АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
628012, Тюменская область, г. Ханты-Мансийск
ул. Ленина 54/1, http://hmao.arbitr.ru/, тел. 3-10-34
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты -Мансийск Дело А75-2149/2008
9 июня 2008 г.
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 03.06.2008г. Решение в полном объеме изготовлено 09.06.2008г.
Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа
в составе судьи Дубининой Т.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ибраевой С.Т.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Тюменьэнерго» к Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по ХМАО-Югре
о признании действий незаконными; об обязании возвратить из бюджета, излишне уплаченного в бюджет налога на прибыль организаций в размере 3 305 997, 00 руб.; о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 128 933, 882 руб.
при участии сторон:
от заявителя: ФИО1 по доверенности № 09/05
от ответчика: ФИО2 по доверенности № 04 от 09.01.2007 г.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Тюменьэнерго» обратилось в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России № 6 по ХМАО-Югре о признании незаконными действия налогового органа, выразившиеся в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций в счет погашения задолженности по штрафу в размере 3 305 997, 00 рублей; об обязании возвратить ОАО «Тюменьэнерго» из бюджета излишне уплаченный в бюджет Ханты - Мансийского автономного округа налог на прибыль организаций в размере 3 305 997, 00 рублей; о взыскании с Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 128 933, 882 рублей.
Представитель заявителя в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявил ходатайство об увеличении заявленных требований. Просит увеличить требование о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль на сумму 63 017, 74 руб. и взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций за период с 09.11.2007 г. по 03.06.2008 г. в общей сумме 191 951, 622 рублей.
Судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ требования приняты.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен по мотивам, изложенными в отзыве, в письменных пояснениях.
Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению в силу нижеследующего.
Как видно из материалов дела, ОАО «Тюменьэнерго» имеет переплату по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ в размере 5 378 836 руб.
Переплата образовалась по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ в результате представления налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2003 г., 2004 г., 2005 г. к уменьшению в сумме 5 378 836 руб.
02.10.2007 г. заявитель обратился к налоговому органу с заявлением № 39/05-477 (л.д. 13) о возврате налога на прибыль организаций в указанных размерах.
Межрайонная инспекция ФНС России № 6 по ХМАО-Югре, платежным поручением № 597 от 29.10.2007 г. произвела возврат переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 2 072 839, 00 рублей ( л.д. 17). Сумма переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 3 305 997, 00 рублей была зачтена налоговым органом в счет погашения задолженности по уплате штрафа.
Считая действия налогового органа, выразившиеся в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет погашения задолженности по уплате штрафа в размере 3 305 997, 00 рублей не соответствующие п. 6 ст. 78 НК РФ, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Довод налогового органа о том, что его действия, выразившиеся в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в счет погашения задолженности по уплате штрафа в размере 3 305 997, 00 рублей, являются правомерными и обоснованными, судом отклоняется.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата или зачета излишне уплаченной налогоплательщиком суммы налога, сбора, пени.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Как следует из пункта 8 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Таким образом, за исключением установленных Налоговым кодексом случаев, зачет и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика. При этом установленный в пункте 8 статьи 78 НК РФ трехлетний срок подачи заявления применяется как при возврате, так и при зачете налога и началом течения этого срока является день уплаты налога.
Довод ответчика о том, что налоговый орган был вправе произвести самостоятельно в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ (в действующей редакции) зачет излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения задолженности по штрафу несостоятелен.
Из материалов дела следует, что правоотношения по привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности и взысканию налоговой санкции возникли в 1998 году на основании решения Государственной налоговой инспекции по г. Сургуту № 1928/02 от 15.04.1998 г. Указанным решением налогового органа была установлена к взысканию с ОАО «Тюменьэнерго» сумма заниженной прибыли за 1994 - 1997 годы в размере 3 305 997 рублей, а также штраф в размере суммы заниженной прибыли - 3 305 997 рублей.
При этом налоговый орган, начисляя ОАО «Тюменьэнерго» штраф в размере всей суммы заниженной прибыли, руководствовался подп. «а» ст. 7 Закона РСФСР «О государственной налоговой службе РСФСР» № 943-1 от 21.03.1991 г. и п. 8 ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» № 2118-1 от 27.12.1991 г., позволяющими налоговым органам привлекать налогоплательщика, нарушившего налоговое законодательство, к ответственности в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафа в размере той же суммы.
Осуществлять зачет переплаты в счет погашения задолженности по штрафу налоговый орган вправе лишь в пределах сроков, установленных законодательством о налогах и сборах для принудительного взыскания задолженности.
На дату вынесения решения Государственной налоговой инспекции по г. Сургуту № 1928/02 от 15.04.1998 г., действовал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» № 2118-1 от 27.12.1991 г. (в ред. от 21.07.1997 г.)
В Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержатся положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению при взыскании задолженности, в том числе при проведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности.
Так, согласно статьям 13, 24 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (в редакции действовавший на момент принятия решения Государственной налоговой инспекции по г. Сургуту № 1928/02 от 15.04.1998 г.) срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки.
Таким образом, налоговый орган не вправе производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности, в том числе по штрафу, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах сроков (Определение Конституционного суда РФ № 381-О-П от 08.02.2007 г. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ОАО «Ростелеком» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пунктов 5 и 7 ст. 78 НК РФ и ч. 4 ст. 200 АПК РФ»).
Следовательно, действия налогового органа, выразившиеся в зачете переплаты ОАО «Тюменьэнерго» по налогу на прибыль организаций, уплачиваемому в бюджет субъекта, в счет погашения задолженности в виде штрафа в размере 3 305 997, 00 рублей, являются незаконными, противоречащими п.6 ст. 78 НК РФ.
Довод налогового органа о том, требование ОАО «Тюменьэнерго» о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций, является неправомерным, отклоняется судом.
Согласно п.6 ст. 78 Налогового кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
В соответствии п.10 ст. 78 Налогового кодекса РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Согласно пункту 23 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" следует, что при решении вопроса о моменте исполнения обязанности по возврату налогоплательщику соответствующих сумм путем их перечисления в безналичном порядке на указанный получателем счет судам необходимо руководствоваться общими правилами, согласно которым плательщик признается исполнившим свою обязанность с момента поступления соответствующей суммы в указанный получателем банк.
Из материалов дела следует, что ОАО «Тюменьэнерго» подало в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций 08.10.2007 г., месячный срок возврата излишне уплаченных денежных средств истек 08.11.2007 г. Фактически сумма излишне уплаченного ОАО «Тюменьэнерго» налога на прибыль организаций не возвращена налогоплательщику в установленный законом срок. Таким образом, данная сумма должна быть возвращена ОАО «Тюменьэнерго» с процентами, предусмотренными п. 10 ст. 78 НК РФ.
Так согласно расчету процентов, произведенного налогоплательщиком с учетом требований, установленных п. 9 ст. 78 Налогового кодекса РФ, и порядка исчисления, предусмотренного ст. 6.1 Налогового кодекса РФ сумма процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций за период с 09.11.2007 г. по 03.06.2008 г. составляет 191 951, 622 рублей.
Таким образом, требования ОАО «Тюменьэнерго» о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога на прибыль организаций, являются правомерными и обоснованными.
Доводы налогового органа о том что, заявителем установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок для обращения в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов обществом пропущен, так Обществу было известно о нарушенных правах как после вынесения решения налоговой инспекцией по г. Сургуту №1928/02 от 15.04.1998г. (срок для обжалования истек 15.07.1998г.), несостоятельны.
Из материалов дела следует, что общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций 02.10.2007 г. (л.д. 13-15). Извещение о принятом налоговым органом решении о зачете № 11633 от 29.10.2007 г., которым в осуществлении возврата обществу было отказано, направлено 28.12.2008 г. (л.д. 16). В арбитражный суд с заявлением общество обратилось 27.03.2008 г. (л.д. 27).
Таким образом, обществу о нарушении его прав и законных интересов стало известно 28.12.2008 г. в связи, с чем суд не усматривает нарушений со стороны общества положения пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом, довод налогового органа о том что, все документы налоговый орган направляет по юридическому адресу налогоплательщика, указанному в Уставе общества, отклоняется судом, поскольку не подтверждает факта их получения заявителем.
Довод налогового органа о том, что срок исковой давности три года (для обращения в суд истек 15.07.2002г.) истек, не принимается во внимание, по следующим основаниям.
Согласно положению пункта 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога, сбора и пеней может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал на то, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено Кодексом (пункт 9).
Из содержания указанных положений в их взаимосвязи Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что норма, содержащаяся в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общим правилам исчисления сроков исковой давности их течение прерывается предъявлением иска в установленном порядке, после перерыва течение срока исковой давности начинается заново (статья 203 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что общество узнало о наличии переплаты по налогу на прибыль организаций в декабре 2006 г. и в январе 2007 г. (с момента подачи уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2003 г., 2004 г., 2005 г.), о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций в размере 5 378 836 рублей обратилось 02.10.2007 г.
Таким образом, день, с которого начинает исчисляться срок исковой давности для возврата из бюджета излишне уплаченного налога на прибыль организаций начинает течь с момента, когда общество подало уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, т.е. с декабря 2006 г. и с января 2007 г..
Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, нормы пункта 1 статьи 200, статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что при обращении в суд 02.10.2007 обществом трехлетний срок исковой давности не пропущен.
Ссылка налогового органа на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 08.02.07 N 381-О-П, в соответствии с которой зачет, производимый в порядке п. 7 ст. 78 НК РФ, не квалифицируется в качестве меры принудительного взыскания, не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога, не может быть принята судом.
Поскольку в пункте 3 Определения Конституционного суда РФ от 08.02.07 N 381-О-П указано, что положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество «Тюменьэнерго» также просит взыскать судебные издержки в виде расходов на проезд представителя общества в общей сумме 16 800 руб.
В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в состав судебных расходов входят как государственная пошлина, так и судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Согласно статье 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
При этом часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указывает, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.
Исходя из общих принципов предпринимательской и иной экономической деятельности, направленной на получение дохода, расходы должны быть экономически обоснованными, оправданными и целесообразными.
Факт участия представителя ОАО «Тюменьэнерго» - в судебных заседаниях 29.04.2008 г., 28.05.2008 г., 03.06.2008 г. подтверждается определениями от 29.04.2008 г., 28.05.2008 г. (л.д. 30, 129).
Размер судебных издержек, понесенных обществом в связи с рассмотрением дела в суде, подтверждается представленными в материалы дела авиабилетами, и составляет 16 800 руб.
Учитывая, что оплата расходов, необходимых для осуществления правосудия - это процессуальная и публичная обязанность заинтересованных в деле лиц, прямо закрепленная арбитражным процессуальным законодательством, а также принимая во внимание, что факт несения общества расходов в сумме 16 800 руб., в связи с рассмотрением настоящего дела в суде в полной мере подтверждается представленными обществом документами, доказательств чрезмерности суммы понесенных обществом расходов не усматривается.
Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, выразившиеся в зачете переплаты по налогу на прибыль организаций в счет погашения задолженности по штрафу в размере 3 305 997, 00 рублей, незаконными.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре осуществить возврат открытому акционерному обществу «Тюменьэнерго» из бюджета излишне уплаченный в бюджет Ханты - Мансийского автономного округа налог на прибыль организаций в размере 3 305 997, 00 рублей.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу открытого акционерного общества «Тюменьэнерго» проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченного налога в размере 191 951, 622 рубля.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу открытого акционерного общества «Тюменьэнерго» судебные расходы в размере 16 800 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в пользу открытого акционерного общества «Тюменьэнерго» расходы по уплате госпошлины в размере 30 674 рубля.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ханты - Мансийского автономного округа.
Судья Т.Н.Дубинина