ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2366/2018 от 15.05.2018 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

22 мая 2018 года

Дело № А75-2366/2018

Резолютивная часть решения оглашена 15 мая 2018 г.

Решение изготовлено в полном объеме 22 мая 2018 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Дроздова А.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарем Суриковой А.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" к Управлению МВД России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:

Управление ГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре,

при участии:

от заявителя: ФИО1 по доверенности от 28.10.2016 (до перерыва), ФИО2 по доверенности от 15.03.2018, ФИО3 по доверенности от 29.05.2017 (после перерыва),

от Управления МВД России по ХМАО-Югре: ФИО4 по доверенности от 01.12.2017 № 1, ФИО5 по доверенности от 04.05.2018 № 32 (до перерыва),

у с т а н о в и л:

открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к УМВД России по г. Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании отказа, изложенного в заявлении от 16.11.2017, в изменении в регистрационных данных транспортного средства UAZ Patriot, государственный регистрационный знак <***> в связи с производственной заменой рамы, кузова и обязать произвести изменения.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление ГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

В судебном заседании, назначенном на 14.05.2018, судом объявлялся перерыв до 15.05.2018. После перерыва судебное заседание продолжено.

Заявление мотивировано нарушением прав общества на реализацию его прав собственника в отношении принадлежащих ему вещей – транспортных средств и их деталей. В собственности у общества имеются два транспортных средства, одно из которых подлежало утилизации и было снято с регистрационного учета, а второе после дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП) могло быть восстановлено, для чего были использованы рама и кузов первого транспортного средства, остальные узлы и агрегаты не были заменены. По мнению заявителя Управление не имело законных оснований для отказа во внесении изменений в регистрационные данные второго транспортного средства путем изменения номеров кузова и рамы.

Возражая против требований общества, заинтересованное лицо сослалось на отсутствие законодательно установленной возможности внесения изменений в регистрационные данные второго автомобиля, поскольку общество использовало данные (VIN) рамы и кузова автомобиля, снятого с учета, следовательно, данные номерные конструкции не могли быть использованы. По мнению Управления, обществу необходимо восстановить (поставить на учет) ранее снятый первый автомобиль и на него оформить получившийся после ремонта автомобиль.

Третьим лицом полностью поддержана позиция Управления по существу спора.

Выслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

В собственности общества имелся автомобиль УАЗ Патриот государственный регистрационный знак <***> (далее по тексту также - первый автомобиль), который снят с регистрационного учета для утилизации 08.04.2017 (л.д.15-17).

Согласно акту разборки (демонтажа, ликвидации) списанного с баланса объекта основных средств от 07.04.2017, после разборки автомобиля были поставлены на учет следующие материальные ценности (среди прочего): рама в сборе 3163-2801010, кузов 3163-00 (л.д.20-21, 24-25).

Согласно акту разборки транспортного средства, утвержденного к списанию, от 07.04.2017 кузов 3163-00 и рама в сборе 3163-2801010 пригодны к эксплуатации (л.д.23).

Также в собственности у общества имеется автомобиль УАЗ Патриот государственный регистрационный знак <***> (далее по тексту также – второй автомобиль) (л.д.18-19).

В результате ДТП на втором автомобиле подлежали замене рама и кузов автомобиля, что следует из справки об участии в ДТП от 14.03.2017 и ведомости дефектов № 185852936 от 01.07.2017, которые были поставлены с первого автомобиля, что подтверждается производственным отчетом от 17.07.2017 (л.д.26-31).

После проведения ремонтных работ с заменой рамы и кузова общество обратилось с заявлением о внесении изменений в регистрационные сведения о транспортном средстве, где указало в графах, подлежащих заполнению путем указания номеров кузова и рамы, номера VIN замененных рамы и кузова, т.е. с первого автомобиля.

При проверке транспортного средства сотрудниками ГИБДД Управления во внесении изменений в регистрационные сведения о транспортном средстве было отказано со ссылкой на пункт 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 № 605 (далее – Административный регламент), что выразилось в обнаружении признаков изменения идентификационных номеров узлов и агрегатов, идентифицирующих транспортное средство (л.д.14).

Считая отказ в совершении регистрационных действий незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьёй 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Пунктом 4 этого же Постановления установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила регистрации).

Согласно пункту 2 Правил регистрации, регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.

Основания для запрета в регистрации транспортных средств и не проведения регистрационных действий перечислены в пункте 3 Правил регистрации, абзац пятый которого, указывает на обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.

Аналогичные обстоятельства приведены и в качестве основания для отказа в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства приведены в пункте 24 Административного регламента.

Согласно пункту 4 Правил регистрации собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке изменить регистрационные данные в течение 10 суток после замены номерных агрегатов.

В силу пункта 5 Правил регистрации собственники обязаны прекратить регистрацию транспортного средства (снять транспортные средства с регистрационного учета) в подразделении Госавтоинспекции после его утилизации. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства.

Согласно пункту 6 правил регистрации изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктом 8 определено, что регистрация транспортных средств, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации.

Не производится восстановление регистрации утилизированных транспортных средств (пункт 13 Правил регистрации).

Действующим законодательством не введен запрет на замену непригодных для эксплуатации узлов и агрегатов как на новые, так и на бывшие в употреблении. Напротив, приведенные положения законодательства свидетельствуют о возможности проведения замены на транспортном средстве номерных узлов и агрегатов, при этом в таком случае возникает необходимость внесения соответствующих изменений в части замененных номерных узлов в регистрационные документы.

Запрет на совершение регистрационных действий установлен в случае обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя) идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) (пункт 24 Административного регламента и пункт 3 Правил регистрации).

При этом указанные нормативные правовые акты содержат исключение в виде возможности совершения регистрационных действий, если это касается транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.

Фактически запрет на совершение регистрационных действий связан с установлением фактов совершения умышленных противоправных действий, направленных на изменение сведений о номерах узлов и агрегатов, идентификационных номеров транспортных средств.

Заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что обществом совершены умышленные противоправные действия, направленные на изменение сведений о номерах узлов и агрегатов, идентификационных номеров транспортных средств.

Использование в ремонте рамы и кузова с транспортного средства, которое было утилизировано, т.е. прекратило своё существование как единая сложная вещь, не влечет нарушение требований к регистрации и идентификации транспортного средства, поскольку одновременно с внесением сведений о новом номере (идентификационном номере) узла сведения о номерах прежних (замененных) узлов удаляются, т.е. не происходит двойного учета одних и тех же узлов и агрегатов, а также «легализации» не введенных в установленном законом порядке в гражданский оборот или полученных преступным путем узлов и агрегатов.

Довод заинтересованного лица о невозможности регистрации изменений в связи с привязкой замененных рамы и кузова к первому автомобилю подлежит отклонению, поскольку данный автомобиль прекратил существование как объект гражданских прав (снят с регистрационного учета и фактически утилизирован). Использование же оставшихся после разбора данного автомобиля и годных к эксплуатации частей для замены на иных автомобилях законодательно не запрещено и является правом собственника транспортного средства.

Таким образом, у Управления отсутствовали предусмотренные законодательно основания для отказа обществу в совершении регистрационных действий по внесению изменений в части данных о кузове и раме, замена которых произведена в результате ремонта после дорожно-транспортного происшествия.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2015 по делу № А49-11644/2014.

В виду отсутствия иных оснований для отказа в совершении регистрационных действий восстановление нарушенного права общества возможно путем регистрации соответствующих изменений регистрирующим органом.

Принимая во внимание изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению с отнесением на Управление судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

отказ отдела ГИБДД Управления МВД России по г. Сургуту по совершению регистрационных действий, связанных с внесением изменений в сведения о транспортном средстве UAZ Patriot, регистрационный знак <***>, в связи с изменением конструкции, от 16.11.2017 незаконным.

Обязать отдел ГИБДД Управления МВД России по г. Сургуту устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества.

Взыскать с Управления МВД России по г. Сургуту в пользу открытого акционерного общества "Сургутнефтегаз" судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 3000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в течение одного месяца в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья А.Н. Дроздов