ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-20880/19 от 12.12.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 декабря 2019 г.

Дело № А75-20880/2019

          Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2019 г.

          Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2019 г.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Долговой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Планета» (ОГРН 1138607000443, ИНН 8605024379) о признании незаконными бездействия Администрации города Мегиона и департамента образования и молодежной политики Администрации города Мегиона в виде отказа выдачи направлений (путевок) для зачисление детей в детский сад ООО «Планета»,

          с участием представителей сторон: от заявителя – Романенко А. В. по доверенности от 12.12.2019; от Администрации города Мегиона – не явились; от департамента образования и молодежной политики Администрации города Мегиона – не явились,

установил:

            общество с ограниченной ответственностью «Планета» (далее – заявитель, общество, ООО «Планета») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением об оспаривании бездействия Администрации города Мегиона и департамента образования и молодежной политики Администрации города Мегиона в части невыдачи направлений на зачисление детей в детский сад ООО «Планета».

            В обоснование требования указало о реализации обществом основной общеобразовательной программы дошкольного образования в детском саду на основании лицензии и наличии у органов местного самоуправления обязанности направлять детей для зачисления в детский сад в порядке и на условиях, предусмотренных для зачисления детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.

            Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

            Администрация города Мегиона и департамент образования и молодежной политики Администрации города Мегиона явку представителей для участия в судебном разбирательстве не обеспечили. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. О причинах неявки не уведомили.

            В отзывах на заявление указали возражения относительно заявленных требований. Полагают об отсутствии неправомерного бездействия на стороне исполнительно – распорядительного органа местного самоуправления, так как Администрация города Мегиона и ее структурные подразделения не наделены полномочиями в части регулирования порядка приема и зачисления детей в частные детские сады и не обязаны выдавать направления для зачисления детей в такие сады.

            На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Администрации города Мегиона и департамента образования и молодежной политики Администрации города Мегиона.

            Выслушав представителя заявителя и изучив представленные доказательства. суд постановил следующий вывод.

            Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

            Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

            Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 и пункту 1 части 1 статьи 9 названного закона обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях является полномочием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях и учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

            Аналогичные полномочия закреплены в подпункте 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

            Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.05.2019 № ТС-1334/03 «О направлении информации» разъяснено, что согласно части 5 статьи 63 Федерального закона об образовании органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

            Вопросы учета детей регламентируются региональными нормативными правовыми актами в рамках оказания государственной или муниципальной услуги.

            Услуга по постановке на учет включена в Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2011 г. N 729-р), а также в Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями (Приложение N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р).

            При этом нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

            Согласно пунктам 8 и 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. N 293, в рамках реализации государственной и муниципальной услуги, предоставляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, прием осуществляется в ту образовательную организацию, реализующую основную образовательную программу дошкольного образования, в которую ребенок был распределен (направлен).

            Порядок комплектования муниципальных дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми городского округа город Мегион урегулирован в положении, утвержденном постановлением Администрации города от 29.09.2016 № 2373.

            Согласно пункту 1.2 упомянутого положения порядок комплектования распространяется на муниципальные образовательные организации, подведомственные департаменту социальной политики администрации города.

            Пунктами  4.14. 6.1 положения установлено, что  предоставление мест в организацию осуществляется на основании путевки, полученной посредством печати из единой информационной автоматической системы. Зачисление детей в ДОО оформляется приказом руководителя департамента социальной политики на основании путевки, полученной родителем (законным представителем).

            Из приведенных норм права следует, что исполнительные органы местного самоуправления наделены полномочиями организовать на территории каждого отдельного муниципального образования предоставление бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях, в связи с чем органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения, вести учет нуждающихся детей и предоставить таким детям образовательные услуги.

            Доводы общества основаны на неверном толковании норм материального права и судом не принимаются по следующим основаниям.

            Материалами дела подтверждается, что истец осуществляет образовательную деятельность в форме общества с ограниченной ответственностью.

            В силу статей 2, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации общество является юридическим лицом, осуществляющим на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

            Согласно статьи 49 названного кодекса юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено юридическим лицом в суде.

            Доводы заявителя о наличии у органов местного самоуправления обязательств по выдаче направлений (путевок) для зачисления детей  детский сад ООО «Планета» не соответствуют запрету, предусмотренному в статье 49 ГК РФ, поскольку в таком случае ограничиваются права общества на самостоятельность при осуществлении предпринимательской деятельности.

            Кроме прочего, следует отметить, что статьями 15, 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлены запреты для органов местного самоуправления на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

            Требование заявителя от Администрации города Мегиона выдачи направлений для зачисления детей в детский сад ООО «Планета» повлечет возникновение у общества права на получение платы за оказание образовательных услуг. При таких обстоятельствах действия органов местного самоуправления повлекут нарушение прав и интересов иных предпринимателей, оказывающих дошкольные образовательные услуги, и тем самым ограничит конкуренцию в сфере предоставления таких услуг.

            Наряду с изложенным судом не принимаются доводы о нарушении прав на получение субсидии, предусмотренной порядком предоставления субсидии на возмещение затрат частным дошкольным образовательным организациям на территории городского округа город Мегион и рассмотрения документов о предоставлении субсидии, утвержденного постановлением Администрации города Мегиона от 11.05.2017 № 878.

            Пунктами 1.1, 2.8 названного порядка предусмотрено, что субсидия предоставляется в целях возмещения затрат в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, на оплату труда работников, занятых на содержании зданий и оказании коммунальных услуг). Размер субсидии, предоставляемой частной образовательной организации, определяется исходя из среднегодовой численности воспитанников в частной образовательной организации.

            Тем самым ООО «Планета» при осуществлении образовательной деятельности не ограничено в вопросах привлечения воспитанников для предоставления образовательных услуг и имеет возможность пользоваться субсидией исходя из количества воспитанников в дошкольном учреждении. При этом указанные права общества не зависят от решений и действий органов местного самоуправления города Мегиона.

            Оценив в совокупности доводы заявителя, с учетом приведенных норм права, суд пришел к выводу об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий и обязательств по комплектованию образовательных учреждений, не являющихся государственными или муниципальными, обучающимися и воспитанниками, в связи с чем в спорном правоотношении на стороне Администрации города Мегиона и ее структурных подразделений отсутствует неправомерное бездействие. Права и законные интересы общества не нарушены.

            Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

            в удовлетворении заявления отказать.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

            В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

            Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А. Н. Заболотин