Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
28 апреля 2009 г.
Дело № А75-1888/2009
Резолютивная часть решения объявлена: 24.04.2009
Полный текст решения изготовлен: 28.04.2009
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола заседания помощником судьи Сердюковым П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации Сургутского района к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,
третьи лица: Отделение Федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть»,
о признании незаконными действий по списанию денежных средств в размере 270 270 433,21 рублей по платежному поручению от 12.11.2008 № 485,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 – по доверенности от 20.01.2009 № 30, ФИО2 -
по доверенности от 25.03.2009 № 50, ФИО3 – по доверенности от 03.02.2009 № 37;
от ответчика: Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: ФИО4 -
по доверенности от 24.02.2009, ФИО5 - по доверенности от 26.07.2007;
Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре: ФИО6 – по доверенности от 12.01.2008, ФИО7 -
по доверенности от 17.02.2009;
от третьего лица: Открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть»: ФИО8 – по доверенности от 16.12.2009,
Отделения Федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – не явился;
установил:
Администрация Сургутского района (далее – заявитель, Администрация) обратилась
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением
к Инспекции ФНС России по Сургутскому району (далее – ответчик, Инспекция,
ИФНС России по Сургутскому району, налоговый орган), Отделению Федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – Сургутское отделение Федерального казначейства, ОФК по г. Сургуту и Сургутскому району)
о признании незаконными действий налогового органа и Сургутского отделения Федерального казначейства по списанию со счета бюджета Сургутского района денежных средств в размере 270 270 433,21 рублей по платежному поручению
от 12.11.2008 № 485.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что бесспорное списание денежных средств, имевшихся на счете бюджета Сургутского района, в размере
270 270 433,21 рублей для обеспечения возврата открытому акционерному обществу «Нефтегазовая компания «Славнефть» излишне уплаченного налога, не соответствует закону. В частности, возврат плательщикам излишне уплаченных сумм осуществляется органами Федерального казначейства, исключительно исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, следовательно, возврат денежных средств
из сумм, уже зачисленных на счет бюджета Сургутского района, противоречит установленному порядку. Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемыми действиями нарушен особый правовой режим (иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации), при котором, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возможно исключительно
на основании судебного акта и только в соответствии с установленным порядком. Также в заявлении указано на отсутствие оснований для бесспорного списания денежных средств. Заявитель утверждает, что в результате произведенного списания нарушены его права и законные интересы на самостоятельное исполнение местного бюджета, что негативным образом отразилось на выполнении своих расходных обязательств перед физическими и юридическими лицами по заключенным муниципальным контрактам. Наряду с этим, акцентировано внимание на то, что
со счета бюджета Сургутского района были списаны денежные средства, поступившие из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на предоставление субсидий для приобретения жилья по целевым программам, что не позволило исполнить обязательства по предоставлению субсидий нуждающимся гражданам.
В обоснование заявленных требований истец сослался на статью
132 Конституции Российской Федерации, соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (статью 86, главу 24.1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации), на статью 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», на пункт 17 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н (далее – Порядок учета, утвержденный приказом Минфина № 116н-2004 г.).
Определением арбитражного суда от 19.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, а также открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть».
В судебном заседании от 31.03.2009 представитель Администрации заявил ходатайство об уточнении требований и привлечении к участию в деле
в качестве соответчика - Управление Федерального казначейства
по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – соответчик, Управление, УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре), в качестве третьего лица – Отделение Федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре. Согласно уточненных требований заявитель просит признать незаконными действия Инспекции ФНС России по Сургутскому району по принятию решений
от 10.11.2008 №№ 24485, 24486, 24487 о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога открытого акционерного общества «Нефтегазовая компания «Славнефть» (далее – Общество, ОАО НГК «Славнефть»), в связи с нарушением порядка, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, признать незаконными действия Управления федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в части нарушения порядка списания со счета Администрации Сургутского района денежных средств в размере 274 750 312 рублей.
В судебном заседании от 20.04.2009 представитель Администрации заявил ходатайство об уточнении требований в части признания незаконными действий Управления федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в части нарушения порядка списания со счета Администрации Сургутского района денежных средств в размере 274 514 150,97 рублей.
Уточненные требования судом приняты к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.03.2009 судебное заседание назначено на 20.04.2009.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд признать незаконными действия ответчика
и соответчика.
Ответчиком и соответчиком представлены отзывы на заявление, их представители в судебном заседании поддержали изложенные в отзывах возражения на требования Администрации.
Третьим лицом – ОАО НГК «Славнефть» представлены объяснения, в судебном заседании представитель третьего лица поддержал их в полном объеме, считает действия ответчика и соответчика законными.
Третьим лицом - Сургутским отделением Федерального казначейства представлен отзыв на заявление, явка представителя в судебное заседание не обеспечено, 13.04.2009 в суд заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.
Суд, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело без участия представителя Отделения Федерального казначейства по г. Сургуту и Сургутскому району Управления Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, привлеченного в качестве третьего лица.
В силу статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав с учетом требований статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, приходит к следующим выводам.
Решением Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы
по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 22.06.2007 № 52/1171
открытое акционерное общество «Нефтегазовая компания «Славнефть», стоящее
на учете, как налогоплательщик, относящийся к категории крупнейших, привлечено
к налоговой ответственности за неуплату земельного налога, в связи с чем, в августе 2007 года им уплачено в бюджет Сургутского района 274 768 896,56 рублей,
в том числе: доначисленный земельный налог в размере 54 674 612 рублей, пени
в размере 23 265 687,64 рублей и штраф в размере 196 828 596,92 рублей,
что подтверждается представленным суду копиями платежных поручений, сводными ведомостями (т. 1, л.д. 57 – 61, т. 2, л.д. 97).
Вместе с тем, ОАО НГК «Славнефть» обратилось в Арбитражный суд
города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 22.06.2007 № 52/1171.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2008
по делу № А40-33074/07-87-209 требования Общества были удовлетворены, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 22.06.2007 № 52/1171 о привлечении Общества
к налоговой ответственности за неуплату земельного налога и в части взыскании соответствующих пени и штрафа признано недействительным.
На основании указанного постановления Девятого арбитражного апелляционного суда налоговым органом были внесены изменения в КРСБ налогоплательщика, посредством проведения операции «сторно» сумм, ранее начисленных по решению Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 22.06.2007 № 52/1171, в результате чего образовалась переплата в размере 274 750 322,37 рублей, в том числе: по земельному налогу - 54 670 917 рублей, по пени – 23 264 110,37 рублей, по штрафу – 196 815 295 рублей, что подтверждается представленным суду балансом расчетов (т. 1, л.д. 62).
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения заявления налоговым органом.
29.10.2008 (вх. № 4723924) в налоговом органе зарегистрировано заявление Общества о возврате излишне уплаченного налога, обратившегося 24.10.2008
в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 78 Налогового кодекса
Российской Федерации, (т. 1, л.д. 47).
На основании пунктов 7 и 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, 10.11.2008 налоговым органом приняты решения №№ 24485, 24486 и 24487 о возврате переплаты в размере 54 670 917 рублей, 23 264 110,37 рублей и 196 815 294,92 рублей соответственно, а всего о возврате 274 750 322,29 рублей (т. 1, л.д. 49 – 51).
В соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога, пени, штрафа должно быть принято в течение 10 дней со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика.
Согласно пункту 1 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
В силу пункта 2 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен
в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается
в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным
и (или) нерабочим праздничным днем.
Исходя из этого, истечение десятидневного срока, установленного
для принятия решения налоговым органом, приходилось на 12.11.2008.
Администрацией в заявлении об изменении заявленных требований
(т. 2, л.д. 1 - 6) неверно сделана ссылка на порядок, предусмотренный статьей
79 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку излишняя сумма налога была уплачена ОАО НГК «Славнефть», а не взыскана, в связи с чем, надлежит руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган извещением от 10.11.2008 за исх. № 5589 уведомил Общество
о принятых решениях, о возврате суммы излишне уплаченного налога, пени, штрафа
(т. 1, л.д. 48).
Возврат суммы излишне уплаченного налога, в размере 274 514 150,97 рублей, произведенный 12.11.2008, что подтверждается представленным заявителем расчетом (т. 2, л.д. 26), осуществлен из средств бюджета Сургутского района на следующих основаниях.
Уплаченные Обществом в августе 2007 года доначисленный налоговым органом налог, пени и штраф были перечислены в бюджет Сургутского района в силу статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой, земельный налог, взимаемый в межнаселенных территориях, по нормативу 100% подлежит зачислению
в бюджеты муниципальных районов.
Соответственно указанная сумма, поступившая в 2007 году в бюджет Сургутского района, вошла в его доходную часть, что не оспаривается заявителем.
Представителем Администрации в обоснование своих доводов ссылается
на иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регламентированный статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представляющий собой правовой режим, при котором обращение взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Вместе с тем, возврат суммы излишне уплаченного налога, порядок которого предусмотрен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не является формой взыскания, таким образом, указанная норма Бюджетного кодекса Российской Федерации не может быть применена к данному виду правоотношений.
Кроме того, пунктом 1 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены исключения из правового режима со ссылкой на статьи 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса.
В силу абзацев 1 и 2 пункта 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями:
-производит распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений
с учетом возвратов (зачетов, уточнений) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением)
о бюджете и иными муниципальными правовыми актами, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
-перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата
и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Указанный порядок предусмотрен Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н.
До истечения срока, установленного абзацем 1 пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации поручение на возврат суммы излишне уплаченного налога, оформленное на основании решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства,
для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 17 Порядка учета, утвержденного приказом Минфина
№ 116н-2004 г., возврат плательщикам излишне уплаченных сумм, подлежащих возмещению, осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов на возврат, предоставленных администраторами поступлений
в бюджет в срок не более 3-х рабочих дней со дня их предоставления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению
в бюджеты, в соответствии с Порядком.
Абзацем 42 статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации дано определение администратора доходов бюджета, которым является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 18 Порядка учета, утвержденного приказом Минфина
№ 116н-2004 г. перечисление средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) с единых счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на соответствующий счет органа Федерального казначейства, осуществляется органами Федерального казначейства на основании оформленных ими платежных поручений. Средства, необходимые для осуществления возврата (зачета), перечисляются со счетов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов как безвозмездные перечисления, соответственно,
в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты. Администратором таких поступлений в федеральный бюджет является Федеральное казначейство, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - соответственно, финансовые органы субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований.
Поскольку заявитель имеет единый счет, на который поступают все платежи, то казначейство обосновано списало сумму излишне уплаченного налога с указанного счета.
Таким образом, нарушений налогового и бюджетного законодательства
в действиях ответчиков судом не усмотрено.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении требований Администрации Сургутского района к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Управлению Федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу
со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано
в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке
в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Апелляционная жалоба может быть подана в одного месяца со дня принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления
в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья Т.П. Кущева