ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-1989/20 от 22.07.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

29 июля 2020 г.

Дело № А75-1989/2020

Резолютивная часть решения объявлена 22 июля 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 29 июля 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Магеррамлы Р.И.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Обь-Юган» к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска  о признании незаконным действий,

при участии представителей:

от заявителя – не явились

от ответчика – Каричев Р.Ш., доверенность от 03.06.2020,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Обь-Юган» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  
с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации города Нефтеюганска  (далее – ответчик, департамент) о признании незаконным действия, выразившегося в не проверке предложения о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением администрации города Нефтеюганска от 19.06.2008 № 1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 и непринятии предложения; о признании незаконным решения об отклонении предложения о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением администрации города Нефтеюганска от 19.06.2008 № 1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 и об обязании устранить нарушение прав и законных интересов посредством рассмотрения в установленном порядке заявления от 13.11.2019
вх. № 01-01-45-1661-9 (том 2 л.д. 20-22).

Возражения  администрации г. Нефтеюганска и Департамента градостроительства
и земельных отношений администрации города Нефтеюганска  основаны на том, что заявитель при реконструкции объекта капитального строительства вышел за границы предоставленного земельного участка, и права заявителя не нарушены оспариваемыми действиями.

В судебном заседании представитель департамента с заявленными требованиями
не согласен, по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела,
суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

ООО «Обь-Юган» является собственником земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2, расположенного по адресу: г. Нефтеюганск, 10 мкр.,
что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016 № 86-86/004-86/004/007/2015-444, а также собственником объекта недвижимости - нежилое здание магазина (кадастровый номер: 86:20:0000000:7428), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.02.2016 № 86-86/004-86/004/007/2015-445.

ООО «Обь-Юган»  18.07.2019 обратилось в Департамент с заявлением
(вх. № 01-01 45-1661-9) о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением администрации города Нефтеюганска от 19.06.2008 №1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2.

Согласно пояснительной записке к проекту, целью разработки градостроительной документации по планировке территории является изменение границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2 путем образования нового земельного участка с использованием земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данное мероприятие необходимо для приведения в соответствие границ указанного земельного участка с фактически занимаемой площадью, в связи с тем, что расположенное на данном участке существующее нежилое здание «Магазин» с кадастровым номером 86:20:0000000:7428 выходит за пределы земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления Градостроительной комиссией (протокол от 15.08.2019 № 19) принято решение отклонить данное предложение в связи с тем, что в настоящее время здание магазина выходит за пределы границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2; реконструкция объекта с кадастровым номером 86:20:0000000:7428 осуществлена без получения в установленном законом порядке разрешительной документации, в связи с чем, имеет место факт самовольной реконструкции с изменением технико-экономических показателей.

О своем решении Департамент уведомил ООО «Обь-Юган» письмом от 23.08.2019 исх. № 01-01-46-2629-9.

ООО «Обь-Юган» 13.11.2019 повторно обратилось в Департамент с заявлением
(вх. № 01-01-45-5102-9) о подготовке документации по планировке территории: проект внесения изменений в проект межевания территории микрорайона 10, утвержденный постановлением администрации города Нефтеюганска от 19.06.2008 №1083-п, в части изменения границ земельного участка с кадастровым номером 86:20:0000041:2.
К заявлению был приложен пакет документов, аналогичный ранее направленному
с заявлением от 18.07.2019.

Протоколом от 15.08.2019 №19 Департамент отклонил предложение
ООО «Обь-Юган» по тем же основаниям.

Заявитель полагая, что действия департамента является незаконными, обратился в арбитражный суд  с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права
и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие в совокупности двух условий:

 - оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Недоказанность любого из указанных обстоятельств влечет отказ в удовлетворении требований о признании оспариваемого ненормативного правового акта недействительным.

При этом часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Нефтеюганска, утвержденными решением Думы города от 01.10.20710 № 812-IV (с изменениями от 11.04.2018 № 372-VI), спорный земельный участок расположен в зоне существующей жилой застройки без развития.

В целях установления границ застроенных и незастроенных земельных участков,
с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки, на территорию микрорайона 10 города Нефтеюганска разработан и утвержден постановлением- администрации города Нефтеюганска
от 19.06.2008 № 1083-п проект межевания территории (далее - Проект).

В силу положения пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего на момент утверждения Проекта, для объектов недвижимого имущества, принадлежащим заявителям, проектом межевания выделены участки в размерах, соответствующим площади зданий.

В силу положения статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Риски осуществления самовольного строительства (реконструкции) несет лицо, осуществившее такое строительство. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Равно как
у уполномоченного органа не возникает обязанности по предоставлению земельного участка под таким объектом.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории, порядок внесения в нее изменений и ее отмены регламентированы статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации города Нефтеюганска от 20.04.2017 № 69-нп утвержден порядок подготовки документации по планировке территории, принятой на основании решений органов местного самоуправления города Нефтеюганска (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещение линейных объектов.

Согласно пункту 4 Порядка, при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории.

Инициатор, указанный в абзаце 2 пункта 12 Порядка, принявший решение о подготовке документации по планировке территории, направляет предложение о подготовке документации по планировке территории в Департамент по форме согласно приложению к Порядку.

Согласно пункту 16 Порядка, при наличии полного пакета документов и информации, необходимой для принятия решения о подготовке документации по планировке территории, уполномоченный орган готовит информацию и направляет предложение инициатора о подготовке документации по планировке территории на рассмотрение градостроительной комиссии администрации города Нефтеюганска (далее - Комиссия) с целью получения рекомендаций для принятия решения о подготовке документации по планировке территории.

Указанная информация была подготовлена департаментом и направлена в градостроительную комиссию сопроводительным письмом от 08.08.2019
№ исх.0 -01-46-2164-9.

В соответствии с пунктом 17 Порядка Департамент с учетом рекомендации Комиссии вправе принять решение об отказе в подготовке документации по планировке территории, с обоснованием принятого решения.

При этом Порядок не содержит исчерпывающего перечня оснований для принятия решения об отказе.  В связи с чем  принятие решения об отклонении предложения по внесению изменений в документацию по планировке территории до принятия администрацией города Нефтеюганска решения о подготовке документации по планировке территории является правом уполномоченного органа (Департамента).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что решение уполномоченного органа принято в соответствии с действующим законодательством, а также в соответствии с утвержденным Постановлением администрации города Нефтеюганска от 20.04.2017
№ 69-нп «О порядке подготовки документации по планировке территории, принятой на основании решений органов местного самоуправления города Нефтеюганска», а факт несоответствия оспариваемого обществом отказа департамента действующему нормативному регулированию порядка внесения изменений в проект межевания территории не доказан.

Заявитель не предоставил доказательства что действия Департамента нарушили его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При изложенных обстоятельствах, требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 168-170, 180-181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры,

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. Судебный акт размещается на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебного акта на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                       О.В. Зубакина