ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-21683/2017 от 03.04.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 апреля 2018 г.

Дело № А75-21683/2017

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2018 г.

Полный текст решения изготовлен 10 апреля 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе               судьи Касумовой С.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федоровой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества                     с ограниченной ответственностью «Связь-Сервис» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) к муниципальному автономному учреждению «Ледовый дворец спорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>), обществу с ограниченной ответственностью «Запсибснабкомплект» (ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 628417, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. островского, дом 14, корпус 2) о признании торгов и договора недействительными,

от истца – не явились,

от общества с ограниченной ответственностью «Запсибснабкомплект»  – ФИО1 по доверенности от 20.02.2018 № 104/18,

от муниципального автономного учреждения «Ледовый дворец спорта» – ФИО2 по доверенности от 19.12.2017 № 16,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Связь-Сервис» (далее – истец) обратилось              в арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском                                 к муниципальному автономному учреждению «Ледовый дворец спорта» (далее – ответчик), обществу с ограниченной ответственностью «Запсибснабкомплект» (далее – соответчик) о признании торгов и договора, заключенного по итогам торгов, недействительными.

Ответчиком представлен отзыв на иск (т. 3 л.д. 100-108), в котором ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, указывая на обоснованность отклонения заявки истца, и отказа в допуске истца к участию в аукционе.

Соответчиком представлен отзыв на иск (т. 1 л.д. 52-58), в котором соответчик также возражает против удовлетворения исковых требований.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 20.11.2017 ответчиком было опубликовано извещение о проведении закупке № 31705760689 «Оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию наружных, внутренних инженерных сетей, оборудование                и узлов учета объектов», способ закупки – открытый аукцион (т. 5 л.д. 31-32).

Протоколом от 12.12.2017 № 269 рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе (т. 1 л.д. 18-19) заявка истца была отклонена в связи с несоответствием требованиям пунктов 2.8.9., 2.8.10, 7.6., 7.9 и 5.2.8. документации об аукционе.  

Полагая, что его заявка была отклонена необоснованно, что направлено                                  на ограничение конкуренции, истец обратился в суд с настоящим иском. 

Вопросы закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе автономными учреждениями регулируются Федеральным законом от 18.07.2011                   №  223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с положениями статьи 2 указанного выше Федерального закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными                   с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия                      их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные                    с обеспечением закупки положения.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011                            № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Как следует из материалов дела, ответчиком утверждена документация об открытом аукционе (далее – документация об аукционе, т. 5 л.д. 33-131).

Пунктом 2.8.9. документации об аукционе установлено обязательное наличие                       у участника персонала:

-слесарь-сантехник (теплотехник) II группа до 1000В - 8 чел.;

-слесарь по вентиляционным установкам и системам кондиционирования, II группа до 1000В - 2 чел.;

-электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, III группа                   до 1000В - 8ч.;

-инженер электрик, IV группа до 1000В - 2 чел.;

-электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, III группа                   до 1000В - 2 чел.;

-инженер по вентиляционным установкам и системам кондиционирования, II группа до 1000В - 2 чел.;

-слесарь-сантехник (теплотехник), II группа до 1000В - 2 чел.;

-инженер по теплотехническому и сантехническому оборудованию, II группа                  до 1000В - 2 чел.

Пунктом 2.8.10 документации об аукционе установлена обязательность наличия специалистов (не менее 2-х) имеющих сертификаты по обслуживанию систем JONSONSCONTROLS, либо наличие заключенного договора на 2018 год на выполнение работ по техническому, сервисному обслуживанию и ремонту оборудования, поставку запасных частей и расходных материалов JONSONSCONTROLS

Разделом 7 документации об аукционе установлены требования к участникам аукциона:

- пункт 7.6. Участник закупки должен соответствовать специальным требованиям, подтверждающим его способность осуществить поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг определенного вида с необходимым уровнем качества, включая требования о наличии специального опыта, возможностей и ресурсной базы, разрешительных документов (лицензий, сертификатов, свидетельств и пр.), необходимых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

-пункт 7.9. Наличие у участника закупки опыта выполнения работ, оказания услуг, поставок товаров, относящихся к той же группе (подгруппе), что и предмет закупки.     

Разделом 5 технического задания к аукционной документации установлены требования к технологии оказания услуг. 

В частности, согласно пункту 5.2.8. в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. № 155н «Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте». К работам на высоте относятся работы, когда:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более;

б)    работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°;

в)    работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также если высота ограждения этих площадок менее 1,1м;

г)    существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

Все работники выполняющие работы на высоте должны иметь соответствующие удостоверения.

Для оказания услуг по обслуживанию оборудования приточной и вытяжной вентиляции иметь в наличии договор с организацией, имеющей обученный персонал, имеющий опыт работы с вентиляционными, холодильными системами фирмы YORKJOHNSONCONTROLSCOMPANY (с предоставлением подтверждающих документов), системой автоматизации вентиляционных установок на основе свободно программированных контроллеров CAREL с выводом на систему диспетчеризации SIEMENSDISIGOINSIGHT. Обслуживание частотных преобразователей ABB.

В соответствии с Правилами по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом от 24 июля 2013 года № 328н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации выполнять работы по круглосуточному оперативному обслуживанию оборудования персоналом в количестве не менее:

          -слесарь-сантехник (теплотехник) II группа до 1000В - 8 чел.;

          -слесарь по вентиляционным установкам и системам кондиционирования, II группа до 1000В - 2 чел.;

          -электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, III группа                    до 1000В- 8ч.

          Работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту оборудования                           в дневное время должны выполняться персоналом в количестве не менее:

-инженер электрик, IV группа до 1000В - 2 чел.;

-электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, III группа                       до 1000В - 2 чел.;

-инженер по вентиляционным установкам и системам кондиционирования, II группа до 1000В-2 чел.;

-слесарь по вентиляционным установкам и системам кондиционирования, II группа до 1000В-2 чел.;

-инженер по теплотехническому и сантехническому оборудованию, II группа                      до 1000В - 2 чел.;

-слесарь-сантехник (теплотехник), II группа до 1000В - 2 чел..

 Судом установлено, что в составе заявки на участие в аукционе (т. 3 л.д. 113-147,                  т. 4 л.д. 1-142, т. 5 л.д. 1-28) истец представил документы, подтверждающие соответствующую квалификацию сотрудников (в том числе группы допуска                                  к определенным видам работ), выданные самим истцом.

Профессиональное обучение проводится по основным образовательным программам профессионального обучения. Наличие такого образования позволяет выполнять определенные трудовые, служебные функции (определенные виды трудовой, служебной деятельности), работать с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами (пункт 13 статьи 2, часть 2 статьи 12, часть 1 статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ)).

Перечень профессий рабочих и должностей служащих, по которым осуществляется подготовка, утвержден Приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 № 513. К таким профессиям относятся, в том числе: электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (код 19861), слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (код 18526), слесарь-сантехник (код 18560), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (код 19861).

По окончании профессионального обучения работникам (лицам, ищущим работу) присваиваются квалификационные разряды, классы, категории по профессии рабочего или должности служащего. Такой вывод следует из части 1 статьи 73 Закона № 273-ФЗ.

Профессиональное обучение проводится в организациях (у индивидуальных предпринимателей), осуществляющих образовательную деятельность, в том числе                          в учебных центрах профессиональной квалификации на производстве. Профессиональное обучение может проходить и в форме самообразования (часть 3 статьи 32, часть 6 статьи 73 Закона № 273-ФЗ).

Работодатели - юридические лица также вправе проводить обучение самостоятельно. Они могут создавать учебные центры в форме структурных подразделений. Это следует из части 6 статьи 73 Закона № 273-ФЗ.

Для того чтобы проводить обучение самостоятельно, работодателю необходимо получить лицензию на осуществление образовательной деятельности. Это следует                        из части 1 статьи 91 Закона № 273-ФЗ, пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ).

Из представленных в составе заявки истца документов не усматривается, что                         он имеет право на осуществление деятельности по профессиональному обучению.   

При таких обстоятельствах отклонение заявки истца, как несоответствующей пунктам 2.8.9., 7.6. документации об аукционе, пункте 5.2.8. технического задания                            к документации об аукционе является обоснованным, поскольку им не представлены документы о наличии у него сотрудников, обладающих соответствующей квалификацией.  

Также, обоснованным является отклонение заявки истца на основании пункта 2.8.10 документации об аукционе; истец в составе заявки не предоставил документы о наличии специалистов, имеющих сертификаты по обслуживанию систем JONSONSCONTROLS, либо наличие заключенного договора на 2018 год на выполнение работ по техническому, сервисному обслуживанию и ремонту оборудования, поставку запасных частей                                 и расходных материалов JONSONSCONTROLS.

В остальной части доводы ответчика не подтверждены, так как из представленных истцом в составе заявки документов усматривается наличие опыта работы по обслуживанию инженерных систем.  

В соответствии с пунктом 7.13 документации об аукционе в случае предоставления недостоверной информации в составе заявки на участие в аукционе комиссия вправе отстранить такого участника от участия в аукционе на любом этапе его проведения.

В соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была   не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного                      в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Наличие оснований для признания открытого аукциона недействительным                            в соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации судом не установлены. Суд не усматривает оснований для удовлетворения требований                             о признании открытого аукциона недействительным, поскольку отклонение заявки истца от участия в аукционе являлось правомерным.

В соответствии с частью 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса. Так как торги недействительными не признаны, основания для признания недействительным договора, заключенного по их итогам, у суда отсутствуют. 

 В соответствии со статьями 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на истца, как на лицо,
не в пользу которого принят судебный акт.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 8, 9, 64, 65, 67, 68, 70, 71, 75, 110, 112, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                     С.Г. Касумова