ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-21255/2023 от 08.12.2023 АС Ханты-Мансийского АО



Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 08 декабря 2023 года  Полный текст решения изготовлен 15 декабря 2023 года 

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи  Чешковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Штогрин В.В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Главного управления Министерства  Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям  и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному  округу – Югре о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ВИУР»  (628614, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>, ОГРН <***> от 24.10.2002, ИНН <***>)  к административной ответственности по части 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (протокол от 18.10.2023 № 10,  от 16.10.2023 № 9), 

при участии представителей:

от административного органа – ФИО1 по доверенности № 357 от 22.12.2022,  ФИО2 по доверенности № 202 от 07.11.2022, 

от лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО3 по  доверенности № 058/23 от 28.11.2023, 

установил:

Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный орган,  Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью  «ВИУР» (далее – Общество, ООО «ВИУР») к административной ответственности 


по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях (протокол от 18.10.2023 № 10) (далее – КоАП РФ). 

Определением суда от 01.12.2023 настоящее дело и дело № А75-21255/2023  объединено в одно производство с присвоением объединенному делу номера  А75-21256/2023. 

Сторонам предложено сообщить о наличии возражений, относительно рассмотрения  дела в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного  судебного заседания и окончания подготовки по делу. 

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,  явку представителя в суд обеспечили. 

В связи с отсутствием возражений относительно перехода к рассмотрению дела  в судебном заседании непосредственно после окончания предварительного судебного  заседания, арбитражный суд на основании статьи 137 АПК РФ, пункта 27 Постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 № 65  «О подготовке дела к судебному разбирательству», завершил подготовку по делу  и перешел к рассмотрению дела по существу в судебном заседании. 

Представители административного органа поддержали заявленные требования  в полном объеме. 

Представитель Общества с заявленными требованиями не согласился по мотивам,  изложенным в отзыве на заявление. 

Заявитель просил не рассматривать ранее поданное заявление о признании иска, как  содержащее ошибочную позицию. 

Заслушав представителей административного органа, Общества, исследовав  материалы дела, суд установил следующие обстоятельства. 

Как следует из материалов дела, ООО «ВИУР» осуществляет лицензируемую  деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах  и объектах инфраструктуры на основании лицензии МЧС России № 86-07-2021-002923  (Л013-00101-86/00133873) от 29.12.2007 (том 1 л. д. 59). 

На основании решения заместителя начальника Управления от 07.09.2023 № 89,  в период с 11.09.2023 по 22.09.2023, проведена внеплановая выездная проверка  по контролю за соблюдением лицензируемой деятельности по тушению пожаров  в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры,  в отношении лицензиата: ООО «ВИУР», по адресам: 

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нижневартовский район,  Пермяковское месторождение нефти, район ДНС; 


Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Тайлаковское  месторождение нефти, район ДНС-1; 

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Тайлаковское  месторождение нефти, район ДНС-2; 

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Ачимовское  месторождение нефти, район производственной базы; 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, ЦПС  «Кирско-Коттынский» ООО «Башнефть- добыча»; 

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Чистинное  месторождение нефти, район АБК. 

В ходе проверки административным органом выявлены нарушения лицензионных  требований и условий по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных  объектах и объектах инфраструктуры, которые зафиксированы в акте проверки от  22.09.2023 № 89 в отношении ООО «ВИУР», а также выдано предписание об устранении  нарушений лицензионных требований и условий от 22.09.2023 № 89. 

По результатам проверки установлено, что:


3. В нарушении подпункта «а» пункта 3 Положения о лицензировании, здания,  помещения и сооружения используемые лицензиатом ООО «ВИУР» при осуществлении  лицензируемого вида деятельности по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ -  Югра, Сургутский район, Тайлаковское месторождение нефти, район ДНС-2 (ПП-8 ПЧ-5)  не соответствует требованиям статей 33, 97 Федерального закона № 123-Ф3 (по факту  личный состав размещен в жилом вагоне, также в жилищном вагоне размещается  стационарный телефон и документация в соответствии с нормативными документами по  пожарной безопасности. Средства индивидуальной защиты пожарных и кухня размещены  в соседнем вагон-бытовке. Пожарная техника находящаяся на вооружении размещена на  улице. При проведении проверки не представлены документы подтверждающие право  собственности или иное законное основание владения вышеуказанными сооружениями). 


По результатам проверки 18.10.2023 в отношении ООО «ВИУР» составлены  протоколы № 10 и № 9 об административном правонарушении, предусмотренном частью  3 и частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ соответственно. 

Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, на основании  статьи 28.8 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд  с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности,  предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении  к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт  его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном  правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном  правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол,  предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного  правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной  ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет  меры административной ответственности. 

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований  и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). 

Административная ответственность за осуществление предпринимательской  деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией), предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Объектом охраны при квалификации по делам, предусмотренным указанной статьёй  является государственный порядок при осуществлении лицензируемой деятельности. 

Согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения  устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного  лицензируемого вида деятельности. 

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии,  содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ  деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах  и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности  добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию. 

Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131 утверждено Положение  о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах,  на производственных объектах и объектах инфраструктуры. 


Согласно пункту 3 Постановления № 1131 лицензионными требованиями  при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах,  на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются: 

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений  установленного в соответствии со статьей 33 Федерального закона № 123-ФЗ типа  и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании,  размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи  76 Федерального закона № 123-ФЗ, а в случае размещения на территории  производственных объектов - в соответствии со статьей 97 Федерального закона   № 123-ФЗ (подпункт «а»); 

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления  лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных  средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения,  пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств  самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном  основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих  установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства,  вещества и оборудование; 

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного  за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или  среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность» либо  иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное  образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого  вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе  на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет; 

г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя  лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям  профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по  программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям  служащих; 

д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных  обязанностей у лиц, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта; 

е) прохождение лицами, указанными в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта,  обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет  соответственно по типовым дополнительным профессиональным программам -  программам повышения квалификации либо по основным программам  профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих  и служащих; 

ж) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов  и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения 


пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием  средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания  среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации  и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения  аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией  чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной  охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; 

з) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий,  установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным  на решение задач в области пожарной безопасности. 

При этом в соответствии с пунктом 4 Постановления № 1131 к грубым нарушениям  лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности  относятся в том числе нарушения требований, предусмотренных подпунктами «а» пункта  3 названного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11  статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ. 

Частью 11 статьи 19 Федерального закона № 99-ФЗ определено, что исчерпывающий  перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого  лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании  конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований  могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 

Обстоятельства, позволяющие квалифицировать нарушение лицензионных  требований как грубое требует доказывания наряду с фактами самого нарушения. 

Обществом с ООО «Башнефть-Добыча» 27.12.2021 заключен Договор   № БНД/у/8/1325/21/ОПБ на оказание услуг в области пожарной безопасности, а именно  тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ, связанных с тушением  пожара, силами исполнителя на объектах заказчика указанных в перечне объектов. 

В соответствии с приложением № 1 к договору Кирско-Коттынское месторождение  нефти включено в перечень объектов Заказчика. 


На основании договора на оказание услуг по организации пожарной охраны от  28.12.2022 № МНГ-22/10000/00530Р (далее — Договор № МНГ-22/10000/00530Р)  установлено, что публичное акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз»  является заказчиком (далее — Заказчик), ООО «ВИУР» является исполнителем услуг  (далее — Исполнитель). 

Пунктом 2.1 договор № МНГ-22/10000/00530Р установлено, что Исполнитель  обязуется самостоятельно оказывать услуги в области пожарной безопасности  на объектах ПАО «СН-МНГ» установленных приложением № 19.1 к настоящему  договору, которые включают в себя: 

- организацию услуг по профилактике и тушению пожаров, в том числе лесных;

- спасение людей, имущества и проведение необходимых в связи с этим аварийно-спасательных работ на охраняемых объектах; 

- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- осуществление пожарно-профилактических мероприятий.

В соответствии с техническим заданием (приложение № 19.1) местами оказания  услуг по тушению пожаров, проведения аварийно-спасательных и газоспасательных  работ, пожарно-профилактических мероприятий на объектах Заказчика является ДНС  Чистинное месторождение нефти. 

На основании договора на оказание услуг по обеспечению пожарной безопасности  на объектах УНП-1 АО «ННК-ННП» от 31.05.2021 № 7370621/0080Д (далее — Договор от  31.05.2021 № 7370621/0080Д), дополнительного соглашения № 7370621/0080Д002 от  05.05.2023 к договору от 31.05.2021 № 7370621/0080Д установлено, что акционерное  общество «ННК-Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (АО «ННК- ННП») является заказчиком (далее - Заказчик), ООО «ВИУР» является исполнителем  услуг (далее - Исполнитель). 

На основании пункта 1.1. договора от 31.05.2021 № 7370621/0080Д (п. 14  дополнительного соглашения № 7370621/0080Д002 от 05.05.2023 к договору)  Исполнитель обязуется оказывать услуги по обеспечению пожарной безопасности,  а именно: тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и осуществление  пожарно-профилактического обслуживания на объектах заказчика в соответствии  с техническим заданием (приложение № 3). 

В соответствии с пунктом 1 технического задания одним из объектов Заказчика  является Пермяковское месторождение нефти. 

На основании договора на оказание услуг по организации пожарной охраны от  28.12.2022 № МНГ-22/10000/00530Р (далее — Договор № МНГ-22/10000/00530Р)  установлено, что публичное акционерное общество «Славнефть-Мегионнефтегаз»  является заказчиком (далее — Заказчик), ООО «ВИУР» является исполнителем услуг  (далее — Исполнитель). 

Пунктом 2.1 договор № МНГ-22/10000/00530Р установлено, что Исполнитель  обязуется самостоятельно оказывать услуги в области пожарной безопасности на 


объектах ПАО «СН-МНГ» установленных приложением № 19.1 к настоящему договору,  которые включают в себя: 

- организацию услуг по профилактике и тушению пожаров, в том числе лесных;

- спасение людей, имущества и проведение необходимых в связи с этим аварийно-спасательных работ на охраняемых объектах; 

участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

- осуществление пожарно-профилактических мероприятий. 

В соответствии с техническим заданием (приложение № 19.1) местами оказания  услуг по тушению пожаров, проведения аварийно-спасательных и газоспасательных  работ, пожарно-профилактических мероприятий на объектах Заказчика являются: 

ДНС-1 Тайлаковское месторождение нефти;
ДНС-2 Тайлаковское месторождение нефти;
ДНС Чистинное месторождение нефти;
ДНС Ачимовское месторождение нефти.

Договором Общества с АО «ННК-ННП» от 31.05.2021 № 7370621/0080Д  предусмотрено, что имущество, необходимое для оказания услуг Исполнителю  предоставляет Заказчик, согласно приложению к договору Заказчик предоставляет:  теплую стоянку спецтехники, вагон-дом лесника, стоянку резервной техники (том 1 л. д.  32). 

Договором Общества с АО «Славнефть-Мегионнефтегаз» № МНГ-22/10000/00530Р  предусмотрено, что здания, сооружения, приспособленные для стоянки автомобилей,  проживание и питание дежурного персонала Заказчик не обеспечивает, для  предоставления данных услуг Исполнитель заключает отдельные договоры (Техническое  задание к договору, раздел 10). При этом заказчиком указаны адреса объектов для  проживания персонала и зданий для размещения спецтехники. 

Договором Общества с ООО «Башнефть-Добыча» от 27.12.2021   № БНД/у/8/1325/21/ОПБ предусмотрено оказание услуг иждивением Заказчика, который  обязался предоставить Исполнителю имущество, необходимое для оказания услуг. 

Как следует из акта проверки и протокола об административном правонарушении,  при оказании услуг по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,  Нижневартовский район, Пермяковское месторождение нефти, район ДНС (АО «ННК- ННП»), в соответствии с договором № 7370621/0080Д от 31.05.2021 личный состав  проживает в общежитии. Пожарная техника размещена на улице. 

При осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Тайлаковское месторождение  нефти, район ДНС-1 (ПП-15 ПЧ-5), ДНС-2 (ПП-8 ПЧ-5) - (объект АО «Славнефть- Мегионнефтегаз») - личный состав размещен в жилом вагоне. Средства индивидуальной  защиты пожарных, кухня и документация в соответствии с нормативными требованиями  по пожарной безопасности размещены в соседнем вагон-бытовке. Пожарная техника  находящаяся на вооружении размещена на улице. При проведении проверки не 


представлены документы подтверждающие право собственности или иное законное  основание владения вышеуказанными сооружениями. 

При осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Ачимовское месторождение  нефти, район производственной базы (ПП-12 ПЧ-5) (объект АО «Славнефть- Мегионнефтегаз»): личный состав размещен в вагон-бытовке (договор по изготовлению  продукции № 3 от 25.02ю2013), также в вагон-бытовке размещаются средства  индивидуальной защиты пожарных, кухня и документация в соответствии  с нормативными требованиями по пожарной безопасности. Пожарная техника  находящаяся на вооружении размещена на улице. 

При осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, ЦПС «Кирско- Коттынский» ООО «Башнефть-добыча» (ПП-4 ПЧ-3) - в соответствии с договором  от 27.12.2021 № БНД/у/8/1325/21/ОПБ заказчиком передано помещение для размещения  дежурной смены пожарного подразделения и ангар для хранения пожарной техники   (не является пожарным депо). 

При осуществлении лицензируемого вида деятельности по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Сургутский район, Чистинное месторождение  нефти, район АБК (ПП-19 ПЧ-5) объект АО «Славнефть-Мегионнефтегаз») -  представлено два жилых вагона, в жилом вагоне № 1 размещено 2 человека личного  состава и документация в соответствии с нормативными требованиями по пожарной  безопасности. В жилом вагоне № 2 расположено 2 помещения для размещения личного  состава. Пожарная техника и средства индивидуальной защиты пожарных расположены  в здании мобильном (надувном модуле) представлен паспорт на данное устройство   № П002.00.00.000ПС, договор на поставку продукции от 28.09.2021 № 386). 

Таким образом, на всех объектах фактически созданы условия для проживания  и несения службы дежурных нарядов личного состава Общества, размещения техники,  Общество имеет в своем владении необходимые здания, помещения и сооружения,  предоставленные предприятиями, на которых оказываются услуги, о незаконности  владения административный орган доказательства не предоставил. 

Обществу вменяется нарушение подпункта «а» пункта 3 Положения  о лицензировании, выразившееся в том, что здания под размещение персонала и под  стоянку техники на основании договоров с заказчиками, либо фактически используемые  Обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют  требованиям статей 33, 97 Федерального закона № 123-ФЗ (не являются пожарным депо).  По отдельным объектам техника находится на улице, а персонал проживает в вагон-домах  либо общежитиях. 

Возражая относительно данного утверждения административного органа, Общество  указывает, что категория охраняемого объекта, на котором осуществляется лицензируемая 


деятельность, не требует размещения пожарного депо на территории собственника.  Все условия для оказания услуг созданы. 

В соответствии со статьёй 33 Федерального закона № 123-ФЗ здания пожарных депо  в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей  подразделяются на следующие типы: 1) I - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12 автомобилей  для охраны городских населенных пунктов; 2) II - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей  для охраны городских населенных пунктов; 3) III - пожарные депо на 6, 8, 10 и 12  автомобилей для охраны организаций; 4) IV - пожарные депо на 2, 4 и 6 автомобилей для  охраны организаций; 5) V - пожарные депо на 1, 2, 3 и 4 автомобиля для охраны сельских  населенных пунктов. 

При этом, в соответствии со статьёй 97 Федерального закона № 123-ФЗ  подразделения пожарной охраны и здания пожарных депо размещаются  на производственных объектах: 1) с суммарным объемом зданий категорий А и Б  по пожарной и взрывопожарной опасности и помещений категорий А и Б по пожарной  и взрывопожарной опасности в составе зданий категории В по пожарной  и взрывопожарной опасности более 100 тысяч кубических метров и (или)  с единовременно обращающимися в наружных технологических установках  пожароопасными, пожаровзрывоопасными и взрывоопасными технологическими средами  массой более 100 тысяч тонн. 

Объемы зданий, помещений и масса технологических сред суммируются, при этом  подразделения пожарной охраны создаются на производственных объектах с суммарным  числовым значением более 100 тысяч; 2) с суммарным объемом зданий категории В  по пожарной и взрывопожарной опасности более 2 миллионов кубических метров;  3) атомных электростанций вне зависимости от мощности, тепловых электростанций  мощностью 1000 мегаватт и более, гидроэлектростанций мощностью 1500 мегаватт  и более. 

Административный орган не представил доказательства того, что объекты,  на которых Общество оказывает услуги, соответствуют вышеуказанным требованиям. 

Напротив, в судебном заседании представитель Управления пояснил, что таких  объектов на обслуживании у Общества нет. 

Согласно статье 77 Федерального закона № 123-ФЗ установлены требования  пожарной безопасности к пожарным депо. 

Согласно части 4 указанной статьи, состав зданий и сооружений, размещаемых на  территории пожарного депо, площади зданий и сооружений определяются техническим  заданием на проектирование. 

В протоколе об административном правонарушении отсутствуют ссылки  на несоответствие зданий, используемых обществом для размещения персонала  на производственном объекте требованиям пожарной безопасности, предъявляемым  к пожарным депо. 


В соответствии со статьями 76 и 97 Федерального закона № 123-ФЗ разработан  нормативный правовой акт - «СП 11.13130.2009. Свод правил. Места дислокации  подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения». 

Согласно пункту 1.2 указанного нормативного документа, настоящий свод правил  является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного  применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа  и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских  округов (далее - населенных пунктов) и производственных объектов. 

Настоящим сводом правил следует руководствоваться при определении числа и мест  дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны  (пункт 1.3). 

В соответствии с СП 11.13130.2009, оперативное подразделение пожарной охраны -  это подразделение, созданное для тушения пожаров и проведения связанных с ними  аварийно-спасательных работ, размещаемое в здании пожарного депо (пункт 2.1). 

Место дислокации подразделения пожарной охраны: место на территории  населенного пункта или производственного объекта, на котором следует расположить  (расположено) пожарное депо (пункт 2.3). 

В соответствии с пунктом 2.4 указанного свода правил, пожарное депо - специальное  здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная техника  оперативного подразделения пожарной охраны. Тот же свод правил предусматривает  требования к местам размещения пожарных депо. 

Согласно пункту 3.2.1 СП 11.13130.2009, исходные данные для определения числа  и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются для  производственных объектов - собственником(ми) объекта или лицом(ми),  уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями)  производственного объекта. 

Для каждого объекта предполагаемого пожара рассчитывается максимально  допустимое расстояние от него до ближайшего пожарного депо в зависимости от цели  выезда дежурного караула на пожар и выбранной схемы его развития (пункт 4.3 свода  правил). 

Таким образом, вопреки доводам административного органа, вышеуказанный Свод  правил не устанавливает какие-либо особые требования, которые предъявляются  к пожарным депо (зданиям, строениям, сооружениям, используемым лицензиатом для  оказания услуг), которое определено в данном нормативном правовом акте как -  специальное здание (сооружение), в котором размещаются личный состав и пожарная  техника оперативного подразделения пожарной охраны. 

Общество на территории месторождений на основании договоров с собственниками  обеспечено в целях осуществления лицензируемого вида деятельности помещения для  размещения персонала. 


То, что объекты не поименованы в технической документации как пожарное депо,  является формальным обстоятельством, не свидетельствующим о нарушении подпункта  «а» пункта 3 Положения о лицензировании. 

При этом Закон и подзаконные акты не содержат требований о недопустимости  хранения специальной техники, используемой для оказания услуг, вне помещения. Данное  обстоятельство, вопреки доводам заявителя, не свидетельствует о создании какой-либо  угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц. 

Общество имеет в своем владении необходимые помещения для обеспечения  проживания личного состава пожарного расчета, непосредственно оказывающего услуги,  на предприятиях Заказчика, что обеспечивает своевременное прибытие к месту пожара  в случае возникновения соответствующей ситуации. Данное обстоятельство  подтверждено актом проверки с составленной к нему фототаблицей. 

Доводы о нарушении Обществом требований подпункта «а» пункта 3 Положения  о лицензировании, выразившегося в том, что здания под размещение персонала и под  стоянку техники на основании договоров с заказчиками, либо фактически используемые  Обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют  требованиям статей 33, 97 Федерального закона № 123-ФЗ (не являются пожарным депо),  по отдельным объектам техника находится на улице, а персонал проживает в вагон-домах  либо общежитиях являются несостоятельными. 

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть  подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу  об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке,  установленных законом (ст. 1.6 КоАП РФ). 

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности  на основании закона, действовавшего во время совершения административного  правонарушения (ст. 1.7 КоАП РФ). Лицо, совершившее административное  правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной  ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской  Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев,  предусмотренных международным договором Российской Федерации. 

Административный орган не представил доказательств наличия нормы Закона или  подзаконного нормативного правового акта, который прямо и однозначно определял бы  требования к зданиям, помещениям и сооружениям, принадлежащим лицензиату  на праве собственности или ином законном основании, размещенным на территории  производственных объектов в случае, если такие объекты не относятся к категории  объектов, указанных в статье 97 Технического регламента (Федерального закона   № 123-ФЗ). К объектам, на которых осуществляет деятельность Общество, нормы статьи  97 Технического регламента неприменимы. 

Требования административного органа являются необоснованными и не могут  служить основанием для привлечения лицензиата к административной ответственности. 


Отсутствие нормы, устанавливающей определенные требования к зданиям,  строениям сооружениям, необходимым для осуществления лицензируемого вида  деятельности, влечет невозможность привлечения к ответственности за нарушение,  которое административным органом излагается произвольно. 

В силу пункта 6 статьи 26.1 КоАП РФ при производстве по делу об  административном правонарушении обязательному выяснению подлежат обстоятельства,  исключающие производство по делу об административном правонарушении. 

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях отсутствие события административного  правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу  об административном правонарушении. 

Суд пришел к выводу, что в действиях (бездействии) общества отсутствует событие  административного правонарушения. 

С учетом изложенного, заявление о привлечении к административной  ответственности удовлетворению не подлежит. 

В соответствии с частью 2 статьи 204 АПК РФ заявление о привлечении  к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры 

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение,  если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия  арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

Судья О.Г. Чешкова