ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3284/2021 от 03.06.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 июня 2021 г.

Дело № А75-3284/2021

Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 10 июня 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Голубевой Е.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цанько Ю.Н., рассмотрев в судебном заседании дело № А75-3284/2021
по заявлению акционерного общества «СМУ Нефтехим» (ОГРН 1028600618650 от 28.12.2002, ИНН 8602049047, адрес: 628401, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,  город Сургут,  улица Рационализаторов, дом 12/1, офис 2-2) к межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы  № 9  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре о признании незаконным  решения № 1 от 07.09.2020,  при участии заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,

при участии представителей сторон:

от заявителя -   не явились, извещены,

от межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы  № 9  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Даукшес В.О., доверенность от 08.05.2020,

от Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре – Даукшес В.О., доверенность от 25.06.2019,

от инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – не явились,

у с т а н о в  и л:

акционерное общество «СМУ Нефтехим» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы  № 9  по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – МИФНС № 9, Инспекция) о признании незаконным  решения № 1
от 07.09.2020.

К участию в деле в качестве  заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее - Управление), инспекция Федеральной налоговой службы по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – ИФНС  по г.Сургуту).

От МИФНС  № 9  поступил отзыв на заявление (т.11, л.д. 107-133), материалы налоговой проверки.

От заинтересованных лиц отзывы на заявление не поступили.

Определением суда от 17.05.2021 судебное заседание назначено на 03.06.2021.

До судебного заседания от ответчика поступили письменные пояснения, дополнительные документы и письменные пояснения (т.12, л.д. 3-14).

В судебном заседании представитель налоговых органов просил отказать
в удовлетворении требований по доводам, изложенным в отзыве МИФНС № 9, ссылаясь на отсутствие нарушения прав заявителя при продлении сроков материалов налоговой проверки.

Заслушав представителя налоговых органов,  исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

На основании решения заместителя начальника МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с 30.04.2019 на основании приказа ФНС России от 21.02.2019 № ММВ-7- 4/81 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре»
и приказа Управления от 26.02.2019 № 02-40/035@ «О реорганизационно-штатных мероприятиях в УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре» переименована в МИФНС № 9) о проведении выездной налоговой проверки от 28.12.2017 № 22 проведена выездная налоговая проверка АО «СМУ Нефтехим» по вопросу правильности исчисления  и своевременности уплаты налогов,  сборов за период
с 01.01.2014-31.12.2016 (т.7 л.д. 40).

В ходе проверки  Инспекция пришла к выводу о создании АО «СМУ НЕФТЕХИМ», видимости сделок, создание формальных условий по взаимоотношениям с фиктивными контрагентами (ООО «МФО «ФПГ Альянс», ООО «ЛенСтройГрупп», ООО «ПромСтройТехМонтаж», ООО «СтройКонсалт», ООО «ТрансСервис», ООО «ТрейдГранд», «Аверс-С», ООО «СФ Антарекс», ООО «КапиталСтрой», ООО «ПрофЭлит», ООО «Трейд-Сервис», ООО «Тритон»), основной целью которых являлось завышения налоговых вычетов по НДС в рамках исполнения договорных отношений и занижения налоговой базы по налогу на прибыль с последующим возмещением денежных средств из бюджета,  что отражено в акте проверки № 26 от 14.12.2018 (т.3 л.д. 116-156, т.4 л.д. 1-150, т.5 л.д. 1-150,  т.6 л.д. 1-181).

По результатам проверки установлена неуплата налога на добавленную стоимость
в результате неправильного исчисления за период с 2014 по 2016 год в размере
128 591 013 руб., не перечисление и не начисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц в размере 898 397,84 руб., неуплата налога на прибыль организаций в результате занижения налогооблагаемой базы за 2014-2016 года в размере 33 305 479 руб., неуплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 годы в размере 982 973,40 руб., неуплата сумм налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации за 2014-2016 в размере 6 990 187,67 руб., неуплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации за 2014-2016 в размере 620 511,04 руб., неуплата налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации за 2014-2016 в размере 275 241,01 руб., неуплата транспортного налога в результате занижения налоговой базы в размере 23 120,68 руб.
На указанную сумму неуплаченных налогов начислены соответствующие суммы пеней.

Результаты проверки отражены в акте № 26 от 14.12.2018 (т.7, л.д. 49-189, т.8, л.д.1-122).

Не согласившись с выводами, изложенными в акте проверки, налогоплательщиком в порядке пункта 5  статьи  101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) представлены возражения (т.8 л.д. 123-132).

На основании решения от 25.02.2019 Инспекцией проведены дополнительные мероприятия налогового контроля (т.7, л.д. 42).

По результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля Инспекцией составлены дополнения к акту проверки от 12.04.2019 (т.7, л.д. 44-45).

Рассмотрение акта проверки и материалов выездной налоговой проверки неоднократно откладывалось как по инициативе Инспекции, так и по инициативе самого налогоплательщика, а также в связи с ограничениями, введенными постановлением Правительства Российской Федерации  № 409 от 02.04.2020 (с соответствующими изменениями) и постановления Губернатора  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 92 от 10.07.2020.

Материалами дела подтверждается, что 07.09.2020 материалы выездной налоговой проверки рассмотрены Инспекцией при участии представителя налогоплательщика, по результатам рассмотрения составлен протокол (т.4, л.д. 114-115).

Рассмотрев  материалы выездной налоговой проверки с учетом представленных Обществом возражений и дополнительных документов Инспекцией принято решение № 1 от 07.09.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно решению Обществу доначислены суммы НДС в размере
128 591 021 руб., начислены пени по НДС в сумме 56 099 141 руб.; доначислены суммы налога на прибыль организаций в размере 21 214 068 руб., начислены пени по налогу на прибыль организаций в сумме 7 462 197 руб., Общество привлечено к ответственности по пункту 3 статьи 122 НК РФ в сумме 2 407 919 руб. в связи неполной уплатой налога на прибыль организаций за 2016 год. Размер штрафа определен с учетом применения обстоятельств, смягчающих ответственность (т.1 л.д. 92-150, т.2 л.д. 1-151,  т.3 л.д. 1-97).

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Обществом
в Управление направлена апелляционная жалоба от 26.11.2020 (т.8 л.д. 133-146).

Решением Управления от 29.01.2021 № 07-15/01221@ апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения (т.3 л.д. 98-115).

Полагая, что решение Инспекции не соответствует налоговому законодательству
и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198 и статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения Инспекции.

При обращении в суд Общество, не оспаривая по существу выводы Инспекции
о совершении налоговых правонарушений в проверяемом периоде, ссылается на неоднократное продление сроков рассмотрения материалов налоговой проверки. По мнению заявителя такое продление позволило Инспекции проводить контрольные мероприятия по истечении установленных НК РФ сроков и привело к неправомерному начислению пени на сумму недоимок.

Суд полагает указанные доводы заявителя необоснованными.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ материалы налоговой проверки, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. По результатам их рассмотрения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ, принимается одно из решений, предусмотренных пунктом 7 указанной статьи, или решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

В спорном правоотношении уполномоченным должностным лицом Инспекции принимались решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки, об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе 25.01.2019
№ 1/22, 25.02.2019 № 2/22, 27.12.2019 № 1/22, 28.06.2019 № 2/22, 29.07.2019 № 3/22, 29.08.2019 № 3/22, 30.09.2019 № 4/22, 31.10.2019 № 5/22, 02.11.2019 № 6/22, 27.12.2019
№ 1/22, 27.01.2020 № 7/22, 27.02.2020 № 10/22, 27.03.2020 № 9/22, 27.04.2020 № 10/22, 29.05.2020 № 11/22, 06.07.2020 № 12/22, 14.07.2020 № 13/22, 28.07.2020 № 14/22, 03.08.2020 № 15/22, 07.08.2020 № 16/22, 13.08.2020 № 17/22, 25.08.2020 № 18/22.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной
в определении от 20.04.2017 № 790-О, нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не препятствует ему в принятии того
или иного итогового решения и не может само по себе предрешать его законность,
что не позволяет признать такое процессуальное нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа по смыслу пункта 14
статьи 101 НК РФ.

В рассматриваемом случае неоднократное отложение рассмотрения акта
и материалов выездной налоговой проверки обусловлено необходимостью исследования представляемых самим Обществом дополнительных документов в течение длительного периода, в том числе и 07.09.2020, а также необходимостью обеспечения права Общества на представление возражений. При этом, Общество, аргументируя, что одно из обстоятельств неоднократного продления срока рассмотрения материалов проверки явилось фактическое проведение Инспекцией контрольных мероприятий, а также сбор и анализ доказательственной базы, не делает ссылку на конкретные документы и информацию, запрошенные и полученные Инспекцией за пределами срока отведенного для проведения налоговой проверки и используемых налоговым органом в качестве доказательственной базы при вынесении оспариваемого решения без ознакомления с их результатами налогоплательщика.

Довод о безосновательном затягивании налоговым органом налоговой проверки не соответствует действительности, так как материалами дела подтверждается что на дату на отложения рассмотрения материалов у налогового органа имелись на то объективные причины, обусловленные, в том числе, представлением Обществом дополнительных документов, а также ходатайствами самого налогоплательщика и ограничениями, введенными на территории Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Так, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что акт налоговой проверки от 14.12.2018 № 26 с извещением от 21.12.2018 № 10-14/09655 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки вручены 21.12.2018 представителю Общества Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 № 11. Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению назначена на 25.01.2019

В присутствии представителей Общества 25.01.2019 рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения, представленные письмом от 17.01.2019
№ 5/Т (вх. от 18.01.2019 № 00303) и документы, дополнительно представленные Обществом, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 25.01.2019 № 03-10/11. В связи с необходимостью исследования значительного количества документов (1 220 листов), представленных Обществом с возражениями, Инспекцией принято решение от 25.01.2019 № 1/21 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 13.02.2019
№ 10-14/00736 назначена на 25.02.2019, извещение получено налогоплательщиком по телекоммуникационным каналам связи 15.02.2019.

В присутствии представителей Общества 25.02.2019 рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения от 17.01.2019 № 5/Т (вх. от 18.01.2019 № 00303) и документы представленные Обществом, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 25.02.2019 № 03-10/19. Кроме того Инспекцией на основании  пункта 6 статьи 101 НК РФ вынесено решение от 25.02.2019 № 1/22 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок до 26.03.2019.

Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля получено 25.02.2019 представителем Общества  Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 № 11.

Дополнение к акту налоговой проверки от 12.04.2019, составленное Инспекцией по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также извещение от 19.04.2019 № 10-14/02019  вручены 19.04.2019 представителю Общества  Шахназову Э.К., действующему на основании доверенности от 18.04.2019 № 12.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению назначена на 29.05.2019

Без участия представителей Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, 29.05.2019 рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика от 17.01.2019 № 5/Т (вх. от 18.01.2019 № 00303) и документы, представленные Обществом, что подтверждается протоколом от 29.05.2019 № 03-09/48. По результатам рассмотрения указанных документов Инспекцией вынесено решение от 27.12.2019 № 1/22 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, согласно которому рассмотрение материалов проверки назначено на 28.06.2019. Решение направлено по ТКС 31.05.2019 и получено Обществом 31.05.2019.

28.06.2019 в присутствии представителя Общества Иеске В.Н., действующего на основании доверенности от 28.06.2019 № 27, Инспекцией рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения налогоплательщика от 17.01.2019 № 5/Т (вх. от 18.01.2019 № 00303) и документы, представленные Обществом, о чем составлен протокол от 28.06.2019 № 03-09/50 и вынесено решение от 28.06.2019 № 2/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Как указывает ответчик основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явились следующие обстоятельства:

- не получение Инспекцией документов по дополнительным мероприятиям налогового контроля к моменту рассмотрения;

- устное ходатайство представителя Общества о продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки, что отражено в протоколе от 28.06.2019 № 03-09/50.

Новая дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 28.06.2019
№ б/н назначена на 29.07.2019. Указанное  извещение направлено 28.06.2019 в адрес Общества по ТКС.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что 29.07.2019 без участия представителей Общества рассмотрены материалы налоговой проверки, письменные возражения от 17.01.2019 № 5/Т (вх. от 18.01.2019 № 00303) и документы, представленные Обществом, о чем составлен протокол от 29.07.2019 № 03-09/56 и вынесено решение от 29.07.2019 № 3/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение Общества от 26.07.2019 о продлении срока для предоставления документов.

Новая дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 06.08.2019
№ 09-22/01562 назначена на 29.08.2019, извещение получено Обществом по ТКС 07.08.2019.

29.08.2019 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 29.08.2019 № 03-09/61 и вынесено решение от 29.08.2019
№ 3/22  о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение Общества от 28.08.2019 № 188/Т о продлении срока рассмотрения материалов проверки.

Кроме того Обществом перед рассмотрением материалов налоговой проверки 27.08.2019 представлены дополнительные документы письмами от 26.08.2019 № 186/Т.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 29.08.2019
№ 09-22/01780 назначена на 30.09.2019, извещение получено Обществом 02.09.2019
по ТКС.

30.09.2019 в присутствии представителя Общества  Иеске В.Н. рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 30.09.2019 № 03-09/63 и вынесено решение от 30.09.2019 № 4/22 (т. 4 л.д. 50) о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение Общества от 09.09.2019 № 205/Т о продлении срока рассмотрения материалов проверки.

Кроме того Обществом в рамках рассмотрения материалов налоговой проверки 30.09.2019 представлены дополнительные документы письмом от 30.09.2019 № 264.

Новая дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 30.09.2019
№ 09-22/02177 назначена на 31.10.2019, извещение получено представителем Общества Иеске В.Н.

31.10.2019 в присутствии представителя Общества Иеске В.Н. рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 31.10.2019 № 03-09/65 и вынесено решение от 31.10.2019 № 5/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось предоставление Обществом 31.10.2019 дополнительных документов письмом от 31.10.2019 № 272.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 31.10.2019 № 09-22/02598 назначена на 02.12.2019. Извещение получено представителем Общества  Иеске В.Н.

02.12.2019 в присутствии представителя Общества Иеске В.Н. рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 02.12.2019      № 03-09/67 и вынесено решение от 02.12.2019 № 6/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось предоставление Обществом 02.12.2019 дополнительных документов письмом от 02.12.2019 № б/н.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 02.12.2019
№ 09-22/02904 назначена на 27.12.2019. Извещение получено представителем Общества - Иеске В.Н.

27.12.2019 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.12.2019 № 03-09/69  и вынесено решение от 27.12.2019
№ 1/22 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки (проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами) в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения.

Основанием для вынесения указанного решения явилось также обращение Общества от 26.12.2019 № 252/С с ходатайством об отложении рассмотрения материалов проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.12.2019
№ 09-22/03261 назначена на 27.01.2020. Извещение получено Обществом 27.01.2020
по ТКС.

27.01.2020 в присутствии представителей Общества Левченко И.А., действующего на основании доверенности от 27.11.2019 № б/н, Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 № 11, рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.01.2020 № 03-09/01 и вынесено решение от 27.01.2020 № 7/22
о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Основанием для вынесения решения об отложении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось ходатайство Общества, заявленное в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, о предоставлении возможности на подготовку и представление документов, что отражено в протоколе рассмотрения материалов проверки от 27.01.2020 № 03-09/01.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.01.2020
№ 09-22/00289 назначена на 27.02.2020, извещение получено Обществом 28.01.2020
по ТКС.

27.02.2020 в присутствии представителя Общества  Иеске В.Н. рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.02.2020      № 03-09/02 и вынесено решение от 27.02.2020 № 8/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения указанного решения явилось ходатайство Общества, заявленное в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, о предоставлении возможности на подготовку и представление документов, что отражено в протоколе рассмотрения материалов проверки от 27.02.2020 № 03-09/2.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.02.2020
№ 09-22/00602 назначена на 27.03.2020, извещение получено представителем Общества Иеске В.Н.

27.03.2020 в присутствии представителя Общества Иеске В.Н. рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от27.03.2020       № 03-09/03 и вынесено решение от 27.03.2020 № 9/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения об отложения срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось            ходатайство Общества, заявленное в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, о предоставлении возможности на подготовку и представление документов, что отражено в протоколе рассмотрения материалов проверки от 27.03.2020 № 03-09/03. Кроме того, Обществом перед рассмотрением материалов налоговой проверки письмом от 26.03.2020 № 19/С представлены дополнительные документы.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.03.2020
№ 09-22/00990  назначена на 27.04.2020, извещение получено представителем Общества Иеске В.Н.

27.04.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.04.2020 № 03-09/04 и вынесено решение от 27.04.2020
№ 10/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки.

Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явился Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 2 апреля по 30 апреля
2020 года, а также    обращение Общества от 27.04.2020 № 36 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.04.2020
№ 09- 22/б/н назначена на 27.05.2020, извещение получено Обществом 29.04.2020 по ТКС.

27.05.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 27.05.2020 № 03-09/05 и вынесено решение от 29.05.2020
№ 11/22  о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения Решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явились изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 № 792 в пункты 3, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики».

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 02.06.2020
№ 09-22/01585 назначена на 01.07.2020, извещение получено Обществом 05.06.2020 по ТКС.

01.07.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 01.07.2020 № 03-09/06 и вынесено решение от 06.07.2020
№ 12/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04.07.2020 № 88 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой каронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», а также обращение Общества от 01.07.2020 № б/н о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 07.07.2020
№ 09-22/01938, назначена на 14.07.2020, извещение получено Обществом 08.07.2020 по ТКС.

14.07.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 14.07.2020 № 03¬09/06/1 и вынесено решение от 14.07.2020 № 13/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения указанного решения вилось постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.07.2020 № 92 «О дополнительных мерах по предотвращению завоза и распространения новой каронавирусной инфекции, вызванной COVID-19, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», а также обращение Общества от 14.07.2020 № б/н о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 14.07.2020
№ 09-22/1987 назначена на 28.07.2020, извещение получено Обществом 28.07.2020 по ТКС.

28.07.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 28.07.2020 № 03-09/07 и вынесено решение от 28.07.2020
№ 14/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения Решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось  обращение Общества от 27.07.2020 № б/н о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки и предоставление налогоплательщиком письмом от 23.07.2020 № 167 дополнительных документов.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 27.07.2020
№ 09-22/02103 назначена на 03.08.2020, извещение получено Обществом 03.08.2020 по ТКС.

03.08.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 03.08.2020 № 03-09/07/1 и вынесено решение от 03.08.2020
№ 15/22  о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение Общества от 31.07.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 03.08.2020
№ 09-22/02190  назначена на 07.08.2020, извещение получено Обществом 03.08.2020 по ТКС.

07.08.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 07.08.2020 № 03-09/07/2 и вынесено решение от 07.08.2020
№ 16/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение Общества от 06.08.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 07.08.2020
№ 09-22/02251 назначена на 13.08.2020, извещение Обществом по ТКС не получено.

13.08.2020 представители Общества не явились, что подтверждается протоколом
от 13.08.2020 № 03-09/07/3. Инспекцией вынесено решение от 13.08.2020 № 17/22 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения указанного решения явилось             обращение Общества от 12.08.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 13.08.2020
№ 09-22/02300 назначена на 25.08.2020, извещение получено Обществом 14.08.2020 по ТКС.

25.08.2020 без участия представителей Общества рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол от 25.08.2020 № 03-09/07/4 и вынесено решение от 25.08.2020 № 18/22  о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Основанием для вынесения решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки явилось обращение Общества от 18.08.2020 о переносе даты рассмотрения материалов налоговой проверки.

Дата рассмотрения материалов проверки согласно извещению от 25.08.2020
№ 09-22/02404 назначена на 07.09.2020 извещение получено Обществом 25.08.2020 по ТКС.

Кроме того Инспекцией направлялось письмо от 11.08.2020 № 09-22/02281 в адрес налогоплательщика с предложением о принятии участия в рассмотрении материалов налоговой проверки путем проведения видеоконференцсвязи. Ответ Обществом не представлен.

Налогоплательщику направлено письмо от 21.08.2020 № 09-22/02376, в котором указано на намеренное продление сроков рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, а также на факты не представления документов на запросы Инспекции (в части представления информации (документов) для рассмотрения вопроса о применении обеспечительных мер).

Кроме того налоговый орган письмами от 25.08.2020 № 09-22/02404, от 26.08.2020 № 09-22/02409 сообщил о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки и предложил провести рассмотрение материалов налоговой проверки по адресу нахождения налогового органа, проводившего налоговую проверку, и адресу налогового органа, по месту нахождения Общества (ИФНС России по г. Сургуту).

Общество письмом от 02.09.2020 просило провести рассмотрение в 14-00 часов
в г. Мегионе.

07.09.2020 при участии представителя Общества Иеске В.Н., действующего на основании доверенности от 01.12.2017 № 8, Инспекцией рассмотрены материалы проверки, о чем составлен протокол рассмотрения материалов налоговой проверки от 07.09.2020 № 03-09/08.

Суд полагает необходимым отметить, что Обществом в день рассмотрения материалов налоговой проверки письмом от 07.09.2020 также представлены дополнительные документы.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, возражений на акт налоговой проверки и представленных Обществом документов Инспекцией вынесено оспариваемое по настоящему делу решение, которое вручено 14.09.2020 представителю Общества Иеске В.Н., действующему на основании доверенности от 14.09.2020 № 15.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие вышеперечисленные обстоятельства, суд соглашается с доводами ответчика о том, что при продлении сроков рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией не были нарушены требования НК РФ, влекущие возможность признания решения налогового органа недействительным.

Инспекцией обеспечено право АО «СМУ Нефтехим» на представление соответствующих возражений, пояснений и документов для объективной оценки доводов Общества, при вынесении оспариваемого решения при привлечении Общества к налоговой ответственности.

Не обоснованным является довод Общества о том, что налоговым органом не принималось решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля на основании следующего. Это опровергается представленной в материалы дела копией решения № 1/22 от 25.02.2019, которая была вручена 15.02.2019 представителю Общества  Панской Е.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2018 № б/н.

В свою очередь дополнения к акту налоговой проверки от 12.04.2019 вручены 19.04.2019 представителю Общества Шахназову Э.К., о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе.

Также представителем Общества Иеске В.Н., действующем на основании доверенности от 28.06.2019 № 27, осуществлено ознакомление с материалами налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, о чем свидетельствует подпись представителя в протоколе ознакомления от 28.06.2019.

Обществом не оспаривались не решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, не дополнения к акту налоговой проверки, не заявлены доводы о недействительности выводов Инспекции, сделанных на основании материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

В любом случае нарушение налоговым органом сроков рассмотрения материалов проверки и принятия итогового решения не указаны в пункте 14 стать 101 НК РФ в качестве существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Последствия пропуска сроков, в том числе предусмотренных статьей 101 НК РФ, разъяснены в пункте 31 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57
«О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Так, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 1 статьи 101 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.

Однако, доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статье 70 НК РФ, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статье 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 НК РФ.

Сходная правовая позиция приведена в определении Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 № 790-О относительно оспаривания конституционности пункта 14 статьи 101 НК РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу,  что Инспекцией соблюдена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки при вынесения оспариваемого решения.

Доводы Общества о том, что продление сроков рассмотрения материалов проверки нарушает его имущественные права, так как в соответствии со статьей 75 НК РФ на сумму недоимки, указанную в решении Инспекции, Обществу начисляются пени за весь период рассмотрения материалов проверки, не подлежат принятию ввиду следующего.

Согласно пункту 1 статьи 72, пунктам 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом основанием для прекращения начисления пеней является уплата налога.

Несвоевременность принятия Инспекцией решения по итогам налоговой проверки не влияет на начисление пеней и не нарушает имущественных прав Общества как налогоплательщика, поскольку у него имеется обязанность по уплате доначисленных сумм налогов.

После получения 21.12.2018 акта налоговой проверки № 26 представителем Общества Панской Е.В. налогоплательщик располагал информацией о сумме неуплаченных налогов и соответствующей сумме начисленных пени, что не препятствовало ему уплатить данные суммы в бюджет.

Таким образом, оснований для отмены оспариваемого Обществом решения по доводам, изложенным в заявлении в суд, не имеется. Иных доводов о незаконности решения Инспекции от 07.09.2020 заявителем не приведено.

В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении, в том числе, товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Статьей 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов- фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ и при наличии соответствующих первичных документов.

На основании статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФсчета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5, 5.1 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению.

Для предъявления НДС к вычету по приобретенным для использования в деятельности, облагаемой НДС товарам (работам, услугам) необходимо принятие их на учет на основании первичных документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, и наличие у покупателя надлежаще оформленных счетов-фактур, подписанных продавцом, с указанием суммы НДС.

Таким образом, при соблюдении названных требований Налогового кодекса налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.

На основании статьи 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу статьи 252 НК РФ расходы - обоснованные и документально подтвержденные затраты (в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Нормы НК РФ, в том числе положения главы 25 НК РФ, связывают возникновение прав и обязанностей при исчислении и уплате в бюджет налога на прибыль организаций с осуществлением налогоплательщиком реальных операций (фактов хозяйственной деятельности).

При этом НК РФ не устанавливает перечень документов, подлежащих оформлению при осуществлении налогоплательщиком тех или иных расходных операций, не предъявляет каких-либо специальных требований к их оформлению (заполнению). Решение вопроса о возможности учета тех или иных расходов при наличии их связи с деятельностью налогоплательщика по извлечению прибыли в целях налогообложения прибыли зависит от того, подтверждают документы, имеющиеся у налогоплательщика, факт осуществления заявленных им расходов или нет.

Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 НК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 54.1 НК РФ при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Налогового кодекса при соблюдении одновременно следующих двух условий:

- основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

- обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

Совершение сделки согласно налоговому и бухгалтерскому законодательству рассматривается как хозяйственная операция, а ее действительность предполагает реальность хозяйственной операции. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами.

Таким образом, первичные документы, составляемые при совершении хозяйственной операции и представляемые налогоплательщиком в налоговые органы, должны отвечать установленным законодательством требованиям и содержать достоверные сведения об обстоятельствах, с которыми законодательство связывает реализацию права на применение налоговых вычетов.

При решении вопроса о возможности учета тех или иных расходов для целей исчисления налога необходимо исходить из того, подтверждают представленные налогоплательщиком документы произведенные им расходы или нет, то есть условием для включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически понесены.

Основанием для доначисления НДС, налога на прибыль организаций, соответствующих сумм пени в рассматриваемом случае послужили выводы Инспекции о нарушении Обществом пункта 1 статьи 54.1 НК РФ в результате умышленных действий, выразившихся в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете, налоговой отчетности налогоплательщика, по взаимоотношениям с контрагентами: ООО «ТрейдГранд», «Аверс-С», ООО «СФ Антарекс», ООО «КапиталСтрой», ООО «Тритон», ООО «МФО «ФПГ Альянс», ООО «ЛенСтройГрупп», ООО «ПромСтройТехМонтаж», ООО «ПрофЭлит», ООО «ТрансСервис», ООО «Трейд-Сервис».

Доказательств, опровергающих выводы Инспекции, изложенные в оспариваемом решении, заявителем не представлено, доводов об этом суду не заявлено.

У суда отсутствую полномочия при рассмотрении дела по правилам главы 24 АПК РФ выйти за пределы заявленных требований.

Установленные главой 24 АПК РФ особенности распределения бремени доказывания не отменяют общего правила доказывания, закрепленного в части 1 стать 65 АПК РФ, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений.

То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 АПК РФ, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие издания оспариваемого ненормативного акта, противоречащего закону, должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

При этом, для вывода о наличии такого нарушения прав и законных интересов заявителя, которое было бы юридически значимым для результата рассмотрения в заявления в порядке приведенных положений главы 24 АПК РФ, недостаточно ссылки на то, что, поскольку оспариваемый акт незаконен, то, тем самым нарушены права и законные интересы заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решения (действия) налогового органа незаконным арбитражный суд должен установить несоответствие данного решения установленным нормам законодательства и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании изложенного, учитывая отсутствие доказательств принятия Инспекцией решения от 07.09.2020 с нарушением норм налогового законодательства,
а также доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя оспариваемым решением, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества.

Государственная пошлина, уплаченная Обществом при обращении в суд, подлежит отнесению на заявителя.

Определением суда от 31.03.2021 были приняты обеспечительные меры в форме приостановления  действия оспариваемого  решения Инспекции.

В силу части 5 статья 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта.  В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 12.10.2006 № 55 «О применении арбитражными судами обеспечительных мер» указано, что исходя из части 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска
без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи
с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах.

Руководствуясь статьями 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении заявления отказать.

Обеспечительные меры, принятые определением суда от 31.03.2021 по настоящему делу, отменить с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  15  Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации  настоящий  судебный  акт  выполнен  в  форме  электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Арбитражный  суд  Ханты-Мансийского  автономного  округа - Югры  разъясняет,  что  в соответствии  со  статьей  177  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации  решение,  выполненное  в  форме  электронного  документа,  направляется лицам,  участвующим  в  деле,  посредством  его  размещения  на  официальном  сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                    Е.А. Голубева