Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
18 февраля 2020 года | Дело № А75-24365/2019 |
Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2020 года
Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2020 года
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-24365/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Юганскстрой» к Службе жилищного и строительного надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыдаче заключения по заявлению от 30.09.2019, и обязании устранить нарушение прав заявителя путем выдачи заключения, при участии заинтересованного лица - Комнатовой А.А.,
при участии представителей сторон:
от заявителя – Степкин Д.А., доверенность №86АА 2375154 от 15.09.2018,
от ответчика – Слинкин Д.А., доверенность № 21 от 21.10.2019,
от заинтересованного лица – не явились,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Юганскстрой» (далее – заявитель, Общество, ООО «Юганскстрой») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ответчик, Служба)
об обязании представить положительное заключение по заявлению от 30.09.2019.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Комнатова Арина Анатольевна (далее - Комнатова А.А.).
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество уточнило заявленные требования, просит признать незаконным не выдачу заключения на основании поданного заявления по постановлению Правительства Российской Федерации № 480 от 22.04.2019, а также обязать ответчика выдать заключение на основании постановления Правительства Российской Федерации № 480 от 22.04.2019.
Поскольку уточнение заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и обязанности иных лиц, суд принимает к рассмотрению уточненные требования истца (статья 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отзыве на заявление Служба просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, представитель Службы оспорил требования по доводам отзыва.
Заслушав представителей сторон, исследовав доказательства, представленные в материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 30.09.2019 ООО «Юганскстрой» направило в адрес Службы пакет документов для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и количество заключённых договоров долевого участия в строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 214-ФЗ)
по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 года.
К указанном обращению было приложено заявление о готовности проекта строительства, расчет степени готовности, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, заключение ООО «Кадастровый центр» № 66 от 30.09.2019, расчет степени готовности проекта, реестр заключенных договоров по жилым и нежилым помещениям по объекту «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: ХМАО-Югра, г. Нефтеюганск, 11 микрорайон, территория 3» по состоянию на 30.09.2019, проектная декларация на указанный объект, копия бухгалтерского баланса на 30.07.2019, регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства (т.1 л.д. 129-142, т.2 л.д. 1-32)
Считая, что на обращение от 30.09.2019 Службой ответ не дан, Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным невыдачи заключения на основании поданного заявления со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации № 480 от 22.04.2019 «О критериях, определяющих степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.» (далее – Постановление № 480).
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться
в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту
и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия
у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частью 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановлением № 480 утвержден перечень документов, представляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов - эскроу, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.
В соответствии с перечнем, в целях получения заключения Общество должно было направить в адрес Службы следующий пакет документов:
1) заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
2) расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя
из размера фактически понесенных расходов на строительство;
3) расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно
в соответствии с готовностью конструктивных элементов во всех объектах недвижимости, указанных в разрешении на строительство;
4) выписку из Единого государственного реестра недвижимости
о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве;
5) ежеквартальную отчетность застройщика, сформированную не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления, указанного в пункте 1 Перечня;
6) регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства.
Этим же Постановлением № 480 утверждена Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям, определяющим степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г.» (далее – Методика), согласно пунктам 9 и 10 которой подписанное застройщиком заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу (далее - заключение) с указанием расчета степени готовности проекта строительства и документы, подтверждающие соответствие проекта строительства критериям, указанным в пункте 1 Методики, подаются в контролирующий орган на бумажных носителях либо в электронной форме через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства. Заявление о выдаче заключения и документы, подаваемые в контролирующий орган, заверяются подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при ее наличии). В случае их направления через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства подаваемые заявление о выдаче заключения и документы заверяются электронной цифровой подписью указанных лиц.
Согласно пунктам 11-13 Методики подготовка заключения осуществляется контролирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче заключения и документов. При подготовке заключения контролирующий орган вправе получить от застройщика дополнительные документы, необходимые для оценки степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из стоимости выполненных работ, в случае если документы, представленные застройщиком на бумажных носителях и (или) размещенные в единой информационной системе жилищного строительства, не позволяют сделать вывод о правильности осуществленных застройщиком расчетов. В случае запроса контролирующим органом указанных дополнительных документов срок подготовки заключения может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней.
По итогам анализа представленных документов контролирующий орган формирует и направляет застройщику почтовым отправлением или через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства заключение или отказ в выдаче заключения. Заявление застройщика о выдаче заключения и заключение или отказ в выдаче заключения подлежат размещению контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства не позднее 3 рабочих дней со дня принятия контролирующим органом соответствующего решения.
Как следует из материалов дела, Обществом 30.09.2019 направлено в адрес Службы заявление о готовности проекта строительства с приложением необходимых документов: расчет степени готовности рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, выполненный застройщиком; расчет степени готовности проекта, рассчитанный суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство, выполненный специализированной организацией; расчет готовности проекта; выписку из Единого государственного реестра недвижимости; реестр заключенных договоров по состоянию на 30.09.2019; проектная декларация № 86-000188 по состоянию на 22.02.2019; ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления о готовности проекта строительства в составе: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках на 30.06.2019; регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства (обороты по счету 08
за 1 полугодие 2019 года).
Из материалов дела следует, что в нарушение пункта 4 указанного Перечня Обществом к заявлению не была приложена выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве. Более того, заявителем не опровергается информация Службы о том, что по состоянию на 10.10.2019 и по настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве упомянутого многоквартирного дома отсутствовали (т.1 л.д. 35).
Приложенный к заявлению реестр договоров не является документом, подтверждающим наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве в объекте, в отношении которого подаются сведения для получения застройщиком права на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу.
Таким образом, вопреки доводам заявителя, у Службы имелись основания для отказа в выдаче положительного заключения в связи с непредставлением заявителем необходимых документов.
Доводы Общества о том, что в его адрес не было направлено ответа на обращение от 30.09.2019, в том числе об отказе в выдаче заключения, не могут являться основанием для признания оспариваемого бездействия Службы незаконным по следующим основаниям.
23.10.2019 в Службу поступило обращение Общества № 101 (вх. № 27-Вх-6720), согласно которому Общество уведомило Службу об ошибочном направлении документов по заявлению о возможности работы по Постановлению № 480 и просило возвратить поданные документы (т.2 л.д. 34).
Письмом от 25.10.2019 № 27- Исх-7467 Служба возвратило ранее поступившее от застройщика заявление с приложениями к нему (т.2 л.д. 33).
Как уже указывалось ранее, основанием для признания действий (бездействий) незаконными является совокупность обстоятельств, а именно – не только нарушение требований нормативных правовых актов, но и нарушение этими действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не только подача, но и удовлетворение иска, жалобы возможно только в том случае, если это ведет к восстановлению или защите нарушенного права
В рассматриваемом случае Службой действительно в установленный в пунктах 11-13 Методики срок не был дан ответ об отказе в выдаче заключения по обращению Общества от 30.09.2019.
Вместе с тем, права и законные интересы заявителя не могут быть восстановлены при удовлетворении заявленных им требований, поскольку у заявителя отсутствовало право на получение положительного заключения от Службы в силу объективного отсутствия у Общества необходимых для получения такого заключения документов.
Следовательно, прав и законные интересы заявителя в результате ненаправления в его адрес отказа в выдаче заключения не были нарушены Службой и удовлетворение заявленных Обществом требований по настоящему делу не приведет к их восстановлению.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом установленных обстоятельств суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Расходы Общества на оплату государственной пошлины в сумме 3000 руб. в связи с отказа в удовлетворении требований относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина по платежному поручению № 383 от 26.12.2019 в размере
3000 рублей подлежит возврату обществу с ограниченной ответственностью «Юганскстрой» из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления отказать.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Юганскстрой» из федерального бюджета государственную пошлину
в размере 3000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению № 383 от 26.12.2019.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева