ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3046/2022 от 28.04.2022 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

11 мая 2022 г.

Дело № А75-3046/2022

Резолютивная часть решения объявлена 28 апреля 2022 г.

Решение изготовлено в полном объеме 11 мая 2022 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  в составе судьи Истоминой Л.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нигматуллиной А.Э., рассмотрев в судебном заседании с использованием системы веб-конференции дело по заявлению Администрации города Лангепаса
к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда  Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании решения,

с участием представителей сторон:

от заявителя – ФИО1 по доверенности от 15.11.2021 № 82,

от заинтересованного лица – не явились,

установил:

Администрация города Лангепаса (далее - заявитель, администрация) обратилась
в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (далее - заинтересованное лицо, Пенсионный фонд) о признании незаконным
и отмене решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
от 08.02.2022 № 647.

Заявленные требования мотивированы тем, что сведения по форме СЗВ-ТД
на застрахованных лиц за ноябрь 2021 года представлены на бумажном носителе с целью соблюдения сроков предоставления отчетности. Данное нарушение было допущено
по независящим от страхователя причинам, в период оформления сертификата электронной подписи главы муниципального образования.

Пенсионный фонд в возражениях на заявление просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (л.д. 39-41).

Определением суда от 31.03.2022 судебное заседание назначено на 28.04.2022
на 11 час. 40 мин.

К судебному заседанию от заявителя в электронном виде поступило дополнение
к заявлению от 15.04.2022.

В связи с поступлением от представителя заявителя ФИО1 ходатайства
об участии в онлайн-заседании представителя и его удовлетворением судом судебное заседание суда проведено с применением сервиса «Онлайн-заседания» (https://kad.arbitr.ru/).

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечило явку своего представителя в суд, возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствии не заявило.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие фактические обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Пенсионным фондом в отношении администрации проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты
и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренного пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее  - Закон № 27-ФЗ), а также порядка представления сведений, предусмотренных пунктами 2-2.4 и пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ,
в форме электронного документа.

Проверка проведена на основании представленных администрацией сведений
о трудовой деятельности зарегистрированных лиц по форме СЗВ-ТД в отношении четырех застрахованных лиц за ноябрь 2021 года.

В соответствии с пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь
в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц
за предшествующий отчетный период - месяц превышает 10 человек, представляет сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД в форме электронного  документа, подписанного усиленной квалифицированной  электронной подписью в соответствии
с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2021 год представлены  страхователем на 146 застрахованных лиц.

Страхователем 15.11.2021 были представлены сведения по форме СЗВ-ТД
за ноябрь 2021 года на четырех зарегистрированных лиц на бумажном носителе.

Пенсионный фонд пришел к выводу о нарушении администрацией законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, что выразилось в предоставлении сведений
на бумажном носителе, о чем составлен акт № 647 от 22.12.2021 (л.д. 42).

Администрацией представлены возражения на акт проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений на акт, Пенсионным фондом 08.02.2022 вынесено решение № 647 о применении финансовых санкций к страхователю за нарушение законодательства Российской федерации
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусматривающее ответственность по части 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ
в виде взыскания финансовой санкций в сумме 4 000 рублей (л.д. 44-46).

На основании  решения № 647 от 08.02.2022 администрации выставлено  требование  № 647 от 09.03.2022 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства
об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства (л.д. 47-48).

Полагая, что принятое решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
не основано на доказательствах виновности администрации в совершенном правонарушении, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением
в порядке главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации
и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности.

Из положений статей 198, 200, 201 АПК РФ следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав
и законных интересов возлагается на заявителя.

Оценив с учетом указанных правил представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены оспариваемого решения Пенсионного фонда.

Правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, Закон № 27-ФЗ и Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон
№ 167-ФЗ).

Исходя из смысла Закона № 27-ФЗ страхователем осуществляется индивидуальный (персонифицированный) учет о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона № 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные отделения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ администрация является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Пунктом 2 статьи 14 Закона № 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Частью 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ установлено, что сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Указанные сведения могут быть представлены страхователем лично либо через законного или уполномоченного представителя.

На основании статьи 8.1 Закона № 27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений
в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок предоставления сведений о застрахованных лицах в органы Пенсионного фонда России установлен статьей 11 Закона № 27-ФЗ, согласно которой страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения
для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Порядок, форма и сроки предоставления указанных сведений установлены
статьей 11 Закона № 27-ФЗ, согласно пункту 2.6 статьи 11 которой страхователь в случае,
если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц превышает 10 человек, представляет сведения, указанные
в пункте 2.4 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц.

Формирование сведений о трудовой деятельности в форме электронного документа осуществляется страхователем с использованием программно-технических средств, применяемых им для автоматизации своей деятельности, или с использованием электронного сервиса, предоставленного на безвозмездной основе Пенсионным фондом Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 статьи 17 Закона № 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов
в случаях, предусмотренных Законом № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе
по их учетным данным.

Орган пенсионного страхования, при осуществлении камеральной проверки, представление страхователем в отношении указанного в форме застрахованного лица сведений, предусмотренных пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ в бумажном виде, определил как обстоятельство, свидетельствующее о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 4 статьи 17 приведенного Закона (несоблюдение страхователем порядка представления сведений
в форме электронных документов).

В силу статьи 18 Закона № 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной
в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении подобного рода дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.

Таким образом, для установления фактических обстоятельств в рассматриваемом случае необходимо выяснить соблюдена ли страхователем при подаче индивидуальных (персонифицированных сведений) в Пенсионный фонд форма предоставления информации, а также обстоятельства исполнения или уклонения им от требований закона, наличие вины в действиях страхователя.

Само по себе предоставление сведений не в электронном виде, а на бумажном носителе, без оценки виновности страхователя в совершении указанных действий,
не может являться основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде уплаты финансовых санкций.

Факт соответствия заявителя, как страхователя, критериям, определенным
в пункте 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, администрацией не оспаривается. Штатная численность администрации, как указывает заявитель, составляет более 25 человек.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что установленный порядок представления сведений, предусмотренный пунктом 2.6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ администрацией нарушен, факт совершения заявителем вмененного ему нарушения признан установленным.

При этом суд приходит к выводу об отсутствии вины страхователя в нарушении порядка предоставления вышеназванных сведений, о чем администрация уведомила Пенсионный фонд при решении вопроса о привлечении ее к ответственности по Закону
№ 27-ФЗ.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что у администрации объективно отсутствовала возможность в указанный период времени представить
в Пенсионный фонд необходимые сведения в электронном виде.

В соответствии с частью 7 статьи 37 Федерального закона от 06.10.203 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация города Лангепаса обладает правами юридического лица.

В соответствии с решением Думы города Лангепаса от 01.11.2021 № 33
«Об избрании главы города Лангепаса», постановлением главы города Лангепаса
от 01.11.2021 № 40-п «О вступлении в должность главы города Лангепаса» глава города Лангепаса ФИО2 вступил в должность 01.11.2021.

Суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что сведения о трудовой деятельности застрахованного лица за ноябрь 2021 года представлены на бумажном носителе по причинам, не зависящим от страхователя, в связи с отсутствием сертификата электронной подписи у вновь избранного главы города Лангепаса, который вступил
в должность 01.11.2021, запись в единый государственный реестр юридических лиц о его вступлении в должность внесена 12.11.2021, сертификат электронной подписи начал действовать только с 17.11.2021.

Издать распорядительный акт о вступлении в должность главы города Лангепаса заранее не представлялось возможным, так как данная должность является выборной.

Иные специально уполномоченные должностные лица на подписание отчетности для передачи в Пенсионный фонд сведений о застрахованных лицах в администрации отсутствуют.

Таким образом, период оформления сертификата электронной подписи главы города Лангепаса в рассматриваемом случае совпал в периодом, в котором надлежало направить отчет по форме СЗВ-ТД в Пенсионный фонд.

Как обоснованно указывает заявитель, в целях соблюдения сроков подачи отчетности по форме СЗВ-ТД администрация была вынуждена представить отчет
на бумажном носителе.

Обязанность подать указанные сведения и сроки их предоставления установлены пунктом 2.5 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, согласно которому в случае увольнения
не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего распоряжения,  сведения о застрахованном лице подлежат передаче в Пенсионный фонд.

Подача упомянутых сведений была вызвана тем, что 12.11.2021 в связи с выходом
на работу из отпуска по уходу за ребенком трех лет основного работника ФИО3 был расторгнут срочный трудовой договор с ФИО4

При этом суд принимает во внимание доводы заявителя о том, что в период
с  30.10.2021 по 07.11.2021 Указом Президента РФ № 595 от 20.10.2021 были установлены  нерабочие дни.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 167-ФЗ  правоотношения, связанные
с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе
в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. При этом к отношениям, связанным
с взысканием штрафов, предусмотренных З № 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен
к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям
и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого
к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ). Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения (статья 109 НК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные,
не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

В пункте 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации
№ 4 за 2019 год разъяснено, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов :виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпция невиновности.

Таким образом, привлекая администрацию к ответственности, предусмотренной абзацем 4 статьей 17 Закона № 27-ФЗ Пенсионный фонд должен
не только констатировать факт предоставления сведений в нарушение установленного порядка, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения,
в том числе наличие вины страхователя.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что администрация уведомляла Пенсионный фонд, что нарушение было допущено по независящим от страхователя причинам, в период оформления сертификата электронной подписи главы муниципального образования, с целью соблюдения сроков предоставления отчетности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя
к ответственности по Закону № 27-ФЗ.

Пенсионным фондом не принято мер, направленных на получение от заявителя дополнительных доказательств, необходимых для всестороннего исследования вопроса наличия вины администрации в совершении правонарушения, факт того, что отсутствие технической возможности обусловлено обстоятельствами, находящимися в пределах ответственности страхователя, административным органом не доказан. В данном случае Пенсионный фонд ограничился описанием факта представления администрацией сведений о трудовой деятельности с нарушением установленного порядка, не установив вину лица в совершении вмененного ему правонарушения, что является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку именно наличие вины в совершении правонарушения влечет за собой ответственность.

На основании вышеизложенного, оспариваемое решение Пенсионного фонда
не соответствует требованиям законодательства об
обязательном пенсионном страховании и нарушает права заявителя, неправомерно возлагая на него обязанности по уплате финансовых санкций при отсутствии виновного поведения заявителя, в связи с чем, подлежит признанию недействительным.

Вопрос о взыскании расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления судом не рассматривается, поскольку стороны освобождены от ее уплаты
на основании статьи 333.37 НК РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

заявление удовлетворить.

Признать недействительным решение государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 08.02.2022 № 647.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия
в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                            Л.С. Истомина