ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3335/14 от 10.06.2014 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

10 июня 2014 г.

Дело № А75-3335/2014

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе
 судьи Чешковой О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 24.03.2014 № 04-030/2014,

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» (далее – заявитель, Общество, ООО «Газпром трансгаз Югорск») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 24.03.2014 № 04-030/2014.

В силу части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело в порядке упрощенного производства рассматривается без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение
 на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Определение суда о принятии заявления с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства получено сторонами, административным органом представлен отзыв на заявление с материалами административного производства.

Суд, исследовав материалы дела, установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 04.02.2014 № 04-33/2014 было проведено рейдовое патрулирование на территории лесного фонда общедоступных охотугодий Белоярского района, территории заказника «Сорумский» и территорий прилегающих к заказнику «Сорумский» расположенных в границах кв. 87,86,66,67,68,47,49,52,53,40,41,43 Казымского участкового лесничества ТО -Белоярское лесничество на предмет соблюдения природоохранного законодательства.

В ходе рейдового патрулирования 04.02.2014 на территории заказника «Сорумский» в квартале 86 Казымского участкового лесничества, ТО - Белоярское лесничество обнаружен действующий карьер песка (географические координаты N 64°09'795" Е 68°12'958"), приблизительная площадь карьера 5 га. Карьер расположен ориентировочно в 50 метрах от отметки 295 км магистрального газопровода «Надым-Пунга5». На участке газопровода по направлению от пос. Сорум на юго-запад на протяжении 15-20 километров обнаружено производство работ по замене трубы, газовая труба диаметром 1420 мм вырыта из грунта, поднята на поверхность и располагается рядом с траншеей, глубиной 3-4 метра и шириной 4-5 метров. Труба и траншея являются непреодолимым препятствием для диких копытных животных-лосей, которые мигрируют в данный период года в заказник «Сорумский» в места зимнего отстоя. Концентрация животных вдоль газопровода, не имеющих возможности преодолеть препятствие, является предпосылкой для производства незаконной охоты, что подтверждается обнаруженными в ходе рейда двумя местами отстрела диких копытных животных-лосей и мест разделки туш незаконно добытых животных (убоин). В результате осмотра мест отстрела и разделки можно предположить, что со времени отстрела прошло не более пяти семи дней.

Результаты рейдового патрулирования зафиксированы в отчете № 2 от 10.02.2014, имеются фотоматериалы, схема маршрута патрулирования.

В отношении Общества 17.02.2014 вынесено определение № 04-030/2014 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.

Уведомлением от 18.02.2014 Общество извещено о том, что в рамках административного расследования по административному делу № 04-030/2014 будет проведен осмотр лесного участка, эксплуатируемого ООО «Газпром трансгаз Югорск» по договору аренды лесного участка № 0011/13-02-ДА от 29.01.2013.

24.02.2014 в присутствии представителя Общества проведен осмотр участка лесного фонда с 52 квартала по 47 квартал, Казымского участкового лесничества вдоль траншеи под капитальный ремонт линейной части МГ «Уренгой-Петровск» км 466-513 от точки 1 с координатами № 6413.521 Е 6852.434 до точки 2 с координатами № 6412.955 Е 6829.789 протяженностью 28.5 км по направлению от п. Сорум в западном направлении, в пределах отвода участка под ремонт линейной части на территории ООПТ заказник «Сорумский».

В точке 1 зафиксировано место с фрагментами взрослой особи лося (шкура, нижние части ног). Остатки животного собраны, накрыты фрагментами шкуры. К месту остатков ведет характерный след животного (лося), следы перескакивания животного отсутствуют. Место, вокруг остатков животного, истоптано следами человека, место осмотра слегка припорошено снегом. Точка 1 находится в пределах коридора газопровода в 10 км от траншеи в месте перехода через коридор. В точке 3 с координатами № 6413.489 Е 6850.577 ведутся работы по обустройству перехода для лосей, работы не завершены. В точке 4 с координатами № 6413.538 Е 6834.799 зафиксировано место с фрагментами туши лося (конечность ноги, шкура, следы крови, внутренности) в 5м-3м от траншеи, в самой траншее обнаружены внутренности. Следы техники указывают на перемещение фрагментов лося с места первоначального нахождения в траншею. На всем протяжении осмотра участка лесного фонда, траншея не прерывалась, места перехода для лося в заказник «Сорумский» по путям миграции не оборудованы. Ширина траншеи от 4 до 5 м, высота вала земляного вдоль траншеи 2 м, глубина траншеи 2,5 м. Вдоль траншеи участками лежат трубы в ширине отвода участка. Места сбора отходов не зафиксированы.

По результатам осмотра лесного участка составлен протокол № 04-30/2014 от 24.02.2014, имеются фотоматериалы, составлена схема маршрута.

Указанный протокол подписан представителем Общества Найчук В.А., при этом указал, что с протоколом согласен (т. 2 л. д. 41-49).

По факту выявленных нарушений государственным инспектором Белоярского отдела Службы Серебренниковой О.А. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 11.03.2014 № 04-030/2014 (т. 2 л. д. 28).

По результатам рассмотрения административного дела Службой вынесено постановление от 24.03.2014 № 04-030/2014, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (т. 2 л. д. 16).

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось
 в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении
 к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую
 и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом,
 с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе
 об административных правонарушениях.

Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов
 о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Статьями 22, 23 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предусмотрено, что при размещении, проектировании и строительстве трубопроводных и других транспортных магистралей должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. На территориях особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со статьей 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно статье 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Основные Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (далее - Требования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.04.2008 № 80-п утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи на территории Ханты Мансийского автономного округа Югры».

Согласно пункта 3 Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 в целях предотвращения гибели объектов животного мира запрещается установление сплошных, не имеющих специальных проходов сооружений на путях массовой миграции животных (пункт 7 главы 1 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.04. 2008 № 80-п).

Пунктом 28 Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 предусмотрено, что трубопроводы должны быть заглублены, а в местах среды обитания животных, где невозможно заглубить трубы в землю, необходимо предусмотреть сооружение переходов для мигрирующих животных, приподняв отдельные участки трубопроводов на высоту не ниже 3 м (пункт 1 главы 6 Требований, утвержденных Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.04.2008 № 80-п).

Кроме того в постановлении Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.04.2008 № 80-п выделены отдельные Требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки, согласно которым при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и при эксплуатации объектов транспортировки газа должны предусматриваться эффективные меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (глава 8 пункт 2).

В соответствии с Положением о государственном биологическом заказнике «Сорумский», утвержденным Постановлением Администрации Ханты-Мансийского автономного округа от 01.08.1995 № 160 целью создания государственного биологического заказника «Сорумский» является:

1) охрана сорумской популяции лосей на путях сезонных миграций;

2) воспроизводство и сохранение ценных промысловых видов животных и птиц, в том числе занесенных в Красную книгу;

3) восстановление нарушенной человеком среды обитания животного мира и ее сохранения (основной объект охраны на избранной территории - лось и среда его обитания).

Заказник предназначен для сохранения сорумской популяции лося на путях его сезонных миграций, сохранения и восстановления нарушенной в процессе антропогенеза среды его обитания, воспроизводства и охраны ценных промысловых видов других животных и птиц.

Основной задачей заказника является сохранение и восстановление численности копытных (лося) на путях их сезонных миграций, способствование снижению уровня антропогенного воздействия на территорию, обеспечение животным в период миграции беспрепятственного следования по заказнику от районов концентрации (северная граница), до рассредоточения (южная граница).

Планируемая на территории заказника хозяйственная деятельность должна согласовываться с учреждением Ханты - Мансийского автономного округа «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий».

Из материалов административного производства следует, что Обществу согласно договора аренды лесного участка от 29.01.2013 № 0011/13-02-ДА предоставлен лесной участок площадью 87,1623 га под объект «Капитальный ремонт линейной части МГ «Уренгой-Петровск» Ду 1420 км. 466-513, инв. № 175 (30 лет). Устранение дефектов по результатам ВТД, переизоляция, балластировка, обратная засыпка. Сорумское ЛПУ МГ». Вид использования лесов - строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.

Производство работ по капитальному ремонту линейной части магистрального газопровода «Уренгой-Петровск» км. 466-513 согласовано учреждением Ханты - Мансийского автономного округа «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий» (согласование № 129 от 31.05.2013) с соблюдением указанных условий. Основным условием производства работ на территории государственного биологического заказника регионального значения «Сорумский» является соблюдение режима особо охраняемой природной территории биологического заказника «Сорумский».

Участок ведения работ на магистральном газопроводе «Уренгой-Петровск» км. 466-513 пересекает основные пути миграции лося на территории заказника «Сорумский» (письмо вх.№ 115 от 03.03.2014 г.).

Проектом освоения лесов лесного участка, переданного в аренду в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов под объект «Капитальный ремонт линейной части МГ «Уренгой-Петровск» Ду 1420 км. 466-513, инв. №175 (30 лет). Устранение дефектов по результатам ВТД, переизоляция, балластировка, обратная засыпка. Сорумское ЛПУ МГ» пунктом 6.4 предусмотрено:

- время расположения открытых траншей на территории заказника должно быть сокращено до минимума;

- соблюдение специального режима использования территории.

В рассматриваемом случае установлено, что с 04.02.2014 по настоящее время (на дату составления протокола) траншея протяженностью 28,5 км не зарыта, является препятствием на пути миграции животных; места перехода для лося в заказник «Сорумский» по путям миграции не оборудованы; мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации на территории заказника «Сорумский» Обществом не разрабатывались.

Таким образом, Обществом не соблюдены Требования, утвержденные постановлением Правительства автономного округа от 17.04.2008 № 80-п, в части отсутствия обустроенных переходов на участке ведения ремонтных работ на газопроводе «Уренгой-Петровск» км.466-513, отсутствия мероприятий по сохранению среды обитания и путей миграции животных.

Административный орган правомерно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с изложенным, довод Общества о том, что в его действиях отсутствуют признаки наличия состава административного правонарушения является необоснованным и противоречит материалам административного производства.

В своем заявлении Общество указывает на то, что в кратчайшие сроки выполнило требования выданного предписания от 17.02.2014 № 08, которым было предписано обустроить участки проведения ремонтных работ на газопроводе, проходящем через территорию государственного биологического заказника «Сорумский», специальными проходами, сооружениями на путях миграции животных. Обустройство переходов, их необходимое количество и расстояние между переходами согласовать с учреждением Ханты - Мансийского автономного округа «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий» согласно сложившимся местам перехода лося на данном участке миграции.

Вместе с тем, следует отметить, что факт допущенных Обществом нарушений имел место, что подтверждается материалами административного производства. Факт устранения нарушения не исключает наличия состава правонарушения на момент проверки и учтен административным органом при вынесении оспариваемого постановления в качестве смягчающего обстоятельства, что отражено в постановлении.

Общество не представило доказательств, свидетельствующих о принятии им всех необходимых мер, направленных на соблюдение природоохранного законодательства и исключающих вину в совершении правонарушения.

В обжалуемом постановлении изложены в полном объеме обстоятельства выявленного нарушения с учетом положений Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», а также Требований, утвержденных Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.04. 2008 № 80-п и Требований, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997, исследована и оценена вина Общества.

Постановление мотивировано и обоснованно.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

Назначенное наказание является адекватным и соразмерным совершенному административному правонарушению.

На основании изложенного, заявленные требования не подлежат удовлетворению

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 9, 67, 68, 71, 168-170, 176, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры,

РЕШИЛ:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» о признании незаконным постановления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.03.2014 № 04-030/2014 о привлечении к административной ответственности по статье 8.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать в полном объеме.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.

Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.

Судья О.Г. Чешкова