ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3257/13 от 18.06.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 июня 2013 г.

Дело № А75-3257/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 25 июня 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Шабановой Г.А., при ведении протокола помощником судьи Подкорытовой И.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» к Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании частично недействительным государственного задания бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного приказом Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2012 года № 357/01-12 и обязании устранить допущенные н6арушения,

с участием представителей сторон:

от заявителя – Лычкатая Т.Н. – руководитель по приказу № 300-рпп от 14.09.2001, Анохин А.В. по доверенности от 21.03.2013, Пашина Е.Д. (по устному ходатайству руководителя),

от ответчика – Петрова Е.Е. по доверенности № 47 от 09.01.2013, Пуртов Д.Г. по доверенности № 46 от 09.01.2013; Зонин В.А. по доверенности № 55 от 31.05.2013 (после перерыва),

установил:

бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» (далее - Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - Департамент, ответчик) о признании недействительным Государственного задания бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного приказом Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2012 года № 357/01-12, в части установления наименования показателя и единицы измерения государственной услуги, обязании в установленном порядке привести государственное задание бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в соответствии с действующими правовыми актами и уставом государственного учреждения - установить наименование показателя и единицы измерения государственной услуги в виде организации и проведения театрально- зрелищного мероприятия (спектакля, постановки, концерта, творческого вечера), обязании в установленном порядке привести государственное задание бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в части финансового обеспечения выполнения государственного задания государственным учреждением автономного округа в соответствии с действующими правовыми актами путем предоставления необходимых субсидий из бюджета автономного округа на утвержденный перечень государственных услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственным учреждением.

Департамент с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, заслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти, осуществляющей бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 № 229-п «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания» установлено, что формирование, утверждение и финансовое обеспечение государственного задания осуществляется исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского округа - Югры, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных учреждений автономного округа, в соответствии с основными видами деятельности учреждения автономного округа, предусмотренными уставом.

Согласно пункту 2 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 № 229-п (далее - Порядок), государственное задание устанавливает требования к объему (содержанию) и (или) качеству государственной услуги (работы), а также условиям, порядку и результатам ее оказания. Государственное задание может содержать требования к оказанию одной либо нескольких государственных услуг (выполнению одной или нескольких работ).

Государственные задания формируются на основе утвержденного главным распорядителем средств бюджета автономного округа, в ведении которого находятся казенные учреждения автономного округа, либо исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений автономного округа, перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении государственными учреждениями автономного округа, в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными уставом государственного учреждения автономного округа.

Пунктом 6.4 Постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2010 № 120 «О Департаменте культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» определено, что Департамент формирует и утверждает государственное задание на оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности подведомственных учреждений, проводит мониторинг.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1019-р одобрена Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации до 2020 года согласно которой театральная деятельность - это деятельность театров, направленная на создание и показ спектаклей.

В развитие данной концепции в автономном округе принято Постановление Правительства ХМАО - Югры от 06.07.2012 № 245-п «О Концепции развития театрального дела в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на период до 2020 года», в соответствии с которым государственное задание государственным театрам, должно содержать 2 части - подготовку новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).

Для каждого вида учреждения, определяется государственная услуга, которая учитывается при формировании и финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждения. Для подведомственных Департаменту культуры автономного округа театром, таковой услугой является - театрально - зрелищная услуга, для музеев - публичное предоставление населению музейных предметов и музейных коллекций и т.д.

При этом ни на федеральном, ни на региональном уровне не определены конкретные и единые виды государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями, равно как не определено какими показателями и каким образом должны определяться объем и порядок оказания государственной услуги. Полномочия по формированию и утверждению государственного задания предоставлены законодателям органам государственной власти, осуществляющим функции главного распорядителя бюджетных средств.

В соответствии с государственным заданием бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов Учреждению утверждено проведение спектаклей в общем количестве 180 спектаклей в год. При определении количества спектаклей учитывалось Постановление Правительства Российской Федерации от 25.03.199 № 329 «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации.

Согласно пункту 2.1 Устава целями учреждения являются формирование и удовлетворение потребности населения автономного округа в сценическом искусстве.

Пунктом 2.2 Устава предусмотрено, что для достижения своих целей Учреждение осуществляет: создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих встреч, фестивалей, конкурсов и иных мероприятий в области сценического искусства; изготовление и реализация информационно-справочных изданий, видеоматериалов и фонограмм мероприятий, осуществляемых учреждением.

Таким образом, Учреждение вправе оказывать любые работы и услуги, которые предусмотрены Уставом. Оказание работ и услуг Учреждением может осуществляться как за счет субсидий, предоставленных для выполнения государственного задания, так и за счет предпринимательской деятельности самого учреждения. Следовательно, доводы Учреждения относительно того, что Департамент фактически санкционировал невыполнение иных основных видов деятельности, предусмотренным Уставом, судом признаются несостоятельными.

Действительно, на момент издания приказа Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2012 года № 357/01-12, действовал перечень государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями культуры, в которых размещается государственное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных и муниципальных функций (услуг) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденный Приказом Департамента от 19.08.2011 № 250/01-12, согласно которому театрально-зрелищная услуга измеряется в количестве мероприятий в год (спектаклей, постановок, концертов и др.).

Такая единица измерения театрально-зрелищной услуги как количество спектаклей (концертов) была установлена приказом Департамента от 28.01.2013 № 16/01-09 «Об утверждении перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными учреждениями, координацию деятельности которых осуществляет Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Вместе с тем, согласно пункту 5 Порядка в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание государственному учреждению автономного округа, в том числе при внесении изменений в перечень государственных услуг (работ), а также в случае изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете автономного округа для финансового обеспечения выполнения государственного задания, влекущих за собой изменение государственного задания, формируется новое государственное задание (в том числе в программном модуле "Государственное задание" автоматизированной информационной системы «Бюджет») с корректировкой по показателям объема государственного задания и (или) нормативных затрат, которое утверждается главным распорядителем средств бюджета автономного округа, в ведении которого находится казенное учреждение автономного округа, либо исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения автономного округа.

Таким образом, установление в Государственном задания бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденного приказом Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.12.2012 года № 357/01-12, в качестве наименования показателя и единицы измерения государственной услуги спектакля не нарушает прав и законных интересов Учреждения.

В соответствии с Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.10.2010 № 229-п «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и финансового обеспечения выполнения государственного задания» порядок определения нормативных затрат устанавливается исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетного, автономного учреждения автономного округа, по согласованию с Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департаментом экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и Порядок нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвержден Приказом Департамента от 23.04.2012 № 104/01-12.

Департамент обеспечил предоставление субсидии из бюджета автономного округа в соответствии с утвержденной государственной услугой Учреждения. Доказательств обратного, а также нарушения вышеуказанных Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и Порядка нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений, при определении объема субсидирования на выполнение утвержденной государственной услуги Учреждением не представлено.

Согласно пункту 3 статьи 201 в случае, если оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании незаконными действий (бездействия), решений, ненормативных правовых актов государственных орган необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Учитывая, что заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о несоответствии государственного задания в части установления наименования показателя и единицы измерения государственной услуги и финансового обеспечения, действующему законодательству и нарушению его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский музыкально-драматический театр» в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Г.А. Шабанова