ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3224/09 от 03.06.2009 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  Г. Ханты-Мансийск

г. Хан

4. 04 июня 2009 г. дело А75-3224/2009

Резолютивная часть решения оглашена 3 июня 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 4 июня 2009 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Кущевой Т.П., при ведении протокола судебного заседания судьей Кущевой Т.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации города Мегиона к Управлению Федеральной антимонопольной службе по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре об оспаривании ненормативного акта

третье лицо: открытое акционерное общество «Сервис-Центр»

при участии сторон:

от истца: - Бурко Н.В. по доверенности от 10.01.2009,

от ответчика – Хонинов И.В. по доверенности от 02.06.2009,

у с т а н о в и л:

Администрация города Мегиона (далее Администрация, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решение № 02/НН-5300 и предписание № 02/НН-5299 от 26.12.2008 Управления Федеральной антимонопольной службе по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее ответчик, Управление).

Свои требования заявитель сослался на пункт 1 статьи 25, статью 29 Федерального закона от 12.01.1996г. № 8 «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении). В пояснениях указывает на то, что во исполнение ст. 29 Закона о погребении постановлением города Мегиона от 28.02.2007г. № 98 «Об организации похоронного дела на территории города Мегиона» утверждена специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории города Мегиона ОАО «Сервис-Центр», учредителем которого является муниципальное образование в лице Департамента муниципальной собственности администрации муниципального образования.

Кроме того, отсутствует состав правонарушения, поскольку глава города вступил в должность 20.03.2006г., а порядок оказания ритуальных услуг был принят в города Мегионе до вступления его в должность. В целях приведения нормативно-правовых актов администрацией города готовится распоряжение об отмене пунктов «з» и «к» пункта 7.2. Порядка оказания ритуальных услуг в городе Мегионе.

Ответчик с предъявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, установил.

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре № 497 от 03.12.2008г. проведен мониторинг нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе города Мегиона. Основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства согласно п. 3 ч. 2 ст. 39 Закон о защите конкуренции явилось обнаружение антимонопольным органом в ходе проведения мониторинга признаков нарушения Главой города Мегиона части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, приказом Ханты-Мансийского УФАС № 531 от 10.12.2008г. возбуждено настоящее дело.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами данных органов.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 15, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно статье 25 Закона о погребении организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Часть 1 статьи 29 Закона о погребении предусматривает, что органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированныеслужбы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В силу части 2 статьи 9 Закона о погребении услуги по погребению, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

К гарантированному перечню услуг по погребению относятся: оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий), погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Расходы специализированной службе возмещаются ей в силу п. 3 ст. 9 Закона о погребении в десятидневный срок из соответствующих бюджетов. Эта же статья Закона о погребении регулирует случаи, когда родственники умершего желают получить гарантированный перечень услуг на безвозмездной основе, в связи с чем, они обращаются в специализированные службы и последние обязаны предоставить эти услуги бесплатно.

Согласно ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона о погребении порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Следовательно, системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированной службы, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием передачи полномочий органа местного самоуправления хозяйствующему субъекту.

Распоряжением № 192 от 21.02.2002г. Главой местного самоуправления Чепайкиным А.П. утвержден Порядок оказания ритуальных услуг населению в г. Мегионе, являющийся приложением № 1 к Распоряжению. Приложением № 2 к Распоряжению утвержден гарантированный перечень по оказанию ритуальных услуг в г. Мегионе. Также генеральному директору ОАО «Сервис-Центр» Климову Е.Б. дано распоряжение оказывать ритуальные услуги населению в соответствии с вышеназванным распоряжением и приложениями к нему.

Согласно подпункту «3» пункта 7.2. Порядка оказания ритуальных услуг населению г. Мегиона на территории кладбища запрещается производить какие-либо работы и торговать цветами, предметами похоронного ритуала и материалов по благоустройству могил, если на это нет письменного разрешения ОАО «Сервис-Центр».

Подпункт «К» пункта 7.2. данного порядка предусматривает запрет осуществлять проезд на территорию кладбища посторонних транспортных и других средств передвижения без письменного разрешения ОАО «Сервис-Центр».

На основании Постановления № 117 от 20.03.2006г. к осуществлению полномочий Главы города Мегиона с 20.03.2006г. приступил А.А. Кузьмин.

В целях реализации норм статьи 25 Закона о погребении, подпункта 23 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Глава города Мегиона А.А. Кузьмин издал Постановление № 98 от 28.02.2007г. «Об организации похоронного дела на территории города Мегиона», согласно которому специализированной службой по вопросам похоронного дела на территории города Мегиона, осуществляющей погребение умерших и оказание услуг по погребению, является открытое акционерное общество «Сервис-Центр».

Из Устава ОАО «Сервис-Центр» следует, что Общество является коммерческой организацией и создано в целях удовлетворения общественных и личных потребностей, а также получения прибыли. Основными видами деятельности является предоставление платных услуг по бытовому обслуживанию населения и организации (парикмахерская, швейное ателье, трикотажное ателье, фотосалон, косметический салон, ремонт обуви), эксплуатация и ремонт торгово-холодильного оборудования и сложнобытовой техники, эксплуатация и ремонт напольных бытовых плит, проведение монтажных и ремонтных работ медицинской техники.

В силу пункта 1 2. Устава Учредителем Общества является муниципальное
 образование в лице Департамента муниципального собственности администрации
 муниципального образования.

Постановление N« 98 от 28.02.2007г. принято Главой города Мегиона во исполнение норм статей 25, части 1 статьи 29 Закона о погребении и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, в том числе антимонопольному.

Однако Порядок оказания ритуальных услуг населению города Мегиона, утвержденный АП Чепайкиным и наделяющий ОАО «Сервис-Центр» функциями органа местного самоуправления, является действующим на день возбуждения настоящего дела и принятия по нему решения, и Глава города Мегиона А.А. Кузьмин, вступивший в должность 20.03.2006г. должен был и мог внести в данный Порядок изменения, привести его в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации, в том числе антимонопольного.

В связи с чем, довод ответчика о том, что в действиях Главы города Мегиона отсутствует состав нарушения, так как Распоряжение № 192 от 21.02.2002г. было принято до вступления его в должность (до 20.03.2006г.) не может быть принят Комиссией во внимание.

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам местного самоуправления наделять хозяйствующих субъектов функциями и правами указанного органа.

Таким образом, Глава местного самоуправления, наделяя ОАО «Сервис-Центр» функциями органа местного самоуправления по даче письменного разрешения производить какие-либо работы и торговать цветами, предметами похоронного ритуала и материалов по благоустройству могил, а также осуществлять проезд на территорию кладбища посторонних транспортных и других средств передвижения и не предпринимая мер по отмене соответствующих пунктов Порядка оказания ритуальных услуг населению города Мегиона, допустил нарушение ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 176, 189, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований Администрации города Мегиона – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восьмой арбитражный апелляционный суд. Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения. Кассационная жалоба может быть подана в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, постановления арбитражного суда. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Т.П. Кущева