ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2423/2021 от 08.04.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

09 апреля 2021 г.

Дело № А75-2423/2021

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 09 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём Фархутдиновой А.Т., рассмотрев в предварительном судебном заседании дело по исковому заявлению Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Югра Регион Сервис» (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, дом 101, ОГРН: 1158617008505, ИНН: 8601055947, КПП: 860101001) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии представителей:

от заявителя – Слинкин Д.А.  по доверенности №21 от 21.10.2019,

от лица, привлекаемого к административной ответственности – Кондинкин А.А. по паспорту,

установил:

Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры (далее - заявитель, Служба) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Югра Регион Сервис»
(далее - ООО «Югра Регион Сервис», общество, лицо, привлекаемое к административной ответственности) к административной ответственности по ч. 6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, явку представителей в суд обеспечили, общество представило отзыв на заявление.

Представитель административного органа в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ООО «Югра Регион Сервис» с заявленными требованиями не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление, ссылается на отсутствие указанных в предписании работ в сметной документации и, соответственно финансирования на их выполнение.

Заслушав представителей Службы и общества, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, ООО «Югра Регион Сервис» является лицом, осуществляющим деятельность по строительству объекта капитального строительства: «Образовательно-культурный комплекс в с. Теги, Березовского района» расположенного по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Березовский район, п. Теги, ул.Таежная, 18А.

На основании приказа от 11.01.2021 № 01-09-СН Службой проведена внеплановая выездная проверка исполнения предписания от 09.10.2020 № 076-01-09, выданного Обществу со сроком устранения нарушений до 10.01.2021.

Результаты проверки отражены в акте проверки от 14.01.2021 № 13-40-06 (л. д.
22-27).

При проверке исполнения ООО «Югра Регион Сервис» предписания об устранении нарушений Службой установлено следующее:

- поручни пандуса не соответствуют нормативным требованиям. Диаметр более
50 мм, поручень расположенный на высоте 700 мм имеет разрывы по длине (пересекается вертикальными стойками) (пункт 1 предписания);

- площадки на поворотах пандуса имеет размер менее 1,5 м по ходу движения, по факту 1,4 метра (пункт 2 предписания);

- расстояние между поручнями пандуса не соответствует нормативным требованиям (в пределах от 0,9 до 1,0 м). По факту расстояние между поручнями: 1 сход - 1,24 м, 2 и 3 сходы - 0,86 м (пункт 3 предписания);

- в лаборатории химии-биологии (пом. 2.17) на подиуме проломы пола. Требуется восстановление (пункт 4 предписания);

- оконные блоки 2-го этажа в основных помещениях, где могут находиться дети без присмотра взрослых, установлены без применения систем безопасности для предотвращения открывания оконных блоков детьми и предупреждения случайного выпадения детей (пункт 5 предписания);

- в учебных классах, для горячего водоснабжения установлены проточные водонагреватели «thermex», по проекту проточные водонагреватели «ЭВАД» 10-1,6 (пункт 6 предписания).

Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о выполнении работ на объекте
с отклонением от проекта шифр № 229-1159-ОДИ, том 10 - Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов, пункта 5.1.2, 5.2.13, 5.2.15 СП 59.13330.2012, п.п. 5.1.5, 5.2.6, 5.2.6.2 ГОСТ Р 51261-2017, проекта шифр № 229-1159-АР том 3 - Архитектурные решения, лист 16, п. 6.29 СП 118.13330.2012, проекта шифр № 229-1159-ИОС2 том 2-Система водоснабжения листы 3,4.

Таким образом, внеплановой проверкой установлено неисполнение
ООО «Югра Регион Сервис» предписания от 09.10.2020 № 076-01-09 и неустранение отраженных в предписании нарушений в установленный срок до 10.01.2021.

По факту неисполнения в установленный законом срок до 10.01.2021 требований предписания от 09.10.2020 № 076-01-09 должностным лицом административного органа, составлен протокол об административном правонарушении от 11.02.2021 № 07-09.

В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ, статьёй 203 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении
к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность
за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных
на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

Объективная сторона предусматривает невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения в данном случае выступает юридическое лицо, не выполнившее в установленный срок законное предписание.

При рассмотрении указанной категории спора надлежит устанавливать законность выданного предписания и его исполнимость, поскольку к административной ответственности лицо может быть привлечено только за неисполнение законного предписания, соответствующего критерию исполнимости.

Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством
о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексомРоссийской Федерации.

Статьей 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, в том числе при реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно пункту 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре
в Российской Федерации» (далее - Положение) задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора
с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства
о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

В силу пункта 4 Положения предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации; наличия разрешения на строительство; выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии в пунктом 14 Положения установлено, что при выявлении
в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того,
кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены,
а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

В силу части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
по результатам проведённой проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования, которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 6.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.06.2012 № 216-п Служба Жилстройнадзора осуществляет региональный государственный строительный надзор в форме проверок в установленном порядке.

Судом установлено, что предписание выдано уполномоченным органом,
по результатам проверки, проведенной с соблюдением действующего законодательства,
с участием уполномоченного представителя проверяемого лица, содержит необходимые ссылки на обязательные для исполнения нормы законов, подзаконных актов и листов проекта, является законным и обоснованным.

В соответствии с частью 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В пункте 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации разъяснено, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

Из приведенной нормы прямо следует обязанность обеспечивать строительство объекта в соответствии с требованиями проектной документацией.

При этом частью 7 указанной статьи установлено, что отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.

Как усматривается из фактических обстоятельств дела, по результатам проведенной проверки, оформленной актом проверки от 09.10.2020 № 448-01-09 уполномоченным лицом Службы зафиксированы нарушения требований градостроительного законодательства при осуществлении ООО «Югра Регион Сервис» строительства на объекте капитального строительства, а именно, выполнение работ с нарушением требований проекта, а так же требований нормативных актов по обеспечению на объект доступности маломобильных групп населения.

Представитель Общества о проведении проверки извещен надлежащим образом, возражений относительно отраженных в акте результатов не представил.

Таким образом, у Службы имелись основания для выдачи Обществу предписания
об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от
09.10.2020 № 076-01-09, которым установлен срок для его исполнения 10.01.2021.

Реальность срока исполнения предписания не оспаривалась, под сомнение Обществом не ставилась, ходатайства о продлении срока исполнения предписания не заявлялись.

Предписание не оспорено и не отменено в установленном порядке.

Общество в силу вышеперечисленных норм права несет обязанность по осуществлению строительства с соблюдением требований закона.

Доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения Обществом законного предписания административного органа, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств и по объективным, не зависящим от Общества причинам, в материалах дела отсутствуют.

Доводы общества об отсутствии финансирования и отсутствии указанных
в предписании видов работ в сметной документации судом отклоняются, поскольку данные обстоятельства не исключают обязанности лица, осуществляющего строительство, выполнять работы в соответствии с требования проекта, обязательных для исполнения норм и правил.

Вопросы финансирования строительства относятся к сфере гражданско-правовых правоотношений, регулируемых нормами гражданского законодательства и договора подряда.

Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций управления, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу.

Принимая во внимание изложенное, суд находит правильным вывод Службы о том, что действия Общества по неисполнению законного предписания органа государственного строительного надзора образуют событие административного правонарушения, квалифицируемого по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного обстоятельства, исключающие вину, судом не установлены.

Последующее, после истечения срока предписания устранение выявленных нарушений не свидетельствует об отсутствии события правонарушения и может быть учтено судом при назначении наказания.

Нарушений процедуры проверки и составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении, которые могут являться основанием для отказа
в привлечении к административной ответственности в соответствии с пунктом
10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 судом не установлено. Протокол составлен при надлежащем извещении законного представителя Общества.

Срок давности привлечения общества к административной ответственности
по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, составляющий для суда три месяца, исчисляется
с 11.01.2021 и на момент принятия оспариваемого решения указанный срок не истёк.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Обществом правонарушения, как малозначительного с учетом положений п.п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10, суд не усматривает, и какой-либо исключительности рассматриваемого случая с целью применения правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда от 25.02.2014 № 4-П и установления штрафа ниже минимального размера, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Отклонение от проектной документации, нарушение правил пожарной безопасности при выполнении строительных работ может повлечь за собой причинение вреда как имущественным интересам, так и жизни и здоровью граждан, окружающей среде,
что свидетельствует о существенной общественной опасности деяния.

К смягчающим обстоятельствам суд относит устранение выявленных нарушений
к моменту рассмотрения дела в суде.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд установил наличие оснований для привлечения Общества к административной ответственности и полагает возможным установить меру административной ответственности в виде административного штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ в минимальном размере – 50 000 рублей, поскольку данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Требования административного органа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной  государственной пошлиной  не  оплачиваются.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 176, 177, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты0Мансийского автономного округа - Югры,

РЕШИЛ:

привлечь общество с ограниченной ответственностью «Югра Регион Сервис» (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, дом 101, ОГРН: 1158617008505, ИНН: 8601055947, КПП: 860101001) к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ему административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф подлежит перечислению по реквизитам: получатель – Управление федерального казначейства по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Северо-Уральское управление Ростехнадзора, л/с 04871087200), расчетный счет 40101810565770510001 в РКЦ Ханты-Мансийска, г. Ханты-Мансийск, БИК 047162000, ИНН 7202022112, КПП 720301001, КБК 49811601191010005140, ОКТМО 71876000, назначение платежа - административный штраф по решению арбитражного суда по делу № А75-2423/2021.

Квитанция об уплате должна быть представлена в Арбитражный суд
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры не позднее 60 дней со дня  вступления настоящего решения в законную силу. Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи  20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                     О.Г. Чешкова