ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3416/15 от 08.10.2015 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

13 октября 2015 г.

Дело № А75-3416/2015

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2015 г.

Полный текст решения изготовлен 13 октября 2015 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Тихоненко Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Пищугиным Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания» (628012, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>; ОГРН <***> от 12.03.2004, ИНН <***>) к открытому акционерному обществу «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» (628011, Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, <...>; ОГРН <***> от 10.10.2007, ИНН <***>) о взыскании 19 352 000 рублей 98 копеек,

третьи лица: открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания», Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ямало-Ненецкого автономного округа,

с участием представителей:

от истца: ФИО1 по доверенности от 01.01.2015 № 0002, ФИО2 по доверенности от 16.06.2015 № 0105, ФИО3 по доверенности от 01.01.2015 № 0003,

от ответчика: ФИО4 по доверенности от 01.01.2015 № 152/14, ФИО5 по доверенности от 31.12.2014 № 151/14, ФИО6 по доверенности от 20.07.2015 № 141/15, ФИО7 по доверенности от 01.01.2015 № 158/14,

от третьего лица открытого акционерного общества «Тюменская энергосбытовая компания»: ФИО8 по доверенности от 17.03.2015 № 15/351.

от третьего лица Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа: не явились,

установил:

открытое акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Югорская территориальная энергетическая компания – Региональные сети» (далее – ответчик) о взыскании 19 352 000 рублей 98 копеек – суммы основного долга по потерям электроэнергии за период с июня по декабрь 2013, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начиная с 01.06.2013 по день фактической уплаты долга, по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2013 № 02/12 ПЭ (далее – договор).

Определением от 22.07.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания» (далее - ТЭК), Региональную энергетическую комиссию Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - РЭК).

Протокольным определением от 02.10.2015 судебное заседание по делу отложено на 14 часов 00 минут 08.10.2015.

Представители сторон, ТЭК для участия в судебное заседание явились, заявлено о приобщении к материалам дела дополнительных документов.

Представитель истца также заявил ходатайство об уменьшении исковых требований, просил взыскать с ответчика 12 885 347 рублей 49 копеек – сумму основного долга, 2 081 347 рублей 04 копейки – процентов за пользование чужими денежными средствами.

Представитель РЭК для участия не явился, извещение имеется.

Представители истца на иске настаивали, полагают, что при исполнении договора и расчетах ответчиком не обосновано не применяется сбытовая надбавка истца - как гарантирующего поставщика, приобретающего электроэнергию на оптовом рынке, ссылались на представленные по делу доказательства своих доводов, возражения на отзыв (т.2, л.д. 9-38), по мотивам которых в течение спорного периода покупка электрической энергии для Нижневартовского района осуществлялась истцом у поставщиков оптового и розничного рынков электроэнергии. В части объемов по розничному рынку истец приобретал электрическую энергию у ТЭК, в связи с чем продажа истцом фактических потерь ответчику осуществлялась с учетом сбытовой надбавки ТЭК, что по объемам поставки разногласия у сторон отсутствуют. Оставшийся объем истец приобретал на оптовом рынке. Поясняли, что с 01.04.2011 истец был внесен в Реестр субъектов оптового рынка и ему была согласована группа точек поставки ОАО «Радужнинские городские электрические сети», и поскольку от группы точек поставки запитаны как потребители г. Радужный, так и потребители Нижневартовского района, то на период регулирования 2013 года при отражении электроэнергии/мощности в сводном прогнозном балансе, утвержденном ФСТ России, объемы для вышеуказанной группы точек поставок приняты с учетом перетоков в Нижневартовский район. В доказательство ссылались, в том числе, на приказ "Об изменении границ деятельности гарантирующего поставщика на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 21.06.2013 № 59-П (т. 2, л.д. 71-72), карты, границы деятельности гарантирующего поставщика, расчеты нормативных потерь, акты согласования точек поставки, схемы, акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, а также на документы администратора торговой системы, подтверждающие право истца на участие в торговле электрической энергией на оптовом рынке (т.3. л.д. 45-59, т.4, л.д. 26-66), пояснили о размерах сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, утвержденных в установленном порядке для истца - 4 731 и 67, 1 при покупке нормативных (технологических) потерь, а также потерь, превышающих нормативные (т. 2, л.д. 45-58).

Представители ответчика с иском не согласны по мотивам представленного отзыва, пояснений (т.1, л.д. 135-140, т.2, л.д. 39-59. 117-120, т.3, л.д. 1-5), полагают, что применение сбытовой надбавки, утвержденной для истца, является неверным, что истец, не являясь субъектом, имеющим возможность участвовать в торговле на оптовом рынке, не вправе требовать применения ответчиком в расчетах установленной для него (истца) сбытовой надбавки. В обоснование своих доводов ссылались на представленные в дело доказательства, а также правовую позицию РЭК, пояснившего об основаниях применения ответчиком сбытовой надбавки, установленной для иного гарантирующего поставщика - ТЭК. Полагают также, что применение ответчиком в собственных расчетах сбытовой надбавки, установленной для ТЭК (в размере 896, 23), также является неверным, но в любом случае у ответчика отсутствует задолженность перед истцом. Ответчик, ссылаясь на абзац 6 пункта 96 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, полагает ошибочным применение истцом при расчете потерь сбытовой надбавки, установленной для истца, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.

Кроме того, ответчик представил письмо РЭК (т.2, л.д. 45), в котором указано об учете при регулировании гарантирующего поставщика ОАО «ЮТЭК» на 2013 год объемов электрической энергии (мощности) в соответствии со Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии (мощности) по точкам поставок: ОАО «Радужнинские городские электрические сети», ОАО «ЮТЭК-Покачи» и ОАО «ЮТЭК-Югорск».

В материалы дела от РЭК поступил отзыв на исковое заявление (т.3, л.д. 37-43), по мотивам которого истец не обеспечил право участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке в границах электрических сетей сетевой организации ОАО «ЮТЭК – Региональные сети», в связи с чем в стоимость фактических потерь электрической энергии должна включаться сбытовая надбавка гарантирующего поставщика ОАО «Тюменская энергосбытовая компания», установленная в отношении сетевой организации ОАО «ЮТЭК-Региональные сети».

Также в деле имеется письмо РЭК (т. 2, л.д. 139-140) о порядке расчета сбытовых надбавок гарантирующего поставщика, исходя из плановых объемов электрической энергии согласно сводного прогнозного баланса, утв. Приказом ФСТ России от 30.11.2012 № 798/2-э.

В судебном заседании 08.10.2015 суду представлено также письмо РЭК о принятых объемах электропотребления по истцу, в том числе, по объемам для компенсации потерь, об учтенных для истца потерях электрической энергии в сетях ответчика в размере 179,30 млн. кВч, в размере сбытовой надбавки для тарифной группы "сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь на 2013 год", о расчетах при покупке нормативных потерь с учетом сбытовой надбавки, не превышающей сбытовую надбавку, установленную для ТЭК на 2013 год.

Представитель ТЭК с иском не согласен по мотивам представленного 08.10.2015 отзыва, полагает иск необоснованным, что необходимо установить, какой из гарантирующих поставщиков - истец либо ТЭК в спорный период приобретал электрическую энергию на оптовом рынке электрической энергии (мощности) по объекту ПС-110/35/6 ФИО9: ВЛ-35 № 2 и ВЛ-35 № 4-ПС-35/6 Озерная (1Т,2Т) и ПС-35/6 Новоаганская (1Т,2Т). ТЭК, ссылаясь на пункт 99 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, указывает на отсутствие у истца права участия в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке (до 01.09.2013), в связи с чем при расчетах с ответчиком истец должен был применять сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, т.е. ТЭК.

Представленные сторонами, третьими лицами документы приобщены судом к материалам дела, приняты к рассмотрению.

Уточнения истца в части взыскиваемых сумм приняты судом к рассмотрению в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие представителей надлежащим образом извещенного третьего лица – РЭК, по имеющимся в деле доказательствам.

Заслушав представителей сторон, третьего лица (ТЭК), исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат. При этом суд исходит из следующего.

Между истцом и ответчиком заключен договор (т.1, л.д. 65-75), согласно которому ответчик (исполнитель) обязался оказывать истцу, являющемуся гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией (заказчик) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ответчику на праве собственности или ином установленном законом основании, а истец обязался оплачивать услуги ответчика в порядке, установленном договором.

Согласно пункту 5.3 договора стоимость фактических потерь электроэнергии оплачиваемая исполнителем заказчику определяется исходя из объема фактических потерь электроэнергии образовавшихся за расчетный период в электросетевом оборудовании исполнителя, средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за расчетный период, платы за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, учитываемой в стоимости электрической энергии (мощности) и определяемой в отношении расчетного периода в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.

При этом для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе за соответствующий расчетный период в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, относящихся к подгруппе группы «прочие потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 670 кВт до 10МВт».

Истец в целях компенсации потерь электрической энергии, возникших при поставке электрической энергии в адрес потребителей электрической энергии в период с июня по декабрь 2013 года, применил при расчете потерь сбытовую надбавку (тариф), установленный для гарантирующего поставщика АО «ЮТЭК» решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – также РЭК) от 26.12.2012 № 483, выставил на оплату счета-фактуры, направил товарные накладные (т.1, л.д. 87-115).

В судебном заседании 08.10.2015 истцом представлены уточняющие (корректирующие) счета-фактуры по периоду взыскания в рамках дела, на основе которых истец производит расчет взыскиваемой суммы.

Ответчик не согласился с применением истцом при расчете потерь сбытовой надбавки (тарифа), установленной для гарантирующего поставщика открытое акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания», применил сбытовую надбавку гарантирующего поставщика открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания» (третье лицо), установленной Решением РЭК от 26.12.2012 № 471, подписав товарные накладные с разногласиями и компенсировав истцу часть потерь электрической энергии в сетях.

Стоимость неоплаченных ответчиком потерь электрической энергии в сетях из-за применения ответчиком сбытовой надбавки третьего лица - ТЭК по расчетам истца после уточнения размера исковых требований составила 12 885 347 рублей 46 копеек.

Полагая, что ответчик необоснованно не компенсировал в полном объеме возникшие в сетях потери электрической энергии, истец обратился в суд с настоящим иском о взыскании с ответчика задолженности.

В правовое обоснование иска истец ссылается на нормы статей 309-310 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 4-5). Иного правового обоснования поданного иска истец не привел, устно сославшись в судебном заседании 08.10.2015, на возникшие на стороне истца убытки.

В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемого населению и приравненным к нему категориям потребителей) на розничных рынках по нерегулируемым ценам не выше предельных уровней нерегулируемых цен, рассчитанных в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков исходя из цен на приобретаемые гарантирующими поставщиками электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и цен на услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией.

Указанные гарантирующие поставщики определяют нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) и их предельные уровни и доводят их до сведения потребителей в порядке, установленном основными положениями функционирования розничных рынков.

Согласно пункту 2 статьи 40 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую с 1 января 2011 года потребителям электрической энергии энергосбытовыми организациями, не являющимися гарантирующими поставщиками, являются свободными, складываются под воздействием спроса и предложения и не подлежат государственному регулированию, за исключением случаев, для которых настоящим Федеральным законом предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно пункту 5 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения розничных рынков), на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность), за исключением продажи электрической энергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с настоящим документом, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями - по свободным нерегулируемым ценам;

Энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, за исключением случаев, указанных в пунктах 58 и 59 Основных положений розничных рынков, покупают электрическую энергию (мощность) на оптовом или розничных рынках с использованием тех же точек поставки, в которых ими осуществляется продажа электрической энергии (мощности) на розничном рынке обслуживаемым потребителям (покупателям) (пункт 6 Основных положений розничных рынков).

Между истцом и третьим лицом заключен договор энергоснабжения от 27.12.2006 № ЭС-11/11 (приложение к отзыву ТЭК), по которому третье лицо (продавец) обязалось осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с сетевыми организациями, расположенными в зоне деятельности продавца (гарантирующего поставщика электроэнергии), обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а истец (покупатель) обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

В последующем сторонами подписаны дополнительные соглашения относительно точки поставки по ПС-110/35/6 ФИО9 (т. 4, л.д. 24-25).

Согласно абзацу 4 пункта 4 Основных положений розничных рынков, сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.

Порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила № 861), регламентирующих порядок определения потерь в электрических сетях и оплату этих потерь.

Пунктами 50 и 51 Правил № 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.

Истец получил право участия в торговле электрической энергией и мощностью на оптовом рынке по трем группам точек поставки: PUTEREK3 (ОАО «ЮТЭК-Югорск), PUTEREK5 (ОАО «Радужнинские электрические сети»); PUTEREK6 (ОАО «ЮТЭК-Покачи»).

В сводном прогнозном балансе на 2013 год, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2012 № 798/2-э, включены прогнозные объемы покупки с оптового рынка электрической энергии и мощности истца по указанным трем группам точек поставки, объемы потребления электроэнергии в границах электрических сетей сетевой организации – ответчика учтены в балансовых объемах гарантирующего поставщика открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания».

В соответствии со статьей 23.1 Закона об электроэнергетике на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, а также цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациями.

Согласно пункту 12 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.10.2012 № 703-э (далее - Методические указания), гарантирующий поставщик продает на розничном рынке электрическую энергию (мощность), приобретенную им на оптовом рынке с использованием группы (групп) точек поставки, соответствующей его зоне деятельности, а также в случаях, предусмотренных настоящим документом, у производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций на розничном рынке.

Пунктом 4 Методических указаний сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков устанавливаются для следующих групп (подгрупп) потребителей:

- население и приравненные к нему категории потребителей (далее - население);

- сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии (далее - сетевые организации);

- прочие потребители.

Сбытовая надбавка гарантирующего поставщика для сетевых организаций для целей компенсации потерь рассчитывается к объемам электрической энергии (мощности), учтенным в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на расчетный период регулирования в руб./кВтч.

Согласно пункту 99 Основных положений розничных рынков в случае если гарантирующий поставщик, функционирующий на территории субъекта Российской Федерации, входящего в ценовую зону оптового рынка, в соответствии с пунктом 13 настоящего документа приобретает электрическую энергию (мощность) у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка, функционирующих на территории того же субъекта Российской Федерации, то этот гарантирующий поставщик, покупающий электрическую энергию (мощность), определяет предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории в соответствии с положениями настоящего раздела при условии применения вместо средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), рассчитываемой в соответствии с пунктом 88 настоящего документа, средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), покупаемую у указанных гарантирующих поставщиков, продающих электрическую энергию (мощность). Эта цена определяется как отношение следующих величин:

разница между стоимостью покупки электрической энергии (мощности) гарантирующим поставщиком, покупающим электрическую энергию (мощность), у указанных гарантирующих поставщиков, продающих электрическую энергию (мощность), за соответствующий расчетный период, и суммой стоимости объемов электрической энергии (мощности) тех потребителей гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность), к которым применяются вторая - шестая ценовые категории, рассчитанной исходя из нерегулируемых цен, определяемых гарантирующими поставщиками, продающими электрическую энергию (мощность), и стоимости объемов электрической энергии (мощности) населения и приравненных к нему категорий потребителей гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность);

объемы электрической энергии (мощности) потребителей гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность), в отношении которых этим гарантирующим поставщиком применяется первая ценовая категория.

Предельный уровень нерегулируемых цен для остальных ценовых категорий этот гарантирующий поставщик, покупающий электрическую энергию (мощность), рассчитывает в соответствии с положениями настоящего раздела при условии применения нерегулируемых цен в рамках увеличенных на сбытовую надбавку гарантирующего поставщика, покупающего электрическую энергию (мощность), определяемых гарантирующими поставщиками, продающими электрическую энергию (мощность), предельных уровней нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий с учетом долей покупки у указанных гарантирующих поставщиков.

В соответствии с пунктом 2 Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179, в случае заключения между потребителем (покупателем) и гарантирующим поставщиком договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) предельные уровни нерегулируемых цен определяются без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии по формулам (30 - 32) и применяются гарантирующим поставщиком к объемам покупки электрической энергии (мощности) потребителем (покупателем) по указанному договору.

Также без учета тарифа на услуги по передаче электрической энергии определяются предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), приобретаемую в целях компенсации потерь в сетях сетевых организаций, необходимая валовая выручка которых включена в расчет тарифа на услуги по передаче электрической энергии. Указанные предельные уровни применяются отдельно к величинам непревышения и отдельно к величинам превышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении сетевой организации. При этом для определения предельных уровней в отношении величин непревышения фактических объемов потерь электрической энергии над объемами потерь, учтенными в сводном прогнозном балансе в соответствующем расчетном периоде в отношении сетевой организации, используется сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении сетевых организаций, а в отношении величин превышения - сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, установленная в отношении потребителей, не относящихся к организациям, оказывающим услуги по передаче электрической энергии, населению и приравненным к нему категориям.

Согласно отзыву третьего лица (РЭК) решением от 26.12.2012 № 483 для истца утверждены сбытовые надбавки по группам потребителей на 2013 год, которые рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями, исходя из плановых объемов электрической энергии (мощности) согласно сводного прогнозного баланса производства и поставок электроэнергии, утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2012 № 798/2-э.

В письме от 15.09.2015 исх. № 14/1599 в адрес ответчика РЭК поясняет, что по истцу принят объем электропотребления в размере 451,55 млн. кВт.ч, в том числе, объем электрической энергии для компенсации потерь в размере 39,35 млн. кВтч. Данный объем потерь учтен по трем группам точек поставки - PUTEREK3 (ОАО «ЮТЭК-Югорск), PUTEREK5 (ОАО «Радужнинские электрические сети»), PUTEREK6 (ОАО «ЮТЭК-Покачи»). Потери электрической энергии, возникающие в сетях ответчика в размере 179,30 млн. кВт.ч были учтены в расчете сбытовой надбавки для тарифной группы «сетевые организации, покупающие электрическую энергию для компенсации потерь электрической энергии» на 2013 год для гарантирующего поставщика открытое акционерное общество «Тюменская энергосбытовая компания» (третье лицо).

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заявив о взыскании с ответчика денежных средств в размере 12 885 347 рублей 46 копеек, в рамках настоящего дела истец не доказал оснований для их взыскания с ответчика, а равно оснований для применения во взаимоотношениях с ответчиком установленной для него (истца) сбытовой надбавки за спорный период.

Ссылаясь на соответствие объемов утвержденным в установленном порядке сведениям, учтенным в сводном прогнозном балансе, применительно к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации истец таких обстоятельств также не доказал, доводов и пояснений ответчика, ТЭК, а также письменных пояснений РЭК не опроверг.

Более того, деятельность участников настоящего дела, прежде всего, истца и третьего лица - ТЭК, а также ответчика, являющегося потребителем поставляемых услуг, электрической энергии, является регулируемой, подпадает под действие специального законодательства в области электроэнергетики, под контроль специально уполномоченных государством органов.

При таких условиях, избранный истцом способ защиты права не представляется признать надлежащим. Истец не лишен возможности защитить свои права иным способом, в том числе, предпринять необходимые меры по обращению за пересмотром утвержденных для истца показателей сводного прогнозного баланса в последующем расчетном периоде, либо по обжалованию действий (бездействий) уполномоченных органов, на случай, когда истец считает свои права нарушенными. При этом изменение утвержденных уполномоченными органами величин, заложенных в сводный прогнозный баланс за истекший период, путем взыскания перерасчитанных сумм не представляется верным и допустимым.

С учетом вышеизложенного, фактических обстоятельств дела, истцом не доказаны основания для применения сбытовой надбавки, установленной для него во взаимоотношениях с ответчиком за период взыскания в рамах настоящего дела. Учитывая, что при применении ответчиком сбытовой надбавки, установленной для ТЭК, права истца не нарушены и ответчик в целом не уплатил истцу меньше, чем ему полагается по результатам исполнения договора, поданный иск удовлетворению не подлежит.

В порядке статей 101, 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы истца по уплаченной государственной пошлине (т.1, л.д. 11) относятся на него как на сторону, не в пользу которой вынесен судебный акт.

Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковые требования открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания» оставить без удовлетворения.

Возвратить открытому акционерному обществу «Югорская территориальная энергетическая компания» из федерального бюджета 21 927 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 18.03.2015 № 1682.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия путем подачи апелляционной жалобы. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в суд кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Т.В. Тихоненко