ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-232/2010 от 17.03.2010 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

24 марта 2010 г.

Дело № А75-232/2010

Резолютивная часть решения объявлена 17 марта 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2010 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания судьей
 Истоминой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре об оспаривании ненормативного акта,

с участием представителей:

от заявителя – Мозохина С.В. по доверенности № 3 от 10.02.2009, Григорьевой Н.Е. по доверенности № 2 от 10.02.2009,

от ответчика – Мазина И.В. по доверенности № 16 от 17.02.2010,

установил:

государственное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» (далее – учреждение, отряд противопожарной службы) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее - Управление Росфиннадзора, контролирующий орган) о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.09.2009 № 50, в обоснование указав, что выводы контролирующего органа о незаконности (неправомерности) выплат сотрудникам из средств межбюджетных трансфертов поощрений за спортивные успехи не соответствуют Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О пожарной безопасности», другим нормативным и локальным правовым актам.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме, представитель ответчика с заявлением не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Выслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Росфиннадзора в соответствии с централизованным заданием Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 13.01.2009 № 43-01-03-25/939 на основании приказа о назначении проверки от 13.07.2009 № 84-П в отношении учреждения проведена проверка расходования межбюджетных трансфертов бюджетами субъектов Российской Федерации, предоставленных в 2008 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007
 № 817.

Проверкой установлено, что в нарушение пункта 2 Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007
 № 817, заявителем незаконно (неправомерно) производились выплаты из средств межбюджетных трансфертов со статьи 211 «заработная плата» за спортивные успехи в спортивных спартакиадах в сумме 61 766 рублей; в нарушение пункта 3 Положения о поощрении сотрудников грамотами начальника центра, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных происшествий Приволжско-Уральского регионального центра по делам по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.08.2007 № 275, сотрудникам незаконно (неправомерно) производилась выплата единовременного денежного поощрения – награждение почетной грамотой в размере одного месячного денежного содержания каждому сотруднику, в то время как следовало выплачивать 1 000 рублей (сумма нарушений составила 108 119 рублей 16 копеек).

По результатам проверки составлен акт № 69 от 04.08.2009 и начальнику отряда противопожарной службы внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 50 от 22.09.2009 с требованием не допускать в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с вмененным нарушением бюджетного законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании представления недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и положения государственного учреждения «1 Отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре», учреждение является составной частью Государственной противопожарной службы.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1997 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Расходными обязательствами согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817, установлено, что выплата денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы производится за счет межбюджетных трансфертов.

Согласно пункту 11 указанных Правил контроль за целевым использованием субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Из акта проверки № 69 04.08.2009 следует, что Управление Росфиннадзора при проверке не установило нецелевое использование бюджетных средств или превышение учреждением лимита.

В рассматриваемом случае контролирующий орган усматривает нарушение исполнения бюджетного процесса в том, что учреждение из средств межбюджетных трансфертов производило выплаты сотрудникам за спортивные успехи и участие в спортивных спартакиадах, что, по мнению ответчика, не является их непосредственной служебной обязанностью.

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» денежное довольствие сотрудников Государственной противопожарной службы состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Пунктом 8 данной статьи установлено, что в дополнительные выплаты сотрудникам включаются премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; единовременные денежные вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которые могут быть выплачены в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2003
 № 33 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» установлено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года может быть выплачено сотрудникам Государственной противопожарной службы в размере 3 окладов денежного содержания исходя из размеров окладов, установленных на 1 декабря года, за который производится выплата вознаграждения.

При этом руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти разрешено определять в пределах средств, выделенных этим органам на дополнительные выплаты, порядок выплаты сотрудникам, добившимся наиболее высоких показателей по службе, повышенного единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (до 1,5 оклада денежного содержания сверх размера, установленного пунктом 2 настоящего Постановления); разового премирования сотрудников за выполнение особо сложных и важных заданий; оказания дополнительной материальной помощи сотрудникам.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принят приказ от 09.04.2003 № 181, утвердивший Инструкцию о дополнительных выплатах сотрудникам Государственной противопожарной службы, которым определяется порядок и размеры выплат премий за образцовое исполнение служебных обязанностей и разовых премий за выполнение особо сложных и важных задач.

Таким образом, премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и премии за выполнение особо сложных и важных задач, выплачиваемые сотрудникам федеральной противопожарной службы, входят в состав денежного довольствия, а, следовательно, выплата данных сумм за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817, является обоснованной.

Арбитражный суд не соглашается с доводами ответчика о том, что спортивные мероприятия не являются служебной деятельностью противопожарной службы, и, следовательно, высокие показатели в профессиональных спортивных мероприятиях не могут рассматриваться как образцовое исполнение служебных обязанностей.

Контролирующим органом не учтено, что в силу специфики противопожарной службы спортивная физическая подготовка личного состава государственной противопожарной службы является основополагающей для успешного выполнения сотрудниками служебных обязанностей.

Согласно пункту 4.6.12 Положения государственного учреждения «1 Отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» начальник отряда противопожарной службы обязан осуществлять меры по совершенствованию профессионального мастерства личного состава, обеспечению непрерывности профессиональной подготовки, развитию пожарно-спасательного спорта.

Пунктом 5.3 Положения о порядке и условиях применения выплат, премирования, поощрений сотрудников, работников отряда противопожарной службы, утвержденного приказом от 06.02.2006, предусмотрено, что единовременное вознаграждение сотрудникам выплачивается, в том числе: за достижение наивысших показателей в работе, хорошую организацию соревнований профессионального мастерства, спортивные соревнования, призерам соревнований и конкурсов.

Ответчиком не дана оценка и тому обстоятельству, что профессиональная подготовка в подразделениях государственной противопожарной службы была организована учреждением и проведена в соответствии с требованиями Программы подготовки личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 29.12.2003, Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава Федеральной противопожарной службы МЧС России, утвержденным военным экспертом МЧС России Платом П.В. 28.06.20207, Указаний Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 30.01.2008 исх. № 3/29-690 «О направлении критериев оценки подразделений государственной противопожарной службы», а также на основании Положения о проведении спартакиады среди подразделений государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 22.12.2007.

Ссылка представителя Управления Росфиннадзора на то, что выплаты в данном случае должны производиться за счет других источников, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не основана на законе и подлежит отклонению.

Суд полагает необоснованным и ссылку ответчика в оспариваемом акте на Положение о поощрении сотрудников грамотами начальника центра, утвержденного приказом Министерства чрезвычайных происшествий Приволжско-Уральского регионального центра по делам по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.08.2007 № 275, посокльку контролирующим органом не доказано, что данный нормативный правовой акт может быть применен и отнесен к спорным правоотношениям.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что Управлением Росфиннадзора не установлено, что выплаты из средств межбюджетных трансфертов производились с превышением пределов ассигнований либо с нарушением целевого назначения, заявленные требования подлежат удовлетворению с отнесением на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 15, 67, 68, 71, 167-171, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 22.09.2009 № 50.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в пользу государственного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре»судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решений, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа- Югры.

Судья Истомина Л.С.