ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2882/2022 от 18.05.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru


ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 мая 2022 г.

Дело № А75-2882/2022

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2022 года.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А.Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О. В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Энергосбытовая компания «Восток» (119121, город Москва, улица Бурденко, 22) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления Службы жилищного и строительного надзора Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2022 № 3-6/1 по делу об административном правонарушении,

с участием представителей сторон: от заявителя –не явились; от административного органа – Слинкин Д. А. по доверенности от 21.10.2019,

установил:

акционерное общество «Энергосбытовая компания «Восток» (далее – заявитель, общество, АО ЭСК «Восток») обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2022 № 3-6/1 по делу об административном правонарушении.

Требование мотивировано отсутствием события правонарушения.

            Общество явку представителей для участия в судебном разбирательстве не обеспечило. О времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. О причинах неявки не уведомило, об отложении судебного разбирательства не просило, иных ходатайств не заявило.

            Представитель административного органа в судебном заседании возражал относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает оспоренное решение законным и обоснованным.

            На основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя общества.

            Выслушав представителя административного органа и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Из материалов дела следует, что в адрес Службы 30.11.2021 (вх. № 27-ОГ-6377) поступило обращение гражданина, проживающего по адресу: г. Сургут, СНТ «Чистые пруды» ул. Таежная, д. 170, по вопросу незаконного отключения 23.11.2021 электрической энергии в жилом доме, без надлежащего уведомления собственника (потребителя коммунальной услуги).

В период с 07.12.2021 по 16.12.2021 Сургутским отделом инспектирования Службы в отношении АО ЭСК «Восток» проведена внеплановая документарная проверка по фактам, указанным в обращении.

В ходе проведения проверки установлено, что по состоянию на 13.10.2021 по адресу г. Сургут, СНТ «Чистые пруды» ул. Таежная, д. 170 образовалась задолженность в размере 160 256,15 руб., представляющая собой в соответствии с п. 118 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, неполную оплату, что позволяет исполнителю коммунальной услуги в силу п. 117 Правил № 354 ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя.

13.10.2021г. на официальной странице АО ЭСК «Восток» в сети Интернет на сайте https://www.vostok-electra.ru в разделе уведомление об ограничении энергоснабжения размещено предупреждение (уведомление) о введении ограничения режима потребления электроэнергии в г. Сургуте, которое содержало информацию о планируемом ограничении потребителей, имеющих задолженность за коммунальную услугу «электроснабжение».

Наряду с изложенным 14.10.2021 года на телефон потребителя передано смс-уведомление об ограничении энергоснабжения в связи с задолженностью за потребленную коммунальную услугу.

В связи с тем, что задолженность за электрическую энергию потребителем не погашена, общество ограничило подачу ресурса. Данные действия АО ЭСК «Восток» квалифицированы административным органом как нарушение пп.а) п. 119 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

21.01.2022 года уполномоченным лицом административного органа в отношении АО ЭСК «Восток» принято постановление № ж-6/с о назначении административного наказания за нарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена п. 7.23 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП) с назначением административного наказания в размере 5 000 руб.

Названное постановление оспорено обществом в судебном порядке.

            В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (статья 7.23 КоАП РФ).

Субъектом ответственности за правонарушение является лицо, в ведении которого находится обеспечение нормативного потребления ресурса, таким субъектов может быть управляющая организация.

Согласно пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации
от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам
и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями
и потребителями коммунальных услуг.

Коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами № 354, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений) (пункт 2 Правил № 354).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил № 354 условиями предоставления коммунальных услуг потребителю в МКД является предоставление таковых потребителю круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ и другими федеральными законами.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).

Основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг определяются Правилами № 354.

Согласно подпункту «а» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в том числе в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены Правилами.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие
у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил № 354).

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В соответствии с пунктом 119 Правил № 354 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги; в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Из приведенных норм права следует, что в целях ограничения коммунальной услуги исполнитель должен обладать доказательствами факта получения потребителем уведомления о возможном ограничении коммунальной услуги.

Соответствующая позиция Службы подтверждается судебной практикой (определение Верховного суда Российской Федерации от 10.07.2019 № 302-ЭС19-9896 по делу № А10-2205/2018; решение Суда от 12.05.2020 по делу № А75-3272/2020).

В поставленном перед судом правоотношении АО ЭСК «Восток» осуществило ограничение подачи электрической энергии абоненту, проживающему по адресу: г. Сургут, СНТ «Чистые пруды» ул. Таежная, д. 170, при отсутствии надлежащего уведомления такого абонента.

При изложенных обстоятельствах административный орган постановил правомерный вывод о наличии в действиях общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ.

Доводы заявителя о соблюдении обществом порядка направления предупреждения об имеющейся задолженности отклоняется судом, поскольку подпунктом «а» пункта 119 Правил № 354 предусмотрен специальный порядок извещения потребителя-должника о неполной уплате коммунальной услуги и возможном введении ограничения (приостановления) предоставления такой коммунальной услуги.

Так, основной критерий, закрепленный в пункте 119 Правил № 354, заключается в том, что избранный организацией способ уведомления должен подтверждать факт и дату получения потребителем соответствующего предупреждения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности соблюдения им вышеперечисленных требований действующего правового регулирования, а также о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения указанного выше административного правонарушения.

Наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.23 КоАП РФ, административным органом установлено и подтверждается материалами дела.

Соблюдение процедуры и срока привлечения к административной ответственности, а также наличие полномочий у административного органа на составление протокола
об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении
к административной ответственности установлено судом и заявителем не оспаривается. Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное заявителем правонарушение как малозначительное или заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение, не установлено.

Суд считает, что назначенное Службой Жилстройнадзора наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 5000 руб. является адекватным и соразмерным содеянному.

Следовательно, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.

Оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, требования заявителя удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

            Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

          Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

          В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

            По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

            Судья                                                                                                А. Н. Заболотин