ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2172/2021 от 08.06.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

15 июня 2021 г.

Дело № А75-2172/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме 15 июня 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседания) дело по заявлению Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (ОГРН 1097232017574, ИНН 7202198042, адрес: 625000, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 10, офис 210) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным действий,
о восстановлении записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве Российской Федерации на земельный участок в прежних границах, с привлечением
к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичного акционерного общества «Газпром», Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

при участии представителей лиц, участвующих в деле:

от заявителя – Шевалева Н.С. по доверенности от 12.04.2021 № 72-ПС-01/3780, диплом рег. № 26-357 от 15.06.2002,

от заинтересованного лица – Шестаков А.В. по доверенности от 11.01.2021 № 4, диплом рег. № 306 от 05.06.2002,

от публичного акционерного общества «Газпром» - Полищук А.В. по доверенности
от 17.03.2021 № 37/21, диплом рег. № 040316 от 17.06.2000,

от Департамента строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры -
не явились,

установил:

Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округу - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе (далее - заявитель, Межрегиональное территориальное управление, МТУ) обратилось в арбитражный суд с заявлением
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра
и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра) о признании незаконными действий заинтересованного лица по постановке на кадастровый учет земельного участка
с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м.; о возложении на него обязанности снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, земли межселенной территории
в границах Южно-Сургутского месторождения нефти; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись о земельном участке с кадастровым номером 86:08:0000000:403 (РНФИ П11840000835) площадью 9 692 кв.м., расположенном по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, принадлежит на праве собственности Российской Федерации от 22.01.2009 № 86-72­14/001/2009-051.

          Рассмотрение заявления распределено в производство судьи Зубакиной О.В.

Определением суда от 01.03.2021 заявление принято к производству, к участию
в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество «Газпром
» (далее - ПАО «Газпром»).

Определением председателя третьего судебного состава от 06.04.2021 произведена замена судьи, дело передано на рассмотрение судье Истоминой Л.С.

Определением суда от 11.05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен  Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент).

 От заявителя и третьего лица ПАО «Газпром» поступили ходатайства о проведении судебного заседания с использованием системы веб-конференции информационной системы (онлайн-заседания), которые были одобрены, согласована возможность участия представителей Шевалевой Н.С. и Полищук А.В.

В судебном заседании заявитель поддержал требования.

Представитель третьего лица на стороне заявителя - ПАО «Газпром» просил суд удовлетворить требования по основаниям, изложенным заявителем.

Представитель Управления Росреестра в судебном заседании полагал, что требования не подлежат удовлетворению, действия регистрирующего органа в части постановки объекта на учет соответствуют нормам действующего законодательства,
не нарушают прав и интересов МТУ.

Департамент явку своих представителей в суд не обеспечил, в отзыве на заявление указал, при предоставлении ответа 34-Исх-8532 от 04.10.2019 была допущена ошибка
в реквизите «дата» приказа. Верным являются реквизиты приказа: номер 3-нп
от 27.03.2018. При этом приказ от 27.03.2018 № 3-нп «Об утверждении документации при планировке территории для размещения линейных объектов» не содержит сведений
по земельным участкам с кадастровыми номерами 86:08:0000000:403 и 86:08:0020801:15127.  

Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

Земельный участок с кадастровым номером 86:08:0000000:403 (РНФИ П11840000835), площадью 9 692 кв.м., расположенный по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство от 22.01.2009 № 86-72-14/001/2009-051) и передан на праве собственности ПАО «Газпром» по договору аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности от 12.05.2010 № 179.

В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды составляет 49 лет, с 12.05.2010 по 12.02.2059.

Письмом от 21.01.2020 № 49-19-213-01 ООО «Газпропереработка» обратилось
в адрес МТУ в связи с тем, что от Управления Росреестра была получена информация
о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером 86:08:0000000:403 изменена в результате образования земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020801:15127 площадью 4 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, земли межселенной территории
в границах Южно-Сургутского месторождения нефти, путем раздела земельного участка
с кадастровым номером 86:08:0000000:403, данные о правообладателе отсутствуют.

В подтверждение информации было представлено письмо Управления Росреестра
от 06.12.2019 № 01-13/10201.

Межрегиональное территориальное управление обратилось в Управление Росреестра о необходимости устранения нарушений прав Российской Федерации путем снятия земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью
4 кв.м. и восстановлением земельного участка с кадастровым номером 86:08:0000000:403 в прежних границах и в прежней площади (письмо исх. от 06.02.2020 № 72-ЕБ-06/1244).

Письмом от 10.03.2020 № 01-13/02039 Управление Росреестра в удовлетворении требований МТУ отказало, указало, что на земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м. зарегистрировано обременение в виде аренды, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Установив, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРН) от 30.09.2020 сведения
о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м., отсутствуют и соответственно права
и обременения ПАО «НК Роснефть» не зарегистрированы, МТУ повторно обратилось
в Управление Росреестра письмом от 05.10.2020 № 72-ЕБ-06/10533, в котором указало, что как представитель собственника не выражало свое согласие на внесение изменений
в ЕГРН относительно площади земельного участка.

Письмом от 11.01.2021 № 00017 Управление Росреестра отказало Межрегиональному территориальному управлению во внесении изменений в ЕГРН, предложив обратиться в суд за восстановлением нарушенных прав, что послужило основанием для обращения МТУ в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из содержания частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, находит заявленные требования обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы государственной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии
с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Согласно пункту 4 указанного Положения Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Как следует из Положения об МТУ, утвержденного приказом Росимущества
от 19.12.2016 № 466, Межрегиональное территориальное управление осуществляет функции по управлению федеральным имуществом на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В силу пункта 4.1.1 указанного положения МТУ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.

Как было выше указано, земельный участок с кадастровым номером 86:08:0000000:403 (РНФИ П11840000835), площадью 9 692 кв.м., расположенный
по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство от 22.01.2009 № 86-72-14/001/2009-051).

МТУ не издавало распоряжения о разделе федерального земельного участка.

В судебном заседании установлено, что Управлением Росреестра в одностороннем порядке без соответствующего решения МТУ были внесены изменения в ЕГРН относительно площади земельного участка.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона от 12.07.2015 № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.

Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно
с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости, за исключением случаев, если в соответствии с названным Федеральным законом государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав. В случае, если в соответствии с названным Федеральным законом государственный кадастровый учет образованных объектов недвижимости осуществляется без одновременной государственной регистрации прав на них, снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственной регистрацией прав на образованные объекты недвижимости (часть 3 статьи 41 Закона № 218-ФЗ).

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.

Названный Закон указывает на невозможность снятия с государственного кадастрового учета земельного участка, если он не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с положениями Закона (пункт 33 части 1 статьи 26 Закона № 128-ФЗ).

Как поясняет Управление Росреестра, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 86:08:0000000:403 был осуществлен
на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет от 14.06.2006 № 86-08/06-213, распоряжения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от 27.01.2006 № 28-рп «Об утверждении материалов инвентаризации земель» и описания земельного участка.

На основании указанных документов в учетную систему внесены сведения
о местоположении границ земельного участка, уточненная площадь составила 9 692 кв.м.

08.05.2018 в орган регистрации прав поступило заявление о постановке
на государственный кадастровый учет № КУВД-001 2018-1163135 с приложением межевого плана, подготовленного кадастровым инженером Панасенко Н.Н. в связи
с образованием земельного участка путем раздела земельного участка
с кадастровым номером 86:08:0000000:403. Основанием для подготовки межевого плана послужи приказ Департамента от 26.04.2018 № 3-нп «Об утверждении документации по планировке территории для размещения линейных объектов».

В результате рассмотрения указанных документов был образован земельный участок с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м., в местоположение границ и площади исходного земельного участка были внесены соответствующие изменения. Площадь исходного земельного участка составила 9 688 кв.м.

В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона № 218-ФЗ регистрирующий орган должен провести правовую экспертизу документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе на предмет наличия или отсутствия соответствующих прав у подготовившего документы лица.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав
в случае, если 1)  лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; 2) с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; 3) имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (статья 26 Закона № 218-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления
не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.

В нарушение указанных требований регистрирующим органом не была должным образом проведена правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, вследствие чего без правовых оснований осуществлена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка
с кадастровым номером 86:08:0020801:15127 и внесены изменения в местоположение границ и площадь исходного земельного участка.

Департамент, на приказ которого от 26.04.2018 № 3-нп ссылается Управление Росреестра, не имеет полномочий по распоряжению федеральным имуществом.  Более того, как следует из отзыва Департамента, приказ  «Об утверждении документации
по планировке территории для размещения линейных объектов» имеет иную дату - 27.03.2018 № 3-нп, и в нем отсутствуют сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 86:08:0000000:403 и 86:08:0020801:15127.

Вопреки доводам Управления Росреестра о том, что заявителю необходимо обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки, заинтересованное лицо дважды проигнорировало обращения МТУ и более того рекомендовало обратиться в суд для разрешения вопроса.

В соответствии с положениями статьи 61 Закона № 218-ФЗ исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только
по решению суда (часть 4 статьи 61 Закона № 218-ФЗ).

В рассматриваемом случае заявитель исчерпал все необходимые и возможные меры по урегулированию спора во внесудебном порядке, в связи с чем его права могут
и должны быть восстановлены судом.

Арбитражным судом установлено несоответствие оспариваемых действий Управления Росреестра и нарушение прав и законных интересов заявителя, что в силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для удовлетворения заявленных требований.   

          Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

          Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре по постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м.

          Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре устранить нарушенные права и законные интересы заявителя, путем снятия с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 86:08:0020801:15127, площадью 4 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, земли межселенной территории в границах Южно-Сургутского месторождения нефти и восстановления в Едином государственном реестре недвижимости записи о земельном участке с кадастровым номером 86:08:0000000:403 (РНФИ П11840000835), площадью 9692 кв.м., расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, район Нефтеюганский, принадлежащий на праве собственности Российской Федерации.

          Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд
в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.       

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан  усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

          Судья                                     Л.С. Истомина