ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-21257/2023 от 29.11.2023 АС Ханты-Мансийского АО



Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе  судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания  Цанько Ю.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-21257/2023 по  заявлению Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам  гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных  бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о привлечении общества с  ограниченной ответственностью «Противопожарные технологии» (ОГРН <***>  от 29.01.2010, ИНН <***>, адрес: 628684, Ханты-Мансийский автономный округ –  Югра, <...>) к административной ответственности по  части 3 и части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

при участии представителей:

от заявителя – ФИО1, доверенность № 317 от 22.12.2022, ФИО2,  доверенность № 357 от 22.12.2022, 

от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО3, приказ № 6 от 16.04.2019,

установил:

Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный орган,  Управление) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа –  Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью  «Противопожарные технологии» (далее – Общество, ООО «Противопожарные  технологии») к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)  на основании протокола об административных правонарушениях № 13 от 19.10.2023. 

Определением суда от 01.11.2023 предварительное судебное заседание назначено  на 29.11.2023 в 12 часов 00 минут, судебное заседание на 29.11.2023 в 12 часов 05 минут. 


Определением от 29.11.2023 суд по ходатайству Общества объединил настоящее  дело № А75-21257/2023 в одно производство с делом № А75-21258/2023, присвоив номер   № А75-21257/2023. 

На основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации, пункта 27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 20.12.2006 № 65 суд завершил предварительную подготовку по делу  и перешел к рассмотрению дела в судебном заседании. 

До судебного заседания от лица, привлекаемого к ответственности, поступил отзыв  на заявление. 

В судебном заседании от административного органа поступили дополнительные  документы, которые приобщены к материалам дела. 

В судебном заседания представители административного органа поддержали  требования в полном объеме, представитель Общества подержал доводы отзыва на  заявление. 

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные  в материалы дела доказательства, суд установил следующие обстоятельства. 

ООО «Противопожарные технологии» осуществляет лицензируемую деятельность  по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах  инфраструктуры на основании лицензии МЧС России № 66-07-2012-005693 ( № Л013- 00101-66/00129673) от 09.10.2012. 

С целью исполнения решения Управления от 07.09.2023 № 92, на основании  пункта 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской  Федерации», пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2022   № 2516 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от  10.03.2022 № 336», подпункта «а» пункта 3 постановления Правительства Российской  Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления  государственного контроля (надзора), муниципального контроля», в период 25.09.2023  по 29.09.2023 в отношении ООО «Противопожарные технологии» проведена внеплановая  выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований при  осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на  производственных объектах и объектах инфраструктуры, по адресам мест осуществления  лицензируемого вида деятельности: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра,  Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение; Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Западно-Асомкинское  месторождение; Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район,  Покамасовское месторождение. 

О проведении выездной проверки юридическое лицо было уведомлено надлежащим  образом, о чем свидетельствуют соответствующие записи в решении о проведении  внеплановой выездной проверки от 07.09.2023 № 92. 

По результатам проведённой проверки 29.09.2023 составлен акт внеплановой  выездной проверки от 29.09.2023 № 92, где указаны выявленные в ходе проверки  нарушения лицензионных требований и условий по тушению пожаров 


в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. Акт  проверки вручен 29.09.2023 директору ООО «Противопожарные технологии». 

В ходе проверки административный орган пришел к выводу о допущенных  Обществом нарушениях, а именно: 

По адресу осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский район, Западно-Усть-Балыкское  нефтяное месторождение) выявлены следующие нарушения лицензионных требований: 


гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава  пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением  пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств  подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения  пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно: 

- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению  пожарной охраны (пункт 66 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444 «Об утверждении  Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации  тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»); 

- книга службы подразделения составлена с нарушениями (не в соответствии  с рекомендуемым образцом), наряды на службу не утверждаются (пункт 57 приказа МЧС  России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»); 

- в журнале учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях  и на охраняемых объектах в ночное время не в полном объеме учитываются объекты  с ночным пребыванием людей (пункт 47 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об  утверждении Устава подразделений пожарной охраны»); 

- отсутствует звуковое оборудование для вызова должностных лиц (пункт 22 приказа  МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной  охраны»); 

- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в  соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в  подразделениях, а именно: документы по профессиональной подготовке (план  профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и  месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой  подготовке личного состава караулов, методические планы, план-конспекты); копия  расписания выезда подразделений пожарной охраны местного пожарно-спасательного  гарнизона для тушения пожаров и проведения АСР (выписка из Плана привлечения сил и  средств территориального пожарно- спасательного гарнизона для тушения пожаров и  проведения АСР); журнал пункта связи части; перечень адресов и телефонов личного  состава подразделения; инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения  пожарной охраны; перечень позывных корреспондентов (должностных лиц, техники)  пожарно-спасательного гарнизона и подразделения пожарной охраны; обязанности лиц  внутреннего наряда караула; инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях  подразделения (пункт 63 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении  Устава подразделений пожарной охраны»); 

- на момент проверки не предоставлен утверждённый распорядок дня подразделения  (пункт 12 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава  подразделений пожарной охраны»); 

- на момент проведения проверки профессиональная подготовка личного состава  дежурного караула подразделения не организована, занятия не проводились (пункт 13  приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений  пожарной охраны»);  

- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (пункт  114 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении Правил использования 


средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом  подразделений пожарной охраны»); 

- на момент проведения проверки личные карточки газодымозащитников  не предоставлены (пункт 19 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении  Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения  личным составом подразделений пожарной охраны»); 

- проверка СИЗОД № 1 не проводится, отсутствует тестирующее устройство для  проведения проверки (пункт 92 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об  утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и  зрения личным составом подразделений пожарной охраны»); 

- у водителя отсутствует свидетельство на право управления пожарным автомобилем  (пункт 54 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава  подразделений пожарной охраны»). 

По адресу осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Западно-Асомкинское  месторождение) выявлены следующие нарушения лицензионных требований: 

- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению  пожарной охраны (пункт 66 приказа МЧС России от 16.10.2017 № 444  «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего  порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»); 

- книга службы подразделения составлена с нарушениями (не в соответствии с  рекомендуемым образцом), наряды на службу не утверждаются (пункт 57 приказа МЧС  России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»); 

- в журнале учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на  охраняемых объектах в ночное время не в полном объеме учитываются объекты с ночным 


пребыванием людей (пункт 47 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об  утверждении Устава подразделений пожарной охраны»); 

- отсутствует звуковое оборудование для вызова должностных лиц (пункт 22 приказа  МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной  охраны»); 

- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в  соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в  подразделениях, а именно: 1) документы по профессиональной подготовке (план  профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и  месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой  подготовке личного состава караулов, методические планы, план-конспекты); журнал  пункта связи части; перечень адресов и телефонов личного состава подразделения;  инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны; перечень  позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного  гарнизона и подразделения пожарной охран; обязанности лиц внутреннего наряда  караула; инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения (пункт  63 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений  пожарной охраны»). 

- на момент проведения проверки профессиональная подготовка личного состава  дежурного караула подразделения не организована, занятия не проводились (пункт 13  приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений  пожарной охраны»); 

- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС (пункт  114 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении Правил использования  средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом  подразделений пожарной охраны»); 

- на момент проведения проверки личные карточки газодымозащитников не  предоставлены (пункт 19 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении  Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения  личным составом подразделений пожарной охраны» 5); 

- проверка СИЗОД № 1 не проводится, отсутствует тестирующее устройство для  проведения проверки (пункт 92 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об  утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и  зрения личным составом подразделений пожарной охраны»); 

- у водителя пожарного автомобиля отсутствует свидетельство на право управления  пожарным автомобилем (пункт 54 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об  утверждении Устава подразделений пожарной охраны»). 

По адресу осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Сургутский район, Покамасовское месторождение)  выявлены следующие нарушения лицензионных требований: 


использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в  непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных  гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава  пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением  пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств  подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения  пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, а именно: 

- отсутствуют знаки различия на касках по принадлежности к подразделению  пожарной охраны (пункт 66 приказа МЧС России от16.10.2017 № 444 «Об утверждении  Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации  тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»); 

- книга службы подразделения составлена с нарушениями (не в соответствии с  рекомендуемым образцом), наряды на службу не утверждаются (пункт 57 приказа МЧС  России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»); 

- в журнале учета людей, находящихся в детских, медицинских организациях и на  охраняемых объектах в ночное время не в полном объеме учитываются объекты с ночным  пребыванием людей (пункт.47 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об  утверждении Устава подразделений пожарной охраны»); 

- отсутствует звуковое оборудование для вызова должностных лиц (пункт 22 приказа  МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной  охраны»); 

- отсутствует служебная документация в части, касающейся караульной службы, в  соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в  подразделениях, а именно: документы по профессиональной подготовке (план  профессиональной подготовки, годовой план распределения времени по дисциплинам и  месяцам обучения для личного состава караулов, тематический план занятий по боевой  подготовке личного состава караулов, методические планы, план-конспекты); журнал  пункта связи части; перечень адресов и телефонов личного состава подразделения;  инструкция по работе диспетчера пункта связи подразделения пожарной охраны; перечень  позывных корреспондентов (должностных лиц, техники) пожарно-спасательного  гарнизона и подразделения пожарной охран; Обязанности лиц внутреннего наряда  караула; инструкция о мерах пожарной безопасности в помещениях подразделения (пункт  63 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений  пожарной охраны»); 

- на момент проверки не предоставлен утвержденный распорядок дня подразделения  (пункт 12 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава  подразделений пожарной охраны»); 

- на момент проведения проверки профессиональная подготовка личного состава  дежурного караула подразделения не организована, занятия не проводились (пункт 13  приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений  пожарной охраны»); 

- для технического обслуживания отсутствует обслуживающий пост ГДЗС. (пункт  114 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении Правил использования 


средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом  подразделений пожарной охраны»); 

- на момент проведения проверки личные карточки газодымозащитников  не предоставлены (пункт 19 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении  Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения  личным составом подразделений пожарной охраны»); 

- проверка СИЗОД № 1 не проводится, отсутствует тестирующее устройство для  проведения проверки (пункт 92 приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об  утверждении Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и  зрения личным составом подразделений пожарной охраны»); 

- у водителя пожарного автомобиля отсутствует свидетельство на право управления  пожарным автомобилем (пункт 54 приказа МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об  утверждении Устава подразделений пожарной охраны»). 

По факту выявленных нарушений, Общество уведомлением от 05.10.2023  извещено о времени и месте составления протокола об административном  правонарушении (т.1 л.д. 54-58). 

Административным органом 19.10.2023 в отношении Общества в отсутствии  представителя составлен протокол об административном нарушении № 13, действия  Общества квалифицированы административным органом по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ  (т.1 л.д. 36-53). 

Кроме того, в ходе проверки административный орган пришел к выводу о том, что:

По факту выявленных нарушений, Общество уведомлением от 05.10.2023  извещено о времени и месте составления протокола об административном  правонарушении (т.3 л.д. 42-46). 

Административным органом 19.10.2023 в отношении Общества в отсутствии  представителя составлен протокол об административном нарушении № 14, действия  Общества квалифицированы административным органом по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ  (т.1 л.д. 29-41). 


Учитывая подведомственность, закрепленную в статье 23.1 КоАП РФ, на основании  статьи 28.8 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд  с заявлениями о привлечении Общества к административной ответственности,  предусмотренной частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ

Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности  арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие  административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом,  в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении,  имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении  и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена  ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения  и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица,  в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной  ответственности. 

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной  ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе  как на основании и в порядке, установленных законом. 

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением  признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная  ответственность. 

Основаниями для привлечения к административной ответственности являются  наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава  административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих  производство по делу. 

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за  осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий,  предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или  наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч  до сорока тысяч рублей. 

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление  предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных  специальным разрешением (лицензией). В примечании № 1 к данной статье указано, что  понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в  отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. 

Объединяя настоящее дело и дело № А75-21258/2023 в одно производство, суд  исходил из того, что вмененные Обществу правонарушения, квалифицированные  Управлением по части 3 и части 4 статьи 14.1 КоАП РФ выявлены административным  органом при проведении одной проверки, что подтверждается актом проверки от  29.09.2023 и подтверждено представителями Управления в судебном заседании. 

Согласно части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, если при проведении одного контрольного  (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), 


муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения,  ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи)  раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных  правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как  за совершение одного административного правонарушения. 

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии,  содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ). 

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по  тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах  инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности  добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию. 

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями  при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах,  на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются: 

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений  установленного в соответствии со статьей 33 Закона № 123-ФЗ типа  и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании,  размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований статьи  76 Закона № 123-ФЗ, а в случае размещения на территории производственных объектов - в  соответствии со статьей 97 Закона № 123-ФЗ (подпункт «а»); 

б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления  лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных  средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения,  пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств  самоспасения пожарных, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном  основании, предусматривающем право владения и пользования, и соответствующих  установленным требованиям, а также технической документации на указанные средства,  вещества и оборудование; 

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работника, ответственного  за осуществление лицензируемого вида деятельности, имеющего высшее образование или  среднее профессиональное образование по специальности «Пожарная безопасность» либо  иное высшее образование, а также получившего дополнительное профессиональное  образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемого  вида деятельности и имеющего стаж работы в Государственной противопожарной службе  на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее 3 лет; 

г) наличие у участвующих в действиях по тушению пожаров работников соискателя  лицензии (лицензиата) соответствующего их должностным обязанностям  профессионального образования и (или) прохождение профессионального обучения по  программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям  служащих; 

д) отсутствие медицинских противопоказаний для исполнения должностных  обязанностей у лиц, указанных в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта; 


е) прохождение лицами, указанными в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта,  обучения в области лицензируемого вида деятельности не реже 1 раза в 5 лет  соответственно по типовым дополнительным профессиональным программам -  программам повышения квалификации либо по основным программам  профессионального обучения - программам повышения квалификации рабочих  и служащих; 

ж) выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов  и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения  пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием  средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания  среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации  и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения  аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией  чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной  охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ; 

з) соблюдение лицензиатом требований к порядку учета пожаров и их последствий,  установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным  на решение задач в области пожарной безопасности. 

При этом в соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании к грубым  нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида  деятельности относятся в том числе нарушения требований, предусмотренных  подпунктами «а» пункта 3 названного Положения, повлекшие за собой последствия,  установленные частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ. 

Частью 11 статьи 19 Закона № 99-ФЗ определено, что исчерпывающий перечень  грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида  деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида  деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться  нарушения, повлекшие за собой: 

Обстоятельства, позволяющие квалифицировать нарушение лицензионных  требований как грубое, требует доказывания наряду с фактами самого нарушения. 

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 99-ФЗ место осуществления  отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место  осуществления лицензируемого вида деятельности) это объект (помещение, здание, 


сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого  вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует  лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве  собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие  позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого  вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или  лицензиата. 

При этом, согласно части 1 статьи 24.3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ  «О пожарной безопасности» в качестве места осуществления лицензируемого вида  деятельности юридического лица указывается адрес места его нахождения и (или) его  филиала. 

Как разъяснено в письме МЧС России от 31.03.2022 № М-19-501, учитывая  специфику осуществления деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на  производственных объектах и объектах инфраструктуры, в качестве адреса места  осуществления лицензируемого вида деятельности должен указываться адрес пожарного  депо, расположенного по адресу юридического лица и (или) его филиала. 

Пунктом 24 статьи Закона № 123-ФЗ определено, что пожарное депо - это объект  пожарной охраны, в котором расположены: 

- помещения для хранения пожарной техники и ее технического обслуживания,

- служебные помещения для размещения личного состава,  - помещение для приема извещений о пожаре, 

- технические и вспомогательные помещения, необходимые для выполнения задач,  возложенных на пожарную охрану. 

Из представленных в материалы дела документов усматривается, что местом  осуществления лицензируемого вида деятельности согласно лицензии МЧС России № 6607-2012-005693 ( № Л013-00101-66/00129673) от 09.10.2012, выданной Обществу, указан  адрес Общества (<...> (т.2, л.д. 1). 

Осуществление деятельности по тушению пожаров на указанных в акте проверки  месторождениях (Западно-Усть-Балыкское нефтяное месторождение, Западно- Асомкинское месторождение, Покамасовское месторождение), расположенных на  территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляется Обществом  на основании соответствующего договора с ПАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» от  28.12.2022 (т.2, л.д. 2-27), не предусматривающего создание на территории названных  месторождений подразделений пожарной охраны (пожарных депо). 

В соответствии с техническим заданием (приложение № 1 к договору № МНГ- 22/10000/00528/Р от 28.12.2022) местами оказания услуг по тушению пожаров, проведения  аварийно-спасательных и газоспасательных работ, пожарно-профилактических  мероприятий на объектах защиты ПАО «СН-МНГ», являются: ДНС Западно- Асомкинского м/р; ДНС Западно-Усть-Балыкского м/р; ДНС Покамасовского м/р. 

Административным органом в протоколах об административном правонарушении  отражено, что подразделения пожарной охраны ООО «Противопожарные технологии»  входят в состав Сургутского местного пожарно-спасательного гарнизона и  Нефтеюганского местного пожарно-спасательного гарнизона. 


На основании пункта 56 приказа МЧС России от 25.10.2017 № 467 «Об утверждении  Положения о пожарно-спасательных гарнизонах» (далее — Приказ № 467) порядок  привлечения сил и средств подразделений гарнизонов, территориальных (местных)  гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ  устанавливается документами предварительного планирования действий по тушению  пожаров и проведению аварийно-спасательных работ: расписаниями выездов  подразделений гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных  работ (далее - расписание выезда); строевыми записками гарнизонов. 

В соответствии с пунктом 63 Приказа № 467 система реагирования в местных  гарнизонах формируется исходя из следующих принципов: разделение территорий  муниципальных образований на районы выезда подразделений, с учетом оптимальной  дислокации подразделений, прибытия первого подразделения в наиболее удалённую  точку района выезда в максимально короткое время; обеспечение возможности в  максимально короткое время сосредоточения на месте пожара сил и средств местного  гарнизона в количестве, необходимом для локализации пожара возможность ликвидации  силами и средствами местного гарнизона одновременно двух пожаров; возможность  привлечения объектовых подразделений пожарной охраны, имеющих в боевом расчёте  два и более основных пожарных автомобилей, за территорию охраняемых объектов (в  подрайон выезда) для тушения пожара (ликвидации ЧС) при невозможности прибытия к  месту указанного пожара (ЧС) территориального подразделения пожарной охраны в  кратчайшие сроки. 

В соответствии с пунктом 64 Приказа № 467 для каждого подразделения гарнизона  расписанием выезда определяется территория, в границах которой предусмотрено  первоочередное направление сил и средств этого подразделения, по первому сообщению о  пожаре (ЧС) (далее - район выезда). 

На территории района выезда подразделения гарнизона предусматриваются  подрайоны выезда для ближайших подразделений (далее - подрайон выезда). 

Подрайоном выезда подразделения гарнизона может являться как часть территории,  так и вся территория района выезда другого подразделения гарнизона. 

На основании пункта 65 Приказа № 467 районом выезда для объектового  подразделения пожарной охраны является территория охраняемой организации,  подрайоном выезда - территория (часть территории) муниципального образования,  непосредственно прилегающая к территории охраняемой организации. 

Районом выезда для территориального подразделения пожарной охраны является  территория (часть территории) муниципального образования, подрайоном выезда -  территория (часть территории), муниципального образования, непосредственно  прилегающая к району выезда и являющаяся районом выезда другого подразделения  пожарной охраны. 

В соответствии с пунктом 5.55 приложения № 5 к утверждённому Расписанию  выезда подразделений Сургутского местного пожарно- спасательного гарнизона для  тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории  муниципальных образований городской округ город Сургут и Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, район выезда ПП «Западно-Асомкинского  месторождения» ООО «Противопожарные технологии» включает территорию 


Сургутского района в границах Западно-Асомкинского лицензионного участка недр,  включая объект защиты ДНС-2 Западно-Асомкинского месторождения нефти. 

В соответствии с пунктом 5.56 приложения № 5 к Расписанию выезда подразделений  Сургутского местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и  проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований  городской округ город Сургут и Сургутский район Ханты-Мансийского автономного  округа-Югры, район выезда ПП «Покамасовкого месторождения» ООО  «Противопожарные технологии» включает территорию Сургутского района в границах  Покамасовкого и Локосовкого лицензионных участков недр, исключая район выезда ПК  Локосово Федеровский филиал КУ «Центроспас-Югория» по Сургутскому району. 

В соответствии с Таблицей расписания выезда типов пожарной техники Сургутского  местного пожарно-спасательного гарнизона по рангам пожаров по районам (подрайонам)  выезда, расчетное время прибытия подразделений ПП «Западно-Асомкинского  месторождения», ПП «Покамасовкого месторождения» ООО «Противопожарные  технологии» к наиболее удалённой точке района выезда, составляет 2 минуты. 

В соответствии с приложением № 5 к утверждённому расписанию выезда  подразделений Нефтеюганского местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения  пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории (части территории)  муниципальных образований Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский район,  Сургутский район Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, район выезда ПП  «Западно-Усть-Балыкское месторождение» ООО «Противопожарные технологии»  включает территорию с прочими объектами, в границах Западно-Усть-Балыкского  месторождения. 

В соответствии с расписанием выезда подразделений Нефтеюганского местного  пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории (части территории) муниципальных образований  Нефтеюганский район, Ханты-Мансийский район, Сургутский район Ханты-Мансийского  автономного округа-Югры, расчетное время прибытия подразделений ПП «Западно-Усть- Балыкское месторождение (ЗУБ)» ООО «Противопожарные технологии» к наиболее  удалённой точке района выезда, составляет 54 минуты. 

Указанные выводы, отраженные административным органом в протоколе № 14 от  19.10.2023, не подтверждают довод о том, что у Общества возникла обязанность указать  местом осуществления лицензируемого вида деятельности вышеупомянутые  месторождения, поскольку доказательств оборудования на них подразделений пожарной  охран (пожарных депо) в материалы дела не представлено. 

В связи с изложенным, учитывая, что Обществом в лицензии отражено место  осуществление лицензируемого вида деятельности в конкретном субъекте Российской  Федерации, суд соглашается с доводами Общества об отсутствии у него обязанности  указывать в лицензии в качестве мест осуществления лицензируемого вида деятельности  наименования месторождений, расположенных на территории Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры, на которых Общество оказывает услуги без оборудования  там подразделении пожарной охраны. 

Исходя из указанного, учитывая, что административным органом не доказано  существования на территориях упомянутых месторождений пожарных депо, 


на несоблюдение требования к которым указывает Управление со ссылкой на приказ  МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной  охраны», суд соглашается с доводами Общества о том, что отраженные в протоколах  нарушения указанного приказа МЧС России не свидетельствует о совершении Обществом  административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП  РФ. 

Согласно представленному Обществом договору аренды недвижимого имущества  от 07.11.2023, пожарное депо, к которому могут быть предъявлены вышеупомянутые  требования, расположено по адресу: Аганское месторождение, Вахтовый поселок, и  используется Обществом на праве аренды. Вместе с тем, в отношении указанного объекта  проверка административным органом не проводилась, соответствие его обязательным  требованиям, регулирующим лицензируемый вид деятельности, не проверялось. 

С учетом изложенного, суд соглашается с доводами заявителя о том, что факт  нарушений, поименованных в пунктах 1, 3, 4, 5, 56 и 7 акта проверки от 29.09.2023,  административным органом не подтвержден, оснований для привлечения Общества к  ответственности по указанным в этих пунктах фактам у суда не имеется. 

Также суд приходит к выводу о том, что определенное как грубое нарушение  лицензионных требований, предоставление медицинской справки на ФИО5 об  отсутствии медицинский противопоказаний по должности командира пожарного поста с  учетом осуществления им функций водителя, не образует состав грубого нарушения  лицензионных требований, поскольку Управлением не доказано, что названное  нарушение, которое Обществом по существу не отрицается, повлекло за собой  возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным,  растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и  культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций  техногенного характера. 

Следовательно, названное нарушение образует событие административного  правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП  РФ. 

С учетом того, что при рассмотрении настоящего спора суд пришел к выводу о  доказанности административным органом фактов нарушения, касающихся отсутствия  информации о том, что ФИО4 на момент проведения проверки имел  профессиональное образование и (или) проходил профессиональное обучения по  программе профессиональной подготовки на занимаемую должность начальника караула,  нарушений требований приказа МЧС России от 27.06.2022 № 640 «Об утверждении  Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения  личным составом подразделений пожарной охраны» и приказа МЧС России от16.10.2017   № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего  порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ», что  Обществом по существу не оспаривается, суд приходит к выводу о том, что правильной  квалификацией вмененных Обществу нарушений является часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной  практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», если заявление 


административного органа о привлечении к административной ответственности или  протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию  совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к  административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При  этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства  должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного  деяния. 

Поскольку заявление административного органа, содержащее данные, указывающие  на событие административного правонарушения, и представленные доказательства  являются достаточными для определения иной квалификации правонарушения, суд  считает необходимым переквалифицировать действия Общества с части 4 статьи 14.1  КоАП РФ на часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ

При этом суд признает доказанной вину Общества во вмененном правонарушении,  поскольку доказательств существования объективных препятствий для выполнения  Обществом вышеупомянутых лицензионных требований суду не представлено. 

Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности  судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности,  установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен. 

В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание  за совершение административного правонарушения назначается в пределах,  установленных законом, предусматривающим ответственность за данное  административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ

 Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность  в виде предупреждения. Согласно части 2 статьи 3.4. КоАП РФ предупреждение  устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при  отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и  здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде,  объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской  Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. 

Учитывая установленные при рассмотрении настоящего дела обстоятельствах, суд  полагает возможным назначить Обществу наказание в виде предупреждения. 

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд 

РЕШИЛ:

привлечь общества с ограниченной ответственностью «Противопожарные технологии»  (ОГРН <***> от 29.01.2010, ИНН <***>, адрес: 628684, Ханты-Мансийский  автономный округ – Югра, <...>) к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, назначив наказание в виде предупреждения. 

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, 


если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия  арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

Судья Е.А. Голубева