ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2684/07 от 05.05.2008 АС Ханты-Мансийского АО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

  АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

628012, Тюменская область, г.Ханты-Мансийск

ул.Ленина 54/1, http://hmao.arbitr.ru, тел. 3-10-34

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Ханты-Мансийск

Дело №А75-2684/2007

«05» мая 2008 г.

Резолютивная часть решения оглашена 05.05.2008г.

В полном объеме решение изготовлено 05.05.2008г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа

в составе:   судьи Мингазетдинова М.М.

при ведении протокола   секретарем судебного заедания Хисматуллиной А.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:   открытого акционерного общества «Сургутнефтегаз»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость)

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

при участии представителей

от заявителя:   Гулик А.В.– доверенность в деле.

Риянов М.Ф. - доверенность в деле.

от ответчика:   Ишимов Р.М. – доверенность в деле.

Дубинский С.А. – доверенность в деле.

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (далее Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее Ответчик, Управление) о признании незаконными и отмене постановлений № 42/47 от 09.04.2008 г., № 41 от 10.04.2008 г. о назначении административного наказания.

Заявленные требования мотивированы тем, что отсутствует событие административного правонарушения, отсутствует состав административного правонарушения, истекли сроки давности привлечения к административной ответственности, произведена неправильная квалификация административного правонарушения, постановления вынесены неполномочным органом.

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представители Управления представили отзыв на заявление ОАО «Сургутнефтегаз», в котором Управление просит суд отказать в удовлетворении требований о признании оспариваемых постановлений незаконными и подлежащими отмене.

Суд, заслушав доводы представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, считает, что требования подлежат удовлетворению в силу нижеследующего.

Как видно из материалов дела, заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель города Сургута и Сургутского района Михайловым Виталием Владимировичем, государственным инспектором по использованию и охране земель города Сургута и Сургутского района Антоновой Екатериной Алексеевной в соответствии с требованием Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры от 08.02.2008 № 278, на основании распоряжения о проведении проверки соблюдения земельного законодательства Главного государственного инспектора по использованию и охране земель города Сургута и Сургутского района от 08.02.2008 № 16 проведена проверка соблюдения требований законодательства РФ в отношении: ОАО «Сургутнефтегаз», на земельных участках расположенных в Сургутском районе и используемых под объекты: кустовые площадки №№ 9, 12, 12б, 13б, 15, 18, 19, 21, 26, 27, 34, 346, 205,
206, 208, 210, 211, 212, 213, 216, 217; коридоры коммуникаций и автодороги к кустовым площадкам №№ 9, 12, 12б, 13б, 15, 18, 19, 21, 26, 27, 34, 34б, 205, 206, 208, 210, 211, 212, 213, 216, 217; карьер торфа № 14; УПСВ-8, КНСП-5 - на Родниковом месторождении нефти; кустовые площадки №№ 600, 601, 603, 612, 613, 614, 615, 616, 617, 619, 623, 6236, 631, 633, 634, 643, 644, 645; коридоры коммуникаций и автодороги к кустовым площадкам №№ 600, 601, 603, 612, 613, 614, 615, 616, 617, 619, 623, 6236, 631, 633, 634, 643, 644, 645; ДНС-1 - на Восточно-Еловом месторождении нефти.

Ханты-Мансийским межрайонным природоохранным прокурором 31.03.2008 г. вынесены постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ в отношении Общества, постановления направлены для рассмотрения по подведомственности в соответствии со ст. 23.21 КоАП РФ в территориальный межрайонный отдел №3 Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО – Югре.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель города Сургута и Сургутского района Дроздик В. В. 09.04.2008г., руководствуясь ст. 71 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 23.21, 29.10 КоАП РФ, рассмотрев постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от 31.03.2008г., установил факт использования земельных участков, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, расположенных по адресу: Сургутский район, Родниковое месторождение нефти, коридор коммуникаций от К.18т.вр (2ВЛ-6кВ, 3н/газ, 3в/в), земли — лесного фонда, площадь 5,893 га;Сургутский район, Родниковое месторождение нефти, коридор коммуникаций от К.34т.вр (2ВЛ-6кВ, 3н/газ, 3в/в), земли — лесного фонда, площадь 7,563 га; Сургутский район, Родниковое месторождение нефти, под опоры ВЛ-6 т.вр.к. 19-т.вр.к23, земли — лесного фонда, площадь 0,0054 га; Сургутский район, Родниковое месторождение нефти, коридор коммуникаций от К.19т.вр (2ВЛ-6кВ, 2н/газ, 3в/в), земли — лесного фонда, площадь 0,686 га; Родниковое месторождение нефти, коридор коммуникаций от К.13б т.вр (2ВЛ-6кВ, 4н/газ, 3в/в), земли — лесного фонда, площадь 1,371 га.

По результатам рассмотрения Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, вынесено постановление от 09.04.2008 г. № 42/47, от 09.04.2008 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Главный государственный инспектор по использованию и охране земель города Сургута и Сургутского района Дроздик В. В. 10.04.2008г., руководствуясь ст. 71 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 23.21, 29.10 КоАП РФ, рассмотрев постановления о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора от 31.03.2008г., установил факт использования земельных участков, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, расположенных по адресу: Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,0051 га, используемый под коридор коммуникаций от т.1-к.614-ДНС-1(вл-6кВ); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,396 га, используемый под коридор коммуникаций от к.614 до т.29 (водовод); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,0027 га, используемый под коридор коммуникаций от ДНС-1 до к.614 (вл-6 кВ);Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,1 га, используемый под коридор коммуникаций от ПС 35/6 кВ до ПС 35/6 кВ ДНС-1 (вл-35кВ); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,01 га, используемый под коридор коммуникаций от т.8 до ПС 35/6 кВ (к.601) (вл-бкВ); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 9,47 га, используемый под коридор коммуникаций от т.27, ДНС-1 до т.28 к.600 (2 водовода); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель — земли лесного фонда, площадь 0,014 га, используемый под коридор коммуникаций от к. 600 до т.21 (нефтепровод); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,922 га, используемый под коридор коммуникаций от ДНС-1 до к.612 (вл-6 кВ) (нефтепровод, 2 водовода); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,0413 га, используемый под коридор коммуникаций от к.614 до т. 29 (нефтепровод); Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 0,008 га, используемый под коридор коммуникаций от к.600 до т.28 (водовод); .Тюменская область, ХМАО-Югра, Сургутский район, Восточно-Еловое месторождение, категория земель - земли лесного фонда, площадь 1,292 га, используемый под коридор коммуникаций от к.612 до т.вр. (нефтепровод, водовод, вл-6 кВ).

По результатам рассмотрения Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, вынесено постановление от 10.04.2008 г. № 41, от 09.04.2008 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 рублей.

Не согласившись с указанными постановлениями административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об их отмене и признании незаконными.

Статьей 7.1 КоАП РФ установлена ответственность за использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. При этом объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении пользования земельным участком без документального оформления в установленном законодательством порядке прав на используемый земельный участок.

Вместе с тем, используемые (самовольно занятые) Обществом земельные участки, указанные в оспариваемых постановлениях относятся к землям лесного фонда, что подтверждается материалами дела.

Ответственность за использование лесных участков без специальных разрешений предусмотрена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из изложенного выше следует, что Управлением дана неправильная квалификация действий общества по ст. 7.1 КоАП РФ.

Как следует из ст. 23.24 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена статьей 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от имени органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты воспроизводства лесов, вправе главные, старшие лесные инспектора Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации и их заместители.

Таким образом, оспариваемые заявителем постановления вынесены неправомочным органом.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1), а юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2).

Исходя из данной нормы административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Перечисленные в обжалуемых постановлениях лесные участки были предоставлены Обществу на основании распоряжений Правительства ХМАО.

Как следует из материалов дела 03.11.2005г. Общество подало Ответчику заявку на постановку рассматриваемых земельных участков на государственный кадастровый учет, однако на учет поставлено всего четыре участка.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ «О введении в действие Лесного Кодекса Российской Федерации» до 01 января 2010 года допускается предоставление гражданам , юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета . Как следует из п. 5 Федерального Закона от 04.12.2006г. №201-ФЗ , порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.5 «Порядка проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда» утвержденного приказом Министерства Природных РФ от 28.11.2007 №310 государственный учет проводится по инициативе органов государственной власти, уполномоченных на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.

Следует отметить, что «Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда» начинает действовать с 14.03.2008г. Из этого следует, что законодатель к моменту проведения проверки не урегулировал порядок предоставления земель лесного фонда.

Таким образом, обществом были приняты все меры по соблюдению земельного законодательства и постановке участков на кадастровый учет.

Согласно ч.1 и ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Управлению стало известно об обстоятельствах, послуживших основанием для вынесения оспариваемых постановлений в сентябре и декабре 2004 года. Это следует из заключений №536 от 06.09.2004г. и №877 от 14.12.2004г. подписанных руководителем Комзема по Сургутскому району Дроздиком В.В.

В соответствии с указом Президента России от 09.03.2004г. №314 Федеральная служба земельного кадастра России преобразовано в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ решение по делу об административном правонарушении является законным в том случае, если оно вынесено при точном соблюдении норм материального и процессуального права. Должностное лицо, разрешающее дело об административном правонарушении, должно строго руководствоваться указаниями закона. При этом необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а КоАП при привлечении к административной ответственности является основополагающим для применения материальных, процессуальных норм как федерального, так и регионального законодательства. Пренебрежение нормами КоАП приводит к нарушениям прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Под обоснованностью решения по делу об административном правонарушении следует понимать соответствие выводов должного лица об обстоятельствах дела действительному положению дела. Решение по делу об административном правонарушении обоснованно, если в нем отражены все имеющее значение для дела обстоятельства, всесторонне и полно выясненные в судебном заседании и приведены доказательства в подтверждение выводов об установленных обстоятельствах дела, правах и обязанностях нарушителя.

Таким образом, отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности.

Согласно пункта 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В силу пункта 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Однако ответчик не представил суду достаточных доказательств в обоснование правомерности оспариваемых постановлений.

В связи с изложенным, оспариваемые постановления признаются судом незаконным и подлежащими полной отмене.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 168-175, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление от 09.04.2008 г. по делу № 42/47 и постановление от 10.04.2008 г. по делу № 41 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ХМАО-Югре о привлечении ОАО «Сургутнефтегаз» к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ.

На решение в течение десяти дней может быть подана апелляционная жалоба в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи жалобы через Арбитражный суд ХМАО.

Судья: М.М. Мингазетдинов