ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2338/20 от 21.05.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 мая 2020 года

Дело № А75-2338/2020

Резолютивная часть решения объявлена 21 мая  2020 г.

Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола  заседания секретарем Чудиновой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании постановления,

при участии представителя антимонопольного органа ФИО1, доверенность от 09.01.2020,

у с т а н о в и л:

в арбитражный суд поступило заявление Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям" (далее - заявитель, учреждение) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 28.01.2020 № 086/04/7.32-84/2020.

В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва.

Заслушав представителя антимонопольного органа и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.

06.06.2019 между учреждением (заказчик) и ФИО2 (поставщик, далее - третье лицо) заключен гражданско-правовой договор № 18 на оказание услуг по уборке помещений и территории учреждения.

В связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту заказчик 27.08.2019 принял решение об одностороннем отказе от исполнения  контракта. Решение заказчика было опубликовано в единой информационной системе (далее - ЕИС) 28.08.2019 и направлено  поставщику 27.08.2019  посредством электронной почты и заказным письмом (РПО 62842534911670), которое заказчиком не получено.

Согласно журналу событий 07.10.2019 в 15 час.43 мин. (мск+2) заказчик в ЕИС перевел статус контракта на статус "Исполнение прекращено", реестровая запись 2861702025919000021.

Вместе с тем, как полагает антимонопольный орган, согласно данным официального сайта Почты России решение об одностороннем отказе от исполнения контракта учреждением не получено, следовательно, датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика в ЕИС, т.е. 28.09.2019.

Посчитав, что заказчик неправомерно сократил десятидневный срок, предназначенный для устранения нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Ханты-Мансийское УФАС составило в отношении учреждения протокол
об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением от 28.01.2020 по делу № 086/04/7.32-84/2020 заказчик привлечен
к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (том 1 л.д.27-35).

Полагая, что постановление не соответствует действующему законодательству
и нарушает права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось
в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа
о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения
к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации
об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение порядка расторжения контракта
в случае одностороннего отказа от исполнения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии
с гражданским законодательством.

В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика
об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи
и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований названной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе
от исполнения контракта.

Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.

При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
в единой информационной системе.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рассматриваемом случае датой надлежащего уведомления поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать 28.09.2019. (тридцать дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе
от исполнения контракта в ЕИС), соответственно, решение об одностороннем отказе
от исполнения контракта вступило в силу 09.10.2019.

Как указано в тексте оспариваемого постановления, административный орган пришел к выводу о нарушении администрацией порядка расторжения контракта
в случае одностороннего отказа от исполнения контракта на том основании, что заказчик разметил в ЕИС информацию о расторжении контракта 07.10.2019, переведя статус контракта в ЕИС на статус «исполнение прекращено» реестровая запись
№ 2861702025919000021.

Учреждение, оспаривая постановление, не отрицает наличие в своих действиях состава административного правонарушения, но просит учесть, что учреждение предпринимало все возможные меры для того, чтобы исполнитель приступил к выполнению контракта в течение трех месяцев, но ФИО2 не приступил к выполнению обязательств, что повлекло  для заказчика  угрозу нарушения санитарно-эпидемиологического состояния на объектах оказания социальных услуг детям и семьям с детьми. Кроме того, ФИО2 уже включен в реестр недобросовестных поставщиков. Совершенное деяние, хотя формально и содержит состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям. Считает штраф в размере 200 000 руб., при цене контракта 392 196 руб.02 коп. явно несоразмерным.

Арбитражный суд полагает, что приведенные обстоятельства не свидетельствует
об отсутствии в действиях учреждения состава административного правонарушения, поскольку информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения должна быть должна быть включена заказчиком в реестр контрактов, содержащийся
в ЕИС, в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе. 

 Из материалов дела следует, что неверно рассчитанные дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения контракта указаны заказчиком в карточке контракта в реестре контрактов, содержащемся в ЕИС.

Информация о расторжении контракта размещена заказчиком в реестре контрактов, содержащемся в ЕИС, 07.10.2019 контракт переведен в статус «исполнение прекращено».

Таким образом, требования статьи 95 Закона о контрактной системе администрацией
не соблюдены - заказчиком совершены действия, нарушающие процедуру расторжения контракта в одностороннем порядке, в связи с чем административный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях учреждения  события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, арбитражный суд приходит к выводу о наличии оснований для квалификации допущенного администрацией правонарушения в качестве малозначительного.

Так, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из содержания указанной статьи, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только
в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Оценивая характер совершенного заявителем административного правонарушения, суд учитывает, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при расторжении контракта.

В рассматриваемой ситуации суд не усматривает пренебрежительного поведения учреждения к требованиям Закона о контрактной системе при расторжении контракта, преждевременное размещение информации о расторжении контракта в ЕИС являлось следствием добросовестного заблуждения должностного лица и допущенное нарушение не носит существенного и систематического характера.  

В судебном заседании установлено, что поставщик не предпринял меры
по исполнению контракта как после его подписания, так и в течение десятидневного срока с даты надлежащего его уведомления о принятом решении об одностороннем отказе
от исполнения контракта, в связи с чем отсутствовали основания, предусмотренные частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, для отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, нарушение порядка расторжения контракта не нарушило прав ФИО2

Кроме того в материалах дела не имеется доказательств наступления негативных последствий и нарушения прав других участников закупки, поскольку сведения
о ФИО2 уже были  включены в реестр недобросовестных поставщиков ранее.

Учреждение  является  социально значимым объектом, основными видами которого является социальное обслуживание детей, семей с детьми, семей с детьми, находящимся в социально-опасном положении, граждан, пребывающих в трудной жизненной ситуации. Учреждение оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, а также осуществляет социальное сопровождение граждан в соответствии с положениями Федерального закона от 28.11.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ". Источником финансирования учреждения являются ассигнования из бюджета ХМАО - Югры за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, при этом внебюджетные средства, приносящие доход от деятельности учреждения, отсутствуют. Таким образом, применение даже минимального штрафа (с учетом положений части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) нарушит принципы справедливости и из меры административного воздействия превратится в институт подавления, что не соответствует целям и задачам административного наказания. 

Данные обстоятельства указывают на возможность освобождения учреждения
от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения.

Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях правонарушитель освобождается
от административной ответственности, к нему применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие
на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

освободить бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» от административной ответственности, признав совершенное правонарушение малозначительным.

Признать постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о привлечении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский районный центр социальной помощи семье и детям» к административной ответственности от 28.01.2020 № 086/04/7.32-84/2020 к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконным и отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

            Судья                                                                                          А.Н.Дроздов