ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2628/2010 от 05.05.2010 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

07 мая 2010 г.

Дело № А75-2628/2010

Резолютивная часть решения объявлена 05 мая 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 07 мая 2010 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания судьей
 Истоминой Л.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово–бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре об оспаривании ненормативного акта,

с участием представителей:

от заявителя – Карамова А.Ф. по доверенности № 11-1/35 от 30.04.2010, Косенко О.Г. по доверенности № 109-1/35 от 30.04.2010, Любовцевой Т.М. по доверенности № 10-1/35 от 30.04.2010, Гальченко С.А. по доверенности № 07-1/35 от 30.04.2010,

от ответчика – не явились,

установил:

государственное учреждение «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» (далее – учреждение, отряд противопожарной службы) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее - Управление Росфиннадзора, контролирующий орган) о признании недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24.12.2009 № 19, в обоснование указав, что выводы контролирующего органа о незаконности (неправомерности) выплат материальной помощи сотрудникам и работникам из средств межбюджетных трансфертов и неправомерном использовании средств федерального бюджета на осуществление деятельности государственного пожарного надзора, спортивных мероприятий не соответствуют Трудовому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону «О пожарной безопасности», другим нормативным и локальным правовым актам.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечил явку своих представителей в суд, представил отзыв на заявление, в котором выразил свое несогласие с заявленными требованиями.

Выслушав представителей заявителя и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.

Управлением Росфиннадзора в отношении учреждения проведена проверка правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета за период с 01.01.2008 по 31.12.2008.

Проверкой установлено, что заявителем неправомерно использовались средства федерального бюджета в сумме 147 697 рублей 80 копеек, за счет средств межбюджетных трансфертов неправомерно осуществлялась выплата материальной помощи сотрудникам в размере 2 246 792 рубля 24 копейки, работникам – в размере
 1 1113 653 рубля 19 копеек, незаконно использовалось федеральное имущество для обслуживания государственного пожарного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

По результатам проверки составлен акт № 116 от 19.12.2009 и временно исполняющему обязанности начальника отряда противопожарной службы внесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса № 19 от 24.12.2009 с требованием не допускать в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

Не согласившись с вмененным нарушением бюджетного законодательства, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании представления недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Как следует из материалов дела и положения государственного учреждения «18 Отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)», учреждение является составной частью Государственной противопожарной службы.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 21.12.1997 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

Расходными обязательствами согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых органами государственной власти (органами местного самоуправления), иного публично-правового образования, могут предоставляться исключительно в форме межбюджетных трансфертов, под которыми согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил предоставления в 2008 году межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату в соответствии с федеральным законодательством денежного довольствия, заработной платы и социальных выплат сотрудникам и работникам территориальных подразделений государственной противопожарной службы, содержащимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, за исключением подразделений, созданных в субъектах Российской Федерации в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О пожарной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817, установлено, что выплата денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам территориальных подразделений Государственной противопожарной службы производится за счет межбюджетных трансфертов.

Согласно пункту 11 указанных Правил контроль за целевым использованием субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов осуществляется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).

Из акта проверки № 116 от 19.12.2009 следует, что Управление Росфиннадзора при проверке не установило отклонение кассовых расходов от лимитов бюджетных обязательств либо нецелевое использование бюджетных средств.

В рассматриваемом случае контролирующий орган усмотрел нарушение исполнения бюджетного процесса в том, что учреждение из средств межбюджетных трансфертов производило выплаты сотрудникам и работником в виде материальной помощи, выплаты в связи с проведением спортивных мероприятий и участие в спортивных спартакиадах, что, по мнению ответчика, не является их непосредственной служебной обязанностью. Также Управление Росфиннадзора нашло неправомерным использование транспортного средства ВАЗ 21214, балансовой стоимостью 249 490 рублей, переданного Главному Управлению МЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в распоряжения учреждения на основании приказа от 21.03.2008 № 101 «О передаче автомобилей».

Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» денежное довольствие сотрудников Государственной противопожарной службы состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.

Пунктом 8 данной статьи установлено, что в дополнительные выплаты сотрудникам включаются премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; единовременные денежные вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которые могут быть выплачены в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год; материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2003
 № 33 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы МЧС России, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» установлено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года может быть выплачено сотрудникам Государственной противопожарной службы в размере 3 окладов денежного содержания исходя из размеров окладов, установленных на 1 декабря года, за который производится выплата вознаграждения.

При этом руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти разрешено определять в пределах средств, выделенных этим органам на дополнительные выплаты, порядок выплаты сотрудникам, добившимся наиболее высоких показателей по службе, повышенного единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года (до 1,5 оклада денежного содержания сверх размера, установленного пунктом 2 настоящего Постановления); разового премирования сотрудников за выполнение особо сложных и важных заданий; оказания дополнительной материальной помощи сотрудникам.

Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принят приказ от 09.04.2003 № 181, утвердивший Инструкцию о дополнительных выплатах сотрудникам Государственной противопожарной службы, которым определяется порядок и размеры выплат премий за образцовое исполнение служебных обязанностей и разовых премий за выполнение особо сложных и важных задач.

Таким образом, материальная помощь, премии за образцовое исполнение служебных обязанностей и премии за выполнение особо сложных и важных задач, выплачиваемые сотрудникам федеральной противопожарной службы, входят в состав денежного довольствия, а, следовательно, выплата данных сумм за счет межбюджетных трансфертов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2007 № 817, является обоснованной.

Арбитражный суд не соглашается с доводами ответчика о том, что спортивные мероприятия не являются служебной деятельностью противопожарной службы, и, следовательно, высокие показатели в профессиональных спортивных мероприятиях не могут рассматриваться как образцовое исполнение служебных обязанностей.

Контролирующим органом не учтено, что в силу специфики противопожарной службы спортивная физическая подготовка личного состава государственной противопожарной службы является основополагающей для успешного выполнения сотрудниками служебных обязанностей.

Согласно пунктам 2.2.5 и 3.3.6 Положения государственного учреждения «18 Отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре» начальник отряда противопожарной службы обязан осуществлять меры по совершенствованию профессионального мастерства личного состава, обеспечению непрерывности профессиональной подготовки, развитию пожарно-спасательного спорта.

Ответчиком не дана оценка и тому обстоятельству, что оплата командировочных расходов личного состава отряда – членов сборной команды Главного управления по пожарно-прикладному спорту производилась в целях профессиональной подготовки в подразделениях государственной противопожарной службы в соответствии с требованиями Программы подготовки личного состава подразделений государственной противопожарной службы МЧС России, утвержденной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 29.12.2003, Организационно-методических указаний по тактической подготовке начальствующего состава Федеральной противопожарной службы МЧС России, утвержденных военным экспертом МЧС России Платом П.В. 28.06.2007, Указаний Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 30.01.2008 исх. № 3/29-690 «О направлении критериев оценки подразделений государственной противопожарной службы», а также на основании Положения о проведении спартакиады среди подразделений государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 22.12.2007.

Ссылка ответчика на то, что выплаты в данном случае должны производиться за счет других источников, в том числе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не основана на законе и подлежит отклонению.

Суд полагает необоснованным и ссылку ответчика в разделе 3 оспариваемого акта на статью 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 84-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», поскольку заявитель не является государственным органом, в связи с чем на него не могут распространяться положения статей 16 и 18 Закона.

Доводы контролирующего органа на неправомерное использование заявителем федерального имущества в виде транспортного средства также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.

Как следует из обстоятельств дела, автомобиль ВАЗ-21214 был передан отряду противопожарной службы на основании приказа Главного управления от 21.03.2008
 № 101 «О передаче автомобилей» с целью укрепления материально-технической базы подразделений Главного управления, а также для обеспечения служебной деятельности органов.

На основании данного приказа автомобиль был поставлен на балансовый учет, обеспечивался горюче-смазочными материалами и запасными частями.

Как было указано выше, органы государственного пожарного надзора входят в систему федеральной противопожарной службы и финансируются за счет средств федерального бюджета.

При указанных обстоятельствах суд не усматривает со стороны противопожарной службы нарушений бюджетного законодательства.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что Управлением Росфиннадзора не установлено, что выплаты из средств межбюджетных трансфертов производились с превышением пределов ассигнований либо с нарушением целевого назначения, заявленные требования подлежат удовлетворению с отнесением на ответчика в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 15, 67, 68, 71, 167-171, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление государственного учреждения «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» удовлетворить.

Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 24.12.2009 № 19.

Взыскать с Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в пользу государственного учреждения «18 отряд федеральной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (договорной)» судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 2000 (две тысячи) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решений, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты- Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Истомина Л.С.