ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-19101/20 от 11.05.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

14 мая 2021 г.

Дело № А75-19101/2020

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 14 мая 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Веретенниковой З.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании предписания от 31.08.2020 № 11/1/1,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета
спора - Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

при участии представителей:

от заявителя – Борисова А.Ю. по доверенности №  01-д-НК-Г-23 от 15.01.2021,

от заинтересованного лица – Морозов М.Д. по доверенности от 09.04.2020 № 54, Краснов В.В. по доверенности от 04.12.2020 №99, Егоров Е.Ю. по доверенности от 04.12.2020 №105,

от третьего лица – не явились,

у с т а н о в и л :

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - заявитель, Правительство) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление) о признании недействительным предписания от 31.08.2020 № 11/1/1 и обязании заинтересованного лица устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Определением от 30.03.2021 произведена замена судьи Зубакиной О.В. на судью Чешкову О.Г. в связи с чем рассмотрение настоящего дела начато судом с начала.

Определением от 05.04.2021 судебное заседание отложено на 04.05.2021
в 09 час. 30 мин.

Определением от 30.04.2021 дата и время судебного заседания изменены на 11 мая 2021 года в 11 час. 20 мин.

Судебное заседание проведено с участием представителей сторон.

Третье лицо своего представителя в суд не направило, представило отзыв, в котором поддерживает позицию заявителя.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования
в полном объеме, полагает, что оспариваемым предписанием на Правительство необоснованно возлагаются не предусмотренные законом обязанности, предписание является неконкретным и неисполнимым.

Представители заинтересованного лица с заявленными требованиями не согласились по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением в период с 05.08.2020 по 31.08.2020
на основании распоряжения от 29.07.2020 № 11 в отношении Правительства проведена внеплановая проверка исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий
по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара от 15.11.2018 № 17/1/1.

В ходе проверки выявлены нарушения заявителем требований статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
(далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), статьи 76 Федерального закона от 22.07.2008
№ 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
(далее - Федеральный закон № 123-ФЗ), пункта 7 Положения о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.04.2011 № 94-п, выражающиеся в следующем:

Дислокация подразделений противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не обеспечивает нормативное время прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара в следующих населённых пунктах: Березовский район - д. Деминская, д. Нерохи, д. Пугоры, д. Сартынья, п. Устрем, д. Усть-Манья,
д. Хурумпауль, д. Ясунт; Кондинский район - с. Карым (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года), д. Никулкина (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года), п. Супра (функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года); Нижневартовский район д. Усть-Колекъеган; Октябрьский район - д. Верхние Нарыкары (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года); Сургутский район - д. Таурова (подразделение ДПК функционирует только в период
с 1 июня по 30 сентября 2020 года), п. Банный (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года; Ханты-Мансийский район - д. Лугофилинская (подразделение ДПК функционирует только в период с 1 июня
по 30 сентября 2020 года), д.Чембакчина (подразделение ДПК функционирует только
в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года).

По результатам проверки составлен акт от 31.08.2020 № 11 и Правительству выдано предписание от 29.09.2020 № 11/1/1, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 15.10.2021 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.

Правительство не согласилось с предписанием Управления и обратилась
в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел
об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия)
и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения
и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Федеральный закон № 69-ФЗ определяет общие правовые, экономические
и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане). Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 69-ФЗ федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании
и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся
в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Статьёй 18 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности отнесены,
в том числе: организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности; разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов
на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны; создание, реорганизация и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ, определяющий общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, согласно статье 26.3
к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации
по предметам совместного (с Российской Федерацией) ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов, в числе прочего, по осуществлению полномочий в области пожарной безопасности, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (пункт 31).

При этом, в силу статьи 26.11 названного Закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться (подпункт «п») пожарные объекты,
а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров.

Таким образом, вопреки доводам заявителя, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в силу прямого указания нормы закона возложены обязанности по организации и обеспечению пожарной безопасности на территории субъекта, в том числе создание, реорганизация и ликвидация органов управления
и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 7 Закона ХМАО - Югры от 12.10.2005 № 73-оз
«О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ). Правительство как постоянно действующий коллегиальный орган государственной власти возглавляет систему исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Правительство на основании постановлений Губернатора автономного округа формирует исполнительные органы государственной власти автономного округа
(далее - исполнительные органы), утверждая их штатные расписания и размер ассигнований на их содержание в пределах средств, предусмотренных в бюджете автономного округа. Исполнительные органы вносят в Правительство проекты законодательных, иных нормативных правовых актов автономного округа и других документов, по которым в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа требуется принятие решений Правительства.

Правительство на основе предложений исполнительных органов формирует
и утверждает ежегодные и квартальные планы основных мероприятий, реализуемых Правительством и исполнительными органами, прогнозные показатели деятельности исполнительных органов, рассматривает отчеты об исполнении планов и достижении прогнозных показателей деятельности исполнительных органов в порядке, установленном Регламентом Правительства автономного округа. Правительство вправе отменять акты исполнительных органов или приостанавливать действие этих актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут,
а в сельских поселениях - 20 минут. Следовательно, данные положения определяют именно временной норматив прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту возможного пожара.

Вопреки доводам заявителя, установленный законом норматив обеспечения пожарной безопасности не зависит от количества граждан, проживающих постоянно или временно в населенных пунктах.

В соответствии с п. 2.10 «СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждённого приказом МЧС России от 25.03.2009 № 181 (далее по тексту - СП 11.13130.2009, Свод правил), изданного в развитие статьи 76 Технического регламента, целью выезда подразделения пожарной охраны на пожар является условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.

Свод правил определяет оперативное подразделение пожарной охраны как подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо. Пожарное депо: специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника оперативного подразделения пожарной охраны.

СП 11.13130.2009 также определено, что именно рассматривается как время прибытия первого подразделения к месту вызова. Так, в соответствии с п. 2.11 Свода правил, под временем прибытия первого подразделения к месту вызова понимается время следования оперативного подразделения пожарной охраны от места получения сообщения о пожаре (от пожарного депо) до объекта предполагаемого пожара.

Заявителем указывается, что положения статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ
не обязывают исключительно органы государственной власти субъекта создавать
в каждом населенном пункте подразделения противопожарной службы субъекта.
В населенном пункте могут дислоцироваться подразделения как одного из установленных видов пожарной охраны, так и все её виды. Требования данной статьи имеют равное значение для всех видов пожарной охраны, в том числе и федеральной противопожарной службы. В частности, вопрос обеспечения пожарной безопасности в указанных
в предписании населенных пунктах решен путем формирования добровольных пожарных дружин и казачьих формирований.

Вместе с тем, судом указанный довод заявителя не принимается по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности, в том числе, включает в себя законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 15.10.1998 № 67-оз «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 67-оз), пожарная безопасность обеспечивается, в том числе, путем создания пожарной охраны и организации ее деятельности.

К полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отнесено образование, определение организационной структуры, полномочий, задач, функций, порядка деятельности противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и установление численности личного состава подразделений пожарной охраны по охране городов, населенных пунктов и объектов содержащихся за счет средств бюджета автономного округа, как это определено п. 11) ст. 5 Закона № 67-оз.

В развитие норм Закона № 67-оз, Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издано постановление от 02.04.2011 № 94-п, утверждающее Положение
о противопожарной службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Положение). Пунктом 7 Положения конкретно определено, что дислокация подразделений противопожарной службы на территории автономного округа определяется по методике, утвержденной МЧС России в установленном порядке или исходя из времени прибытия первого пожарного подразделения к месту пожара. При этом, время прибытия подразделений пожарной охраны определено требованиями статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ - в городских поселениях и городских округах оно не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут.

Таким образом, указанные требования четко определяют полномочия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ на территории автономного округа, что закреплено в законодательных
и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации, входящих в систему законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности.

Статья 76 Федерального закона № 123-ФЗ не устанавливает критерии по численности населения, при которых допускается не создавать подразделения пожарной охраны. Следовательно, реализация требований настоящей статьи должна быть обеспечена на территории всех населённых пунктов.

Граждане Российской Федерации равны в своих правах, в том числе в праве на обеспечение безопасности их жизнедеятельности.

Также несостоятелен довод заявителя о защите населённых пунктов подразделениями иных видов пожарной охраны. По сведениям, предоставленным Управлением, в действующих в территориальном и местных пожарно-спасательных гарнизонах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в документах предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ отсутствуют сведения о подразделениях добровольной пожарной охраны (созданных в форме оперативного подразделения пожарной охраны), осуществляющих деятельность на территориях д. Деминская, д. Нерохи, д. Пугоры,
д. Сартынья, п. Устрем, д. Усть-Манья, д. Хурумпауль, д. Ясунт Березовского района.

В с. Карым, д. Никулкина, п. Супра Кондинского района, д. Таурова, п. Банный Сургутского района, д. Верхние Нарыкары Октябрьского района, д. Лугофилинская,
д. Чембакчина Ханты-Мансийского района имеются подразделения добровольной пожарной охраны, которые внесены в расписание выездов и строевую записку местного
пожарно-спасательного гарнизона. Однако, эти подразделения осуществляют только временную деятельность - в период с 1 июня по 30 сентября 2020 года (том 2 л. д.68-80).

Заявитель указывает, что в д. Усть-Колекъеган создание подразделения пожарной охраны не осуществлялось, ввиду процедуры ликвидации населённого пункта. Вместе
с тем, согласно доводов Управления на момент оформления материалов проверки, данный населённый пункт значился в перечне населённых пунктов, входящих в состав районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (города, поселки городского типа, поселки, села, деревни), являющемся приложением к Закону автономного округа от 07.07.2004 № 43-оз «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и порядке его изменения».

Заявителем также указывается, что приказом казённого учреждения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центроспас-Югория» (далее по тексту - КУ «Центроспас-Югория») от 23.09.2019 № 558 «Об утверждении штатного расписания», во исполнение приказа Департамента гражданской защиты населения
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.07.2019 № 04-ОД-152
«Об утверждении предельной штатной численности и структуры подведомственного учреждения» (в редакции приказа от 26.08.2019 № 04-ОД-184) (копии документов предоставлены заявителем и находятся в материалах дела), в указанных населенных пунктах введены должности инструкторов противопожарной профилактики пожарной части государственной противопожарной службы, которые контролируют и организуют деятельность ДПД.

Однако как правильно отмечено Управлением, инструктор пожарной профилактики не является подразделением пожарной охраны, в соответствии с требованиями ст. 76 Ф3-123 и п. 2.1. СП 11, и не обеспечивает установленную п. 2.10 СП 11 цель выезда подразделения пожарной охраны на пожар - условие тушения пожара, при выполнении которого обеспечивается предотвращение соответствующего нежелательного события на пожаре.

Заявитель также указывает, что в соответствии с решением Ханты-Мансийского районного суда от 27.08.2012, заявитель и Департамент обязаны были организовать дислокацию подразделений пожарной охраны на территории автономного округа
с соблюдением и обеспечением времени прибытия первого подразделения пожарной охраны не более 20 минут с момента вызова к месту вызова, в том числе и в населённых пунктах, указанных выше.

Заявитель считает, что им и Департаментом данное решение суда выполнено
в полном объеме, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 24.10.2019 (копии документа предоставлена заявителем и находится в материалах дела). Копия постановления пристава представлялась уполномоченным лицам Главного управления (ответчика) в ходе проверки. Заявитель указывает, что в установленном законодательством порядке постановление пристава не обжаловано (том 3 л. д. 11-38).

Действительно, из материалов дела следует, и Управлением подтверждается,
что в ходе проведения проверки в отношении Правительства уполномоченным должностным лицам предоставлена копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от 24.10.2019. Вместе с тем,
в указанном документе отсутствует описание обстоятельств и конкретных документов,
на основании которых принято решение об окончании исполнительного производства. Кроме того, исполнение решения суда до 2019 года не свидетельствует об отсутствии нарушений по состоянию на дату проведения проверки и выдачи предписания, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства дислокации подразделений противопожарной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
с обеспечением нормативного прибытия к населенным пунктам, указанным
в предписании.

Согласно доводов отзыва, при рассмотрении возражений заявителя на постановление по делу об административном правонарушении, поданных в порядке досудебного обжалования 11.09.2020, а также прилагаемых к нему материалов, Управлением установлено, что приказом Департамента гражданской защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее по тексту - Департамент) от 18.07.2019 № 04-ОД-152 «Об утверждении предельной штатной численности и структуры подведомственного учреждения» в рассматриваемых населённых пунктах были созданы отдельные посты подразделений пожарной охраны, что могло являться одним из способов выполнения требований статьи 76 Федерального закона № 123-ФЗ на территории этих населённых пунктов. Вместе с тем, как правильно отмечено Управлением, приказом Департамента от 26.08.2019 № 04-ОД-184 данные подразделения были упразднены.

Заявителем также указывается, что в соответствии со статьей 5 закона № 67-оз осуществление отдельных полномочий Правительства автономного округа в области пожарной безопасности, установленных настоящей статьей, может быть возложено полностью или в части в соответствии с законодательством автономного округа на исполнительные органы государственной власти автономного округа. Так, постановлением Правительства автономного округа от 24.01.2013 № 15-п указанные полномочия возложены на Департамент.

Вместе с тем, данное обстоятельство не снимает с Правительства ответственность за обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации созданными им органами исполнительной власти, как это следует из положений части 3 статьи 1 Закона автономного округа от 12.10.2005 № 73-оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Управлением в материалы дела представлены письма Департамента в адрес заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры А.Н. Зобницева от 06.04.2018 № 01-ВХ-6056, в адрес заместителя Губернатора - директора Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры В.А. Дюдиной от 04.05.2018 № 04-Исх-1456, которыми предлагалось увеличение численности подразделений противопожарной службы субъекта для обеспечения выполнения требований законодательства, о дополнительном поэтапном увеличении финансирования на указанные нужды. Однако, результаты рассмотрения данных предложений не предоставлены. В то же самое время, заявитель указывает, что численность, структура противопожарной службы автономного округа правовыми актами Правительства
не устанавливается, так как данные полномочия возложены на Департамент. Исходя
из указанных выше обстоятельств, суд признаёт верным вывод Управления о том,
что передача Департаменту рассматриваемых полномочий без их фактического ресурсного и финансового обеспечения Правительством напрямую свидетельствует
о неисполнении Правительством обязанностей по обеспечению исполнения законодательства Российской Федерации, которые, как указывалось выше, закреплены в части 3 статьи 1 Закона автономного округа от 12.10.2005 № 73-оз «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

В соответствии с Соглашением между МЧС России и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.10.2019, утверждённым распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.11.2019 № 2786-р (далее - Соглашение), Управление реализует переданные полномочия Правительства, в том числе по организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы. Регламентом реализации Соглашения предусмотрено взаимодействие Сторон по созданию и развитию подразделений противопожарной службы автономного округа и (или) территориальных подразделений добровольной пожарной охраны (ст. 1 Регламента),
а также передача в оперативное подчинение Главного управления сил и средств противопожарной службы автономного округа (ч. 1 ст. 4 Регламента). Соглашением и Регламентом по его реализации не предусмотрена реализация Главным управлением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по созданию, реорганизации и ликвидация органов управления и подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 18 Федерального закона № 69-ФЗ.

Заявителем указывается, что в акте проверки, предписании, протоколе об административном правонарушении, постановлении не указано, какой именно абзац статьи 18 Федерального закона № 69-ФЗ нарушен, что в свою очередь делает затруднительным устранение указанного нарушения. Требований к определению мест дислокации подразделений противопожарной службы субъекта в статье 18 Федерального закона № 69-ФЗ не установлено.

Между тем, в акте проверки и предписании указана ссылка на совокупность норм, которые нарушены Правительством, что обусловлено существом выявленного нарушения - не обеспечении выполнения Правительством требований законодательства Российской Федерации в части создания подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, с учетом требуемой дислокации прибытия первого пожарного подразделения к месту вызова.

В части доводов заявителя о нарушениях порядка проведения проверки, суд не находит их обоснованными.

Внеплановая проверка в отношении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проведена по основаниям, предусмотренным подпунктом
1 п. 67 Административного регламента, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (далее по тексту - Административный регламент) - в связи с истечением срока исполнения органом власти ранее выданного органом Госпожнадзором предписания об устранении нарушения. Проведение внеплановой проверки в период после истечения сроков устранения нарушений не противоречит требованиям действующего законодательства и не является его грубым нарушением.

Также следует отметить, что предписание от 15.11.2018 № 17/1/1, контроль исполнения которого осуществлялся в ходе рассматриваемой проверки, не обжаловалось ни в досудебном порядке, ни в судебном порядке. Следовательно, Правительством
в течение более полутора лет не ставились под сомнение законность и обоснованность ранее выданного предписания, содержавшего аналогичные нарушения.

Уведомление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
о проведении внеплановой проверки осуществлено посредством направления оригинала распоряжения от 29.07.2020 № 11 с сопроводительным письмом Главного управления от 30.07.2020 № 5316-4-2-2 «О проведении внеплановой проверки» (вх. № 01-вх-19282 от 31.07.2020), что отвечает требованиям пункта 73 Административного регламента. Кроме того, получение уведомления и распоряжений 31.07.2020 подтверждается письмом Аппарата Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2020
№ 01-исх-МС-34018 (том 2 л. д. 134-138).

Материалы проверки вручены заместителю Губернатора автономного округа Зобницеву А.Н., ответственному за координацию внеплановой проверки в соответствии
с письмом от 05.08.2020 № 01-исх-ЗА-23550, которое направлено в адрес Главного управления в ответ на письмо на имя Губернатора автономного округа от 30.07.2020
№ 5316-4-2-2 «О проведении внеплановой проверки». Акт проверки от 31.08.2020 № 11 и предписание от 31.08.2020 № 11/1/1 впоследствии вручены представителю Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по доверенности от 04.09.2020 № 01-Д-НК-Г-57 (копии документов предоставлены заявителем и находятся в материалах дела, имеют отметки о вручении). Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении надзорным органом обязанности по вручению проверяемому лицу акта проверки отсутствуют, а следовательно не могут рассматриваться как грубое нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ), влекущее, в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 20 Федерального закона № 294-ФЗ, отмену результатов проверки.

Доводы заявителя о том, что акт проверки и предписание подписаны не всеми должностными лицами, проводившими проверку, чем нарушены требования пункта 9 части 2 статьи 16 Федерального закона № 294-ФЗ отклоняются судом, так как указанная статья не содержит требований об обязательности подписи акта всеми должностными лицами, проводившим проверку.

Кроме того, направление проверяемому лицу акта проверки, не содержащего подписей всех участвовавших в ней лиц не отнесено к грубым нарушениям, влекущим недействительность результата проверки.

Предписание выдано по результатам проверки уполномоченным органом надлежащему обязанному лицу, содержит всю необходимую информацию о фактах выявленных нарушений, а так же ссылки на нормы законов и обязательных для исполнения нормативных правовых актов, которые нарушены, является законным и обоснованным.

Вопреки доводам заявителя, у надзорного органа отсутствует обязанность указывать в предписании конкретный способ устранения нарушений.

При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для признания предписания Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 31.08.2020 № 11/1/11 недействительным.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем судебные расходы не распределяются.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству участвующих в деле лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                О.Г. Чешкова