ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2095/08 от 13.05.2008 АС Ханты-Мансийского АО

_____________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, http://hmao.arbitr.ru, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ханты-Мансийск     Дело № А-75-2095/2008 

«16» мая 2008 г.

Резолютивная часть решения объявлена 13.05.2008 г., решение в полном объеме изготовлено 16 мая 2008 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе: судьи Дубининой Т.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибраевой С.Т.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз» к Сургутскому управлению охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры о признании незаконным и об отмене постановления от 11.03.2008 г. № 121-с

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности № 1024-Д от 22.04.08 г., ФИО2 по доверенности № 1023-Д от 22.04.08 г., ФИО3 по доверенности № 12-Д от 01.01.08 г.

от ответчика: ФИО4 по доверенности № 677/0 от 29.12.07 г., ФИО5 по доверенности № 689/0 от 29.12.07 г.

установил:

ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением к Сургутскому управлению охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры о признании незаконным и об отмене постановления от 11.03.2008 г. № 121 о привлечении к административно ответственности за допущенное административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс).

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика с предъявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования, подлежащие удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, Сургутским управлением охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры 28.02.2008 г. проведено обследование кустовой площадки № 80 Русскинского месторождения. В ходе обследования обнаружена эксплуатация скважины №1579 на кустовой площадке № 80 Русскинского месторождения с подтеканием запорной арматуры, в результате чего произошло загрязнение устья скважины.

По результатам проверки Сургутским управлением охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры составлены протокол осмотра от 28.02.2008 г., протокол от 04.03.2008 г. об административном правонарушении по ст. 8. 1 Кодекса и вынесено постановление № 121 от 11.03.2008 г. о привлечении ОАО «Сургутнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.

Основанием для назначения административного наказания послужил вывод Сургутского управления охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры о нарушении ОАО «Сургутнефтегаз» требований части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, ОАО «Сургутнефтегаз» обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене и признании незаконным.

В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 46 указанного закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В части 2 указанной статьи установлено, что при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В соответствии со статьей 8.1 Кодекса несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно статье 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1), а юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Как следует из представленных административным органом материалов об административном правонарушении, допущенное обществом нарушение заключается в том, что в результате подтекания запорной арматуры произошло загрязнение окружающей среды сеноманской (подтоварной водой).

Однако, как следует из материалов дела (сменный журнал, журнал обхода трубопровода и кустовых площадок, рабочая инструкция № 487 от 15.11.2005 г., акт сдачи снега (льда) с кустовых площадок № 3 от 29.02.2008 г.) все необходимые и предусмотренные меры по обслуживанию и контролю за состоянием запорной арматуры скважины № 1579 кустовой площадки № 80 Русскинского месторождения выполнены: проводится каждодневный объезд операторами скважин, накануне проверки подтекания не было обнаружено, производится техническое обслуживание Ф/А (смазка задвижек).

На основании анализа указанных документов суд считает, что Обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства об охране окружающей среды.

Таким образом, административным органом в ходе административного расследования не установлены и в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 210 АПК РФ, не доказаны письменными доказательствами фактические обстоятельства о наличии вины Общества в совершенном правонарушении.

Отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения согласно требованиям статьи 24.5 Кодекса относятся к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Ссылка административного органа на ГОСТ не имеет правового значения, поскольку герметичность запорной арматуры в нарушение ГОСТа не относится к настоящему делу.

Довод ответчика о том, что снег (лед) объемом в 1,5 м3не мог образоваться за один день отклоняется, поскольку административным органом документально данный факт не подтвержден.

Кроме того, с целью защиты от загрязнения поверхности земли и водоемов предусмотрена обваловка площадок устьев скважин по периметру земляным валом для локализации загрязнений при авариях. Согласно проекту обустройства Русскинского месторождения (л.д. 53) размещение скважин на кустовых площадках выполнено в соответствии с ВНТП 3-85. Как указано в оспариваемом постановлении, загрязнено устье скважины, доказательств того, что загрязнена окружающая среда за обваловкой, административным органом не доказано.

На основании изложенного, обжалуемое постановление следует признать незаконным и отменить.

Руководствуясь статьями 168-175, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление № 121 от 11.03.2008 г. Сургутского управления охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности ХМАО-Югры о привлечении ОАО «Сургутнефтегаз» к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд ХМАО-Югры.

Судья Т.Н. Дубинина