ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-19517/18 от 07.02.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 февраля 2019 г.

Дело № А75-19517/2018

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2019 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Фёдорова А.Е., при ведении протокола секретарем Ощепковой И.Л., рассмотрев
в судебном
заседании дело по заявлению публичного акционерного обществу «Сосьвапромгеология» (ОГРН 1038603050232, ИНН 8613005274, место нахождения: 628148, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Березовский район, с. Саранпауль, ул. Ятринская, д. 22) к Отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (ОГРН 1037700013020,
ИНН 7702235133, место нахождения: 625000, Тюменская область, г. Тюмень,
ул. Володарского, д. 48) об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении,

при участии представителей:

от заявителя – не явились,

от заинтересованного лица – Бурдина И.В. по доверенности от 31.08.2018 № ДВР18-Т5/78,

от третьего лица – не явились,

установил:

публичное акционерное общество «Сосьвапромгеология» (далее – заявитель, общество)  обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
с заявлением к Отделению по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – заинтересованное лицо, управление) об оспаривании постановления № 18-17037/3110-1 о наложении штрафа по делу
об административном правонарушении № ТУ-71-ЮЛ-18-17037 от 07.11.2018.

          К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен арбитражный управляющий публичного акционерного общества «Сосьвапромгеология» Бабенко Владимир Иванович (далее – третье лицо).

Заявитель, третье лицо явку в суд не обеспечили.

До начала судебного заседания от конкурсного управляющего поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, позицию, изложенную в заявлении поддерживает.

Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
от 01.12.2017 по делу № А75-6203/2017 публичное акционерное общество «Сосьвапромгеология» признано несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев конкурсным управляющим назначен Бабенко Владимир Иванович.

В адрес управления от Уральского главного управления Центрального Банка Российской Федерации поступила информация и документы в отношении общества,
в том числе и мотивированное заключение от 02.10.2018 №ВН-22-2-6/32403.
Из поступивших документов следует, что при осуществлении мониторинга раскрытия обществом информации Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлено следующее.

При осуществлении мониторинга раскрытия обществом информации установлено, что согласно сообщению о существенном факте «Раскрытие эмитентом ежеквартального отчета», опубликованному 28.04.2017, Общество осуществляет раскрытие информации
на странице - www. disclosure.ru/issuer/8613005274.

В результате анализа информации, раскрытой обществом на странице в сети Интернет, установлено, что в нарушение пункта 11.1 Положения Банка России
от 30.12.2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение №454-П) не раскрыт ежеквартальный отчет
за II квартал 2018 года.

По указанному факту в отношении общества составлен протокол от 23.10.2018
№ ТУ-71-ЮЛ-18-17037/1020-1 по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Письмом от 24.10.2018 № ТУ-71-ЮЛ-18-17037/1020-1 протокол и иные материалы дела об административном правонарушении в отношении общества направлены заместителю управляющего Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации Е.Г. Никитиной
для рассмотрения.

07.11.2018 управлением вынесено постановление № 18-17037/3110-1 по делу
об административном правонарушении № ТУ-71-ЮЛ-18-17037, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Согласно пункту 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки)
или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав
и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

В связи с изложенным, к обществу применяются правила о публичных обществах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ) публичное общество обязано раскрывать:

- годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность; - проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;

- сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

 - иные сведения, определяемые Банком России.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество,
в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены Банком России (пункт 2 статьи 92 Закона № 208-ФЗ).

Согласно пункту 4 статьи 93 Закона № 208-ФЗ акционерное общество обязано вести учет аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии
с требованиями законодательства Российской Федерации.

В соответственные с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996
№ 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 39-ФЗ) под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным
в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии
с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией
на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Исходя из пункта 6 статьи 30 Закона № 39-ФЗ, в состав ежеквартального отчета
за первый квартал включаются:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за последний завершенный отчетный год с приложением аудиторского заключения в отношении такой отчетности;

2) промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента за завершенный отчетный период, состоящий из трех месяцев отчетного года.

При этом как определено пунктом 9 статьи 30 Закона № 39-ФЗ, помимо информации, предусмотренной пунктами 6-8 этой статьи, ежеквартальный отчет должен также содержать иную информацию, определенную нормативными актами Банка России.

Пунктом 1.1 Положения № 454-П закреплено, что оно регулирует состав, порядок
и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг
(далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений
о существенных фактах эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав
по размещаемым (размещенным) ценным бумагам. Действие этого Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и (или) обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации (пункт 1.2 Положения № 454-П).

В силу пункта 2.5 Положения № 454-П если иное не установлено настоящим Положением или иными нормативными актами Банка России, при опубликовании информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет), за исключением публикации в ленте новостей, эмитент должен использовать страницу в сети Интернет, предоставляемую одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг (далее - страница в сети Интернет). Распространитель информации на рынке ценных бумаг обязан обеспечить свободный и необременительный доступ
к информации эмитента, опубликованной на предоставленной им странице в сети Интернет.

Эмитент и распространитель информации на рынке ценных бумаг,
если опубликование информации осуществляется на предоставляемой им странице в сети Интернет, обязаны сообщать по требованию заинтересованных лиц адрес страницы в сети Интернет, на которой осуществляется опубликование информации (пункт 2.7 Положения № 454-П).

В случае, когда последний день срока, в который в соответствии с настоящим Положением эмитент обязан раскрыть информацию или предоставить копию документа, содержащего подлежащую раскрытию информацию, приходится на выходной или нерабочий праздничный день, днем окончания такого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (пункт 2.17 Положения № 454-П).

Как установлено пунктом 10.1 Положения № 454-П, обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется:

- на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;

- на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путем открытой подписки или путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;

- на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений) в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке
и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;

- на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта биржевых облигаций для такого допуска;

- на эмитентов российских депозитарных расписок, допущенных к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта российских депозитарных расписок для такого допуска.

На основании пункта 10.3 Положения № 454-П обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета прекращается на следующей день после опубликования в ленте новостей информации:

- о принятии (вступлении в силу) решения о признании несостоявшимся
или недействительным выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, государственная регистрация которого сопровождалась регистрацией проспекта ценных бумаг, либо выпуска (дополнительного выпуска) биржевых облигаций, либо выпуска российских депозитарных расписок, которые были допущены к организованным торгам на бирже с представлением бирже проспекта указанных ценных бумаг для такого допуска;

- о принятии (вступлении в силу) решения о признании недействительной регистрации проспекта ценных бумаг, зарегистрированного впоследствии;

- о погашении всех ценных бумаг, не являющихся акциями, в отношении которых был зарегистрирован их проспект, либо всех биржевых облигаций или российских депозитарных расписок, в отношении которых бирже был представлен проспект указанных ценных бумаг для их допуска к организованным торгам;

- о решении Банка России об освобождении эмитента от обязанности осуществлять раскрытие информации в соответствии со статьей 30 Закона № 39-ФЗ.

Ежеквартальный отчет должен быть утвержден уполномоченным органом эмитента, если в соответствии с учредительными документами (уставом) указанного эмитента ежеквартальный отчет подлежит утверждению уполномоченным органом такого эмитента (пункт 10.5 Положения № 454-П).

Исходя из пункта 10.8 Положения № 454-П, ежеквартальный отчет должен быть составлен по форме согласно приложению 3 к этому Положению. Приложение № 3
к Положению № 454-П предусматривает структурирование объема подлежащей раскрытию акционерным обществом информации об эмитенте и о размещенных
им эмиссионных ценных бумагах.

В соответствии с пунктом 11.1 Положения № 454-П в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее пяти лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет,
а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.

Порядок раскрытия информации акционерными обществами сведений
об аффилированных лицах нормативно регламентируется главой 73 Положения № 454-П.

В данном случае, при осуществлении мониторинга раскрытия обществом информации Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации установлено, что в нарушение пункта 11.1 Положения № 454-П ежеквартальный отчет за II квартал 2018 года обществом не раскрыт.

Указанный факт заявителем по существу не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд соглашается с выводами управления о том,
что обществом допущено нарушение требований пункта 11.1 Положения № 454-П, выразившееся в нераскрытии ежеквартального отчета за II квартал 2018 года, что образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ при производстве по делу
об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае вина общества доказана и подтверждается материалами дела. Доказательств, безусловно свидетельствующих об отсутствии у заявителя возможности для соблюдения нормативных требований, наличии каких-либо объективных, непреодолимых препятствий для исполнения нормативной обязанности,
как и доказательств принятия своевременных и исчерпывающих мер для соблюдения нормативных требований в материалы дела не представлено, что свидетельствует
о доказанности вины и, соответственно, состава правонарушения, ответственность
за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Доводы заявителя о нахождении общества в процедуре банкротства, что исключает возможность привлечения его к административной ответственности, основаны
на неверном толковании норм права и подлежат отклонению. Нахождение общества                      в процедуре банкротства не освобождает такое юридическое лицо от обязанности раскрытия предусмотренной Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ                             «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) и Положением № 454-П информации в сроки, установленные законодательством.

В соответствии со статьей 20.2 КоАП РФ в случае, если в соответствии
с Законом № 127-ФЗ на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

Введение в отношении общества процедуры конкурсного производства
не исключает обязанность конкурсного управляющего соблюдать и исполнять требования, предъявляемые к руководителю организации не только Законом № 127-ФЗ, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На момент принятия оспариваемого постановления срок давности привлечения
к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ
и составляющий один год, не истек.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Оснований для признания совершённого обществом правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности
не имеется.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам
за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное
в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля,
в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения
не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Согласно данным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства юридическое лицо является малым предприятием (от 07.11.2018
№ ЮЭ9965-18-4584689). Возможность замены административного наказания, предусмотренного санкцией частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, на предупреждение возможна при соблюдении совокупности условий, установленных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ. При этом одним из основополагающих условий для замены административного штрафа на предупреждение является факт совершения административного правонарушения впервые.

Поскольку общество уже привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, в связи с чем, данное правонарушение не может быть признано совершенным впервые по смыслу статьи части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, как необходимое условие для применения предупреждения.

Суд принимает во внимание, что при назначении административного наказания административный орган применил положения статьи 4.1 КоАП РФ и снизил размер административного штрафа до 350 000 руб., приняв во внимание нахождение общества
в процедуре банкротства.

Нормативных оснований для дальнейшего снижения размера административного штрафа судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований
для отмены оспариваемого постановления.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

          Руководствуясь статьями 168-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                А.Е. Федоров