ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-2996/2011 от 31.05.2011 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина, 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

01 июня 2011г.

Дело № А75-2996/2011

Резолютивная часть решения объявлена 31 мая 2011г.

Полный текст решения изготовлен 01 июня 2011г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Загоруйко Н.Б., при ведении протокола судебного заседания секретарём Савельевой С.С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры об оспаривании ненормативного правового акта пенсионного органа (решение № 02700711РК0002350 от 11.04.2011г.)

с участием представителей:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 26.05.2011 №39, ФИО2, по доверенности от 23.05.2011г. № 42, ФИО3, по доверенности от 23.05.2011г. №43,

от ответчика - ФИО4, по доверенности от 27.12.2010г.,

  установил:

Муниципальное унитарное предприятие города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» (далее - МУП г. Нижневартовска «САТУ», Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты – Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее-Управление) от 11.04.2011г. №027 007 11 РК 0002350 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части суммы штрафа.

Стороны, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание явились их представители.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, Управление, рассмотрев акт камеральной проверки в отношении МУП г. Нижневартовска «САТУ», вынесло решение № 027 007 11 РК 0002350 от 11.04.2011г. о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Названным решением Предприятие привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 3 842 031 рубль 40 копеек.

Считая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Обязанность своевременного представления плательщиками страховых взносов по начисленным и уплаченным страховым взносам установлена пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ.

Нарушение сроков представления расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам, установленных пунктом 1 части 9, частью 15 статьи 15, частями 5 и 6 статьи 16 Закона № 212-ФЗ, в соответствии с частями 1 или 2 статьи 46

Закона № 212-ФЗ влечёт ответственность плательщиков страховых взносов - организаций и индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечёт взыскание штрафа в размере

5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчёта, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Согласно пункту 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ  плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учёта отчётность - не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

Должностное лицо территориального органа ПФР в период трех месяцев со дня представления расчета по страховым взносам по формам РСВ-1, РСВ-2, утвержденным Приказами Минздравсоцразвития России от 12.11.2009г. № 894н "Об утверждении

формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам" и № 895н "Об утверждении формы расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам", проводит камеральную проверку таких расчетов.

В случае установления фактов нарушения плательщиками страховых взносов установленных сроков представления расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется в порядке и сроки, установленные статьёй 38 Закона № 212-ФЗ.

На основании пункта 2.1 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утверждённых Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010г. № 120р, при вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредставление в территориальный орган ПФР по месту своего учёта в установленный Законом № 212-ФЗ срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ) размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчётный период.

При нарушении установленного срока представления расчёта до 180 календарных дней (180-й день включительно) на плательщиков страховых взносов налагается штраф в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе представленного расчёта, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

При нарушении установленного срока представления расчёта более 180 календарных дней налагается штраф в размере 30 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчёта, и 10 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчёта, за каждый полный или неполный месяц, но не менее 1000 рублей.

При вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчётный период.

Состав правонарушения устанавливается должностным лицом территориального органа ПФР и подтверждается следующими документами:

- актом (выпиской из акта) проверки;

-расчётом по начисленным и уплаченным страховым взносам с отметкой о приёме;

-документом, подтверждающим доставку расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам (включая доставку по каналам связи).

Таким образом, штраф исчисляется не от суммы остатка страховых взносов, подлежащих уплате на конец отчётного периода, а от суммы начисленных страховых взносов, подлежащих уплате (стр. 100 + стр. 110), доплате (строка 120) на основе этого расчёта за отчётный период. Для отражения итоговой суммы страховых взносов, подлежащих уплате за отчётный период, предназначена строка 130 формы РСВ-1 ПФР.

Следовательно, сумма штрафа должна быть рассчитана исходя из значения строки 130 формы РСВ-1 ПФР.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона № 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжёлое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Из части 4 указанной статьи следует, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности ( часть 4 статьи 44 Закона № 212-ФЗ).

Согласно пункта 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьёй НК РФ. Следует отметить, что в данной норме максимальный предел снижения размера штрафа не предусмотрен.

В Законе № 212-ФЗ отсутствует аналогичное указанному в пункте 3 статьи 114 НК РФ положение. Тем не менее Закон № 212-ФЗ не устанавливает максимальный предел снижения санкции за нарушение.

Таким образом, орган контроля за уплатой страховых взносов исходя из конкретных обстоятельств дела вправе уменьшить размер штрафа по части 1 статьи 46 Закона № 212-ФЗ более чем в два раза в случае наличия обстоятельств, признаваемых смягчающими для целей Закона № 212-ФЗ.

Согласно пункту 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003г. № 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной статьёй 119 Налогового кодекса РФ.

Из Постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1999г. № 11-П "По

делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах

налоговой полиции" следует, что штрафные санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности ответственности характеру допущенного нарушения в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя.

Соответствие вытекающим из Конституции РФ требованиям должно сохраняться и при определении размера санкции за нарушение положений Закона № 212-ФЗ.

В рассматриваемом случае, суд, проанализировав обстоятельства дела, оценив имеющиеся доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, считает, что Предприятием допущено нарушение срока представления расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам, данный факт не отрицает и заявитель.

При этом суд признаёт просрочку представления расчёта в пенсионный орган незначительной с учётом срока представления расчёта 24.02.2011г. Таким образом, срок просрочки составил 6 дней, исключая выходные- 19.02.2011г, 20.02.2011г. и праздничный день 23.02.2011г., т.е. неполный месяц.

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате, согласно расчёту составила

38 420 317 рублей, соответственно сумма штрафа составляет 1 921 016 рублей

(38 420 317 рублей х 5%).

Из оспариваемого решения о привлечении от 11.04.2011г. следует, что пенсионный орган неверно определил сумму штрафа.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Управление в обоснование законности своих действий не представило суду соответствующие доказательства обоснованности принятого решения в отношении заявителя.

  Суд, установив все обстоятельства, имеющие значение для дела, пришёл к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность : добросовестность налогоплательщика, небольшой пропуск срока представления отчёта, отсутствие вредных последствий для бюджета, несоразмерность суммы штрафа последствиям его несвоевременного представления.

Усматриваются основания для уменьшения суммы штрафа более чем в два раза - до минимального размера в 100 рублей.

В связи с изложенным, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Судом признаётся недействительным обжалуемое решение от 11.04.2011г.

№ 027 007 11 РК 0002350 Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты – Мансийского автономного округа - Югры о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах Российской Федерации в части суммы штрафа, превышающей 100 рублей.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По своей природе госпошлина относится к судебным расходам.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

В части 1 статьи 110 АПК РФ гарантируется возмещение всех понесённых судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган. Указанная позиция изложена в письме Высшего Арбитражного суда РФ от 08.06.2009 №ВАС - СО3/УП- @72.

Таким образом, уплаченная платёжным поручением №938 от 15.04.2011г. государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит взысканию с ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре.

Поскольку госпошлина заявителем уплачена излишне, сумма в размере 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 168-176, 180, 200, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л:

заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение от 11.04.2011г. № 027 007 11 РК 0002350 Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты – Мансийского автономного округа - Югры о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах Российской Федерации в части суммы штрафа, превышающей 100 рублей.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Нижневартовске Ханты – Мансийского автономного округа - Югры в пользу Муниципального унитарного предприятия города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты – Мансийскому автономному округу - Югре произвести возврат Муниципальному унитарному предприятию города Нижневартовска «Специализированное автотранспортное управление» из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины, излишне уплаченной по платёжному поручению № 938 от 15.04.2011г.

Решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного апелляционного суда.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд (г.Омск), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (арбитражный суд кассационной инстанции) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Н.Б. Загоруйко