Арбитражный суд
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск
31 мая 2021 г. Дело № А75-18712/2020
Дело № А75-3043/2012
Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2021 года.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
судьи Голубевой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем
ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело № А75-18712/2020
по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН <***> от 17.09.2004, ИНН <***>, адрес: 625000, <...>) к акционерному обществу «Каюм Нефть» (ОГРН <***> от 09.12.2010, ИНН <***>, адрес: 628180, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>) о взыскании задолженности и пени по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы в общей сумме 147 255 431 рубля 15 копеек,
при участии представителей:
от истца - ФИО2, доверенность № 02-830 от 21.01.2021,
от ответчика – ФИО3, доверенность № КН-311 от 18.11.2020,
от третьего лица – не явились, извещены.
у с т а н о в и л:
Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора) обратилось
в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением
к акционерному обществу «Каюм Нефть» (далее – ответчик, Общество, АО «Каюм Нефть») о взыскании задолженности и пени по плате за негативное воздействие
на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы в общей сумме 147 255 431 рубля
15 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Юкатекс-Югра» (далее – ООО «Юкатекс-Югра»).
Заявленные требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.
Ответчик представил возражения на заявление, просит в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на истечение срока исковой давности со ссылками на статью 199 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)
по требованиям о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
за 2016 год на сумму 70 229 121 рубля 11 копеек (т.5 л.д. 46-51).
От истца поступили возражения на отзыв ответчика (т.5 л.д. 37-39), от истца поступили пояснения к исковому заявлению (т.5 л.д. 78-84).
Протокольным определением от 11.052.2021 судебное заседание отложено
на 24.05.2021.
До судебного заседания от ответчика поступили письменные пояснения.
В судебном заседании от истца поступили дополнительные документы, письменные прения.
В судебном заседании представитель Управления Росприроднадзора поддержал заявленные требования, представитель Общества просил отказать в удовлетворении требований по доводам отзыва и дополнений к нему.
Заслушав представителей заявителя и ответчика, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
АО «Каюм Нефть» состоит на учете в Управлении Росприроднадзора в качестве объекта хозяйственной деятельности, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
АО «Каюм Нефть» представляло в адрес Управления первичные расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2019 годы, производило частичную оплату указанной платы. Так, за 2016 год первичная декларация была представлена 24.03.2017 на сумму 5 617 837,93 руб., за 2017 год – 19.03.2018 на сумму 6 183 009,77 руб., за 2018 год - 06.03.2019 на сумму 35 661 466,24 руб. и за 2019 год – 10.03.2020 на сумму 48 157 304,70 руб.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что Обществом вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды на основании первоначально представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе за 2016 год в сумме 8 883 834,66 руб., за 2017 год
в сумме 2 917 013 руб., за 2018 год в сумме 4 637 257,32 руб., за 2019 год в сумме 37 257 954,67 руб.
В связи с невнесением в полном объеме платы за 2016 и 2017 годы Управление Росприроднадзора направило в адрес Общества претензию от 04.12.2019, указав возражения относительно расчета платы самим Обществом, произведенным в декларациях за 2016 и 2017 годы.
АО «Каюм Нефть» 23.03.2020 представило в адрес Управления Росприроднадзора уточненные декларации за 2016-2018 годы с приложением пояснительных записок и дополнительных документов. Корректировка платы произведена Обществом с учетом затрат, понесенных на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 255 от 03.03.2017 (далее – Правила № 255).
Проверив представленные Обществом уточненные декларации за 2016-2018 годы, Управление Росприроднадзора направило в адрес Общества претензию от 30.06.2020 с указанием на отсутствие оснований для корректировки платы (т.1, л.д. 14-17); по мнению Управления Росприроднадзора по результатам рассмотрения представленных Обществом вместе с уточненными декларациями документов и пояснительных записок размер платы за 2016 год составил 70 229 121,11 руб., за 2017 год – 28 475 157,16 руб., за 2018 год – 35 654 250 руб. без применения показателя покрытия затрат, порядок определения которого установлен Положением об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1148 от 08.11.2012 (далее – Положение № 1148).
В названной претензии отражено требование об уплате Обществом платы за 2016 год в размере 70 229 121,11 руб., за 2017 год – 28 475 157,16 руб., за 2018 год – 35 654 250 руб., за 2019 год – 48 157 304,70 руб. (по 2019 году уточненная декларация не подавалось), указано на частичную внесение Обществом платы за 2016 год на сумму
8 883 834,66 руб.; за 2017 год на сумму 2 917 013,00 руб.; за 2018 год на сумму
4 637 257,32 руб.; за 2019 года на сумму 37 257 954,67 руб.
Согласно справке-расчету Управления Росприроднадзора № 07 от 28.09.2020 задолженность АО «Каюм Нефть» по платежам за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018, 2019 годы составляет 128 819 774,01 руб. Пени за несвоевременное и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, исчисленные Управлением Росприроднадзора в соответствии с пунктом 33 Правил № 255, составляют 18 435 657,14 руб. (т. 4 л.д. 119-120).
Претензия от 30.06.2020 получена Обществом 17.07.2020 (т.1, л.д. 18), ответа
на претензию не представлено.
Поскольку указанную в претензии сумму платы ответчик в течение тридцати дней
со дня получения претензии не произвел, Управление обратилось в арбитражный суд
с рассматриваемым заявлением.
Возражая против доводов заявителя, ответчик ссылается на пропуск срока исковой давности по требованиям платы за 2016 год, который, по мнению ответчика, надлежит исчислять с 10.03.2017 и на момент обращения Управления суд с заявлением истек.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что им откорректированы декларации за 2016-2019 годы, возражений от Управления по представленным Обществом вместе
с уточненными декларациями документам не поступило, то есть Общество подтвердило право на зачет затрат, понесенных Обществом в 2016-2018 годах на финансирование мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Суд, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, считает подлежащими удовлетворению заявленные Управлением Росприроднадзора требования.
На основании приказа Росприроднадзора от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 №717», Положения, утвержденного приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 №489, на Управление Росприроднадзора возложены полномочия в части осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 № 110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на соответствующей территории наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы
за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, с требованием о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду обратилось уполномоченное лицо.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, в том числе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона № 7-ФЗ).
Согласно статье 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 17 Закона № 7-ФЗ государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. Государственная поддержка деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством: предоставления налоговых льгот в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации; выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду определен в статьях 16.1 - 16.5 Закона № 7-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
При исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду лица, обязанные вносить плату, вправе осуществлять самостоятельно в установленном Правительством Российской Федерации порядке корректировку ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 10 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 11 статья 16.3 Закона № 7-ФЗ).
Затраты, указанные в пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ и не учтенные при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды, но не более чем в течение срока выполнения плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности (пункт 12 статья 16.3 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера, вносится не позднее 1 -го марта года, следующего за отчетным периодом.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в спорном периоде времени установлены Правилами № 255.
В соответствии с пунктом 24 Правил № 255 (применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016) при исчислении платы лица, обязанные вносить плату, вправе самостоятельно осуществлять корректировку (уменьшение) ее размера, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 23 Правил № 255.
Из суммы платы вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы по тем показателям (по каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы в части выбросов и (или) сбросов загрязняющих веществ), по которым в соответствии с планами снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади предусматривается снижение таких выбросов и (или) сбросов (далее - планы снижения выбросов и сбросов) (пункт 25 Правил № 255).
Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в планы снижения выбросов и сбросов, а также расходы на реализацию мероприятий по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа (пункт 26 Правил № 255).
При корректировке размеров платы не учитываются затраты, не указанные
в пункте 26 данных правил, в том числе затраты на капитальный ремонт (пункт 27 Правил № 255).
Затраты, указанные в пункте 26 Правил № 255 и не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения планов снижения выбросов и сбросов (пункт 28 Правил № 255).
Расходы на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия
на окружающую среду при корректировке размеров платы и расходы на реализацию мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа при расчете показателя покрытия затрат, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, подтверждаются следующими документами:
а) план мероприятий по охране окружающей среды или программа повышения экологической эффективности, проект по полезному использованию попутного нефтяного газа и отчеты о ходе их исполнения;
б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, проектом по полезному использованию попутного нефтяного газа, с начала
их реализации;
в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ
по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты
о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;
г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка
с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий
по снижению негативного воздействия на окружающую среду и мероприятий
по обеспечению полезного использования попутного нефтяного газа (пункт 29 Правил
№ 255).
В силу пункта 30 Правил № 255 в случае если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном периоде корректировку ее размера либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в пункте 29 Правил № 255 (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы либо расчет показателя покрытия затрат на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа), указывается в декларации о плате.
Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего
за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов производства и потребления декларацию о плате (пункт 35 Правил № 255).
Анализ указанных норм законодательства об охране окружающей среды свидетельствует о том, что в Российской Федерации предусмотрено право плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду скорректировать размер такой платы в сторону уменьшения при условии включения в план мероприятий по охране окружающей среды либо в проект по полезному использованию попутного нефтяного газа мероприятий, определенных законодательством и направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду эксплуатируемого лицом объекта негативного воздействия, а также при условии предоставления доказательств их фактической реализации и несении затрат.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, соглашается с доводами Управления Росприроднадзора о том, что при подаче скорректированных деклараций Общество не подтвердило несение затрат на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой мероприятий по полезному использованию попутного нефтяного газа на 2013-2020 годы по Западно-Каюмовскому лицензионному участку недр (далее – Программа, т.5, л.д. 94-130).
Пунктом 4 Программы утверждены мероприятия по достижению планируемых уровней утилизации попутного нефтяного газа, в том числе:
по Каюмовскому месторождению:
- аренда энергоцентра для Каюмовского месторождения на базе газотурбинных электростанций типа "ПАЭС-2500" общей мощностью 7,5 МВт в количестве 3 шт.
- строительство Электростанции на базе приобретаемых ГТЭС "УРАЛ-6000" (2 шт.) общей мощностью 12 МВт для обеспечения электроэнергией потребителей Каюмовского месторождения;
- строительство Установки нагрева рабочего агента (У HP А);
- строительство газокомпрессионной станции и установки подготовки ПНГ для его дальнейшей транспортировки к объектам утилизации;
- строительство газопровода диаметром 159 мм протяженностью 40 км от Установки подготоки нефти (УПН) Каюмовского месторождения до Пункта налива нефти (ПНН);
- строительство электростанции на базе микротурбин Capstone С65 общей мощностью 7,5 МВт для обеспечения электроэнергией контрольно-пропускного пункта;
- строительство электростанции на базе ГТЭС "ПАЭС-2500" общей мощностью 7,5 МВт для обеспечения электроэнергии ПНН и сторонних потребителей;
по Лумутинскому месторождению:
- строительство электростанции для обеспечения собственных нужд месторождения электроэнергией на базе ГТЭС «ПАЭС-2500» общей мощностью 5 МВт;
- строительство установки нагрева рабочего агента (УНРА);
- строительство газопровода протяженностью 6 км, от точки врезки в газопровод диаметром 159 мм УПН-ПНН до куста № 1.
Представляя откорректированные декларации за 2016-2018 годы и первичную декларацию за 2019 год, Общество ссылалось на несение затрат в соответствии с указанными в программе мероприятиями.
Так, по уточненной декларации за 2016 год Общество сослалось на то, что в рамках реализации Программы осуществлены мероприятия по выполнению инжиниринговых работ по разработке проекта газоперерабатывающего комплекса в Кондинском районе для переработки природного и попутного газа общим объемом 800 миллионов кубометров в год в рамках заключенного Обществом с НИИ «СибНефтеГазПроект» договора
№ 015/ГП-У от 03.04.2015 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 18.08.2016). Общество указывает, что в 2016 году в рамках названного договора были выполнены следующие этапы работ: сравнение наиболее перспективных вариантов с учетом затрат по снижению рисков; выбор оптимального варианта использования нефти на этапе ОПЭ; выводы.
Факт несения затрат на выполнение указанных мероприятий подтвержден Обществом платежным поручением № 505 от 17.08.2016г. на 100 000 000 руб., актом выполненных работ № 1 от 17.01.2017.
Суд соглашается с доводами Управления Росприроднадзора о том, что Программой разработка указанного в договоре проекта газоперерабатывающего комплекса в Кондинском районе для переработки природного и попутного газа общим объемом 800 миллионов кубометров в год не предусмотрена, как и строительство такого газоперерабатывающего комплекса.
Таким образом, несение указанных затрат на оплату по договору
с НИИ «СибНефтеГазПроект», не предусмотренное Программой, по смыслу пункта 29 Правил № 255, не может подтверждать затраты Общества на реализацию программных мероприятий.
Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно статье 4 Градостроительного кодекса РФ инженерные изыскания проводятся для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Следовательно результатом инженерных изысканий будет являться не сам проект
на строительство, а лишь изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования (Свод правил 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства»), то есть предпроектная работа.
Доказательств принятия от НИИ «СибНефтеГазПроект» каких-либо подобных работ при осуществлении мероприятий, предусмотренных Программой, в материалы дела не представлено, как не представлено и доказательств использования результатов работ, выполненных НИИ «СибНефтеГазПроект», в целях осуществления мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Судом отклоняется ссылка ответчика на положения статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, поскольку результатом осуществления проектных работ является проектная документация, которая представляет собой совокупность материалов в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяет архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно- технические решения для обеспечения строительства объектов различного назначения. Обществом не представлено доказательств существования проектной документации, утвержденной в установленном порядке и получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, основанной на исследованиях, проведенных НИИ «СибНефтеГазПроект» в рамках договора № 015/ГП-У от 03.04.2015.
По уточненной декларации за 2017 год Общество сослалось на то, что в рамках реализации Программы Обществом в 2017 году оплачена разработка рабочей документации (Этап 2) по объекту «Техническое перевооружение системы электроснабжения Западно-Каюмовского месторождения. Энергоцентр» по договору
№ 013/3- КЛУ-14/СНГП от 31.01.2014 на выполнение проектно-изыскательских работ и оказание услуг по осуществлению авторского надзора за строительством, заключенному
с НИИ «СибНефтеГазПроект». В подтверждение факта несения затрат Обществом представлена копия платежного поручения № 19 от 12.01.2017 на сумму 100 000 000 руб. и акт выполненных работ от 29.01.2018.
Действительно, как обосновано указывает Общество, Программа в пункте 4.1 предусматривает строительство энергокомплекса, в том числе энергоцентра.
В то же время разделом 7 договора № 013/3-КЛУ-14/СНГП от 31.01.2014, заключенного между Обществом и НИИ «СибНефтеГазПроект» определено, что проектировщиком осуществляется согласование результатов проектно-изыскательских работ с органами государственной экспертизы; аналогичные требования отражены в задании на проектирование, являющемуся приложением № 1 к дополнительному соглашению № 7 от 26.12.2016, что не оспаривается ответчиком.
Вместе с тем, по состоянию на 11.05.2021 ни ответчик, ни НИИ «СибНефтеГазПроект» в Управление Росприроднадзора за прохождением государственной экологической экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, не обращались, что подтверждается представленной в материалы дела служебной запиской отдела разрешительной деятельности Управления Росприроднадзора.
Таким образом, Обществом не представлено доказательств того, что проектно-изыскательские работы выполнены в соответствии с условиями договора № 013/3-КЛУ-14/СНГП от 31.01.2014 и используются либо могут использоваться в последующем Обществом в целях, предусмотренных Программой.
Пунктом 23 Правил № 255 предусмотрено, что в случае несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67.1 Закона № 7-ФЗ, исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 Правил № 255, по формуле, указанной в пункте 21 Правил № 255, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Как указывает Управление Росприроднадзора, в предъявляемый ответчиком для зачета затрат период снижение выбросов загрязняющих веществ не достигнуто, что свидетельствует о невыполнении Программы утвержденной самим ответчиком. Указанное обстоятельство подтверждается представленным в материалы дела актом проверки № 44 от 02.03.2021 и по существу ответчиком не оспаривается.
По уточненной декларации за 2018 год Общество сослалось на то, что в рамках реализации Программы Обществом запланированы и выполнены мероприятия по строительству энергоцентра на основании договора № СИ-КМ/0517 от 05.05.2017 (в редакции дополнительного соглашения № 1 от 12.08.2017 и соглашения о перемене лица в обязательстве по договору № СИ-КМ/0517 от 02.10.2017), заключенному с ООО «СтройИнджиниринг», а впоследствии по договору с новым подрядчиком ООО «Тайфун».
В соответствии с условиями договора № СИ-КМ/0517 АО «Каюм Нефть» произвело оплату стоимости работ авансовыми платежами:
- в размере 106 616 250 руб. платежным поручением № 429 от 30.05.2017;
- в размере 124 385 625 руб. платежным поручением № 416 от 20.06.2017;
- в размере 126 833 520,23 руб. платежным поручением № 423 от 29.06.2017.
Как пояснил ответчик, в связи со сменой подрядчика, выполняющего работы по договору, затраты АО «Каюм Нефть» были приняты к учету в 2018 году по акту о приемке выполненных работ № 1 от 31.07.2018.
Вместе с тем, как правомерно указывает заявитель, Общество не подтвердило
на основании чего им проводилось строительство, не представив проект на строительство энергоцентра, положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию, разработанную на указанный объект, разрешение
на строительство объекта капитального строительства, разрешение на ввод объекта
в эксплуатацию, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 55 Градостроительного кодекса РФ.
Кроме того, в нарушение требований подпункта «а» пункта 29 Правил № 255 Обществом не представлен отчет о ходе исполнения Программы.
Таким образом, суд соглашается с доводами заявителя о том, что Общество с помощью относимых и допустимых доказательств не подтвердило факт несения затрат в 2018 году на мероприятия, предусмотренные Программой и направленные на снижение выбросов загрязняющих веществ.
По декларации за 2019 год, представленной Обществом 10.03.2020, ответчик учел затраты, понесенные на аренду энергокомплекса на базе ПАЭС-2500 на УПН Каюмовского месторождения на основании договора № ЮЮ-120/12 от 06.09.2012, заключенного между ООО «Юкатекс-Югра» и ООО «Заполярэнергорезерв». По условиям указанного договора ООО «Юкатекс-Югра» арендует у ООО «Заполярэнергорезерв» оборудование для обеспечения электроэнергией потребителей и оборудования
ООО «Юкатекс-Югра», используемого для добычи, подготовки и транспортировки нефтесодержащей жидкости или нефти на объектах нефтедобычи Западно-Каюмовского лицензионного участка, а также ООО «Заполярэнергорезерв» оказывает услуги по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.
В свою очередь ООО «Юкатекс-Югра», как указывает ответчик, в соответствии с операторским договором оказывает Обществу услуги по добыче, сбору, подготовке нефтесодержащей жидкости, транспортировке и сдаче нефти путем.
Вместе с тем доказательств несения затрат по указанному договору ответчиком не представлено (подпункт «б» пункта 29 Правил № 255).
Приказом Минприроды России от 05.08.2013 № 274 утверждены инструктивно-методические указания по взиманию платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, согласно пункту 25 которых к затратам на реализацию проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа относятся документально подтвержденные затраты на сокращение показателя сжигания, в том числе затраты на долевое участие в совместных проектах с юридическими лицами, осуществляющими переработку попутного нефтяного газа, включая затраты на проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, приобретение оборудования.
Таким образом, как обоснованно указывает заявитель, затраты, понесенные на аренду оборудования, не могут быть отнесены к затратам на реализацию мероприятий по полезному использованию нефтяного попутного газа, поскольку не влекут снижения негативного воздействия на окружающую среду.
В связи с указанным ссылка ответчика на положения ранее упомянутых Правил
№ 1148 не может быть принята во внимание, поскольку в целом нормы права, регулирующие спорные правоотношения, не предусматривают учет затрат по аренде оборудования, поскольку такое мероприятие не влечет снижение негативного воздействия на окружающую среду
Частью 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что государственная поддержка, в том числе в виде предоставления льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется при реализации следующих мероприятий:
1) внедрение наилучших доступных технологий;
2) проектирование, строительство, реконструкция:
систем оборотного и бессточного водоснабжения;
централизованных систем водоотведения (канализации), канализационных сетей, локальных (для отдельных объектов хозяйственной и (или) иной деятельности) сооружений и устройств по очистке сточных, в том числе дренажных, вод, по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;
сооружений и установок по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, термической обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферный воздух;
3) установка:
оборудования по улучшению режимов сжигания топлива;
оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления;
автоматизированных систем, лабораторий по контролю за составом, объемом или массой сточных вод;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по контролю за составом загрязняющих веществ и объемом или массой их выбросов в атмосферный воздух;
автоматизированных систем, лабораторий (стационарных и передвижных) по наблюдению за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды;
4) обеспечение полезного использования попутного нефтяного газа.
Ответчиком не представлено доказательств того, что аренда оборудования, используемого ООО «Юкатекс-Югра», приводит к сокращению показателя сжигания и (или) рассеивания попутного нефтяного газа на Западно-Каюмовском лицензионном участке.
Исходя из изложенного, суд соглашается с доводами Управления Росприроднадзора об отсутствии правовых оснований для принятия к зачету затрат, понесенных ответчиком в 2016, 2017, 2018, 2019 годы, поскольку указанные Обществом затраты не связаны
с исполнением мероприятий, предусмотренных Программой. Оплата Обществом работ, которые не повлекли за собой снижение необходимого уровня загрязнения окружающей среды, а также реализацию целей, предусмотренных частью 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ, не может быть признана законным основанием для уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, суд признает обоснованными требования Управления Росприроднадзора о взыскании с Общества с учетом частичной оплаты, произведенной ранее, задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в сумме 61 345 286,45 руб., за 2017 год в сумме 25 558 144,16 руб., за 2018 год в сумме 31 016 993,37 руб., за 2019 год в сумме 10 899 350,03 руб.
Доводы ответчика о пропуске срока исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по плате за 2016 год подлежат отклонению.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно статье 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. В соответствии со статьей 200 ГК РФ течение срока давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Исходя из пункта 1 статьи 16.3, пункта 8 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ, пункта 8 Правил № 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно и подлежит отражению
в представляемой в уполномоченный орган по итогам отчетного периода декларации
о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 49 Правил № 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлено, что лицо, обязанное вносить плату, в течение 9 месяцев после истечения срока, установленного пунктом 35 Правил № 255, не представило декларацию
о плате за отчетный период и (или) предыдущие 2 года и (или) не внесло плату либо внесло ее не в полном объеме в соответствии со статьей 16.4 Закона № 7-ФЗ, администратор платы направляет указанному лицу требование о представлении декларации о плате и (или) о внесении сумм платы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за соответствующие периоды, а также пеней, начисляемых в соответствии с пунктом 33 Правил № 255.
Лицо, обязанное вносить плату, должно представить декларацию о плате на основании фактических данных и обосновывающих документов, погасить имеющуюся задолженность по плате в срок не позднее 15 календарных дней со дня получения требования. По истечении указанного срока в случае наличия задолженности по плате администратор платы в соответствии с законодательством Российской Федерации начинает процедуру взыскания платы и пеней в судебном порядке.
О нарушении права на получение платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленном размере заявитель узнал при подаче Обществом уточненных деклараций за 2016-2018 годы (23.03.2020) и декларации за 2019 год (10.03.2020). Именно при подаче указанных деклараций Обществом был уменьшен размер платы со ссылкой на осуществление мероприятий, предусмотренных Программой.
Кроме того, исходя из пункта 49 Правил № 255, Общество обязано было представить декларацию о плате за 2016 год до 10.03.2017; Управление Росприроднадзора обязано было проверить указанную декларацию в течение 9 месяцев (то есть до 10.12.2017), после чего направить в адрес Общества требование о внесении суммы платы за 2016 год
в бюджет.
В суд с рассматриваемым заявлением Управление Росприроднадзора обратилось 23.11.2020, то есть в пределах трехлетнего срока.
Согласно части 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока.
Пунктом 33 Правил № 255 предусмотрено, что несвоевременное или неполное внесение лицом, обязанным вносить плату, платы, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пеней ключевой ставки Банка России, но не более чем в размере 0,2 процента за каждый день просрочки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после окончания сроков, определенных в пунктах 32 и 34 Правил № 255. Окончанием периода, за который начисляются пени, признается дата погашения лицом, обязанным вносить плату, задолженности по плате в соответствии с платежным поручением о перечислении средств в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку суд пришел к выводу о законности требований заявителя о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2019 годы, у заявителя имеются основания для взыскания с ответчика пени по правилам
части 4 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ и пункта 33 Правил № 255. Расчет пени, представленный Управлением Росприроднадзора, не оспорен ответчиком, проверен судом и признан арифметически верным.
Таким образом, с Общества подлежит взысканию пени за несвоевременное
и неполное внесение платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа,
в размере 18 435 657,14 руб.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности
и взаимосвязи, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке заявитель освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета в размере
200 000 рублей 00 копеек.
Руководствуясь статьями67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
РЕШИЛ:
заявление Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования удовлетворить.
Взыскать с акционерного общества «Каюм Нефть» задолженность по плате
за негативное воздействие на окружающую среду за 2016, 2017, 2018 и 2019 годы в общей сумме 147 255 431 рубля 15 копеек, в том числе сумму основного долга в размере 128 819 774 рублей 01 копейки и пени в размере 18 435 657 рублей 14 копеек.
Сумма задолженности подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель – УФК МФ по ХМАО-Югре (Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), ИНН <***>, КПП 720301001, банк получателя РКЦ г. Ханты-Мансийск, р/с <***>, БИК 047162000, ОКТМО 71816000, КБК (основной долг) 04811201070016000120, КБК (пени) 04811201070012100120.
Взыскать с акционерного общества «Каюм Нефть» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения
на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении
или вручены им под расписку.
Судья Е.А. Голубева