ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2032/13 от 21.05.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru


ИМЕНЕМРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

28 мая 2013 г.                                                            Дело № А75-2032/2013

Резолютивная часть решения оглашена 21 мая 2013 г. Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола заседания помощником судьи    Сариповой Л.С.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «ИНГА» об оспаривании постановления от 29.12.2011 № 2388-ОК/8 о назначении административного наказания, вынесенного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

третье лицо: Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная  прокуратура,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности 06.05.2013, ФИО2 по доверенности от 15.01.2013,

от ответчика: ФИО3 по доверенности  от 28.12.2012,

от третьего лица: не явились,

установил:

открытое акционерное общество «ИНГА» (далее - ОАО «ИНГА», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, административный орган, ответчик) от 28.02.2013 № 224-ГК/29 о привлечении к административной ответственности недействительным.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.

Как следует из материалов дела, Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства об охране недр и атмосферного воздуха при добыче и утилизации (использовании) попутного нефтяного газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нефтегазодобывающими предприятиями, в ходе которой установлено, что Общество осуществляет деятельность с нарушением требований законодательства о недрах.

По данному факту Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором в отношении ОАО «ИНГА» было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 и части 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы которого направлены по подведомственности в Управление.

По результатам рассмотрения материалов дела, 28.02.2013 Управлением было вынесено постановление № 224-ГК/29 о назначении административного наказания, согласно которого Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию с учетом положений части 2 статьи 4.4 названного кодекса в виде штрафа в размере 800 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив в совокупности представленные суду доказательства, арбитражный суд не находит оснований для отмены оспариваемого постановления.

Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Частью 1 статьи 8.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за выборочную (внепроектную) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, в виде административного штрафа, размер которого для юридических лиц составляет от  восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) определено, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно части 1 статьи 7 названного закона в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

Права и обязанности пользователя недр изложены в статье 22 Закона о недрах, к которым относится в том числе: обеспечение соблюдения требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, а также выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии со статьей 23 Закона о недрах основными требованиями                              по рациональному использованию и охране недр являются, в том числе: обеспечение рационального комплексного использования и охраны недр; обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений  полезных ископаемых.

Как следует из материалов дела, ОАО «ИНГА» является владельцем лицензии                ХМН № 00922 НЭ от 11.02.1999 на добычу нефти и газа в пределах Восточно-Ингинского лицензионного участка Красноленинского нефтегазоконденсатного месторождения в Октябрьском районе Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.

В соответствии с пунктом 8.1 лицензионного соглашения, в пределах Восточно-Ингинского лицензионного участка (приложение к лицензии на право пользования недрами ХМН 00922 НЭ от 11.02.1999 года), являющегося неотъемлемой частью лицензии, Общество осуществляет все работы при соблюдении Законодательства РФ о недрах, охране окружающей среды и других  законов.

Согласно п. 8.2 Лицензионного соглашения ОАО «ИНГА» осуществляет разработку настоящего лицензионного участка согласно проектным документам, утвержденным ТКР (ЦКР) в установленном порядке.

В пункте 1.6 дополнительного соглашения к лицензии ХМН 00922 НЭ (приложение № 3 к лицензии) указано, что объем утилизации попутного газа определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектными документами на разработку месторождения. Нижний предельный текущий уровень утилизации добываемого попутного нефтяного газа устанавливается в объеме не ниже 95 прроцентов.

По условиям проектного документа «Технологическая схема разработки Красноленинского месторождения в пределах Восточно-Ингинского лицензионного участка» (утвержден ЦКР Роснедр по УВС 27.12.2010) в 2012 году процент использования попутного нефтяного газа по Краснолениннскому месторождению в пределах Восточно-Ингинского лицензионного участка должен составлять 95%.

Пунктом 7.5 ГОСТ 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газовые Правила разработки», утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 года № 1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должны обеспечивать уровень его использования не менее 95%.

Проверкой установлено, что уровень утилизации попутного нефтяного газа за 12 месяцев 2012 года в пределах Восточно-Ингинского лицензионного участка составил 6,1 %, что является нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами ХМН 00922 НЭ и проектного документа, а также свидетельствует о нерациональном использовании недр, поскольку остальная часть добытого полезного ископаемого была сожжена предприятием на факельных установках.

Доводы ОАО «ИНГА» со ссылкой на Регламент по учету попутного нефтяного газа от 01.03.2012 о том, что весь добытый на Восточно-Ингинском лицензионном участке был использован для обеспечения работы ДНУ Восточно-Ингинского лицензионного участка, а неполная утилизация имела место быть на Поттымско-Ингингском лицензионном участке, судом не принимается.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, весь добытый на Восточно-Ингинском и Поттымско-Ингингском лицензионных участках поступает на ДНС Восточно-Ингинского лицензионного участка, где он смешивается, в связи с чем не представляется возможным установить какая часть попутного нефтяного газа и с какого лицензионного участка была использована Обществом.

Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие методических рекомендаций по рассматриваемому случаю, суд считает правомерным определение процента и объема использованного Обществом попутного нефтяного газа математическим методом составления процентного отношения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным                  в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае материалы дела не содержат доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер с целью недопущения административного правонарушения. Надлежащих доводов и доказательств об отсутствии вины заявителем                    не представлено.

Общество осуществляло пользование недрами на основании лицензии                      ХМН № 00922 НЭ с 11.02.1999, однако доказательств совершения каких-либо реальных действий, направленных на реализацию условий лицензионного соглашения, на обеспечение рационального использования недр в части утилизации попутного газа в период с 01.01.2012 по 31.12.2012 год суду не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях Общества составов административных правон6арушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 и частью 1 статьи 8.10 КоАП РФ.

Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности судом не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 28.02.2013 № 224-ГК/29 не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной                       не облагается.

Руководствуясь статьями 16, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд                                 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества «ИНГА»                     (ОГРН <***>, ИНН <***>) -  отказать.

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течении десяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                Шабанова Г.А.