ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-19798/20 от 25.02.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

04 марта 2021 г.

Дело № А75-19798/2020

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 04 марта 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания
Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (ОГРН 1028600944250, ИНН 8603089941, адрес: 628616, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 17/П) к Северо-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 407-ГН
от 02.12.2020 и представления № 259-ГН от 02.12.2020,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя – не явились,

от административного органа – Комушева В.А. по доверенности от 15.10.2020
№ 02-17439, диплом рег. № 159 от 04.06.2003,

установил:

акционерное общество «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (далее - заявитель, АО «ННП», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Северо-Уральскому межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - административный орган, Управление) об отмене постановления от № 407-ГН от 02.12.2020 и признании недействительным представления № 259-ГН от 02.12.2020.

Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечил.

Представитель административного органа в судебном заседании просил отказать
в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Заслушав представителя Управления и исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, АО «ННП» осуществляет разработку Чехлонейского нефтяного месторождения в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области на основании лицензии ХМН 03201 НЭ, срок действия до 17.02.2044. Целевое назначение лицензии - разведка
и добыча полезных ископаемых на Хохловском лицензионном участке
в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В отношении общества в период с 28.09.2020 по 23.10.2020 была проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт № 186 от 23.10.2020 (т. 2
л.д. 110-113).

В ходе проверки административный орган выявил, что общество осуществляло пользование недрами (добычу углеводородного сырья) с нарушением статьи 10 Условий пользования недрами (приложение № 1 к лицензии) и требований действующего проектного документа. Согласно представленных АО «ННП» месячных эксплуатационных рапортов (МЭР) за август 2020 года и отчету о выполнении научно-исследовательской работы «Распределение добычи и закачки скважин, совместно эксплуатирующих несколько объектов разработки месторождений АО «НПП»
(по состоянию на 01.09.2020) при разработке Чехлонейского нефтяного месторождения ведется одновременная эксплуатация скважиной нескольких объектов разработки следующими скважинами: 25,9 (БВ101, ЮВ11) при добыче; 26 (БВ101, ЮВ11)
при закачке. При этом в указанных скважинах отсутствует сменное внутрискважинное оборудование, обеспечивающее возможность реализации раздельного учета добываемой продукции, промысловых исследований каждого пласта раздельно и проведения безопасного ремонта скважин с учетом различия давлений и свойств пластовых флюидов.

Усмотрев в действиях АО «ННП» нарушение требований пунктов 1, 2, 10 части
2 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах», пунктов 11.7, 11.8 Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2019 № 639, пункта 113
Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003
№ 7, административный орган 10.11.2020 составил в отношении общества протокол
об административном правонарушении № 500-ГН/34 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением № 407-ГН от 02.12.2020 АО «ННП» привлечено
к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Не согласившись с указанный постановлением, общество обратилось
в арбитражный суд.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами,
и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч
до пятисот тысяч рублей.

Правоотношения в сфере использования недр Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон
о недрах).

В соответствии со статьей 1 Закона о недрах законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит
из Закона о недрах и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов
и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование,
в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии
с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью
в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти
и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

На основании статьи 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ.

Статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Специальным законодательством установлены отдельные требования к содержанию лицензии, а именно обязательное содержание в лицензии условий выполнения требований, установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами)
по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ. Такими стандартами, нормами и правилами являются, соблюдение отдельных положений которых зафиксировано в Лицензионном соглашении заявителя.

Таким образом, пользование недрами осуществляется на основании лицензии,
в соответствии с условиями пользования, изложенными в приложениях к лицензии,
а также на основании технических проектов.

Как указано выше, общество является владельцем лицензии ХМН 03201 НЭ
с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча полезных ископаемых
на Хохловском лицензионном участке в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Срок действия лицензии до 17.02.2044.

Неотъемлемой составной частью лицензии являются условия пользования недрами (приложение № 1 к лицензии, далее - условия).

В соответствии со статьей 10 Условий пользования недрами, пользователь недр обязан выполнить установленные законодательством требования по охране недр
и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр.

Статьей 23.2 раздела III Рациональное использование и охрана недр Закона о недрах установлено: разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами
в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии
с утвержденными техническими проектами. Порядок подготовки, согласования
и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых
и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Предусмотренный Законом о недрах порядок установлен Положением о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных
с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации
от 03.03.2010 № 118 (далее - Положение).

В соответствии пунктом 2 Положения подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Подпунктом «б» пункта 9 Положения предусмотрено, что комиссия осуществляет согласование проекта опытной (пробной) эксплуатации поисковой скважины, проекта пробной эксплуатации единичных разведочных скважин, проекта пробной эксплуатации месторождения (залежи), технологической схемы разработки месторождения, технологического проекта разработки месторождения и дополнений к ним в отношении углеводородного сырья.

Результат согласования оформляется протоколом, в котором отражаются оценка
и выбор проектных решений, подлежащих применению при разработке месторождений углеводородного сырья.

Согласно пункту 6.15.2 Правил подготовки технических проектов разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 20.09.2019
№ 639 (далее - Правила подготовки технических проектов), в проектном документе должно быть отражено обоснование способа и технологических параметров эксплуатации скважин, устьевого и внутрискважинного оборудования, в том числе в вариантах одновременно-раздельной эксплуатации нескольких объектов одной скважиной, обосновывается выбор специального устьевого и внутрискважинного оборудования, обеспечивающего контроль и регулирование процесса разработки каждого пласта.

Согласно материалам дела об административном правонарушении действующим техническим проектом на разработку Чехлонейского нефтяного месторождения является «Дополнение к технологической схеме разработки Чехлонейского нефтяного месторождения» (далее - ДТСР), согласованное протоколом заседания Западно-Сибирской нефтегазовой секции ЦКР по УВС от 27.10.2017 № 24-17 (утв. 16.11.2017).

Работа ДТСР согласована по авторскому суммарному варианту. Выделено
3 эксплуатационных объекта разработки: БВ101, Ач1, ЮВ11.

Совместная разработка выделенных объектов единой сеткой скважин вышеуказанным протоколом не согласована. В техническом проекте разработки месторождения ДТСР, представленное на согласование, не дано обоснование вариантов одновременно-раздельной эксплуатации нескольких объектов одной скважиной и выбора специального устьевого и внутрискважинного оборудования, обеспечивающего контроль и регулирование процесса разработки каждого пласта, установленного требованиями пункта 6.15.2 Правил подготовки технических проектов.

 Как следует из пояснений АО «ННП», представленных обществом МЭР за август 2020 года и отчета о выполнении научно-исследовательской работы «Распределение добычи и закачки скважин, совместно эксплуатирующих несколько объектов разработки месторождений по стоянию на 01.09.2020, при разработке нефтяного месторождения ведется одновременная эксплуатация скважиной нескольких объектов разработки без наличия сменного внутрискважинного оборудования, обеспечивающего возможность реализации раздельного учета добываемой продукции, промысловых исследований каждого пласта раздельно и проведения безопасного ремонта скважин с учетом различия давлений и свойств пластовых флюидов. 

В соответствии с пунктом 13.7 Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14.06.2016 № 356 (далее - Правила разработки месторождений), своместный сбор продукции, добываемой из различных эксплуатационных объектов (ЭО), не допускается, если: а) подключаемый объект по содержанию коррозионно-агрессивных компонентов (сероводорода, углекислоты, органических кислот) не соответствует характеристикам существующей системы сбора;  б) рабочее давление в системе сбора существенно снижает добываемые возможности скважин объекта с меньшим пластовым давлением.

На основании пункта 11.7 Правил разработки месторождений при одновременно-раздельной эксплуатации нескольких ЭО в скважине должен быть обеспечен раздельный учет добываемой продукции и проведение промысловых исследований и проведение исследований.

При одновременно-раздельной закачке рабочего агента в несколько ЭО в скважине должен быть обеспечен раздельный учет и проведение исследований (пункт 11.8 Правил разработки месторождений).

Таким образом, пользователь недр не вправе осуществлять одновременно-раздельную эксплуатацию нескольких эксплуатационных объектов одной скважиной (сетью скважин) без внесения изменений в проектную документацию на разработку месторождения углеводородного сырья.

Как было выше указано, действующий технический проект на разработку нефтяного месторождения ДТСР не содержит обоснование одновременно-раздельной эксплуатации (далее - ОРЭ) выделенных эксплуатационных объектов единой сеткой скважин, обоснование выбора специального устьевого и внутрискважинного оборудования, обеспечивающего контроль и регулирование процесса разработки каждого пласта при ОРЭ.

Таким образом, совместная разработка выделенных объектов единой сеткой скважин Западно-Сибирской нефтегазовой секцией ЦКР Роснедр по УВС не оценивалась и не была согласована, в связи с чем доводы заявителя о том, что принимаемые им меры по поиску применимых технологий и использованию имеющегося на рынке оборудования раздельного учета при одновременной эксплуатации нескольких пластов не принесли результата, не имеют правового значения.

Общество не было вправе осуществлять ОРЭ нескольких ЭО одной скважиной (сетью скважин) без внесения данных изменений в действующий проектный документ (ДТСР).

Действующий проектный документ также не содержи согласования выбора специального устьевого и внутрискважинного оборудования, обеспечивающего контроль и регулирование процесса разработки каждого пласта.

Относительно доводов заявителя о вменении ему нарушения подзаконного нормативного правового акта, отмененного Правительством Российской Федерации
в результате реализации проекта «регулятивной гильотины», арбитражный суд отмечает следующее.

В соответствии с требованиями пункта 113 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003
№ 71, одновременно-раздельная эксплуатация нескольких эксплуатационных объектов одной скважиной допускается при наличии сменного внутрискважинного оборудования, обеспечивающего возможность реализации раздельного учета добываемой продукции, промысловых исследований каждого пласта раздельно и проведения безопасного ремонта скважин с учетом различия давлений и свойств пластовых флюидов.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020
№ 1192 Правила охраны недр утратили силу с 01.01.2021.

Между тем, общество нарушило не только требования пункта 113 Правил охраны недр, действующих на момент выявления правонарушения и привлечения
к административной ответственности, но и требования пунктов 1, 2, 10 части 2 статьи
22 Закона о недрах, пунктов 11.7, 11.8 Правил разработки месторождений.

Указанные нарушения образуют в действиях АО «ННП» событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина общества в допущенном административном правонарушении выражается
в непринятии всех необходимых и достаточных мер для соблюдения условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта. Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о недрах, заявитель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона. Сведений, указывающих на наличие объективно непредотвратимых обстоятельств, либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица, препятствовавших соблюдению правил и норм обществом, материалы дела об административном правонарушении не содержат. 

С учетом изложенного, административный орган правомерно признал АО «ННП» виновным и привлек его к административной ответственности, предусмотренной частью
2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушения процессуальных норм при привлечении общества к административной ответственности не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение, составляющий в соответствии со статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях один год, при вынесении оспариваемого постановления был соблюден.

Административное взыскание в виде административного штрафа в сумме
300 000 рублей назначено в минимальном размере, предусмотренной санкцией статьи, является адекватным и соразмерным правонарушению, совершенному заявителем.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности противоправного деяния заявителя, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для назначения штрафа ниже низшего предела либо замены административного наказания
в виде административного штрафа предупреждением судом также не установлены.

Таким образом, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого обществом постановления отсутствуют.

Соответственно, представление № 259-ГН об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, от 02.12.2020, вынесенное в порядке пункта 2 части 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях на основании обстоятельств, отраженных
в оспариваемом постановлении о назначении административного наказания, является правомерным и не нарушает прав и законных интересов заявителя..

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении заявления.

          Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение десяти дней с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

          Судья                                         Л.С. Истомина