ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-22136/19 от 13.01.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи  Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём Фролковой Е.С., рассмотрев  в судебном заседании дело по заявлению Уральского межрегионального  территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и  метрологии о привлечении публичного акционерного общества «Сургутнефтегаз»  (ОГРН: 1028600584540, ИНН: 8602060555) к административной ответственности  по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных  правонарушениях, 

при участии представителей:
от административного органа – не явились,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – Кокорин О.А.  доверенность от 01.10.2019 № 2838-Д, Кожевников А.В. доверенность от 19.12.2019   № 3276-Д, 

установил:

Уральское межрегиональное территориальное управление Федерального агентства  по техническому регулированию и метрологии (далее – административный орган,  Управление, УМТУ Росстандарта) обратилось в суд с заявлением о привлечении  публичного акционерного общества «Сургутнефтегаз» (далее – лицо, привлекаемое  к административной ответственности, общество, ПАО «Сургутнефтегаз»)  к административной ответственности по части 15 статьи 19.5 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). 


Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства извещены  надлежащим образом, административный орган явку своего представителя в судебное  заседание не обеспечил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии его  представителя. 

Обществом представлен отзыв с приложением обосновывающих документов.
Административный орган представил письменные возражения на отзыв общества.

Заслушав представителей общества, исследовав материалы дела, суд установил  следующие обстоятельства. 

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя УМТУ  Росстандарта от 23.07.2019 № 67/67 проведена внеплановая документарная проверка  в отношении ПАО «Сургутнефтегаз», в том числе на предмет соблюдения требований  Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности нефти,  подготовленной к транспортировке и (или) использованию», утвержденного Решением  Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 89 (далее - ТР ЕАЭС  045/2017); ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия»; ГОСТ 31378-2009  «Нефть. Общие технические условия»; ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты.  Паспорт. Общие требования» (т. 1 л. д. 49). 

В ходе проведения проверки были выявлены нарушения требований  ГОСТ Р 55971-2014 «Нефть и нефтепродукты. Паспорт. Общие требования» при  оформлении Паспортов качества нефти от 29.07.2019 № 207/1, от 29.07.2019 № 207/2;  ППС «Красноленинский»; СИКН № 550; паспортов качества нефти от 29.07.2019 № 416,  от 29.07.2019 № 417; ППС ПАО «Сургутнефтегаз», район ЛПДС «Демьянское» СИКН   № 1505, а именно: 


3) пункта 5.1 - в паспортах отсутствует заверение паспорта собственноручной  (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности сотрудников, ответственных за  его оформление и печатью организации-изготовителя. 

Указанные нарушения отражены в акте проверки от 19.08.2019 № 60 (т. 1 л. д. 56).

В связи с установлением в ходе проверки вышеуказанных нарушений  ГОСТ Р 55971-2014 административным органом обществу выдано предписание  от 19.08.2019 № 61, с требованием об устранении нарушений в срок до 15.10.2019  (т. 1 л. д. 12). 

Акт и предписание направлены обществу почтовой связью (т.1 л. д. 15).

Общество 06.09.2019 направило в Управление возражения на акт проверки  и выданное предписание (т. 1 л. д. 19), административный орган в свою очередь, направил  ответ на возражения общества, указав на необоснованность его доводов  и необходимость исполнить требования предписания в установленный срок (письмо  от 08.10.2019 № 5-08/448 (т. 1 л. д. 25). 

Информация об устранении выявленных нарушений в адрес Управления  в установленный срок не поступила. 

В связи с неисполнением требований предписания к установленному сроку,  административный орган, направив 08.11.2019 в адрес общества по электронной почте  соответствующее уведомление, составил протокол об административном правонарушении  от 18.11.2019 № 49Ю по части 15 статьи 19.5 КоАП РФ (т. 1 л. д. 7). 

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела  о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном  заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и  имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол  об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола  об административном правонарушении и полномочия административного органа,  составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность  за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения  к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол,  а также определяет меры административной ответственности. 

Согласно части 15 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение изготовителем  (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя),  органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный  срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, 


уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации,  уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление  государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов  к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые  выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции  процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа,  наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, влечет  наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч  до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч  рублей. 

В главе 19 КоАП РФ содержатся нормы, предусматривающие административную  ответственность за правонарушения, посягающие на установленный государственный  порядок управления. 

Объектом правонарушений, предусмотренных частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ,  являются общественные отношения, возникающие, в том числе, в области  государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов  к продукции, процессу реализации. 

Объективная сторона вменяемого правонарушения предусматривает невыполнение  в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление  государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических  регламентов к продукции. 

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает лицо,  не выполнившее в установленный срок законное предписание. 

Общество будучи лицом, которому контролирующим органом выдано обязательное  для исполнения предписание, является надлежащим субъектом ответственности за  правонарушение, предусмотренное частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ

При рассмотрении указанной категории спора суду надлежит устанавливать  законность выданного предписания и его исполнимость, поскольку к административной  ответственности лицо может быть привлечено только за неисполнение в срок законного  предписания, соответствующего критерию исполнимости. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ  «О техническом регулировании» (далее - Закон № 184-ФЗ, Закон о техническом  регулировании) на основании положений настоящего Федерального закона и требований  технических регламентов органы государственного контроля (надзора) вправе выдавать 


предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок,  установленный с учетом характера нарушения. 

Согласно части 1 статьи 6 Закона о техническом регулировании технические  регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества  физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,  охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения  действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей. 

В соответствии пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому  регулированию и метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской  Федерации от 17.06.2004 № 294 (далее - Положение), Федеральное агентство по  техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг,  управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования,  стандартизации и обеспечения единства измерений. 

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет  свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и через  подведомственные организации (п. 4 Положения). 

В силу пункта 6 Постановления от 17.06.2004 № 294 Федеральное агентство  по техническому регулированию и метрологии осуществляет контроль и надзор за  соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических  регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче  этих функций другим федеральным органам исполнительной власти. Следовательно,  проверка проведена и предписание выдано УМТУ Росстрандарта в пределах  предоставленных полномочий. 

Основанием для привлечения к административной ответственности послужили  выводы административного органа о неисполнении обществом требований предписания,  в котором отражены нарушения пунктов ГОСТ Р 55971-2014, устанавливающих  требования к оформлению Паспорта качества нефтепродуктов (далее - Паспорт). 

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 каждая партия каждой марки  продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, в  соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом. Пример формы паспорта приведен  в Приложении А к настоящему ГОСТу. 

Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 55971-2014 Паспорт должен содержать: наименование  предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес места производства;  наименование испытательной лаборатории, адрес и номер аттестата аккредитации (при 


наличии); номер паспорта; наименование продукта, его марку и условное обозначение  (при наличии); обозначение нормативного документа или технической документации,  конструкторской документации, устанавливающих требования к продукту; код ОКП; дату  изготовления продукта, номер партии (при необходимости); дату отбора пробы и  обозначение нормативного документа, по которому отбирают пробу; место отбора пробы,  номер емкости (при необходимости); уровень наполнения (при необходимости); размер  (массу) партии; дату проведения испытаний; дату оформления паспорта; номер  декларации (или сертификата соответствия) на продукт (при наличии) и срок действия;  данные о сертификации системы менеджмента качества предприятия-изготовителя на  соответствие требованиям ГОСТ ISO 9001 и срок действия (при наличии); табличную  часть; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа или  технической документации, конструкторской документации и технического регламента  (при наличии) на основании результатов испытаний; дополнительную информацию для  потребителей (при необходимости). 

Табличная часть паспорта, в соответствии с пунктом 4.2.1 ГОСТ Р 55971-2014  должна содержать: наименование показателей; обозначение нормативных документов на  методы испытаний; значение показателей по нормативному документу или технической  документации, конструкторской документации; значение показателей по техническому  регламенту (при наличии); фактические значения показателей. 

ГОСТ Р 55971-2014 устанавливает так же требования к заверению Паспорта.

Так, согласно разделу 5 названного ГОСТа Паспорт должен быть заверен  собственноручной (рукописной) подписью с указанием фамилии и должности  сотрудников, ответственных за его оформление, и печатью организации-изготовителя  (пункт 5.1). 

Для построения систем электронного документооборота в соответствии с  Федеральным законом допускается заверять паспорт электронно-цифровой подписью  в виде штрихового кода и цифрового кода (пункт 5.2). 

Как следует из анализа приведенных норм, они устанавливают не произвольные  требования к оформлению Паспортов качества нефти, а такие требования, которые  позволяют идентифицировать не только производителя, но и лабораторию,  производившую исследование качества продукции, применительно к конкретной партии  (дата производства), а так же лицо, ответственное за оформление Паспорта. 

Между тем, из материалов проверки и выданного обществу предписания следует,  что Паспорта, проверенные административным органом, не отвечают приведенным  требованиям ГОСТ Р 55971-2014, а именно, в них отсутствует следующая информация: 


наименование предприятия-изготовителя, его юридический адрес и адрес места  производства; адрес лаборатории; наименование продукта, его марка; код ОКП; дата  изготовления продукта, номер партии (при необходимости); обозначение нормативного  документа, по которому отбирают пробу; размер (массу) партии; дата проведения  испытаний; заключение о соответствии продукта требованиям нормативного документа  или технической документации, конструкторской документации и технического  регламента (при наличии) на основании результатов испытаний; табличная часть паспорта  не содержит: значение показателей по нормативному документу или технической  документации; в паспорте отсутствует информация об ответственных за его оформление  лицах, и печать организации-изготовителя. 

Не оспаривая данный факт, общество ссылается на то, что указанный ГОСТ Р 55971- 2014 принят для добровольного применения, а его несоблюдение не может повлечь  административную ответственность. 

Данный довод судом отклоняется как необоснованный.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 184-ФЗ, настоящий  Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии,  применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и  сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к  продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства,  монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. 

В силу пункта 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего  Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических  регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования  (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации,  хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми  актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов  исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части,  соответствующей, целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических  или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны,  окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения  действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;  обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения. 

Суд находит обоснованным доводы административного органа о введении в  заблуждение потребителей в результате недостатков Паспортов качества, а именно  отсутствие в Паспортах указанной в предписании информации не позволяет потребителю 


продукции с достоверностью определить её производителя, а так же исходные данные  лаборатории, проводившей проверку качества, оценить в соответствии с каким  нормативным документом изготовлена (произведена) нефть и соотнести паспорт качества  с конкретной партией нефти по дате её добычи и исследования, а отсутствие информации  об ответственных за его оформление лицах, и печати организации-изготовителя не  позволяют установить достоверность самого Паспорта. 

Исходя из толкования части 3 статьи 26 Федерального закона от 29.06.2015   № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», применение национального  стандарта является обязательным для изготовителя и (или) исполнителя в случае  публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе  в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в  эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком  национальной системы стандартизации. 

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в спорных Паспортах  указано на обозначение нефти по ГОСТ Р 51858: «2.3.1.1» (том 3 л. д. 38-41). 

ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия» не содержит оговорки о  добровольном его применении. 

Пунктом 8.1 ГОСТ Р 51858-2002 установлено, что нефть принимают партиями.  Партией считают любое количество нефти, сопровождаемое одним документом о качестве  по ГОСТ 1510. Пунктом 4.1 ГОСТ Р 55971-2014 также установлено, что каждая партия  каждой марки продукта, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации,  в соответствии с ГОСТ 1510 сопровождается паспортом. 

ГОСТ 1510 и ГОСТ Р 51858-2002 не содержат требований к содержанию Паспорта.

В то же время применяемый обществом ГОСТ Р 51858 отсылает к ГОСТ 1510  и во взаимосвязи с ним к ГОСТ Р 55971-2014, в части требований к содержанию паспорта  качества нефти. 

Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи  71 АПК РФ, руководствуясь положениями вышеназванных норм, суд пришел к выводу  о том, что при условии, если изготовителем в паспортах качества нефти №№ 207/1 и 207/2  от 29.07.2019, №№ 416 и 417 от 29.07.2019 применено обозначение государственного  стандарта ГОСТ Р 51858, требования указанного стандарта являются для изготовителя  обязательными, значит, и во взаимосвязи с применяемым в обозначении стандартом  требования отсылочных ГОСТ Р 55971-2014 и ГОСТ 1510 также являются обязательными  и подлежат исполнению в целях, указанных в части 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ в период  переходных положений, к TP ЕАЭС 045/2017. 


Приведенный в отзыве довод о добровольности применения положений  ГОСТ 1510-84, ГОСТ Р 55971-2014 судом отклоняется, указанные стандарты являются  действующими и подлежат применению в совокупности с нормами Закона о техническом  регулировании. 

В рассматриваемом случае выдача оспариваемого предписания с указанием  выполнить требование ГОСТ 55971-2014 соответствует целям, указанным  в пункте 1 статьи 46 Закона № 184-ФЗ. 

Обязательность применения ГОСТов как нормативных документов федеральных  органов исполнительной власти в установленных законом случаях подтверждается  позицией Верховного Суда РФ (решение от 12.01.2015 № АКПИ14-1259). 

Исследовав представленные в дело паспорта качества нефти №№ 207/1, 207/2, 416,  417 от 29.07.2019 суд установил, что в них отсутствуют сведения, указанные в  предписании Управления. 

Доводы общества о том, что единые требования к Паспорту качества нефти  в настоящий момент отсутствуют, являются несостоятельными. 

Как было указано ранее, ГОСТ Р 55971-2014 является действующим и подлежит  применению как наиболее поздний документ в этой сфере регулирования (в сравнении с  Методическими рекомендациями, применяемыми обществом: «Р 50.2.040-2004.  Рекомендации по метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений.  Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе  магистральных нефтепроводов. Основные положения»). 

Кроме того, Министерство энергетики Российской Федерации Приказом  от 15.08.2014 № 529 утвердило форму паспорта качества нефти, которая предусматривает  наличие сведений об организации-производителе, лаборатории и применяемой системе  измерения количества и показателей нефти, указание наименования организации и  должности лица, составившего Паспорт, его подпись и печать организации. 

Несмотря на то, что вышеуказанный Приказ не может быть отнесет к техническим  регламентам, нарушение которых вменяется в вину обществу, довод общества об  отсутствии единой формы Паспорта качества нефти подлежит отклонению, как не  основанный на действующих нормах. 

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 89 принят  технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти,  подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (вместе с «ТР ЕАЭС  045/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности  нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию»). 


Согласно пункту 6 указанного регламента каждая партия нефти, выпускаемая  в обращение и находящаяся в обращении на рынке Союза, должна сопровождаться  паспортом, который содержит следующие сведения: а) наименование, место нахождения  (адрес) юридического лица или фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства  физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя,  являющихся изготовителем (производителем) нефти или продавцом (в том числе  импортером) либо уполномоченным изготовителем (производителем) нефти лицом,  оформившим паспорт; б) товарный знак изготовителя (производителя) нефти (при  наличии); в) обозначение и наименование документа, в соответствии с которым  изготовлена (произведена) нефть (при наличии), и ее наименование и обозначение в  соответствии с этим документом; г) нормативные значения показателей нефти,  установленные в требованиях к показателям нефти согласно приложению и в документе, в  соответствии с которым изготовлена (произведена) нефть, а также фактические  результаты лабораторных испытаний с указанием наименования собственной  испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории,  включенной в Единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского  экономического союза (далее - Единый реестр); д) номер партии; е) единый знак  обращения продукции на рынке Союза; ж) номер и дата выдачи паспорта; з) фамилия,  инициалы и подпись лица, оформившего паспорт. 

Проанализировав приведенное положение регламента, суд пришёл к выводу, что  указанное в нем требование к содержанию Паспорта аналогично содержанию,  установленному в ГОСТ Р 55971-2014. 

Отклоняя довод общества о том, что ТР ЕАЭС 045/2017 вступил в силу 01.07.2019 и  со дня его вступления ГОСТы не подлежат применению, суд исходит из того, что такого  положения ТР ЕАЭС 045/2017 не содержит. Напротив, принято Решение Коллегии  Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018 № 36 «О переходных положениях  технического регламента «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и  (или) использованию», в соответствии с подп. «а» п. 1 которого документы об оценке  соответствия продукции обязательным требованиям, установленным актами, входящими  в право Евразийского экономического союза (далее - Союз), или законодательством  государства - члена Союза (далее - государство-член), выданные или принятые  в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования ТР ЕАЭС  045/2017, до дня вступления в силу технического регламента, действительны до  окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2021 г. 


По своему содержанию ГОСТ 1510-84 и ГОСТ Р 55971-2014 относятся  к нормативным актам технического характера, не противоречат требованиям  законодательства Российской Федерации, в том числе ТР ЕАЭС 045/2017. 

Приведенный обществом довод о том, что форма паспорта не может быть изменена  им в одностороннем порядке, так как закреплена договором на транспортировку нефти,  заключенным с ПАО «Транснефть», судом признаётся несостоятельным, так как в силу  изложенных выше норм требования к содержанию паспорта качества нефти установлены  законодателем и не могут быть изменены/устранены сторонами договора в силу своей  императивности. 

Кроме того, договор не содержит такого согласованного сторонами условия как  требования к оформлению паспорта качества нефти. 

Ссылка в пункте 13.3 договора от 03.12.2018, заключенного между ПАО  «Сургутнефтегаз» и ПАО «Транснефть» на Р 50.2.040-2004 как обязательный для  применения документ не влияет на выводы суда, поскольку как было указано выше,  стороны договора не могут изменять требования, установленные законодательством, а так  же, исходя из буквального содержания указанного пункта стороны подтвердили  приверженность соблюдению требований указанных в данном пункте нормативных  документов в редакции, действующей на момент их применения, с учетом всех изменений  и дополнений. 

В силу принципа действия нормы во времени, подлежат применению более поздние  нормативные документы, регулирующие одну и ту же сферу правоотношений. 

Суд полагает, что до разработки новой формы паспорта на нефть в соответствии  с требованиями ТР ЕАЭС 045/2017 и введения её в действие соответствующим  нормативным актом требования национальных стандартов не утрачивают силу, что  предусмотрено Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 06.03.2018   № 36 «О переходных положениях технического регламента «О безопасности нефти,  подготовленной к транспортировке и (или) использованию» и подлежат применению. 

Вопреки доводам общества, положение абзаца 3 подпункта «а» пункта 1 указанного  Решения Коллегии, согласно которому со дня вступления в силу технического регламента  выдача или принятие документов об оценке соответствия продукции обязательным  требованиям, ранее установленным актами, входящими в право Союза, или  законодательством государства-члена, не допускается, не отменяет требование  об оформлении Паспорта, с учетом его соответствия содержанию, указанному в ГОСТ Р  55971-2014 и пункте 6 ТР ЕАЭС 045/2017. 


Ссылка общества на протокольные решения совещаний с участием Росстандарта,  Минэнерго России, Ростехнадзора от 18.09.2019, 21.10.2019 судом так же не принимается  во внимание, поскольку предложение о разработке единой формы Паспорта для стран  ЕАЭС в соответствии с требованиями ТР ЕАЭС 045/2017 не отменяет необходимости  исполнения законного требования надзорного органа о приведения в соответствие  с требованиями ГОСТ Р 55971-2014 оформляемых обществом в настоящее время  Паспортов в части внесения в них указанной в предписании информации. 

При таких обстоятельствах, доводы общества подлежат отклонению как основанные  на неверном толковании действующего законодательства. 

Оценив содержание оспариваемого предписания, суд считает, что предписание  является законным, исполнимым, доступным по содержанию для понимания,  направленным на пресечение и устранение выявленных нарушений обязательных  требований в области технического регулирования, в предписании подробно описаны  выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая-либо  неопределенность относительно изложенных в предписании требований отсутствует. 

Предписание на дату составления административного протокола и на момент  рассмотрения дела в суде не было признано недействительным. 

Общество оспорило законность предписания по истечении срока для его  исполнения, обратившись в арбитражный суд только 07.11.2019 (дело № А60-64018/2019),  в то время как требования предписания надлежало исполнить до 15.10.2019. 

Таким образом, требование предписания, выданного административным органом,  не исполнено в установленный срок, что образует объективную сторону правонарушения,  предусмотренного частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной  ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. 

В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике  при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие  вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.  

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в  совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него  имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным  Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена 


административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от  него меры по их соблюдению. 

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ  формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. 

Общество не представило каких-либо доказательств, свидетельствующих о своём  намерении исполнить требование предписания и о том, что ему не представилось это  сделать по объективным, не зависящим от него обстоятельствам, не объяснило причины  невозможности внести в оформляемые Паспорта информацию, указанную в предписании. 

Мнение ПАО «Транснефть» о содержании Паспортов, изложенное в письме от  01.07.2019 (т.3 л. д. 52) не свидетельствует о том, что общество принимало какие-либо  меры для исполнения предписания. 

Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств,  подтверждающих принятие всех необходимых мер по недопущению нарушения и  устранению выявленных нарушений в установленный срок, вина общества является  доказанной. 

Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях общества имеется состав  административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 15  статьи 19.5 КоАП РФ

На дату рассмотрения дела судом срок давности привлечения к ответственности  не истёк (составляет три месяца и исчисляется с 16.10.2019). 

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается  в пренебрежительном отношении общества к требованиям закона, и нормам,  регулирующим порядок управления. 

Судом не установлено в обстоятельствах допущенного обществом правонарушения  какой-либо исключительности для признания деяния малозначительным или назначения  наказания ниже минимального предела санкции вменяемой статьи. 

Общество, заявляя о несоразмерности наказания, предусмотренного данной статьёй  последствиям совершенного правонарушения, не представило какие-либо доказательства  в подтверждение своей позиции. 

Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности  административным органом не допущено. 

О времени составления административного правонарушения общество уведомлено  надлежащим образом, ходатайствовало о составлении протокола в отсутствие своего  представителя, представило возражения на акт проверки и предписание, то есть имело 


возможность высказать свою позицию и защищать себя предусмотренными законом  способами. 

Суд с учетом всех обстоятельств дела, отсутствия смягчающих и отягчающих вину  обстоятельств, усматривает основания для привлечения ПАО «Сургутнефтегаз»  к административной ответственности, с применением административного наказания  в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 15 статьи 19.5  КоАП РФ, что составляет 300 000 рублей. 

Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом  не рассматривается, поскольку по правилам АПК РФ заявление о привлечении  к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается. 

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-мансийского автономного  округа - Югры 

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Привлечь публичное акционерное общество «Сургутнефтегаз»  (ОГРН: 1028600584540, ИНН: 8602060555, дата регистрации 18.09.2002,  место нахождения: 628415, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Сургут,  ул. Григория Кукуевицкого, дом 1 корпус 1) к административной ответственности,  предусмотренной частью 15статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного  штрафа в размере 300 000 рублей. 

Штраф подлежит перечислению по реквизитам: получатель – Управление  федерального казначейства по Свердловской области (УМГУ Росстандарта),  ИНН 6672172548, КПП 668501001, расчетный счет 40101810500000010010  в Уральское ГУ Банка России, лицевой счет № 04621781120, БИК 046577001; ОКТМО  65701000, назначение платежа - 17211607000016000140- денежные взыскания (штрафы),  УИН 17200000000000227047. 

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд  Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня вступления  настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный  срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях. 


Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение,  если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. 

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия  арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд  Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного  документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи. 

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что  в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам,  участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного  суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного  доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. 

По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного  судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со  дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с  уведомлением о вручении или вручены им под расписку. 

Судья О.Г. Чешкова

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр ФГБУ ИАЦ Судебного
департамента
Дата 01.08.2019 5:37:05

Кому выдана Чешкова Ольга Геннадьевна