ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-24738/19 от 22.06.2020 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

30 июня 2020 г.

Дело № А75-24738/2019

Резолютивная часть решения объявлена 22 июня 2020 г.

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2020 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гавриш С.А., при ведении протокола   секретарем судебного заседания Шавлиной А.Ф., рассмотрев в судебном заседании дело по  иску  индивидуального предпринимателя ФИО1  (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)  к Саморегулируемой организации «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 19.09.2008, место нахождения: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, 
<...>) о признании решения недействительным,

с участием представителей:

от истца – не явились,

от ответчика - ФИО2 по доверенности от 09.01.2020, ФИО3 по доверенности от 09.01.2020.

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1  (далее – истец,
ИП ФИО1) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к Саморегулируемой организации «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» (далее – ответчик) с требованиями:

1) Признать недействительным решение Правления Саморегулируемой организации «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ», отраженном в протоколе № 300 от 28.11.2019, в части исключения ИП ФИО1,  ИНН <***>, ОГРНИП <***>,
г. Нягань, из состава членов СРО «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ»;

2) Восстановить в членстве СРО «СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ ЮГРЫ» ИП ФИО1, ИНН <***>, ОГРНИП <***>, <...> уровень ответственности
в компенсационном фонде возмещения вреда, осуществление строительства
в отношении объектов капительного строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов использования атомной энергии).

Исковые требования мотивированы отсутствием правовых оснований для исключения истца из членов саморегулируемой организации.

Определением суда от 11.02.2020 исковое заявление принято, возбуждено производство по делу.

Определением суда от 18.03.2020  судебное разбирательство назначено на 21.04.2020.

Определением суда от 20.04.2020 дата судебного заседания изменена на 19.06.2020.

Истец в судебное заседание не явился.

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором просит в иске отказать.

Представитель ответчика в судебное заседание явился, поддержал доводы отзыва.

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании, открытом 19.06.2020, был объявлен перерыв до 22.06.2020. Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены путем размещения объявления на официальном сайте Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сети «Интернет».

После окончания перерыва судебное заседание было продолжено в указанное время в том же составе суда, с участием представителя ответчика, без участия представителя истца.

Арбитражный суд, исследовав материалы дела, установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании решения Правления Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (далее по тексту - СРО «Союз строителей Югры») от 05.08.2018 (протокол № 257) ИП ФИО1, ИНН <***>, ОГРН <***>, г. Нягань, принята члены СРО «Союз строителей Югры» (1 уровень ответственности в компенсационном фонде возмещения вреда, осуществление строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов, объектов использования атомной энергии)).

20 марта 2019 года в адрес истца направлено уведомление о проведении выездной проверки, срок проведения проверки: с 22.04.2019 по 26.04.2019, предмет проверки: сведения об организации - члене СРО, соблюдение членом СРО требований стандартов и внутренних документов, условий членства в СРО в соответствии с Положением
«О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».

15 апреля 2019 года в адрес истца от ответчика поступил запрос о предоставлении в срок до 22 апреля 2019 года для проведения проверки соответствующих документов и сведений.

19 апреля 2019 года истец сообщил ответчику о том, что истребование документов необходимо обосновать, поскольку сведения, содержащиеся в документах, отнесены к персональным данным.

29апреля 2019 года истцу поступил акт проверки в отношении ИП ФИО1 от 23.04.2019 года № 040-ВП о выявлении нарушений.

23мая 2019 года № 441 от имени председателя Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» в адрес истца направлено уведомление о проведении 30 мая 2019 года заседания дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры».

                  Согласно решению Дисциплинарной комиссии СРО от 30.05.2019, комиссия, рассмотрев дело № 2083, установила, что ИП ФИО1 допустила нарушение части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2. Положения «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», квалификационного стандарта Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» «Специалист по организации строительства» (Главный инженер проекта)», а именно: отсутствие необходимого по месту основной работы количества специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

                  В связи с тем, что в действиях ИП ФИО1 установлено основание для применения мер дисциплинарной ответственности, в отношении последней Дисциплинарной комиссией СРО 30.05.2019 было принято решение: вынести предписание об обязательном устранении выявленных нарушений в срок, не превышающий 30 дней со дня вынесения настоящего решения; в случае не исполнения предписания в установленный         срок, дело о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении ИП ФИО1 будет рассмотрено на заседании Правления СРО «Союз строителей Югры».

                  30 мая 2019 года истец направил в адрес ответчика уведомление об актуальности ранее представленных при приёме в членство СРО документов о кадровом составе, а также о соблюдении истцом требований части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

                  11 июля 2019 года Дисциплинарная комиссия СРО приняла решение: рекомендовать Правлению СРО «Союз строителей Югры» рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении ИП ФИО1, указав, что представленные ИП ФИО1 в уведомлении об устранении выявленных нарушений (исх. № 27 от 30.05.2019) доводы и заключения не могут быть приняты во внимание, поскольку не подверждают документально соответствие требованиям квалификационного стандарта Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» «Специалист по организации строительства» (Главный инженер проекта)».

11 июля 2019 года состоялось заседание Правления СРО «Союз строителей Югры», на котором была заслушана информация о неисполнении членом СРО – ИП ФИО1 в установленные сроки предписаний об устранении ранее выявленных нарушений и о рекомендациях Дисциплинарной комиссии СРО, утвержденных протоколом от 11.07.2019 № 225.

По результатам заседания Правлением СРО было принято решено приостановить право ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 дней. Также в решении Правления СРО указано, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок, 05.09.2019 на заседании Правления СРО будет рассматриваться вопрос об исключении ИП ФИО1 из членов СРО; ИП ФИО1 предложено принять участие в работе заседания Правления СРО 05.09.2019.

04 сентября 2019 года ИП ФИО1 направила в адрес ответчика уведомление (исх. № 34), в котором указала, что 24 мая 2019 года за исх. № 25 ею были направлены сведения, в которых содержалось документальное подтверждение соблюдения части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части кадрового состава.

Решением Правления СРО от 05 сентября 2019 года приостановка права
ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства была продлена до 17.10.2019. Также в решении Правления СРО от 05.09.2019 указано, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок, 17.10.2019 на заседании Правления СРО будет рассматриваться вопрос  о прекращении членства ИП ФИО1  в СРО; ИП ФИО1 предложено принять участие в работе заседания Правления СРО 17.10.2019..

14 октября 2019 года (исх. № 39) истец направил в адрес ответчика уведомление, в котором указал на отсутствие нарушений части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Решением Правления СРО «Союз строителей Югры»  17.10.2019 срок устранения ИП ФИО1 выявленных недостатков вновь был продлен до 28 ноября 2019 года;  приостановка права  ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства была продлена еще на 30 дней.

Согласно протоколу заседания Правления СРО от 17.10.2019 на момент окончания срока, установленного решением Правления от 05.09.2019 № 315, ИП ФИО1 не предоставила информацию об устранении указанного нарушения; ею были представлены копии документов (заверенные печатью ИП), что не является в полной мере устранением нарушения и уведомления об этом СРО «Союз строителей Югры»; согласно Градостроительному кодексу РФ (ст. 55.6 ч. 2 п. 4) члену СРО необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих соответствие кадрового состава организации (трудовые книжки и трудовые договоры), допускается предоставление нотариально заверенных копий данных документов. Также в решении Правления СРО от 17.10.2019 указано, что в случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок, 28.11.2019 на заседании Правления СРО будет рассматриваться вопрос  о прекращении членства ИП ФИО1  в СРО; ИП ФИО1 предложено принять участие в работе заседания Правления СРО 28.11.2019.

 Письмом от 27 ноября 2019 года (исх. № 83) истец уведомил ответчика о том, что к заседанию Правления, назначенному на 17 октября 2019 года, член СРО представил пакет документов, подтверждающих соблюдение требований части 6 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

28.11.2019 на заседании Правления СРО (протокол № 300) было принято решение  об исключении ИП ФИО1 (ИНН <***>) из состава членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры»  на основании пункта 2 части 2 статьи 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 5.3. положения «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», пункта 4.4.5 положения «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры», в связи с не представлением в СРО в установленные сроки информации, подтверждающей исполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.

О принятом решении ответчик  уведомил истца (уведомление от 29.11.2019
№  1122).

Полагая, что  решение Правления СРО от 28.11.2019 об исключении ИП ФИО1 из состава членов СРО является недействительным, поскольку произведено без законного основания и с нарушением установленного порядка, ИП ФИО1 обратилась в арбитражный  суд с рассматриваемым иском.

В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности
и взаимной связи в их совокупности.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителей ответчика, изучив доводы искового заявления и отзыва на него, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ                       «О саморегулируемых организациях» (далее также – Федеральный закон № 315-ФЗ) любой член саморегулируемой организации  в случае нарушения его прав и законных интересов действиями (бездействием) саморегулируемой организации, ее работников и (или) решениями ее органов управления вправе оспаривать такие действия (бездействие) и (или) решения в судебном порядке.

В силу положений пункта 7 статьи 21.1 Федерального закона № 315-ФЗ
к компетенции коллегиального органа управления относится, в том числе, принятие решения о приеме лица в члены саморегулируемой организации или об исключении из членов саморегулируемой организации по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным
законом, уставом некоммерческой организации.

Согласно пункту 11.1 Устава Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (далее – СРО, Союз) Правление Союза является его постоянно действующим коллегиальным органом управления, которое  избирается из числа индивидуальныхпредпринимателей - членов Союза и представителей юридических лиц - членовСоюза.

Согласно пункту 11.2. Устава  СРО Правление Союза может принять решение об исключении из состава Союза члена, по основаниям, предусмотренным Уставом Союза и внутренними документами Союза, законодательством Российской Федерации

Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Правления,принимаются простым большинством голосов членов Правления, присутствующихна заседании. В случае равенства голосов решающим является голос ПредседателяПравления. Каждый член Правления при голосовании имеет один голос (пункт 11.6 Устава Союза).

Согласно пункту 5.1 Положения о членстве в СРО «Союз строителей Югры» членство в  Союзе может быть прекращено, в том числе в случае исключения из членов СРО по решению Союза.

Союз вправе принять решение об исключении из членов индивидуального предпринимателя или юридического лица, в том числе, в случае не устранения членом Союза выявленных нарушений в срок, установленный в решении о приостановлении права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства (пункт 5.3.  Положения о членстве в СРО «Союз строителей Югры»).

В соответствии с протоколом  заседания Правления СРО «Союз строителей Югшры» от 28.11.2019 № 300 ИП ФИО1 была исключена из состава членов СРО, в  связи с не устранением в установленный срок ранее выявленных нарушений, указанных в решении о приостановлении права ИП ФИО1 осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства

Члены правления проголосовали единогласно.

Решение об исключении   ИП ФИО1 из СРО принято органом, обладающим соответствующими полномочиями – Правлением  СРО (пункт 11.2. Устава СРО «Союз строителей Югры»).

Факт наличия оснований для исключения ИП ФИО1 из состава членов СРО подтверждается материалами дела.

Так, частью 1 статьи 55.13 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» контроль за осуществлением членами саморегулируемой организации предпринимательской или профессиональной деятельности проводится саморегулируемой организацией путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Согласно части 4 статьи 55.13 ГрК РФ саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих членов в соответствии с ежегодным планом проведения проверок членов саморегулируемой организации.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предметом плановой проверки является соблюдение членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. Продолжительность плановой проверки устанавливается постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации.

28.02.2019 Правлением СРО «Союз строителей Югры» (протокол № 279) был утвержден План проведения выездных проверок на 2019 год.

В период с 22.04 2019 по 26.04.2019 в соответствии Планом проведения выездных проверок на 2019 год и на основании приказа первого заместителя Генерального директора СРО ФИО3 от 22.03.2019 в отношении члена СРО ИП ФИО1 была проведена выездная плановая проверка.

Согласно пункту 8.1 Положения «О контроле за деятельностью членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (Приложение № 4) выездная проверка проводится в форме выезда эксперта Отдела контроля на местонахождение члена Союза и (или) место осуществления деятельности члена Союза.

В соответствии с разделом 3 положения «О контроле за деятельностью членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» контроль за деятельностью членов Союза осуществляется специализированным органом Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» Отделом контроля (далее - Отдел контроля), деятельность которого регламентируется нормами законодательства Российской Федерации, положением об Отделе контроля, утвержденным Правлением Союза, иными внутренними документами и Уставом Союза. Персональный состав Отдела контроля утверждает Правление Союза. Лица, участвующие в контрольных мероприятиях должны быть независимы. Они не должны прямо или косвенно быть заинтересованы в результатах контроля.

По результатам выездной проверки экспертом отдела контроля «Союз строителей Югры» был составлен Акт проверки  № 040-ВП от 23 апреля 2019 г. о несоответствии
ИП ФИО1 требованиям стандартов и внутренних документов СРО «Союз строителей Югры», условий членства в СРО «Союз строителей Югры».

29 апреля 2019 г. истец был ознакомлен с вышеуказанным актом.

Доводы истца о недопустимости проведения в отношении него плановой проверки в срок до 20 июля 2019 г. отклоняются судом, исходя из следующего.

Согласно подпункту 6.1.1 пункта 6.1 положения «О контроле за деятельностью членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» при принятии решения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены Союза
в части соблюдения требований к условиям членства в Союзе назначается внеплановая проверка.

При приеме ИП ФИО1 в члены СРО «Союз строителей Югры» такая внеплановая проверка была проведена и по ее результатам составлен Акт проверки
№ 262-СП от 05 июля 2018 г.

В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» плановая проверка проводится не реже одного раза в три года и не чаще одного раза в год.

После проведения в августе 2018 года внеплановой проверки в отношении
ИП ФИО1 (при приеме ее в члены СРО) плановые проверки  до апреля 2019 года
не проводились. Доказательства иного в материалы  дела не представлены.

Таким образом, плановая выездная проверка члена СРО «Союз строителей Югры» ИП ФИО1 в период с 22 по 24 апреля 2019 года проведена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и внутренних документов СРО «Союз строителей Югры», с соблюдением установленной законом периодичности.

Пунктом 5.6 положения «О контроле за деятельностью членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» установлено, что в случае выявления нарушений членом Союза требований, установленных законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о техническом регулировании; стандартов на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденных Национальным объединением саморегулируемых организаций в области строительства; требований к порядку обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации; стандартов саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации, Начальник отдела контроля Союза передает в порядке, определенном нормами внутреннего делопроизводства Союза, акт проверки и материалы проверки в Специализированный орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в течение 3-х рабочих дней с даты составления акта проверки.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного
воздействия рассматривает жалобы надействия членов саморегулируемойорганизации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с пунктом 1.2 Положения «О специализированном органе по рассмотрению дел о применении в отношении членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» мер дисциплинарного воздействия» Специализированным органом Союза по рассмотрению дел о применении в отношении членов Союза мер дисциплинарного воздействия является Дисциплинарная комиссия Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».

Уведомлением (исх. № 441 от 23.05.2019) о проведении заседания Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» до истца было доведена информация о рассмотрении дела о применении мер дисциплинарного воздействия в отношении ИП ФИО1, а также предложено принять участие в работе заседания Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры».

Подпунктом 1 части 4 статьи 10 Федерального закона № 315-ФЗ
«О саморегулируемых организациях» предусмотрено, что орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия в случаях, установленных саморегулируемой организацией, вправе принять решение о применении меры дисциплинарного воздействия - вынесение предписания, обязывающего члена саморегулируемой организации устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений.

Решением Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» от 30 мая 2019 года в соответствии с положением «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» вынесено предписание об обязательном устранении ИП ФИО1 выявленных нарушений требований квалификационного стандарта Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» «Специалист по организации строительства (Главный инженер проекта), а именно: отсутствие необходимого по месту основной работы количества специалистов, сведения о которых включены в национальный реестр специалистов в области строительства, в срок, не превышающий 30 (тридцати) дней со дня вынесения решения Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры».

Также Дисциплинарной комиссией СРО «Союз строителей Югры» указано, что возражения (исх. № 25 от 24.05.2019), представленные ИП ФИО1, не были приняты во внимание, поскольку приведенные доводы и заключения не соответствовали требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону «О саморегулируемых организациях» и внутренним документам СРО «Союз строителей Югры».

В исковом заявлении истец указал, что 24 мая 2019 года направил в адрес председателя Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» уведомление,
в котором, указал об отсутствии оснований для применения мер дисциплинарного воздействия с приложением документов, подтверждающих свои доводы.

Однако, как указывает ответчик, указанное уведомление поступило в СРО «Союз строителей Югры» только с приложением платежного поручения № 69 от 23.04.2019
об оплате членского взноса за 1 квартал 2019 года,  иных подтверждающих документов истец в Дисциплинарную комиссию СРО «Союз строителей Югры» не представил. Бесспорные, надлежащие доказательства иного в материалы дела не представлены.

Таким образом, решение Дисциплинарной комиссии СРО «Союз строителей Югры» от 30 мая 2019 года о применении меры дисциплинарного воздействия в отношении ИП ФИО1 вынесено в соответствии требованиями Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и внутренним документами СРО «Союз строителей Югры».

Кроме того, как указывалось выше, в соответствии с пунктом 9.1 Устава СРО «Союз строителей Югры» Правление является постоянно действующим коллегиальным органом управления Союза.

Пунктом 3.1 Положения «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» установлено, что Органами Союза, уполномоченными принимать решения о применении предусмотренных настоящим Положением мер дисциплинарного воздействия к членам Союза, являются: Дисциплинарная комиссия Союза, Правление Союза, Общее собрание членов Союза.

Согласно подпункту 3.3.1 пункта 3.3 Положения «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» Правление Союза применяет в отношении членов Союза следующие меры дисциплинарного воздействия:

1)приостановление права члену Союза осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства;

2)исключение из членов Союза.

Учитывая вышеизложенное, применение мер дисциплинарного воздействия в виде вынесения предписания об обязательном устранении членом Союза выявленных нарушений и устанавливающего сроки устранения таких нарушений в отношении членов Союза не отнесено к компетенции Правления СРО «Союз строителей Югры».

Согласно протоколу заседания Правления СРО «Союз строителей Югры» от 30 мая 2019 года № 286 мер дисциплинарного воздействия в отношение ИП ФИО1 не применялось, и в повестку дня такой вопрос не включался.

На основании изложенного, доводы истца о ничтожности предписания,  вынесенного решением Правлением СРО «Союз строителей Югры» (протокол № 286
от 30 мая 2019), судом отклоняются.

Доводы истца о том, что исключение его из СРО было проведено без законных на то оснований также судом отклоняются, исходя из следующего.

Частью 2 статьи 52 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции,капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ требования к членам саморегулируемой организации, устанавливаемые в стандартах саморегулируемой организации и во внутренних документах саморегулируемой организации, не могут быть ниже чем требования к наличию у индивидуального предпринимателя или юридического лица специалистов по организации строительства (главных инженеров проектов), трудовая функция которых включает соответственно организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и сведения о которых включены в национальные реестры специалистов, предусмотренные статьей 55.5-1 настоящего Кодекса - не менее чем два специалиста по месту основной работы.

Как указывает ответчик, при рассмотрении документов, представленных
ИП ФИО1 во исполнение решения Правления СРО «Союз строителей Югры»
от 05.09.2019г. (уведомление исх. № 39 от 14.10.2019), у членов Правления СРО «Союз строителей Югры» возникли сомнения в достоверности представленных документов в части соответствия их пункту 2 части 6 статьи 55.5 ГрК РФ.

В связи с чем, решением Правления СРО «Союз строителей Югры» от 17.10.2019 ИП ФИО1 была продлена мера дисциплинарного воздействия в виде приостановки права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства на 30 дней. Также указано о необходимости предоставления в установленный срок оригиналов документов, подтверждающих соответствие кадрового состава (трудовые книжки и трудовые договоры), либо нотариально заверенных копий указанных документов.

27.11.2019 от ИП ФИО1 по электронной почте в адрес СРО «Союз строителей Югры» поступило уведомление об устранении нарушений (исх. № 83
от 27.11.2019). Однако надлежащих документов, необходимых для исполнения решения Правления СРО «Союз строителей Югры» от 17.10.2019,  ИП ФИО1
не представила. Из представленных истцом в СРО нотариальноо заверенной  копии трудовой книжки ФИО4,  а также вкладыша в трудовую книжку в виде 1, 2 и 3 листов, установить сведения о приеме на работу ФИО4 к ИП ФИО1  не представилось возможным.

В связи с не представлением в СРО «Союз строителей Югры» информации, подтверждающей  исполнение предписаний об устранении ранее выявленных нарушений в установленные сроки (несмотря на неоднократное продление ИП ФИО1 сроков для устранения  этих нарушений), в соответствии с пунктом 2 части 2 статьей 55.7 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 5.3 положения «О членстве в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» решением Правления СРО «Союз строителей Югры» от 28.11.2019 (оформлено протоколом № 300) ИП ФИО1 была исключена из членов СРО «Союз строителей Югры».

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исключение
ИП ФИО1 из членов СРО «Союз строителей Югры» произведено в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

 Также суд приходит к выводу о том, что исключение ИП ФИО1 из состава членов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» произведено с  соблюдением установленного порядка такого исключения, исходя из следующего.

                 Частью 2 статьи 10 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» предусмотрено, что процедура рассмотрения дел о нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, условий членства в саморегулируемой организации определяются внутренними документами саморегулируемой организации.

Положение «О мерах дисциплинарного воздействия в Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры» (далее - Положение) разработано на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О саморегулируемых организациях», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также внутренних документов и Устава Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».

Пунктом 2.1 Положения установлено, что за нарушение обязательных требований к члену Союза могут применяться следующие меры дисциплинарного воздействия: вынесение предписание об обязательном устранении членом Союза выявленных нарушений и устанавливающего сроки устранения таких нарушений; вынесение члену Союза предупреждения; приостановление права члену Союза осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства; рекомендация об исключении лица из членов Союза, подлежащая рассмотрению Правлением; исключение из членов Союза.

Согласно пункту 2.5 Положения рекомендация об исключении лица из членов Союза, подлежащая рассмотрению Правлением, не является обязательной мерой, предшествующей исключению из членов Союза.

Таким образом, довод истца  о нарушении части 4 статьи 10 Федерального закона № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» в части не составления рекомендации об исключении ИП ФИО1 из членов Союза, не соответствует требованиям Федерального закона № 315-Ф3 и внутренним документам СРО «Союз строителей Югры».

В соответствии с частью 3 статьи 55.7 ГрК РФ членство в саморегулируемой организации считается прекращенным с даты внесения соответствующих сведений в реестр членов саморегулируемой организации.

Сведения об исключении ИП ФИО1 внесены в реестр членов СРО «Союз строителей Югры» 28.11.2019, что подтверждается выпиской из реестра членов СРО «Союз строителей Югры» № 00000503 от 12.03.2020.

Пунктом 1 части 4 статьи 55.7 ГрК РФ предусмотрено, что не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем принятия постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации решения об исключении индивидуального предпринимателя или юридического лица из членов саморегулируемой организации, саморегулируемая организация уведомляет в письменной форме об этом лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено.

Уведомление об исключении ИП ФИО1 из состава членов СРО «Союз строителей Югры» было направлено ей (исх. № 1122 от 29.11.2019),  получение такого уведомления истцом не отрицается.

Довод истца о том, что в нарушение порядка применения мер дисциплинарного воздействия, уведомление члена Союза о дисциплинарном производстве в отношении него производилось не генеральным директором СРО «Союз строителей Югры», а первым заместителем генерального директора СРО «Союз строителей Югры», судом отклоняется, исходя из следующего.

Согласно представленному в материалы дела  приказу СРО о предоставлении отпуска работнику от 15.03.2019 № 17/о генеральный директор СРО «Союз строителей Югры» ФИО5 в период с  21 по 25 марта 2019 года находился в отпуске. В связи  чем, первый заместитель генерального директора СРО «Союз строителей Югры» ФИО3 подписывал документы на основании выданной ему доверенности
от 09.01.2019.

Учитывая вышеизложенное, исключение ИП ФИО1 из состава членов СРО «Союз строителей Югры» произведено в установленном порядке и в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и внутренних документов Саморегулируемой организации «Союз строителей Югры».

Истец в ходе судебного разбирательства не предоставил арбитражному суду достаточных и допустимых доказательств того, что отсутствовали основания для исключения его из членов СРО «Союз строителей Югры». Доводов о том, что подлежали применению иные меры дисциплинарного воздействия, учитывая тяжесть совершенного правонарушения не приводилось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого ИП ФИО1 решения Правления СРО
от 28.11.2019 (отражен в протоколе № 300 от 28.11.2019) в части исключения
 ее из СРО «Союз строителей Югры» и, соответственно, об отсутствии оснований для восстановления ИП ФИО1 в членстве в СРО в судебном порядке.

С учетом изложенного, арбитражный суд считает, что исковые требования  
ИП ФИО1, заявленные в рамках настоящего дела, удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца, как на лицо, не в пользу которого принят судебный акт.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований отказать.

            Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

В силу статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства
в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                  С.А. Гавриш