ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-21292/19 от 18.12.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

18 декабря2019г.

                     Дело № А75-21292/2019

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Заболотина А. Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Сургут» (ОГРН 1098617000591, ИНН 8617028064) об оспаривании решения от 06.09.2019 № 5728А инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, при участии в деле в качестве заинтересованного лица – Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

с участием представителей сторон: от заявителя – Жижома С. А. по решению от 10.04.2019 № 02/1-19; от инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – Куприна Е. Г. по доверенности от 06.09.2019; от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Куприна Е. Г. по доверенности от 06.09.2019,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Сургут» (далее – заявитель, общество, ООО «Газэнергосеть Сургут») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – налоговый орган) от 06.09.2019
№ 5728А об отказе внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

            Требования мотивированы отсутствие у налогового органа законных оснований для отказа внесения сведений в ЕГРЮЛ.

            Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

            Представитель налоговых органов в судебном заседании указал о наличии возражений относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах. Полагает оспоренное решение законным и обоснованным.

            Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Из материалов дела следует, что 10.04.2019 решением единственного участника общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Сургут» № 02/1-19 принято решение о добровольной ликвидации общества, о чем 19.04.2019 в ЕГРЮЛ сделана соответствующая запись №2198617130810. 30.04.2019 информация о ликвидации опубликована в журнале «Вестник государственной регистрации» № 17 (733) 2019 (стр.ИЗ, п.2073). 15.08.2019 ликвидатор общества составил промежуточный ликвидационный баланс. 23.08.2019 решением единственного участника ООО «Газэнергосеть Сургут» № 03/1-19 принято решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса общества от 15 августа 2019 года.

            30.08.2019 ликвидатор общества на основании п.З ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уведомил ИФНС России по Сургутскому району ХМАО-Югры (далее - регистрирующий орган, государственный орган) о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

            Решением регистрирующего органа от 06.09.2019 № 5728А обществу отказано в государственной регистрации записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса на основании пп. «в» п.4 ст.20. Закона о регистрации.

            16.09.2019 ООО «Газэнергосеть Сургут» оспорило решение государственного органа в Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре.

            Решением Управления от 14.10.2019 № 7-15/15390@ в удовлетворении жалобы отказано, в связи с чем решение регистрирующего органа оспорено ООО «Газэнергосеть Сургут» в судебном порядке.

            Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, урегулированы Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

            Согласно статьи 2 названного закона и положения «О Федеральной налоговой службе», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Пунктом 4, пунктом 6 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, предоставленных для государственной регистрации. Документы, предусмотренные Федеральным законом № 129-ФЗ и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью ЕГРЮЛ.

            Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

            В соответствии с п. 3, 4 ст. 62 Гражданским кодексом учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

            В силу ст. 63 Гражданского кодекса ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

            После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

            После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

            Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона № 129-ФЗ руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

            В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

            Из оспоренного решения регистрирующего органа и из письма межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре следует, что основанием для отказа внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса послужил факт проведения выездной проверки в отношении консолидированной группы налогоплательщиков (далее – КГП), где ответственным участником является ПАО «Газпром».

            Материалами дела подтверждается и заявителем не оспаривается, что в период с 01.01.2013 по 31.12.2014 общество являлось участником КГН ПАО «Газпром» на основании соглашения об изменении № 1 (зарегистрировано межрайонной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2 13.12.2012 № 07-15/4) договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков от 22.03.2012. Ответственным участником КГН является ПАО «Газпром».

            При разрешении спорного правоотношения суд полагает возможным отметить следующее.

            Согласно статьи 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков.

            Участником консолидированной группы налогоплательщиков признается организация, которая является стороной действующего договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, соответствует критериям и условиям, предусмотренным настоящим Кодексом для участников консолидированной группы налогоплательщиков.

            Ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков признается участник консолидированной группы налогоплательщиков, на которого в соответствии с договором о создании консолидированной группы налогоплательщиков возложены обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков и который в правоотношениях по исчислению и уплате указанного налога осуществляет те же права и несет те же обязанности, что и налогоплательщики налога на прибыль организаций.

            В соответствии с пунктом 18 статьи 89, статьей 89.1 названного кодекса выездная налоговая проверка консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков на территории (в помещении) ответственного участника этой группы и на территориях (в помещениях) иных участников этой группы на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом в решении о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков указываются, кроме прочего, полное и сокращенное наименования ответственного участника, а также иных участников консолидированной группы налогоплательщиков.

            Статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, кроме прочего, устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки (участник (участники) консолидированной группы налогоплательщиков), нарушение законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы.

            Из приведенных норм права в их совокупности следует, что при проведении выездной налоговой проверки в отношении КГН, каждый участник такой группы является лицом, участвующим в проверке, так как у каждого участника имеются права и обязанности при проведении контрольного мероприятия, и любой из участников КГН может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения.

            Поскольку промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, регистрирующий правомерно пришел к выводу о том, что проведение выездной проверки в отношении КГН, участником которой являлось ООО «Газэнергосеть Сургут», является достаточным основанием для отказа в государственной регистрации записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса, поскольку результаты выездной проверки могут повлиять на размер обязательств общества, подлежащих включению в промежуточный ликвидационный баланс.

            При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу, что решение инспекции Федеральной налоговой службы России по Сургутскому района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2019 № 5728 А основано на нормах закона и не повлекло нарушение прав и законных интересов ООО «Газэнергосеть Сургут».

            Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

            в удовлетворении заявления отказать.

            Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

            В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

            Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  А. Н. Заболотин