ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3306/14 от 17.06.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 июня 2014 г.

Дело № А75-3306/2014

Резолютивная часть решения объявлена 17 июня 2014 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2014 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола судебного заседания секретарем Каксиной Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению отдела Министерства внутренних дела по г. Пыть-Яху Управления МВД по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре к обществу с ограниченной ответственностью «Комсис» (ОГРН <***> место нахождения: 115093, <...>) о привлечении к административной ответственности,

при участии представителей сторон:

от заявителя – не явились,

от ответчика – ФИО1 по доверенности от 08.04.2014,

установил:

отдел Министерства внутренних дела России по г. Пыть-Яху Управления МВД по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее – заявитель, административный орган, отдел МВД)  обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Комсис» (далее – ответчик, Общество, ООО «Комсис») к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Заявленные требования мотивированы тем, что предприниматель своими действиями нарушил требования Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

О дате, времени и месте судебного разбирательства заявитель извещен надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.

В соответствии со статьями 123, 156, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотрение дела без участия заявителя по предоставленным материалам.

Ответчик с заявленными требованиями не согласен, поддерживает позицию, изложенную в отзыве, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, 22.03.2014 в дежурной части отдела МВД России по г. Пыть-Ях в КУСП № 1527 зарегистрирован рапорт оперуполномоченного ОУР ОМВД России по г. Пыть-Ях младщего лейтенанта полиции ФИО2 о том, что в ходе работы по материалу проверки КУСП № 1518 от 21.03.2014 по факту утери сотового телефона гр. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, было установлено, что данный гражданин, находясь в магазине «Виктория» ИП «ФИО4.», расположенном по адресу <...>, на игровом автомате с надписью «Благотворительная лотерея» проиграл денежные средства в сумме 6 300 рублей.

По данному рапорту 24.03.2014 была проведена проверка, в ходе которой в магазине «Виктория» ИП «ФИО4.», расположенном по адресу г. Пыть-Ях д. 13, был изъят лотерейный терминал «ЛТ», принадлежащий ООО «Комсис» г. Москва.

ООО «Комсис» разрешение Правительства Российской Федерации на проведение Всероссийской негосударственной бестиражной лотереи «ЛОТО-АРТ» на лотерейном терминале, расположенном в магазине «Виктория» <...> предоставлено не было.

По факту выявленного нарушения в отношении ООО «Комсис» инспектором ГИАЗ отдела МВД России по Пыть-Ях майором полиции ФИО5 25.03.2014 составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.27 КоАП РФ (л. д. 11).

На основании статьи 23.1 КоАП РФ и части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Комсис» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, проведение лотереи без полученного в установленном порядке разрешения или без направления в установленном порядке уведомления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Несоблюдение разрешительного и уведомительного порядка проведения лотерей, то есть, проведение лотерей без разрешения или уведомления уполномоченного органа исполнительной власти или исполнительного органа местного самоуправления, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ.

Проведение государственный и негосударственных лотерей регламентировано Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон № 138-ФЗ).

Как следует из пункта 2 статьи 2 Закона № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон
 № 138-ФЗ) лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи;

Согласно пункту 1 статьи 3 Закон № 138-ФЗ виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения, способа формирования призового фонда лотереи, территории ее проведения, организатора лотереи и технологии проведения лотереи.

Статьей 6 Закона № 138-ФЗ в редакции, действовавшей до 30.01.2014, регулировался порядок получения разрешения на проведение лотереи.

Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ, в Закон № 138-ФЗ внесены изменения, которые вступают в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» - 30.12.2013).

Как следует из статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 416-ФЗ со дня официального опубликования настоящего Федерального закона выдача разрешений на проведение лотерей прекращается.

Проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей, за исключением экспертизы выигрышных лотерейных билетов (лотерейных квитанций), выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотерей прекращается до 01.07.2014.

Таким образом, ранее выданные уполномоченным органом разрешения на проведение лотерей действуют до 01.07.2014.

Как следует из материалов дела, разрешением от 27.05.2011 № 879 выданным Федеральной налоговой службой Российской Федерации за № Н200Б 000975ФНС, ЗАО «Конгресс» вправе проводить на всей территории Российской Федерации Всероссийскую негосударственную бестиражную лотерею «ЛОТО-АРТ».

Срок действия данного разрешения установлен с 27.05.2011 по 27.05.2016.

В соответствии с договором № 01-ЛА от 28.10.2011, заключенным между организатором лотереи - ЗАО «Конгресс» и оператором - ЗАО «Звездные Врата», последнее обязуется проводить Всероссийскую негосударственную лотерею «ЛОТО-АРТ».

В соответствии с условиями вышеназванного договора оператор лотереи вправе заключать агентские договора по вопросам реализации и проведения лотереи.

В связи с вышеуказанным условием договора оператор лотереи - ЗАО «Звездные врата» заключило с ООО «Комсис» субагентский договор № 2-2/2011сад от 31.10.2011 о распространении купонов лотереи, приеме лотерейных ставок и выплате выигрышей.

При указанных обстоятельствах, Лотерейный агент (распространитель) осуществляет свою деятельность на законных основаниях и в рамках заключенных договоров и при наличии соответствующего разрешения на проведение лотерей.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 21 Закона о лотереях, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004 № 338 о мерах по реализации Федерального закона «О лотереях», постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 № 913 «Об утверждении положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей», федеральный государственный надзор за проведением лотерей осуществляется Федеральной налоговой службой.

Судом установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Комсис» от 10.02.2012 № 23 составлен не уполномоченным должностным лицом.

В соответствии с пунктом 84 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.27 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов, регулирующих отношений я области организации и проведения лотерей.

Органы внутренних дел не наделены такими полномочиями.

Следовательно у отдела ВМД отсутствуют полномочия по составлению протокола по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как указано в пункте 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при принятии заявления о привлечении к административной ответственности факт составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильное составление протокола и оформление других материалов дела либо неполноту представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, суд, руководствуясь статьей 29.4 КоАП РФ, выносит определение о возвращении заявления вместе с протоколом об административном правонарушении и прилагаемыми к нему документами административному органу.

При выявлении указанных обстоятельств в судебном заседании суд, руководствуясь частью 6 статьи 205 и частью 2 статьи 206 АПК РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Учитывая изложенные обстоятельства в их совокупности, суд считает, что факт совершения административного правонарушения материалами дела не доказан, протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, в силу чего заявление удовлетворению не подлежит.

В соответствии с главой 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о привлечении к административной ответственной госпошлиной не оплачиваются.

Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 167-170, 176, 180, 181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отдела Министерства внутренних дела по г. Пыть-Яху Управления МВД по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Комсис» (ОГРН <***> место нахождения: 115093, <...>) к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Обязать отдел Министерства внутренних дела по г. Пыть-Яху Управления МВД по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Комсис» изъятый в соответствии с протоколом от 25.03.2014 лотерейный терминал.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение десяти дней после принятия арбитражным судом первой инстанции обжалуемого решения через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья О.Г. Чешкова