ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-18917/19 от 10.12.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

л. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

17 декабря 2019 года

Дело № А75-18917/2019

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2019 года

Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2019 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Чудиновой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "ЮТЭК-Региональные сети" к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска об оспаривании решения,

при участии:

от заявителя: ФИО1, доверенность от 22.01.2019,

от заинтересованного лица: ФИО2, доверенность от 09.01.2019,

установил:

в арбитражный суд поступило заявление акционерного общества "ЮТЭК-Региональные сети" (далее - заявитель, общество) к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска (далее - заинтересованное лицо, Департамент) об оспаривании решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена".

         Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, занятые линейными объектами. При этом, правовой режим земельных участков, расположенных под линейными объектами, является особым, поскольку, такие участки имеют большую протяженность и проходят по землям различных категорий, их формирование в рамках одной территориальной зоны затруднительно. Следовательно, как полагает заявитель, размещение кабельной линии 0,4 кВ и ТП в составе объекта "Технологическое присоединение  нежилого здания магазина, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкрн.7 здание 27 на соответствующем земельном участке будет определяться не посредством градостроительного регламента, определяющего правовой режим использования земель, а в особом порядке с учетом пункта 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ, т.е. не требуется подготовка проекта планировки территории и разрешения на строительство. Таким образом, необоснованный отказ Департамента создает невозможность завершения процедуры технологического присоединения и осуществления фактического приема  (подачи) напряжения и мощности на объект заявителя, что влечет риск привлечения общества к административной ответственности. Доводы заявления поддержаны представителем в судебном заседании.

Департамент в отзыве на заявление просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на возможность выдачи такого разрешения только после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории (л.д.61-64). В судебном заседании доводы отзыва поддержаны в полном объеме.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные доказательства. установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании заявки на технологическое присоединение и договора № Нф-113.18 от 25.09.2018 Общество приняло на себя обязательство по осуществлению технологического присоединения электропринимающих устройств объекта «ВРУ-0,4 кВ нежилого здания магазина», расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, мкрн.7, здание 27 и принадлежащего ФИО3 о (л.д. 19-29).

В рамках реализации указанного договора Общество письмом от 09.08.2019
№ 01-04/5944 АО «ЮТЭК - Региональные сети» обратилось к Департаменту с просьбой выдать разрешение на размещение линий электропередач классом напряжения 35 кВ включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование (л.д.18).  

В ответ на указанное письмо Департамент направил уведомление об отказе
в предоставлении муниципальной услуги № 01-01/46-2511/9 от 19.08.2019 (л.д. 16-17). Отказ мотивирован тем, что выдача разрешения на размещение объектов возможна после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной проездом 5П вдоль протоки Юганская Обь в районе СУ-62 города Нефтеюганска в границах, предусмотренных данным проектом планировки.

АО «ЮТЭК-Региональные сети» считая, что действия Департамента, уклоняющегося от выдачи разрешения на размещение объекта, что отражено в письме
от  19.08.2019 № 01-01/46-2511/9, не соответствует закону, а также нарушают права
и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, обратилось
с настоящим заявлением  в арбитражный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование об оспаривании решений и действий (бездействия) может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие оспариваемого акта, решения или действия  закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом, решением или действием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 26.02.2008 № 41-э АО «ЮТЭК - Региональные сети» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 86.1.70.

Обязательство по совершению технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003
№ 35-Ф3 «Об электроэнергетике» по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила № 861).

Пункт 3 Правил № 861 обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 указанных Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 на сетевую организацию возложена обязанность независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя, обратившегося в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

При этом статьей 9.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность за нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям.

В соответствии с частью 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих случаях:

1) проведение инженерных изысканий;

2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;

3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;

4) осуществление геологического изучения недр;

5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;

6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа. В разрешении на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются кадастровый номер земельного участка в случае, если планируется использование всего земельного участка, или координаты характерных точек границ территории в случае, если планируется использование земель или части земельного участка (часть 3 статьи 39.33 ЗК РФ).

Частью 3 статьи 39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 утвержден «Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В указанный перечень, в том числе включены линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Как следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, объект, в отношении которого Общество обращалось за получением разрешения на размещение, соответствует указанным критериям.

Указанные нормы права не предусматривают каких-либо ограничений в выдаче упомянутых разрешений на такого рода объекты, в том числе их нахождение на одном земельном участке.

Суд отклоняет доводы ответчика о необходимости  выдачи разрешения на размещение объекта после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в границах, предусмотренных постановлением администрации
г. Нефтеюганска от 05.09.2008 № 1557.

В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в случае, если планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Согласно подпункту «а» пункта 1 Перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, утвержденного постановлением Правительства РФ № 269 от 07.03.2017 (далее – Перечень № 269), строительство, реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к существующим электрическим сетям, сетям инженерно-технического обеспечения (тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения), при условии, что такое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства не требует строительства и (или) реконструкции существующих электрических сетей, сетей инженерно-технического обеспечения и что такими линейными объектами являются линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, когда расстояние от существующих электрических сетей до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Ответчиком в материалы настоящего дела не представлено доказательств того, что объект, планируемый Обществом к размещению, не соответствует указанным требованиям,  не содержит ссылок на такие обстоятельства и оспариваемый ответ Департамента.

Ссылка ответчика на постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 257-п от 11.07.2014 не может быть принята во внимание.

В соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получения разрешения на строительство не требуется.

На территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры действует постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 257-п от 11.07.2014, которым утвержден перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Перечень № 257-п).

Подпунктом 2 пункта 1 Перечня № 257-п установлено, что разрешения на строительство не требуется в случае строительства и (или) реконструкции территориальными сетевыми организациями, определенными в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и включенными органами регулирования естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 киловольт включительно.

При этом действительно в пункте 1 указанного Перечня № 257-п имеется ссылка на то, что не требуется получения разрешения на строительство для осуществления в соответствии с требованиями градостроительного плана земельного участка или проектом планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам) в указанных в Перечне № 257-п случаях.

В своем отказе ответчик неправомерно ссылается на положения пункта 3 Перечня
№ 269, согласно которому подготовка документации по планировке территории не требуется в случае строительства, реконструкции электрических сетей, размещение которых осуществляется внутри только одного квартала, одного микрорайона,  поскольку при обращении с заявлением Общество в качестве основания выдачи разрешения на размещение объекта указывало иной пункт названного Перечня – подпункт «а» пункта 1.

Из материалов дела следует, что протяженность проектируемой линии электропередач составляет ориентировочно 60 м, что соответствует требованиям подпункта «а» пункта 1 Перечня № 269.

Материалами дела подтверждается и ответчиком по существу не оспаривается то, что с целью размещения спорного объекта АО «ЮТЭК - Региональные сети» на основании задания на проектирование и технических условий подготовило проектную документацию, для проектирования и строительства объекта, с учетом требований Свода правил СП 47.13330.2016 была проведена топографическая съемка рельефа территории и сопоставлена с данными кадастрового учета; план трассы размещения электросетевого объекта был разработан с учетом особенности территории и объектов, расположенных на нем.

Суд принимает во внимание, что АО «ЮТЭК - Региональные сети» обратилось за предоставлением земельного участка на размещение спорного электросетевого объекта на основании подпункта «а» пункта 1 Перечня № 269, предварительно изучив особенности территории на которой планируется его размещение с учетом расположения вблизи указанного земельного участка иных объектов с целью недопущения препятствования их использования.

Доказательств обратного материалы настоящего дела не содержат.

Испрашиваемый к размещению объект электроэнергетики относится к объектам, обозначенным в пункте 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300, а именно - к линиям электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанным с ними трансформаторным подстанциям, распределительным пунктам и иным предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудованием, для размещения которыхне требуется разрешения на строительство.

Таким образом, линейный объект, планируемый Обществом к размещению, относится к объектам, для которых разработка проектов межевания территории не требуется в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ.Следовательно, указание Департамента в оспариваемом ответе на то, что выдача разрешения на размещение объектов возможна только после утверждения проекта планировки и проекта межевания территории в испрашиваемых границах не основано на законе.

Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя о том, что действия Департамента выразившиеся в уклонении от выдачи разрешения на размещение объекта на землях или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности не основаны на законе, а также нарушает права и законные интересы АО «ЮТЭК - Региональные сети» в сфере предпринимательской деятельности.

В связи с отказом Департамента в выдаче разрешения на размещение объекта у АО «ЮТЭК-Региональные сети» возникает риск нарушения срока исполнения договора технологического присоединения № Нф-113.18 от 25.09.2018, что приведет к негативным финансовым последствиям для заявителя.

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Следовательно, заявленные Обществом требования подлежат удовлетворению.

При рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) судам необходимо учитывать, что в силу пункта 3 части 4 и пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при признании указанных решений, действий (бездействия) незаконными в резолютивной части судебного акта должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе путем совершения определенных действий, принятия решения.

Учитывая, что фактически Департаментом не рассмотрено заявление Общества от 09.08.2019 № 01-04/5944, суд полагает необходимым в целях устранения допущенных прав заявителя обязать ответчика повторно рассмотреть заявление Общества от 09.08.2019 № 01-04/5944  с учетом выводов, содержащихся в решении суда по настоящему делу.

Судебные расходы, понесенные Обществом в связи с оплатой государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на ответчика.

Руководствуясь  статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Арбитражный суд Ханты-Мансийского  автономного  округа – Югры

РЕШИЛ:

заявление открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – региональные сети» удовлетворить.

Решение Департамента градостроительства и земельных  отношений администрации  города Нефтеюганска об отказе в предоставлении разрешения использования земельного участка для размещения объекта «кабельная линия 0,4 кВ и ТП в составе объекта «Технологическое присоединение нежилого здания магазина, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, микрорайон 7, здание 27», изложенное в письме от  19.08.2019 № 01-01-46-2511-9, признать незаконным.

Обязать Департамент градостроительства и земельных  отношений администрации  города Нефтеюганска повторно рассмотреть заявление открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – региональные сети» от 09.08.2019 № 01-04/5944.

Взыскать с Департамента градостроительства и земельных  отношений администрации  города Нефтеюганска в пользу открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – региональные сети» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере  3 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                  А.ФИО4