ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2346/2022 от 04.04.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

11 апреля 2022 года

Дело № А75-2346/2022

Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола судебного  заседания секретарем Зариповой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" к Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуре об оспаривании представления,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ФИО1, прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

при участии:

от заявителя: ФИО2, доверенность от 20.10.2021, ФИО3, доверенность от 27.12.2021 (до перерыва),

от Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуры: ФИО4, доверенность от 05.03.2022,

от прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: ФИО5, доверенность от 10.01.2021,

ФИО1, личность установлена по паспорту (до перерыва),

установил:

в арбитражный суд поступило заявление акционерного общества "Югорская территориальная энергетическая компания - Региональные сети" (далее - заявитель, общество) к Ханты-Мансийской межрайонной прокуратуре (далее - прокуратура) об оспаривании представления от 30.12.2021 № 07-03-2021.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,  ФИО1

Заявленные требования мотивированы тем, что правовые основания для повторного технологического присоединения гаражного бокса, принадлежащего ФИО1, отсутствуют. По мнению заявителя, технологическое присоединение осуществляется по принципу однократности, следовательно, в действиях заявителя, выразившихся в отказе от технологического присоединения, нарушение действующего законодательства, отсутствует. В судебном заседании доводы отзыва поддержаны представителем в полном объеме. 

Межрайонной прокуратурой и прокуратурой ХМАО-Югры в отзывах указано на отсутствие оснований для удовлетворения заявления, обоснованности требований прокурора о необходимости технологического присоединении гаражного бокса, принадлежащего гр. ФИО1 к сетям общества.

ФИО1 представлен отзыв на заявление, в котором изложены фактические обстоятельства по делу (т.1 л.д.90-94).

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.

Гаражный бокс № 10 расположен в гаражно-строительном кооперативе «Победа-1», расположенном по ул. Приозерная в с.п. Горноправдинск Ханты-Мансийского района.

Гр. ФИО1 является собственником данного гаражного бокса с 21.08.2020 (т.1 л.д.71-72).

02.06.2021 ФИО1 подано заявление о выходе из состава членов гаражного кооператива «Победа-1», которое было удовлетворено.

09.09.2021 ФИО1 подана заявка № 7228 на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно на технологическое присоединение гаражного бокса № 10 (т.2 л.д.3-5).

12.10.2021 общество письмом № 01-04/8181 отказало ФИО1 в заключении договора технологического присоединения к электрическим сетям, указав, что ранее гаражный бокс № 10, являясь частью объекта капитального строительства (блоком) в составе гаражного кооператива «Победа-1» был подключен к электрическим сетям в соответствии с заявкой ГСК «Победа-1». Поскольку технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер, а принадлежащий потребителю гараж не является отдельно стоящим объектом недвижимости, основания для технологического присоединения отсутствуют.

Считая отказ незаконным, гр. ФИО1 обратился в прокуратуру с жалобой на действия общества, по результатам рассмотрения которой в адрес общества вынесено представление об устранении нарушений закона от 30.12.2021 исх. № 07-03-2021, в соответствии с которым обществу предложено принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, а также недопущению подобных нарушений впредь.

Согласно оспариваемому представлению общество в нарушение статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон       № 35-ФЗ), пунктов 3, 15, 30 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004        № 861 (далее – Правила) надлежащим образом не рассмотрена, с нарушением срока 12.10.2021 заявителю направлен отказ в присоединении гаражного бокса к источнику электроснабжения; до настоящего времени объект не обеспечен электроснабжением (т.1 л.д.24-26).

Не согласившись с представлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии со статьёй 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьёй 15 Конституции Российской Федерации определено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

Согласно статье 1Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.

Согласно статье 21 Закона о прокуратуре предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В силу статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно статье 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии со статьёй 26 Закона № 35-ФЗ Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

Согласно пункту 2 Правил их действие распространяется на случаи:

присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств;

присоединения ранее присоединенных энергопринимающих устройств, выведенных из эксплуатации (в том числе в целях консервации на срок более 1 года) в порядке, установленном Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2007 г. № 484 "О выводе объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации";

предусмотренные пунктом 41 настоящих Правил.

В силу пункта 2(2) действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.

В силу пункта 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) настоящих Правил.

Согласно пункту 8(4) Правил в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, находящихся в нежилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах и иных объектах капитального строительства, заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию, к объектам электросетевого хозяйства которой присоединен соответствующий многоквартирный дом или иной объект капитального строительства, собственником такого нежилого помещения или лицом, обладающим иным законным правом на нежилое помещение и имеющим право распоряжения нежилым помещением.

Пунктом 15 Правил определено, что в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и подписанные технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30 (4) настоящих Правил.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14  настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В соответствии с пунктом 28 Правил критериями наличия технической возможности технологического присоединения являются:

а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций, а также неухудшение условий работы объектов электроэнергетики, ранее присоединенных к объектам электросетевого хозяйства;

б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение;

в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя;

г) обеспечение в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя допустимых параметров электроэнергетического режима энергосистемы, в том числе с учетом нормативных возмущений, определяемых в соответствии с методическими указаниями по устойчивости энергосистем, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в топливно-энергетическом комплексе.

В силу пункта 29 Правил в случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует.

Согласно пункту 30 Правил в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.

Общество в обоснование своей позиции указывает, что ГСК «Победа-1» в соответствии с договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 26.02.2015 № 5239-пр/15 подключено к электрическим сетям, что подтверждается актом о технологическом присоединении (I этап: 54 гаража) (т.1 л.д.30-40). Поскольку гаражный бокс № 10 был поименован в заявке на технологическое присоединение, постольку основания для самостоятельного технологического присоединения данного гаражного бокса отсутствуют.

По мнению заявителя, подключение гаражного бокса должно происходить путем подачи заявки о технологическом присоединении в адрес ГСК «Победа-1».

Признавая данные доводы общества необоснованными, суд принимает во внимание следующее.

Согласно заявке АО «Газпром энергосбыт Тюмень» на введение ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) от 05.03.2019 № 07/0001089469/2-ЗО ГСК «Победа-1» подлежало полному отключению от режима потребления электрической энергии с 11.03.2019 (т.1 л.д.41-42).

В соответствии с актом от 11.03.2019 в отношении потребителя ГСК «Победа-1» введено полное ограничение режима потребления электрической энергии (т.1 л.д.43).

До настоящего времени в отношении ГСК «Победа-1» режим потребления электрической энергии не восстановлен.

Гр. ФИО1 является собственником гаражного бокса № 10, являющегося частью единого капитального строения – гаражных боксов. При этом ФИО1 не является членом ГСК «Победа-1».

Согласно представленному прокуратурой акту обследования № 290322 от 29.03.2022, составленному муниципальным предприятием «Комплекс-Плюс» в соответствии с требованием прокуратуры о проведении обследования от 28.03.2022, гаражный бокс № 10 расположен на территории ГСК «Победа-1» ул. Приозерная, 1 с.п. Горноправдинск, тип: нежилое, объект капитального строительства (т.1 л.д.55-63).

На территории ГСК «Победа-1» установлена трансформаторная подстанция № 9, от которой проложен воздушный электрический кабель по электрическим опорам в сторону гаражных боксов, далее кабель уложен в гофрированную трубу и проходит по внешней стене гаражных боксов.

По внешней стене гаражного бокса № 10 также проходит электрический кабель, установлен железный щит, в котором расположен электрический счетчик, от электрического счетчика идет разводка в гараж № 10 и в сторону электрического кабеля. Предполагаемое место соединение от счетчика с кабелем находится в закрытой распределительной коробке. Вместе с тем, при открытии распределительной коробки установлено, что основной кабель цел, повреждений не имеет, подсоединения к кабелю гаражного бокса № 10 отсутствует.

Суд признает представленный прокуратурой акт обследования доказательством, соответствующим требованиям статей 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, гаражный бокс № 10 не был подключен к сети электроснабжения, несмотря на прокладку кабеля, однако возможность получения электрической энергии по электрической сети ГСК «Победа-1» у гр. ФИО1 отсутствует в связи с длительным отключением ГСК «Победа-1» от электрической энергии.

Поскольку опосредованное (с использованием сети ГСК «Победа-1») присоединение гаражного бокса № 10 является невозможным, общество на основании пункта 30 Правил должно было разработать индивидуальный проект технологического подключения.

Вопреки доводу общества, технологическое подключение гаражного бокса № 10 ранее не происходило, а его упоминание в заявке на технологическое подключение ГСК «Победа-1», поданное в 2015 году, не следует рассматривать как подключение самого гаражного бокса, поскольку заявка в 2015 году подавалась именно кооперативом, гаражный бокс фактически к сети не был подключен.

Таким образом, обращение гр. ФИО1 о технологическом присоединении принадлежащего ему гаражного бокса с учетом всех установленных судом фактических обстоятельств является самостоятельным, впервые совершенным действием, которое не может быть расценено как повторное технологическое присоединение к сети общества.

С учетом приведенных в настоящем решении фактических обстоятельств, положений действующего законодательства, суд считает заявление общества не подлежащим удовлетворению.

Принятые по делу обеспечительные меры подлежат отмене после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать.

Принятые по делу обеспечительные меры отменить.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после принятия решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья                                                                                                Дроздов А.Н.