ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2546/2011 от 30.05.2011 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

31 мая 2011г.

Дело № А75-2546/2011

Резолютивная часть решения оглашена 30 мая 2011 г.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2011 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Токаревой И.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Северавтосервис" к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 23.05.2011,

от ответчика - не явились,

установил:

открытое акционерное общество «Севератосервис» (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления от 11 марта 2011 года № 62-11-99/ПН Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе (далее – административный орган, Региональное отделение ФСФР России в УрФО) о назначении административного наказания за совершенное административное правонарушение предусмотренное частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Заявитель в обоснование своих требований указывает, что административный орган, при вынесении наказания, не применил положения о малозначительности совершенного правонарушения.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Административный орган о времени и месте назначенного заседания, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил.

Суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в деле доказательствам.

Арбитражный суд, выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, установил.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, 26 ноября 2010 года административным органом в адрес Общества направлено предписание о предоставлении документов для раскрытия информации, обязанность которой установлена Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (л.д.73-74).

Указанное предписание необходимо было исполнить путем:

1. Раскрыть на странице Общества в сети Интернет: тексты годовых отчетов Общества за 2007, 2008, 2009 гг., в случае их утверждения общим собранием акционеров Общества; тексты бухгалтерского баланса Общества за 2008, 2009 гг.; тексты отчета о прибылях и убытках Общества за 2008, 2009 гг.; тексты отчета об изменениях капитала Общества за 2008, 2009 гг.; тексты отчета о движении денежных средств Общества за 2007, 2008, 2009 гг.; тексты приложения к бухгалтерском балансу Общества за 2008, 2009 гг., тексты списков аффилированных лиц, составленных на дату окончания 2, 3 кварталов 2009 г., 2, 3 кварталов 2010 г.

2. Опубликовать на странице Общества в сети Интернет: банковские реквизиты расчетного счета (счетов) Общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов и размер (порядок определения размера) таких расходов.

3. Представить в Региональное отделение ФСФР России в УрФО протоколы общих собраний акционеров Общества (годовых, внеочередных), содержащие решения об утверждении (неутверждении) годовых отчетов Общества за 2007, 2008, 2009 гг.

4. Представить в Региональное отделение ФСФР России в УрФО документы, подтверждающие исполнение настоящего Предписания.

Документом, подтверждающим исполнение настоящего Предписания в части п.1, п.2 может быть скриншот страницы в сети Интернет (снимок экрана, показывающего то, что видит пользователь на экране монитора), подтверждающий размещение вышеуказанных документов Общества в сети Интернет.

Предписание получено Обществом 14 декабря 2010 года (письмо Сургутского почтамта УФПС филиала ФГУП "Почта России" от 24.11.2010 № 652/12орг. (л.д. 71).

Нарушения законодательства необходимо было устранить в течение 30 дней с даты получения настоящего Предписания. В установленный срок Обществом исполнено Предписание не в полном объеме.

В отношении Общества 01 марта 2011 составлен протокол об административном правонарушении № 62-11-137/пр-ап и возбуждено дело об административном правонарушении по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 65-66).

По состоянию на дату рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации http://www.disclosure.prime-tass.ru, не раскрыты текст бухгалтерского баланса Общества за 2009 г.; тексты списков аффилированных лиц, составленные на дату окончания 2, 3 кварталов 2009 г., 2, 3 кварталов 2010 г.; банковские реквизиты расчетного счета (счетов) Общества для оплаты расходов по изготовлению копий документов, а также размер (порядок определения размера) таких расходов.

Руководителем Регионального отделения 11 марта 2011 года вынесено постановление о назначении административного наказания № 62-11-99/ПН, в соответствии с которым за нарушение части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на заявителя наложен административный штраф в размере 500000 рублей (л.д. 55-56).

Не согласившись с решением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Часть 9 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) устанавливает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.

Данная норма введена в действие Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ
 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах
 с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения
 и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг».
  Согласно статье 30 Закона о рынке ценных бумаг порядок и сроки раскрытия информации о существенных фактах определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон) утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества относится к компетенции общего собрания акционеров общества.

В силу пункта 1 статьи 92 Закона открытое акционерное общество обязано раскрывать годовой отчет Общества, годовую бухгалтерскую отчетность.

В соответствии с пунктом 2 Закона обязательное раскрытие информации Обществом осуществляется в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России № 06-117/пз-н от 10.10.2006 г. утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 8.1.1, пунктом 8.3.1 Положения Общество обязано раскрывать годовую бухгалтерскую отчетность.

Согласно пункту 8.3.3 Положения годовая бухгалтерская отчетность Общества должна содержать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренные нормативными актами Российской Федерации, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности Общества, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительную записку.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов, по реализации товаров (работ, услуг), состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии; пояснительной записки.

На основании статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, подлежат обязательному аудиту.

В соответствии с пунктом 8.3.5 Общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 № 319-0 освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета применительно к деятельности открытого акционерного общества не исключает необходимость составления по данным об имущественном и финансовом положении и результатам хозяйственной деятельности бухгалтерской отчетности в установленной законом форме в целях обеспечения информационной открытости и возможности реализации акционерами своих прав, в том числе права получать информацию о деятельности акционерного общества.

Исходя из выше изложенного, Общество обязано вести бухгалтерский учет в общеустановленном порядке, а также в соответствии с пунктом 8.3.5 Положения, Общество обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности в общеустановленном порядке (состоящей из ф. 1,2,3,4,5, пояснительной записки, аудиторского заключения) на странице в сети Интернет.

При этом пунктом 8.3.6 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В силу пункта 8.1.1. Положения Общество обязано раскрывать годовой отчет акционерного общества.

В соответствии с пунктом 8.2.3 Положения годовой отчет Общества должен содержать: положение Общества в отрасли; приоритетные направления деятельности Общества; отчет Совета директоров Общества о результатах развития Общества по приоритетным направлениям деятельности; перспективы развития Общества; отчет о выплате дивидендов по акциям Общества; описание основных факторов риска, связанных с деятельностью Общества; перечень совершенных Обществом в отчетном году сделок; состав Совета директоров; сведения о лице, занимающим должность единоличного исполнительного органа Общества; критерии определения и размер вознаграждения лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа Общества, каждого члена коллегиального исполнительного органа Общества, каждого члена совета директоров или общий размер вознаграждения всех этих лиц, выплачиваемого по результатам отчетного года; сведения о соблюдении Обществом кодекса корпоративного поведения, иную информацию, предусмотренную уставом, иными внутренними документами Общества.

На основании пункта 8.2.4. Положения Общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

При этом пунктом 8.2.5 Положения установлена обязанность по обеспечению доступа на странице в сети Интернет к тексту годового отчета акционерного общества - в течение не менее трех лет с даты его опубликования в сети Интернет.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения, если иное не установлено настоящим Положением, либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет (далее - страница в сети Интернет). При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации. Ссылка на раздел (разделы), содержащий информацию, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, либо ссылка на указанную ссылку должна быть размещена на главной (начальной) странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации.

Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.

На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Административный орган при вынесении постановления должен установить: что предприняло юридическое лицо для выполнения, возложенных на него обязанностей; при наличии действий юридического лица, установить направленность этих действий, а также установить имелись ли объективные причины (препятствия) для неисполнения обязанности, несмотря на предпринятые юридическим лицом меры.

Арбитражный суд не усматривает оснований для применения норм о малозначительности совершенного правонарушения в виду следующего.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. Существенная угроза охраняемым правоотношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта предпринимательской деятельности к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

Особая общественная опасность административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ отмечена законодателем и с 13 апреля 2009 года, Федеральным законом от 09.02.2009 № 9-ФЗ
 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах
 с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части уточнения определения
 и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг»
 увеличен размер штрафа для юридических лиц за совершение данного правонарушения. Высокий размер санкций за нарушение законодательства на рынке ценных бумаг свидетельствует об особенном отношении государства к данной сфере экономической деятельности.

Довод Общества о наличии двух акционеров, которые не считает, что их права нарушены, не может служить основанием для освобождения от ответственности, поскольку объектом посягательства, совершенного правонарушения, является установленный в Российской Федерации порядок управления.

Неисполнение предписания свидетельствует о пренебрежительном отношении заявителя к исполнению публично-правовых обязанностей. Последствием совершенного правонарушения является создание препятствий для осуществления государственного контроля на рынке ценных бумаг, залогом эффективности которого является оперативность и своевременность.

На основании вышеизложенного суд считает, что открытое акционерное общество «Северавтосервис» правомерно привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 500000 рублей и оснований для отмены постановления по делу об административном 11 марта 2011 года № 62-11-99/НП не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 167, 168, 169, 170, 171, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества «Северавтосервис» о признании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском Федеральном округе № 62-11-99/ПН от 11 марта 2011 года о назначении административного наказания - отказать..

Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.П. Кущева