Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
17 июня 2020 года
Дело № А75-2869/2020
Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2020 г.
Решение изготовлено в полном объеме 17 июня 2020 г.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Дроздова А.Н., при ведении протокола заседания секретарем Чудиновой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии представителя антимонопольного органа ФИО1, доверенность от 09.01.2020,
у с т а н о в и л:
в арбитражный суд поступило заявление бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения" (далее - заявитель, учреждение) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление, антимонопольный орган) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности т 07.02.2020 № 086/04/7.32-106/2020.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал доводы отзыва.
Заслушав представителя антимонопольного органа и изучив материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
06.06.2019 между учреждением (заказчик) и ФИО2 (поставщик, далее - третье лицо, исполнитель) заключен контракт № 03872000200190000570001 на услуги по уборке помещений и территорий.
В связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту заказчик 30.09.2019 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение заказчика было опубликовано в единой информационной системе (далее - ЕИС) 30.09.2019 и направлено исполнителю 01.10.2019 посредством заказного письма (РПО 62814033144668), которое последним не было получено.
Согласно журналу событий 11.11.2019 в 09 час. 53 мин. (мск+2) заказчик в ЕИС перевел статус контракта на статус "Исполнение прекращено", реестровая запись 2861300497919000052.
Вместе с тем, как полагает антимонопольный орган, согласно данным официального сайта Почты России решение об одностороннем отказе от исполнения контракта исполнителем не получено, следовательно, датой надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика в ЕИС, т.е. 31.10.2019.
Посчитав, что заказчик неправомерно сократил срок, предназначенный для устранения нарушений условий договора, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Ханты-Мансийское УФАС составило в отношении учреждения протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Постановлением от 07.02.2020 по делу № 086/04/7.32-106/2020 заказчик привлечен
к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей (том 1 л.д.12-15).
Полагая, что постановление не соответствует действующему законодательству
и нарушает права и законные интересы заявителя, учреждение обратилось
в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа
о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения
к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение порядка расторжения контракта
в случае одностороннего отказа от исполнения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии
с гражданским законодательством.
В силу части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика
об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи
и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований названной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе
от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта
в единой информационной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В рассматриваемом случае датой надлежащего уведомления поставщика о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать 31.10.2019. (тридцать дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе
от исполнения контракта в ЕИС), соответственно, решение об одностороннем отказе
от исполнения контракта вступило в силу 09.11.2019.
Как указано в тексте оспариваемого постановления, административный орган пришел к выводу о нарушении администрацией порядка расторжения контракта
в случае одностороннего отказа от исполнения контракта на том основании, что заказчик разметил в ЕИС информацию о расторжении контракта 30.09.2019, переведя статус контракта в ЕИС на статус «исполнение прекращено» реестровая запись
№ 2861300497919000052.
Учреждение, оспаривая постановление, не отрицает наличие в своих действиях состава административного правонарушения, однако указало на малозначительность совершенного правонарушения, поскольку контракт не был исполнен, более того, ИП ФИО2 не преступал к исполнению условий, от него поступали какие-либо предложения об устранении нарушений и надлежащем исполнении договорных обязательств. Неисполнение обязательств со стороны ФИО2 повлекло для заказчика угрозу нарушения санитарно-эпидемиологического состояния на объектах оказания социальных услуг детям и семьям с детьми. Кроме того, ФИО2 включен в реестр недобросовестных поставщиков. Совершенное деяние, хотя формально и содержит состав административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемым общественным правоотношениям. Кроме того. назначенный административный штраф в размере 200 000 руб. явно не соразмерен цене контракта - 160 445 руб.
Арбитражный суд считает позицию заявителя в полной мере обоснованной, а совершенное правонарушение подлежащим признанию малозначительным.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из содержания указанной статьи, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только
в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценивая характер совершенного заявителем административного правонарушения, суд учитывает, что состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным, следовательно, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при расторжении контракта.
В рассматриваемой ситуации суд не усматривает пренебрежительного поведения учреждения к требованиям Закона о контрактной системе при расторжении контракта, преждевременное размещение информации о расторжении контракта в ЕИС являлось следствием добросовестного заблуждения должностных лиц и допущенное нарушение не носит существенного и систематического характера.
В судебном заседании установлено, что исполнитель не предпринял меры
по исполнению контракта как после его подписания, так и в течение десятидневного срока с даты надлежащего его уведомления о принятом решении об одностороннем отказе
от исполнения контракта, в связи с чем отсутствовали основания, предусмотренные частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, для отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, нарушение порядка расторжения контракта не нарушило прав ФИО2
Кроме того в материалах дела не имеется доказательств наступления негативных последствий и нарушения прав других участников закупки, поскольку сведения
о ФИО2 были включены в реестр недобросовестных поставщиков ранее.
Учреждение является социально значимым объектом, основными видами которого является социальное обслуживание детей, семей с детьми, семей с детьми, находящимся в социально-опасном положении, граждан, пребывающих в трудной жизненной ситуации. Учреждение оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые услуги, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, а также осуществляет социальное сопровождение граждан в соответствии с положениями Федерального закона от 28.11.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ". Источником финансирования учреждения являются ассигнования из бюджета ХМАО - Югры за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, при этом внебюджетные средства, приносящие доход от деятельности учреждения, отсутствуют. Таким образом, применение даже минимального штрафа (с учетом положений части 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) нарушит принципы справедливости и из меры административного воздействия превратится в институт подавления, что не соответствует целям и задачам административного наказания.
Данные обстоятельства указывают на возможность освобождения учреждения
от административной ответственности по малозначительности административного правонарушения.
Несмотря на то, что при применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях правонарушитель освобождается
от административной ответственности, к нему применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание, которая призвана оказать моральное воздействие
на нарушителя и направлена на то, чтобы предупредить нарушителя о недопустимости совершения подобных нарушений впредь. Тем самым достигаются и реализуются все цели и принципы административного наказания: справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности.
Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 180, 181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
РЕШИЛ:
освободить бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения» от административной ответственности, признав совершенное правонарушение малозначительным.
Признать постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о привлечении бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Березовский районный комплексный центр социального обслуживания населения» к административной ответственности от 07.02.2020 № 086/04/7.32-106/2020 к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, незаконным и отменить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Судья А.Н.Дроздов