ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3129/13 от 05.08.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

12 августа 2013 г.

Дело № А75-3129/2013

Резолютивная часть решения объявлена 05 августа  2013 г.

Полный текст решения изготовлен 12 августа  2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи  Зубакиной О.В., при ведении протокола заседания секретарем Калугиной Т.А.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>)
к администрации города Нижневартовска об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 13.02.2013 № 76/30-01,

при участии представителей сторон:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 21.03.2013  № 2Д-684,

от ответчика – не явился,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к администрации города Нижневартовска (далее - администрация) об оспаривании отказа в выдаче разрешения на строительство, выраженного в письме от 13.02.2013 № 76/30-01.

Администрация с заявленными  требованиями не согласна по изложенным в отзыве мотивам.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации г. Нижневартовска от 22.07.2008 № 1043 «О предоставлении земельных участков в аренду и прекращении прав на землю» и в соответствии с договором аренды земельного участка от 22.06.2008 № 287-АЗ администрация  предоставила предпринимателю в аренду на срок с 22.07.2008 по 21.07.2013 земельный участок, относящийся к категории земель «земли населенных пунктов», общей площадью
0,1923 га, кадастровый № 86:11:0301011:150, расположенный по адресу:
г. Нижневартовск, Западный промышленный узел города (панель № 11)
по ул. Индустриальной, 21, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемого к договору, в целях использования под существующее строение проходной в двух уровнях и разворотную площадку для грузовых машин.

Договор аренды земельного участка зарегистрирован органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В судебном заседании заявитель представил договор аренды от 27.06.2013
№ 322-АЗ, подписанный сторонами на новый срок (с 27.06.2013 по 26.06.2018) на аренду того  же земельного участка.

В соответствии с пунктом 3.1.2 договора от 22.06.2008 № 287-АЗ к правам арендатора, в том числе отнесено право возводить на арендуемом земельном участке здания, строения, сооружения согласно vразрешению на строительство, выдаваемому
в установленном законом порядке.

Предприниматель 07.02.2013 обратился в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Нижневартовска  с заявлением о выдаче разрешения на строительство поста охраны по улице Индустриальной в западном промышленном узле города (том 1 л.д. 15-16), представив в качестве  правоустанавливающего документа вышеуказанный договор аренды земельного участка, градостроительный план земельного участка, проектную документацию на пост охраны.

Письмом исполняющего обязанности начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Нижневартовска ФИО3 от 13.02.2013
№ 76/30-01 предпринимателю отказано в выдаче разрешения на строительство поста охраны на указанном земельном участке на том основании, что в соответствии с договором аренды от 22.06.2008 № 287-АЗ земельный участок предоставлен под существующее строение, а не в целях использования его под строительство. В качестве правового основания для отказа указана часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (том 1 л.д.14).

Считая отказ в выдаче разрешения на строительство поста охраны не законным, предприниматель обратился  с настоящим заявлением в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания арбитражным судом решения незаконным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения на строительство предусмотрен частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из содержания части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В соответствии со статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам.

На основании пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации без дополнительных разрешений и согласования правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ
«О ведении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» установлено, что подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществляется на основании информации, указываемой в составе градостроительного плана земельного участка.

Информация о видах разрешенного использования земельного участка, предусмотренных градостроительным регламентом, содержится в градостроительном плане указанного земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером 86:11:0301011:150 расположен в зоне объектов коммунально-складского назначения  (градостроительный план земельного участка 002501 (том 1 л.д.и 22, 52)

В соответствии с градостроительным планом в качестве основного вида разрешенного использования спорного земельного участка указаны объекты коммунально-складского назначения, административно-делового назначения, общественного питания, социального коммунально-бытового назначения
до 3 надземных этажей. 

В качестве вспомогательных видов и параметров разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства указаны объекты торгового назначения, городского транспорта, индивидуального транспорта, инженерно-технического обеспечения (том 1 л.д. 52).

Таким образом, градостроительным планом земельного участка установлены основные виды разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 86:11:0301011:150  и технические характеристики объектов капитального строительства, разрешенных к строительству на указанном земельном участке.

Согласно проектной документации на объект «Пост охраны» площадь застройки 21,53 кв. м, площадь автодорожных покрытий 1775 кв. м. Объект строительства - одноэтажное здание (том 1 л.д. 36, 38). Согласно договору аренды земельного участка площадь участка - 0,1923.

Поскольку из заявления предпринимателя о выдаче разрешения на строительство следует, что объект строительства является одноэтажным, то такой объект капитального строительства соответствует основному виду разрешенного использования, указанному в градостроительном плане земельного участка.

Условиями договора аренды от 22.06.2008 № 287-АЗ прямо предусмотрено право арендатора на возведение на земельном участке зданий, строений и сооружений.

Из проектной документации следует, что здание поста охраны предназначено для контроля над прилегающей территорией (том 1 л.д.3).

Таким образом, поскольку градостроительным планом земельного участка в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка предусмотрено строительство объектов коммунально-складского назначения, административно-делового назначения, коммунально-бытового назначения до 3 надземных этажей, а договором аренды земельного участка, в свою очередь, предоставлено право возведения строений в соответствии с целевым назначением участка и его разрешенным использованием, у администрации отсутствовали основания для отказа заявителю в выдаче разрешения на строительство по мотиву непредставления правоустанавливающего документа на земельный участок для целей строительства указанного объекта капитального строительства.

Иных причин отказа в выдаче разрешения на строительство оспариваемое письмо администрации не содержит.

При изложенных обстоятельствах требования предпринимателя заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 13.11.2008 №  7959/08.

В части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, в связи с чем, судебные расходы, понесенные заявителем по настоящему делу, подлежат взысканию с ответчика.

Руководствуясь  статьями  110, 167-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

требования индивидуального предпринимателя ФИО1  удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Нижневартовска в выдаче разрешения на строительство объекта: «Пост охраны», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...> ЗПУ (панель 11), изложенный в письме от 13.02.2013 № 76/30-01, как не соответствующий нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Обязать администрацию г. Нижневартовска выдать разрешение на строительство объекта: «Пост охраны», расположенного по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...> ЗПУ (панель 11), соответствующее требованиям, установленным действующими нормами законодательства.

Взыскать с администрации г. Нижневартовска в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1  200 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                      О.В. Зубакина