Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
23 апреля 2021 г. | Дело № А75-20802/2020 |
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2021 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Югра-Экология» (ОГРН <***> от 12.10.2017, ИНН <***>, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...> А) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
о признании незаконным решения от 02.12.2020 по жалобе № 086/07/3-2089/2020,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель
ФИО2,
при участии представителей:
от заявителя – ФИО3 по доверенности от 03.11.2020 №251/20,
от заинтересованного и третьего лица – ФИО4 по доверенности от 17.08.2020 № 14 (до перерыва),
у с т а н о в и л :
акционерное общество «Югра-Экология» (далее - заявитель, общество, АО «Югра-Экология») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
(далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, УФАС) о признании недействительным решения от 02.12.2020 по жалобе № 086/07/3-2089/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель ФИО2
Судебное заседание проведено с участием представителей сторон. Третье лицо в суд не явилось, что при надлежащем их извещении не является препятствием для рассмотрения спора по существу.
Суд в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявил перерыв в судебном заседании до 16.04.2021 до 10 часов 00 минут. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования в полном объеме.
Антимонопольный орган возражал по доводам отзыва, полагая, что оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, АО «Югра-Экология» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории
ХМАО - Югры на основании соглашений, заключенных с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: в соответствии
с соглашением от 02.04.2018 № 25 - по Южной зоне деятельности (городской округ город Пыть-Ях, Нефтеюганский муниципальный район, городской округ город Нефтеюганск, Кондинский муниципальный район, городской округ город Урай, городской округ город Нягань, Ханты-Мансийский муниципальный район, городской округ город Ханты-Мансийск, Советский муниципальный район, городской округ город Югорск, Октябрьский муниципальный район); в соответствии с соглашением от 24.07.2019 № 35 - по Северной зоне деятельности (Березовский муниципальный район, Белоярский муниципальный район, Сургутский муниципальный район, городской округ город Когалым, городской округ город Сургут, городской округ город Радужный, городской округ город Покачи, городской округ город Мегион, городской округ город Нижневартовск, Нижневартовский муниципальный район, городской округ город Лангепас).
Таким образом заказчик имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
13.11.2020 на официальном сайте www.zakuplci.gov.ru заказчиком опубликовано извещение № 32009679148 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пределах зоны деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной границами муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры городской округ Мегион.
При рассмотрении документации к аукциону в электронной форме, извещение
№ 32009679148, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении пунктов
8, 9 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 (далее - Правила № 1133) в результате укрупнения лота, так как территория муниципального образования город Мегион, по мнению УФАС, подлежала разделению не менее, чем на три лота.
В силу пункта 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3 статьи 24.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
и устанавливает порядок этого согласования.
Правилами № 1133 установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
(далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.
Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил N 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил № 1133 предусмотрено, что торги проводятся в форме аукциона
в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с учетом особенностей, предусмотренных названными Правилами.
Обществом организовано проведение аукциона на право заключения договора
на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территории города Мегиона, что соответствует приведенным нормам.
Исходя из пунктов 7, 8 Правил № 1133 организатор аукциона (региональный оператор) обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 названных Правил. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.
Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот.
В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории)
(пункт 9 Правил № 1133).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных подпунктом «а» пункта 3 названных Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора.
При этом, в данном случае под «территорией» следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно - территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательства Российской Федерации о защите конкуренции.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.06.2019 № Д05и-18413 разъяснено, что в случае, если в документации об отборе,
а также в соглашении определены территории, в отношении которых необходимо провести аукционы, то каждая из таких территорий в целях проведения аукциона должна разбиваться не менее чем на три лота.
Из буквального толкования приведенного разъяснения следует, что территория для проведения аукциона может включать в себя сколько угодно муниципальных образований при условии, что суммарно на такой территории образуется более 50 процентов ТКО.
Из представленных обществом доказательств следует, что распоряжением руководителя от 10.11.2020 АО «Югра – Экология» определены территории Северной зоны, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов
(по массе отходов) для проведения аукционов в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133, сформировав их в следующие лоты (всего 69,36 процентов от общей массы отходов в Северной зоне): 1) место оказания услуг городской округ город Лангепас (9772,17 тонн); 2) место оказания услуг городской округ город Мегион (16941,68 тонн); 3) место оказания услуг городской округ город Нижневартовск лот № 1 (37 146,561); 4) место оказания услуг городской округ город Нижневартовск лот №2 (34 563,859 тон); 5) место оказания услуг городской округ город Нижневартовск лот №3 (30 780,404); 6) место оказания услуг городской округ город Покачи (4245,32 тонн); 7) место оказания услуг городской округ город Радужный (17577,25 тонн); 8) место оказания услуг городской округ город Сургут лот № 1 (39 681,375 тонн); 9) место оказания услуг городской округ город Сургут лот № 2 (41 847,894 тонн); 10) место оказания услуг городской округ город Сургут лот № 3 (24 318 тонн);
11) место оказания услуг городской округ город Сургут лот № 4 (18 647,019 тонн).
Тем самым подтверждается, что АО «Югра – Экология» определила территорию
Северной зоны и в целях проведения аукционов разделила такую территорию соответственно на 11 лотов.
При этом, в зависимости от экономической целесообразности, в связи с небольшой нагрузкой, территория городского округа город Мегион выделена в один лот. Более крупные территории - например городской округ город Нижневартовск - на три лота, городского округа город Сургут - 4 лота, что отвечает требованиям Правил № 1133.
Поскольку заключенными соглашениями от 02.04.2018 № 25 - по Южной зоне деятельности, и от 24.07.2019 № 35 - по Северной зоне деятельности, не установлен иной порядок определения территорий для проведения аукционов, решение АО «Югра – Экология», закрепленное в распоряжении от 10.11.2020 № 01-07-ЮЭ/014 в части разделения территории для проведения аукционов на лоты, в том числе выделение в один лот территории городского округа город Мегион, является обоснованным и соответствующим требованиям Правил № 1133.
Спорный аукцион организован обществом в соответствии с вышеуказанным распоряжением.
Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом приведенных норм права, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества незаконного укрупнения лотов, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемого решения.
Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы АО «Югра – Экология», возлагая на него необоснованные требования.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного заявление подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо, как на проигравшую сторону, и подлежат взысканию с УФАС
в пользу заявителя в уплаченном размере.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Р Е Ш И Л :
заявление удовлетворить.
Признать решение от 02.12.2020 по жалобе № 086/07/3-2089/2020 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному
округу – Югре недействительным.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по ХантыМансийскому автономному округу – Югре в пользу акционерного общества «Югра- 2 Экология» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 3000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья О.Г. Чешкова