Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
24 мая 2022 г. Дело № А75-19529/2021
Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью строительная ФИРМА "ЭКПАШ" (628418, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "ДИРЕКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗДАНИЙ" (628007, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН: <***>, ИНН: <***>) о продлении срока выполнения работ, при участии представителей сторон:
от истца – ФИО1 по доверенности от 01.02.2022, ФИО2
по доверенности от 09.01.2022,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 10.01.2022.
установил:
общество с ограниченной ответственностью строительная ФИРМА "ЭКПАШ" (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
с исковым заявлением к бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "ДИРЕКЦИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗДАНИЙ" (далее – ответчик) о продлении срока выполнения работ по договору от 27.11.2017 № 241-17/ЭА (далее - договор).
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв, в котором он просил
в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для продления срока выполнения работ по договору.
В ходе судебного заседания представители истца исковые требования и доводы искового заявления поддержали.
Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным
в отзыве.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом (исполнителем) и ответчиком (заказчиком) заключен договор от 27.11.2017 № 241-17/ЭА, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства выполнения работ по капитальному ремонту объекта "Сургутский клинический психоневрологический диспансер", расположенного по адресу: <...> (пункт 1.1 договора),
а заказчик обязуется уплатить подрядчику за выполнение работ сумму, равную их стоимости, определенной в соответствии с договором, в пределах суммы, указанной в пункте 4.2 договора, в сроки и в порядке, определенные настоящим договором (пункт 1.2 договора).
Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями договора, технической документацией (сметной документацией), являющейся приложением № 1
к договору, и графиком выполнения работ, являющимся приложением № 2 к договору (пункт 1.3 договора).
Сроки выполнения работ: начало выполнения работ - подрядчик приступает
к выполнению работ на объекте в день передачи заказчиком объекта; окончание выполнения работ - в срок до 10 декабря 2019 года (пункт 3.1 договора).
Как следует из искового заявления и пояснений истца, в ходе выполнения работ заказчиком неоднократно вносились изменения и корректировки в проектно-сметную документацию, в том числе и после окончания установленного договором срока выполнения работ, вследствие чего истец не имел возможности выполнить работы
в планируемом при заключении контракта периоде.
В связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском о продлении сроков выполнения работ по договору до 31 мая 2022 года.
В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно положениям пункта 2 статьи 767 ГК РФ изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами его финансирования, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются
в случаях, предусмотренных законом. Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, з
а исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен
в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях (пункт 4 статьи 451 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях
Из содержания указанной статьи следует, что лицо, требующее изменения действующего договора, должно доказать как наличие существенного изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, так и совокупности перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 2 статьи 451 ГК РФ условий.
По мнению заявителя невозможность исполнения договора в установленные договором сроки обусловлена внесением изменений и корректировок в проектно-сметную документацию, выполнением дополнительных работ, не предусмотренных контрактом.
Действительно, из материалов судебного дела № А75-9523/2021, имеющего при рассмотрении настоящего дела преюдициальное значение в силу части 2 статьи 69 АПК РФ, усматривается, что в ходе исполнения договора были выявлены обстоятельства, препятствовавшие выполнению работ в установленный срок.
В рамках судебного дела № А75-9523/2021 по иску БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Дирекция по эксплуатации служебных зданий" к ООО Строительная фирма "Экпаш" о взыскании 11 566 628,71 руб. по договору № 241-17/ЭА
от 27.11.2017 суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоюдной вине сторон
в нарушении сроков выполнения работ и взыскал с подрядчика неустойку в размере 5 783 314 руб. за просрочку выполнения работ.
По смыслу пункта 9 части 1 статьи 95 ФЗ № 44-ФЗ если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, то однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении, допускается в следующих случаях: возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию; если контракт не исполняется
в установленный срок по вине подрядчика.
При этом изменение срока осуществляется при условии отсутствия не исполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Судом установлено, что по настоящее время неустойка в размере 5 783 314 руб. ООО Строительная фирма "Экпаш" не оплачена, о чем представитель истца сообщил
в судебном заседании 18.05.2022.
С учетом изложенного, правовые основания для изменения срока исполнения договора, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 95 ФЗ № 44-ФЗ, отсутствуют.
В пункте 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Временная невозможность исполнения обязательств исполнителем не предусмотрена пунктом 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ в числе случаев, в которых возможно изменение существенных условий контракта.
Сохранение условий государственных и муниципальных контрактов в том виде,
в котором они были изложены в извещении о проведении открытого аукциона
в электронной форме и в документации об аукционе, невозможность ведения переговоров между заказчиками и участниками закупок (статья 46 Закона о контрактной системе)
и исполнение контракта на условиях, указанных в документации, направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении аукциона и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что изменение существенных условий контракта при отсутствии законодательно установленных оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ является существенным нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как препятствует развитию добросовестной конкуренции и эффективному использованию средств бюджета.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на истца.
Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены
им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства
в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены
им под расписку.
Судья С.Г. Касумова