ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-18820/20 от 17.02.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 февраля 2021 г.

Дело № А75-18820/2020

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола заседания секретарём Фархутдиновой А.Т., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании недействительным отказа в принятии к исполнению постановлений судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора, изложенного в письме от 06.11.2020 № 20-исх-4507; об обязании принять к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: бюджетное учреждение «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения»; бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий»; муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница»,

при участии представителей сторон:

от заявителя – Орлов И.А. по доверенности № Д-86907/21/124 от 19.01.2021,

от заинтересованного лица – Минина С.В. по доверенности № 20 от 19.01.2021,

от третьих лиц - не явились,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы судебных приставов по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – заявитель, Управление, УФССП) обратилось в суд
к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент, заинтересованное лицо) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения Департамента, изложенного в письме от 06.11.2020 № 20-исх-4507; об обязании принять к исполнению постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2019 №№86009/19/339860, 86009/19/335874, 86009/19/339914, вынесенные в отношении бюджетного учреждения «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения», постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2014 №86021/14/2910271, вынесенное в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», постановление о возбуждении исполнительского сбора от 25.06.2019 №86006/19/67152, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница».

Суд, руководствуясь положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял к рассмотрению заявленные требования.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: бюджетное учреждение «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения»; бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий»; муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница».

Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, третьи лица явку своих представителей в суд не обеспечили.

До начала судебного заседания от третьего лица муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница» поступил отзыв на заявление, в судебном заседании представитель Департамента представил отзыв
с документами, в котором высказал возражения относительно удовлетворения требований.

Третье лицо оставило разрешение спора на усмотрение суда.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования,
с учетом уточненных, в полном объеме.

Представитель Департамента с заявленными требованиями не согласился по доводам отзыва.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 06.10.2020 УФССП направило в адрес Департамента для исполнения: постановления от 09.07.2019 №№ 86009/19/339860, 86009/19/335874, 86009/19/339914 о взыскании исполнительского сбора с бюджетного учреждения «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения», постановление от 10.11.2014 № 86021/14/2910271 о взыскании исполнительского сбора
с бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция
по эксплуатации служебных зданий», постановление от 25.06.2019 № 86006/19/67152
о взыскании исполнительского сбора с муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница» (л. д. 22-32).

Письмом от 06.11.2020, со ссылкой на пункт 1 части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Департамент возвратил исполнительные документы, мотивируя тем, что обращение взыскания на средства бюджетных учреждений возможно только на основании исполнительных документов
и решений налоговых органов.

Не согласившись с решением Департамента, изложенным в письме от 06.11.2020
№ 20-исх-4507, Управление обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) организации и иные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

УФССП мотивирует нарушение своих прав в сфере осуществления экономической деятельности невозможностью в результате неправомерных действий Департамента исполнения вынесенных судебным приставом-исполнителем постановлений о взыскании исполнительского сбора с бюджетных учреждений.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ
«Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.

Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном этим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статьей 12 Федерального закона № 229-ФЗ к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами, выдаваемые судами, и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.

В соответствии с пунктом 2 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (бюджета территориального государственного внебюджетного фонда) (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

В случае, если счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (пункт 12 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ).

Федеральным законом № 229-ФЗ предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника расходов на совершение исполнительных действий. Судебный порядок их взыскания с бюджетных учреждений указанным законом не предусмотрен.

Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с казенных учреждений расходов на совершение исполнительных действий, которые согласно Федеральному закону № 229-ФЗ подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующего исполнительного документа, каковым является постановление судебного пристава-исполнителя.

Также не предусмотрен судебный порядок взыскания административных штрафов, наложенных на должника за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.15 КоАП РФ.

При неисполнении казенными учреждениями в добровольном порядке исполнительных документов, вынесенных правомочным органом, в данном случае постановлений о взыскании исполнительского сбора, постановлений по делу об административном правонарушении, судебный пристав-исполнитель в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих в случае отсутствия у бюджетных учреждений счетов, открытых в учреждениях банка России или в кредитной организации, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2020 № 306-ЭС20-3944.

Таким образом, выводы Департамента, изложенные в письме от 06.11.2020
№ 20-ИСХ-4507 основаны на неверном толковании закона и являются необоснованными, а требования заявителя подлежащими удовлетворению.

Другие основания для отказа в принятии на исполнение исполнительных документов судебных приставов, на которые Департамент ссылается в своём отзыве, в оспариваемом письме не приведены и не могут быть предметом оценки в суде, в связи с чем суд полагает, что надлежащим устранением нарушения прав УФССП является возложение на Департамент обязанности повторно рассмотреть в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса РФ постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2019 №№86009/19/339860, 86009/19/335874, 86009/19/339914, вынесенные в отношении бюджетного учреждения «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения», постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2014 №86021/14/2910271, вынесенное в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», постановление о возбуждении исполнительского сбора от 25.06.2019 №86006/19/67152, вынесенное в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница», с учетом выводов суда, изложенных в настоящем решении.

Поскольку стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы по её уплате не распределяются.

Руководствуясь статьями 15, 16, 67, 68, 71, 167-170, 176, 177, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в принятии к исполнению постановлений судебных
приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора с казенных учреждений бюджетное учреждение «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения», бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница», изложенный в письме от 06.11.2020 № 20-исх-4507.

Обязать Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры повторно рассмотреть в порядке главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации постановления о взыскании исполнительского сбора от 09.07.2019 №№86009/19/339860, 86009/19/335874, 86009/19/339914, вынесенные в отношении бюджетного учреждения «Нефтеюганский комплексный центр социального обслуживания населения», постановление о взыскании исполнительского сбора от 10.11.2014 №86021/14/2910271, вынесенное в отношении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», постановление о возбуждении исполнительского сбора от 25.06.2019 №86006/19/67152, вынесенное
в отношении муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Нижнесортымская участковая больница».

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья О.Г. Чешкова