетное нарушение, в то время как при вынесении приказа от 25.11.2019 № 68-п, как и при вынесении приказа от 29.04.2019 № 13-п Департамент финансов района не установил нарушения бюджетного законодательства, основанием для применения бюджетной меры принуждения в виде приостановлены предоставления дотаций явилось неисполнение Администрацией судебных актов и соглашения № 10 от 09.01.2019.
Вместе с тем, указанные нарушения не являются бюджетными по смыслу, установленному нормами БК РФ.
Более того, вопреки доводам ответчика, постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 19.11.2019 по делу № А75-18618/2017 установлено, что Администрация поселения в полном объеме исполнила решение суда первой инстанции по указанному делу.
Кроме того, в соответствии с пунктами 1, 5, 6 статьи 306.2 БК РФ (действующими на момент приостановления межбюджетных трансфертов) бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля (пункт 1).
Под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях БК РФ понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для
применения предусмотренных БК РФ бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
При выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетных нарушений орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля направляет не позднее 30 календарных дней со дня окончания контрольного мероприятия уведомление о применении бюджетных мер принуждения финансовому органу.
При выявлении в ходе проверки (ревизии) бюджетных нарушений орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет финансовому органу не позднее 60 календарных дней после дня окончания проверки (ревизии) уведомление о применении бюджетных мер принуждения в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ (пункт 5).
Отсутствие в уведомлении о применении бюджетных мер принуждения оснований для применения бюджетных мер принуждения или его формирование и направление в финансовый орган с нарушениями порядка, установленного в соответствии с пунктом 3 статьи 268.1 или пунктом 3 статьи 269.2 БК РФ, является основанием для принятия финансовым органом решения об отказе в применении бюджетных мер принуждения (пункт 6).
Таким образом, в случае установления в муниципальных правовых актах представительного органа муниципального района порядка приостановления (сокращения) предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующего бюджета, данный порядок должен соответствовать требованиям статьи 306.2 БК РФ.
В материалы дела не представлено доказательств проведения Департаментом финансов проверки по вопросу соблюдения условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района бюджету сельского поселения Нижнесортымский в рамках осуществления муниципального финансового контроля, как того требует статья 306.2 БК РФ.
Таким образом, установив, что при вынесении приказа от 25.11.2019 № 68-п Департаментом финансов района бюджетное нарушение в действиях Администрации поселения установлено не было, мероприятия по проведению финансового контроля ответчиком не проводились, суд приходит к выводу о том, что применение такой бюджетной меры принуждения как приостановление предоставления межбюджетных трансфертов в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения является необоснованным и противоречит нормам бюджетного законодательства.
В соответствии со статьей БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета.
Принцип сбалансированности бюджета в силу пункта 1 статьи 33 БК РФ означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Согласно пункту 1 статьи 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Пунктом 4 статьи 41 БК РФ определено, что дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации относятся к безвозмездным поступлениям.
Ввиду того, что поступающие собственные доходы бюджета сельского поселения Нижнесортымский недостаточны для осуществления действующих расходных обязательств по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения, содержанию органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, бюджет сельского поселения Нижнесортымский является дотационным.
В бюджете Сургутского района ежегодно предусматриваются дотации на обеспечение сбалансированности, в том числе бюджета сельского поселения Нижнесортымский, которые также являются одной из составляющих доходов местного бюджета и предназначены для исполнения принятых расходных обязательств поселения.
Если бы сельское поселение Нижнесортымский имело бы возможность исполнять расходные обязательства только за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета, то решением Думы Сургутского района о бюджете на соответствующий год не предоставлялись бы бюджету сельского поселения Нижнесортымский дотации на обеспечение сбалансированности.
Более того, согласно пункту 20 части 1 статьи 15 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района.
Соответственно, дотации на обеспечение сбалансированности ежегодно предусматриваются в решениях Думы Сургутского района о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и ежемесячно поступают в бюджет сельского поселения Нижнесортымский.
В соответствии с Порядком предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Сургутского района, утвержденного решением Думы Сургутского района от 01.10.2013 № 389 «Об утверждении порядка и условий предоставления межбюджетных
трансфертов из бюджета Сургутского района бюджетам городских, сельских поселений, входящих в состав Сургутского района» в редакции до 20.12.2019, дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений предоставлялись из бюджета Сургутского района бюджетам городских и сельских поселений Сургутского района при недостатке доходов местных бюджетов для финансового обеспечения необходимых расходных обязательств поселений Сургутского района по решению вопросов местного значения (подпункт 1 пункта 2 раздела 4).
Право на получение дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений имеют городские и сельские поселения Сургутского района, объём расчётных доходов которых (с учётом дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений и изменения остатка средств на счёте бюджета поселений) ниже расчётных расходов на очередной финансовый год (подпункт 2 пункта 2 раздела 4).
Расчёт и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений осуществлялся в соответствии с методикой расчёта и распределения дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов городских, сельских поселений Сургутского района согласно приложению 1 к настоящему Порядку (подпункт 3 пункта 2 раздела 4).
Объём и распределение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений утверждался решением Думы Сургутского района о бюджете Сургутского района на очередной финансовый год и плановый период (подпункт 4 пункта 2 раздела 4). Перечисление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений бюджетам городских, сельских поселений осуществлялся финансовым органом администрации Сургутского района ежемесячно в пределах доведённых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (подпункт 5 пункта 2 раздела 4).
Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений направлялся органами местного самоуправления городских и сельских поселений Сургутского района на исполнение расходных обязательств поселений по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (подпункт 6 пункта 2 раздела 4).
На 2019 год решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 № 590-нпа «О бюджете Сургутского района на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее - решение № 590-нпа) бюджету сельского поселения Нижнесортымский была предусмотрена дотация на обеспечение сбалансированности в размере 15 040 597,29 руб., что подтверждается письмом Департамента финансов района от 30.10.2018 № 1106, а также приложением к нему - «объем межбюджетных трансфертов на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов сельскому поселению Нижнесортымский».
На основании внесенных изменений в решение Думы Сургутского района № 590-нпа от 10.09.2019 № 734-нпа, от 22.11.2019 № 755-нпа, а также уведомлений о предоставлении межбюджетного трансферта, не имеющего целевого назначения на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов от 10.09.2019 № 050/11/мп13/20, от 26.11.2019 № 050/11/мп13/23 сумма дотации на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский на 2019 год была скорректирована и составила 14 868 790,18 руб. (15 040 597,29 руб. - 171 921,95 руб. + 114,84 руб. = 14 868 790,18 руб.).
Департаментом финансов района заранее доводилась до поселений Сургутского района информация о сумме предоставляемой дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений для утверждения ее в бюджете поселения на соответствующий финансовый год и самостоятельного планирования тех или иных расходных обязательств, без указания на какое конкретное полномочие должна быть направлена сумма дотации.
Таким образом, как правомерно указывает заявитель, Администрация поселения в праве самостоятельно планировать свои расходы, исходя из запланированных доходов в решении о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, в том числе с учетом безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Суд отклоняет возражения Департамента финансов района и Департамента финансов округа со ссылкой на статью 242 БК РФ, согласно которой операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Суд принимает во внимание позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2018 № 33-П, согласно которой завершение финансового года и прекращение действия бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования текущего финансового года само по себе не является основанием для прекращения принятых на себя субъектом Российской Федерации расходных обязательств и не может служить поводом для отказа в обеспечении их принудительного исполнения в рамках существующих судебных процедур. Иное означало бы, по существу, невозможность удовлетворения имущественных требований муниципального образования к субъекту Российской Федерации на том лишь формальном основании, что они предъявлены за пределами финансового года, в течение которого соответствующие бюджетные обязательства подлежали исполнению, и тем самым создавало бы - вопреки требованиям статей 8 (часть 2), 12, 19 (часть 1), 46 (части 1 и 2) и 130-133 Конституции Российской Федерации - предпосылки для произвольного, путем затягивания перечисления
бюджетных средств, уклонения субъекта Российской Федерации от своих функций и обессмысливало бы судебную защиту по такого рода вопросам.
В указанном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать пункт 3 статьи 242 БК РФ не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в нем положения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагают отказ во взыскании в судебном порядке с субъекта Российской Федерации причитающихся муниципальному образованию в соответствии с законом о бюджете субъекта Российской Федерации на конец финансового года, но не перечисленных ему средств субсидии на осуществление функций административного центра (столицы) субъекта Российской Федерации.
По мнению суда аналогичный правовой подход подлежит применению и при рассмотрении бюджетных споров, связанных с неисполнением принятых на себя бюджетных обязательств муниципальных районов по отношению к бюджетам поселений, входящих в эти муниципальные районы.
Отказ суда от обеспечения принудительного исполнения расходных обязательств, принятых на себя муниципальным районом, лишь по мотиву предъявления требований о взыскании денежных сумм за пределами финансового года, в котором они подлежали перечислению согласно решению о бюджете на соответствующий год, свидетельствует о том, что пункту 3 статьи 242 БК РФ - в нарушение статей 8 (часть 2), 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации – был бы придан смысл, противоречащий не только установленному БК РФ в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципу самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления, в том числе по решению вопросов местного значения, а также конституционному праву граждан на осуществление местного самоуправления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд принимает во внимание, что как бюджетом Сургусткого района, утвержденного решением Дум Сургутского района, так и бюджетом сельского поселения Нижнесортымский на 2019 год были предусмотрены выплаты спорной суммы дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. В результате приостановления дотаций бюджету сельского поселения бюджет муниципального района, как и бюджет сельского поселения не исполнен в полном объеме.
Так, Администрацией поселения не были исполнены начисления в сумме приостановленных дотаций - из запланированных в бюджете поселения на 2019 год расходов на сумму 153 681 170,35 руб. исполнено 139 453 475,16 руб. Соответственно, бюджет сельского поселения Нижнесортымский исполнен на 91 процент.
Согласно отчету об исполнении бюджета сельского поселения Нижнесортымский на 01.01.2020 за 2019 год в графе «дотации бюджетам сельских поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов» указано, что сумма в размере 13 095 898, 18 рублей - это неисполненные начисления.
Суд соглашается с доводами заявителя о том, что из приоатсновления дотаций в 2019 году Администрация поселения не смогла в полном объеме исполнить возложенные на неё задачи по решению вопросов местного значения поселения, в том числе перечислить субсидию:
При этом, указанные учреждения не смогли пополнить свою материально - техническую базу, оплатить налог на имущество организации в рамках лимитов бюджетных обязательств 2019 года.
Также за счет собственных средств бюджета сельского поселения Нижнесортымский были перечислены средства на исполнение переданных полномочий согласно заключенного Соглашения от 28.02.2018 № 127 о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования сельского поселения Нижнесортымский органам местного самоуправления муниципального образования Сургутский район, которые должны предоставляться как иные межбюджетные трансферты в бюджет сельского поселения Нижнесортымский в сумме 1 572 090,18 руб., что подтверждается платежными поручениями от 28.03.2019 № 314, от 24.06.2019 № 659, от 26.09.2019 № 2011, от 23.12.2019 № 2463, которая была предусмотрена как иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение полномочий, переданных на уровень муниципального района.
В любом случае при отсутствии правовых оснований для приостановления предоставления дотаций бюджету сельского поселения ответчик не вправе был
самостоятельно, в нарушение требований бюджетного законодательства, лишать бюджет сельского поселения сумм дотаций, тем самым нарушая его сбалансированность.
При рассмотрении настоящего спора суд приходит к выводу о недобросовестном поведении Департамента финансов района при осуществлении им предоставленных полномочий в сфере бюджетного регулирования.
Так, при рассмотрении дела № А75-14742/2019 до вынесения решения суда Департамент финансов района ссылался на отмену 25.11.2019 приказа № 13-п о приостановлении дотаций бюджету сельского поселения Нижнесортымкский. Эти же доводы об отсутствии предмета спора были заявлены Департаментом финансов района при подаче апелляционной жалобы, что отражено в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2020 по названному делу.
Более того, при рассмотрении вопроса о наложении судебного штрафа за неисполнение Департаментом финансов района решения суда от 27.12.2019 по делу № А75-14742/2019, ответчик ссылался на исполнение требований Администрации поселений еще до принятия решения суда по делу № А75-14742/2019 путем отмены приказа № 13-п от 26.04.2019, что следует из содержания определения от 11.12.2020 по делу № А75-14742/2019.
При этом ни при рассмотрении дела № А75-14742/2019, ни при рассмотрении настоящего дела вплоть до судебного заседания, состоявшегося 25.01.2021 (с учетом поступления заявления Администрации поселения в суд 23.11.2020), Департамент финансов района не указывал, что в тот же день, когда был отменен приказ № 13-п от 26.04.2019, им был принят приказ № 68-п от 25.11.2019 года по тем же самым незаконным основаниям, которые были предметом судебной оценки по делу № А75-14742/2019.
Как уже указывалось ранее, Администрация поселения неоднократно обращалась в адрес Департамента финансов района с требованием о выплате оставшейся суммы дотаций в размере 13 095 898,18 руб., что подтверждается письмами от 18.08.2020, от 21.09.2020 (т.1, л.д. 91, 92). В ответ на обращения Администрации поселения Департамент финансов района сообщил об отмене приказа Департамента финансов района от 26.04.2019 № 13-п приказом от 25.11.2019 № 67-п, что, по мнению ответчика повлекло восстановление прав и законных интересов Администрации поселения.
При этом Департамент финансов района не указывал в своем ответе, что приостановление перечисления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета связано с изданием нового приказа № 68-п по тем же основаниям, что и приказ № 13-п.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о заведомо недобросовестном и неразумном поведении ответчика при исполнении им полномочий в сфере бюджетных правоотношений, имеющем цель причинить вред заявителю вопреки вступившим в
законную силу судебным актам, оценивающим действия Департамента финансов района как противоречащие бюджетному законодательству.
Департамент финансов района при решении вопроса о выплате дотаций бюджету сельского поселения, определении их размера и обязании органов местного самоуправления включить суммы этих дотаций в бюджет сельского поселения, обязан использовать финансово-правовые инструменты, которые бы обеспечивали, насколько это возможно, предсказуемость и своевременность предоставления межбюджетных трансфертов в объеме, определенном решением о бюджете как самого муниципального района, так и сельского поселения, входящего в его состав, с тем, чтобы обеспечить возможность сельскому поселению осуществить в рамках законных ожиданий эффективное планирование и фактическую реализацию возложенных на него полномочий по решению вопросов местного значения.
Поскольку суд пришел к выводу о незаконности приостановления перечисления дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский на основании приказа ответчика от 25.11.2019 № 68-п, то правовых оснований для невыполнения принятых на себя, но неисполненных бюджетных обязательств за 2019 год у ответчика не имелось.
В связи с установленными обстоятельствами, принимая во внимание преследуемый заявителем материально-правовой интерес, суд полагает необходимым обязать ответчика выплатить заявителю недополученную сумму дотации за 2019 год на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в размере 13 095 898,18 руб., поскольку не поступление указанной суммы дотаций в бюджет поселения противоречит бюджетному законодательству и привело к нарушению принципа сбалансированности и принципа самостоятельности бюджета сельского поселения Нижнесортымский по вине ответчика.
Следовательно, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 148, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
заявление администрации сельского поселения Нижнесортымский удовлетворить.
Обязать департамент финансов администрации Сургутского района выплатить недополученную сумму дотации за 2019 год на обеспечение сбалансированности бюджета сельского поселения Нижнесортымский в размере 13 095 898 рублей 18 копеек.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева
Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр
Дата 10.12.2020 13:55:17
Кому выдана a75.egolubeva@arbitr.ru