Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
30 мая 2019 года | Дело № А75-2243/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2019 г.
Решение изготовлено в полном объеме 30 мая 2019 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола заседания секретарем Чудиновой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюбюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Междуреченский агропромышленный колледж" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании решения и предписания,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ФИО1,
при участии представителей:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 12.02.2018, ФИО3, доверенность от 14.05.2019,
от антимонопольного органа: ФИО4, доверенность от 14.11.2018,
установил:
в арбитражный суд поступило заявление бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Междуреченский агропромышленный колледж" (далее - заявитель, учреждение, БУ ПО "МАК") к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 01.11.2018 № 02/МИ-5871 и предписания № 32.
По мнению заявителя, ошибки финансово-экономического отдела, допущенные при формировании стоимости образовательной услуги по подготовке водителей автотранспортных средств категории "В", не привели к её необоснованному увеличению, поскольку ошибки касались не только завышения процента рентабельности и уровня инфляции, что привело к завышению стоимости, но и не принятия ряда расходов, что привело к занижению стоимости. В итоге реальная стоимость услуги превышает размер, установленный учреждением, в связи с чем нарушения в его действиях отсутствуют.
Возражая против удовлетворения требований, антимонопольный орган указал, что обязательным при расчете цены на платную услугу является установленные отраслевым органом уровня рентабельности. При этом, в нарушении требований законодательства, заявитель самостоятельно установил уровень рентабельности для расчета стоимости образовательной программы, что является нарушением Порядка расчета цены на услугу, указанному в Приказе Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО - Югры от 22.03.2011 № 3-нп и пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы. Представителем заявителя представлены дополнительные пояснения и расчет стоимости образовательной услуги с учетом расходов, которые несет учреждение в связи с оказанием услуги, без учета уровня инфляции и уровня рентабельности.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Видами деятельности, выполняемой БУ ПО "МАК" являются:
реализация образовательных программ среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, подготовки специалистов среднего звена;
реализация основных образовательных программ профессионального обучения: профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, переподготовки рабочих, служащих, повышение квалификации рабочих, служащих, в том числе, обучение работодателей и работников по вопросам охраны труда.
В антимонопольный орган поступило обращение гр. ФИО1 на превышение стоимости услуг по обучению вождению категории «В» по сравнению с с платой в иных населенных пунктах ХМАО-Югры и Тюменской области.
Антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг образовательных учреждений по программе подготовки водителей автотранспортных средств категории "В" в границах муниципальных образований и населенных пунктов ХМАО - Югры за 2016 год.
По результатам анализа установлено доминирующее положение БУ ПО "МАК" в границах населенного пункта пгт. Междуреченский.
По запросу антимонопольного органа учреждением представлена информация о стоимости обучения за период с 2015 по 2017 года.
Приказом учреждения от 24.10.2016 № 295-1/од с 25.11.2016 стоимость обучения увеличена на 11% в связи с учетом уровня инфляции по отношению к стоимости данной услуги, установленной на 2015 год (с 36 552 руб. до 40 552 руб.).
Изучив представленные учреждением документы, антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении учреждением приказа Департамента по управлению государственным имуществом ХМАО-Югры от 22.03.2011 № 3-нп "О порядке определения платы за оказание услуг, выполнение работ бюджетными и казенными учреждениями ХМАО–Югры" (далее – Порядок определения платы, Приказ № 3нп) и пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что выразилось в установлении несоизмеримой годовой нормы износа оборудования; необоснованном включении амортизации "Здание гаража на 10 автомобилей" в расчет затрат на оказание платной услуги и необоснованном повышение рентабельности с 5 до 22%.
Приказом Управления от 29.03.2018 № 18 в отношении БУ ПО "МАК" возбуждено дело № 02-06-005/2018 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Решением антимонопольного органа от 01.11.2018 учреждение признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг образовательных учреждений по подготовке водителей автотранспортных средств категории "В" в границах пгт. Междуреченский. Действия БУ ПО "МАК".
В действиях учреждения, выразившихся в расчете стоимости образовательной программы по обучению водителей автотранспортных средств категории "В" с самостоятельно установленным уровнем рентабельности, а также с завышенным уровнем инфляции, признаны нарушающими требования пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения материалов учреждению выдано предписание о проведении расчета размера стоимости образовательной программы по обучению водителей автотранспортных средств категории "В" в соответствии с Порядком определения платы.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, учреждение обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Как указано выше, учреждению вменено нарушение порядка ценообразования, выразившееся в несогласованном установлении уровня рентабельности и уровня инфляции.
Согласно пункту 4 Порядка определения платы платные услуги оказываются учреждением по ценам, целиком покрывающим издержки учреждения на оказание данных услуг. В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.
Учреждение формирует и утверждает перечень платных услуг по согласованию с исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в ведении которого оно находится (далее - отраслевой орган) (пункт 6 Порядка).
В силу пунктов 7 и 8 Приказа № 3-нп учреждение утверждает цены на платные услуги. Стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных затрат материальных и трудовых ресурсов (далее - затраты).
Порядок определения стоимости (цены) услуги, применимые затраты определны в пунктах 10-23 Порядка определения платы.
Так, цена формируется на основе себестоимости оказания платной услуги, с учетом спроса на платную услугу, требований к качеству платной услуги в соответствии с показателями государственного задания (при его наличии), с учетом положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых актов по определению расчетно-нормативных затрат на оказание платной услуги и, в случае установления отраслевым органом размера рентабельности, включает в себя этот показатель.
Затраты учреждения делятся на затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания платной услуги.
К затратам, непосредственно связанным с оказанием платной услуги, относятся:
затраты на персонал, непосредственно участвующий в процессе оказания платной услуги (основной персонал);
материальные запасы, полностью потребляемые в процессе оказания платной услуги;
затраты (амортизация) оборудования, используемого в процессе оказания платной услуги;
прочие расходы, отражающие специфику оказания платной услуги.
К затратам, необходимым для обеспечения деятельности учреждения в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - накладные затраты), относятся:
затраты на персонал учреждения, не участвующий непосредственно в процессе оказания платной услуги (далее - административно-управленческий персонал);
хозяйственные расходы - приобретение материальных запасов, оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, обслуживание, ремонт объектов (далее - затраты общехозяйственного назначения);
затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи;
затраты (амортизация) зданий, сооружений и других основных фондов, непосредственно не связанные с оказанием платной услуги.
Затраты на приобретение материальных запасов и услуг, полностью потребляемых в процессе оказания платной услуги, включают в себя (в зависимости от отраслевой специфики):
затраты на приобретение расходных материалов для оргтехники;
затраты на другие материальные запасы.
Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги, определяется исходя из балансовой стоимости оборудования, годовой нормы его износа и времени работы оборудования в процессе оказания платной услуги, в соответствии с 25 главой Налогового кодекса Российской Федерации.
Количество единиц времени, необходимое для оказания платной услуги, объем потребления материальных запасов, время работы оборудования в процессе оказания платной услуги устанавливаются соответствующими отраслевыми органами.
Объем накладных затрат относится на стоимость платной услуги пропорционально затратам на оплату труда и начислениям на выплаты по оплате труда основного персонала, непосредственно участвующего в процессе оказания платной услуги:
З = к x Зоп, где
н н
к - коэффициент накладных затрат, отражающий нагрузку на единицу
н
оплаты труда основного персонала учреждения. Данный коэффициент
рассчитывается на основании отчетных данных за предшествующий период и
прогнозируемых изменений в плановом периоде:
Зауп + Зохн + Аохн
к = ------------------, где:
н SUM Зоп
Зауп - фактические затраты на административно-управленческий персонал за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности административно-управленческого персонала и прогнозируемый рост заработной платы;
Зохн - фактические затраты общехозяйственного назначения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемый инфляционный рост цен, и прогнозируемые затраты на уплату налогов (кроме налогов на фонд оплаты труда), пошлины и иные обязательные платежи с учетом изменения налогового законодательства;
Аохн - прогноз суммы начисленной амортизации имущества общехозяйственного назначения в плановом периоде;
Зоп - фактические затраты на весь основной персонал учреждения за предшествующий период, скорректированные на прогнозируемое изменение численности основного персонала и прогнозируемый рост заработной платы.
Затраты на административно-управленческий персонал включают в себя:
затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда административно-управленческого персонала;
нормативные затраты на командировки административно-управленческого персонала;
затраты по повышению квалификации основного и административно-управленческого персонала.
Расчет цены на оказание платной услуги:
Наименование статей затрат | Сумма (руб.) | |
1. | Затраты на оплату труда основного персонала | |
2. | Затраты материальных запасов | |
3. | Сумма начисленной амортизации оборудования, используемого при оказании платной услуги | |
4. | Накладные затраты, относимые на платную услугу | |
5 | Рентабельность <*> | |
6. | Итого затрат | |
7. | Цена на платную услугу |
<*> - размер рентабельности определяется отраслевым органом с учетом направления расходования средств, полученных от оказания платной услуги.
Учреждением в ходе проведения антимонопольным органом проверки представлялся произведенный перерасчет стоимости образовательной услуги (т.2 л.д.24), в соответствии с которым размер платы с учетом расходов, установленных Порядком определения платы, а также уровня рентабельности в размере 5,4%, составил 42 083 руб. 56 коп.
В число ранее не учтенных затрат были включены запчасти к автотранспорту, масла, автомобили
Антимонопольным органом не дана оценка данному расчету, не предложено представить расчет стоимости в соответствии с Порядком определения платы, т.е. с учетом показателей всех затрат, определенных Порядком, что привело к принятию неправильного и необоснованного решения.
В ходе судебного разбирательства в соответствии с определением суда учреждением представлен расчет стоимости платной услуги с учетом затрат на оказание данной услуги, в который были включены следующие определенные Приказом № 3-нп расходы (затраты):
*на материальные запасы:
- бланки строгой отчетности,
- полиграфические продукция,
- запасные части к автотехнике,
- горюче-смазочные материалы,
- запасные части к оргтехнике,
- канцелярские товары;
*амортизация оборудования:
- здание учебно-производственного корпуса на 264,
- автомобили Лада (1 шт.), Рено (3 шт.),
- принтер,
- компьютер в сборе,
- автотренажер,
*накладные затраты:
- прогноз затрат на административно-управленческий персонал,
- прогноз затрат общехозяйственного назначения,
- прогноз суммарного фонда оплаты труда основного персонала,
- коэффициент накладных затрат (%),
- затраты на основной персонал, участвующий в предоставлении платных услуг.
Рентабельность при расчете не учитывалась.
Итоговая цена определена в размере 41 802 руб. 04 коп (т.3 л.д.89-96).
Арбитражный суд, проверив представленный расчет, приходит к заключению о его соответствии положениям Порядка определения платы, поскольку все указанные в расчете затраты (расходы) полностью соответствуют затратам (расходам), перечисленным в названном Порядке.
Возражение Управления ФАС о необоснованности учета в составе расходов затрат на административно-управленческий персонал (директор, юрисконсульт, бухгалтер, экономист) суд отклоняет, поскольку таковые учитываются исключительно для определения коэффициента накладных затрат, что также соответствует Приказу № 3-нп.
Также суд отклоняет как необоснованный довод антимонопольного органа о необходимости исключения из состава затрат амортизацию, начисленную по зданию учебно-производственного корпуса, поскольку, во-первых, в здании проходят занятии по обучению, во-вторых, при расчете затрат на амортизацию учтено количество часов работы оборудования в процессе оказания платной услуги (134 часа).
Отклоняется судом и возражение антимонопольного органа о неподтверждении и неразъяснении учреждением таких статей расходов, как изготовление статей и их размещение на сайте, объявления в СМИ, покупка шлагбаума. Во-первых, антимонопольный орган должен был определить размер стоимости обучения с учетом затрат, перечисленных в Приказе № 3-нп при рассмотрении материалов проверки, а также при рассмотрении возражений заявителя, поданных в антимонопольный орган в ходе проверки, во-вторых, представителем заявителя в судебном заседании даны подробные пояснения о размещении в качестве рекламы статей и объявлений об оказываемой услуге и включении в состав расходов шлагбаума, установленного на въезде на автодром автошколы.
Оценив в совокупности представленные доказательства, арбитражный суд приходит к заключению, что несмотря на обоснованный вывод антимонопольного органа о незаконном включении в стоимость оказываемой платной услуги по обучению водителей категории «В» неустановленного отраслевым органом размера рентабельности, данные действия не повлекли нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия не привели и не могли привести к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц (потребителей услуги), поскольку реальная стоимость услуги с учетом затрат, определенных Приказом № 3-нп, превышает стоимость услуги, установленную приказом учреждения 24.10.2016 № 295-1/од, в связи с чем оспариваемые решение и вынесенное на его основе предписание подлежат признанию недействительными.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с антимонопольного органа в пользу учреждения.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление удовлетворить.
Решения № 02/МИ-5871 и предписания № 32, вынесенные 01.11.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, признать недействительными.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в пользу бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Междуреченский агропромышленный колледж" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 6000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья А.ФИО5