Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
03 августа 2022 г. | Дело № А75-2537/2022 |
Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 03 августа 2022 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Намятовой А.Р., при ведении протокола судебного заседания секретарём Бабаевой О.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального казенного учреждения «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» (ОГРН <***>,
ИНН <***>, адрес: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,
<...>) к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП <***>,
ИНН <***>) о взыскании 25 000 рублей,
без участия представителей сторон,
установил:
муниципальное казенное учреждение «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением
к индивидуальному предпринимателю ФИО1
(далее – ответчик) о взыскании штрафов по муниципальному контракту
от 07.06.2021 № 77/ЭА на общую сумму 25 000 рублей.
В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по вышеуказанному контракту.
Протокольным определением от 30.05.2022 судебное заседание по делу назначено на 27 июля 2022 года в 16 часов 00 минут.
Истец направил письменные пояснения по делу, просит взыскать штрафы
на общую сумму 30 000 рублей (л.д. 90-93).
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство истца об увеличении размера исковых требований судом удовлетворено.
Стороны, извещенные о времени и месте проведения судебного заседания, явку представителей в суд не обеспечили (л.д. 79, 87-93).
В порядке части, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, иск заявлен со ссылкой на муниципальный контракт от 07.06.2021 № 77/ЭА (л.д. 13-48, далее - контракт), по условиям которого подрядчик (ответчик) обязуется своевременно выполнить на условиях контракта работы по осуществлению деятельности по обращению с животными
без владельцев и сдать результат работ заказчику в соответствии с требованиями технического задания (приложение № 1 к контракту), а заказчик (истец) обязуется принять результат работ и оплатить его.
Состав и объем работ определяется приложением № 1 к настоящему контракту (пункт 1.2 контракта).
В соответствии с техническим заданием срок выполнения: день, следующий за днем заключения контракта по 30.11.2021 года.
Выполнение работ включает в себя:
- отлов и транспортировка животного без владельца с ведением видеозаписи процесса отлова животного;
- первичный осмотр и оценка специалистом в области ветеринарии физического состояния животного без владельца, поступившего в приют;
- содержание животного без владельца за сутки в приюте;
- вакцинация животного без владельца;
- обработка животного без владельца от нательных паразитов и гельминтов;
- стерилизация (кастрация) животного без владельца от нательных паразитов и гельминтов;
- стерилизация (кастрация) животного без владельца с послеоперационным уходом;
- транспортировка и возврат маркированного, вакцинированного, стерилизованного, не проявляющего немотивированной агрессивности животного без владельца на прежние места обитания с ведением процесса возврата;
- регистрация, учет, маркирование (мечение) отловленного животного
без владельца неснимаемыми и несмываемыми метками (бирками, клипсами);
- умерщвление животного без владельца;
- утилизация и уничтожение биологических отходов, включая трупы животных.
Согласно заключению экспертизы результатов исполнения муниципального контракта от 22.12.2021 работы выполнены в соответствии с требованиями технического задания к контракту, не в полном объеме, в установленный срок
(л.д. 57).
Согласно акту выполненных работ от 06.12.2021 № 1, подписанному представителями сторон, работы по контракту выполнены на сумму
4 114 230 рублей (л.д. 56).
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя
по контракту обязательств, истец, предварительно предъявив ответчику требования об уплате штрафов (л.д. 49-54), обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав условия названного договора, суд находит его заключенным,
при квалификации сложившихся отношений руководствуется нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими отношения сторон по договору возмездного оказания услуг, Федеральным законом от 05.04.2013
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон
о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса
Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить
эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии
с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов,
а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений пункта 1 статьи 310 Гражданского кодекса
Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства
и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом,
а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 6 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Согласно статье 331 Гражданского кодекса
Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено
в письменной форме.
Согласно пункту 8.1 контракта стороны несут ответственность
за неисполнение и ненадлежащее исполнение контракта, в том числе за неполное
и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по контракту,
в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в порядке, установленном постановлением Правительства
Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Правила), за исключением случаев, если законодательством
Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов
и (или) пеней.
В соответствии с пунктом 8.2 контракта размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 8.4, 8.4.1, 8.5, 8.7, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (этапа).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения подрядчика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением просрочки исполнения обязательства (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере
1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее
1 тыс. рублей (пункт 8.4 контракта).
Как указано в подпункте 8.4.1 контракта, штрафы начисляются за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном Правилами согласно Постановлению Правительства РФ
от 30.08.2017 № 1042, за исключением просрочки исполнения обязательств
(в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом,
и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает
3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного пунктами 5.3.3, 5.4.2, 5.4.3, 5.8 приложения № 1
к контракту, а также пунктом 6.9 муниципального контракта, которые не имеют стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей
до 50 млн. рублей (включительно).
Штрафы начисляются за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается
в следующем порядке:
- 1 000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
- 5 000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей
до 50 млн. рублей (включительно).
Как установлено пунктом 5.8 технического задания, являющегося,
как указано выше, приложением № 1 к контракту, подрядчик обязан ежемесячно, до 10 числа, предоставлять заказчику отчет об организации мероприятий
при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (приложение № 14). В случае несвоевременного предоставления информации заказчик выставляет штраф в соответствии с п. 8.5 контракта.
Как следует из пункта 5.7 технического задания, подрядчик в течение суток
со дня поступления или выбытия животного обязан регистрировать его
в государственной информационной системе автономного округа
«Единая информационная база домашних животных и животных без владельцев» (АИС «Домашние животные»).
Информация об отловленных животных без владельцев предоставляется
на электронную почту заказчика каждые 7 дней согласно приложению № 2
к настоящему техническому заданию. В случае несвоевременного предоставления информации заказчик выставляет штраф в соответствии с п. 8.5 контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Гражданского кодекса
Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований
и возражений.
Согласно части 1 статьи 64, статьям 71, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих
в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном
и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как указывает истец, по состоянию на 20.07.2021, 23.08.2021 отчеты
об организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению
с животными без владельцев на электронную почту заказчика не поступали,
за период с 12.06.2021 по 22.06.2021 было отловлено 12 животных без владельцев, однако информация о животных в АИС «Домашние животные» отсутствует.
Кроме того, истцом были выявлены еще 3 факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по контракту, которые также отражены в требованиях
об уплате штрафов.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи обстоятельства
по делу и имеющиеся доказательства, проанализировав положения контракта, установив условия и порядок применения штрафных санкций к его сторонам, признав доказанными материалами дела факты ненадлежащего исполнения ответчиком предусмотренных контрактом обязательств, суд приходит к выводу
об обоснованности начисления истцом ответчику штрафов на заявленную сумму.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности судом
не усматривается, о применении статьи 333 Гражданского кодекса
Российской Федерации и снижении размера штрафов ответчиком не заявлялось.
Таким образом, размер штрафных санкций, подлежащий взысканию
с ответчика в пользу истца, составляет 30 000 рублей.
На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со статьями 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 № 46 «О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел
в арбитражных судах» сумма государственной пошлины относится судом
на ответчика, подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
исковые требования муниципального казенного учреждения «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в пользу муниципального казенного учреждения «Служба муниципального заказа в жилищно-коммунальном хозяйстве» 30 000 рублей штрафов.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа
не позднее следующего дня после дня его принятия.
По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им
в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства
в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Судья А.Р. Намятова