ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3499/13 от 17.09.2013 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Ленина д. 54/1, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 33-54-25, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

20 сентября 2013 г.

Дело № А75-3499/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2013 г.

Полный текст решения изготовлен 20 сентября 2013 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Козицкой И.А., при ведении протокола заседания секретарем Шкляевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску областного государственного казенного учреждения «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» (ОГРН <***>, место нахождения: 156012, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «ML-Транс» (ОГРН <***>, место нахождения: 628462, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Радужный, Северо-западная коммунальная зона Промышленная, 24, 3) о взыскании 228 648 руб. 00 коп.,

при участии:

от истца - не явились,

от ответчика - ФИО1 по доверенности № 03 от 22.04.2013, ФИО2, генеральный директор, решение № 1 от 03.12.2007,

установил:

областное государственное казенное учреждение «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ML-Транс» о взыскании 228 648 руб. 00 коп.

Определением арбитражного суда от 18.07.2013 судебное заседание назначено
 на 17 сентября 2013 года на 11 часов 00 минут.

Представители истца для участия в судебном заседании не явились.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство проводится судом в отсутствие представителей истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного разбирательства.

Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление
 (том 1 л.д. 77-81).

Заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 20.04.2010 на пункте весового контроля СПВК-2 автодороги федерального подчинения зафиксирована перевозка тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по нагрузкам на оси на транспортном средстве - ВОЛЬВО FH TRUCK 4*2 М231ТТ86, принадлежащему обществу с ограниченной ответственностью «ML-Транс» (далее - ответчик, общество).

По данному факту Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области составлен акт № 527
 от 20.04.2010.

На основании указанного акта произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов, сумма платы составила 138 320 рублей.

21.04.2010 на пункте весового контроля СПВК-1 автодороги федерального подчинения зафиксирована перевозка тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по нагрузкам на оси на транспортном средстве - ФРЕДЛАЙНЕР ST120064ST М270ТТ86, принадлежащему обществу с ограниченной ответственностью «ML-Транс» (далее - ответчик, общество).

По данному факту Службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области составлен акт № 1897
 от 21.04.2010.

На основании указанного акта истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов, сумма платы составила 90 328 рублей.

Поскольку ответчик не внес плату в счет возмещения вреда в указанном размере, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об автомобильных дорогах) использование автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Статьей 29 Закона об автомобильных дорогах пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.

Согласно статье 31 Закона об автомобильных дорогах движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как указано в Постановлении Конституционного суда от 17.07.1998 № 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.

Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 (далее - Правила № 934).

Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.

Пунктом 3 Правил № 934 установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (пункт 4 Правил № 934).

Постановлением администрации Костромской области от 01.04.2010 № 100-а «О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Костромской области» введен период временного ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в Костромской области с 15.04.2010 по 31.05.2010.

В силу Положения об Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 12.08.2008 № 282 и действовавшего в рассматриваемый период, функции по взиманию платы за перевозку тяжеловесных грузов при осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств возложены на Инспекцию государственного административно-технического надзора Костромской области.

Приказом Департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 08.08.2012 № 120-а полномочия по осуществлению расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам Костромской области, переданы областному государственному казенному учреждению «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования «Костромаавтодор».

Согласно пункту 6.1 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации от 27.05.1996, зарегистрированной в Минюсте Российской Федерации 08.08.1996 № 1146, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.

Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р создана Служба весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ.

Пунктом 4.4 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, утвержденного Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р, Служба весового контроля наделена правом совместно с сотрудниками соответствующих контрольных органов проверять наличие у перевозчика специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза и соответствие его реквизитов реальным параметрам транспортного средства, выполнение требований, изложенных в разделе специального разрешения «Особые условия движения».

В соответствии с пунктом 1.6 данного положения под стационарным пунктом весового контроля (СПВК) понимается место выполнения работниками дорожных организаций задач по осуществлению контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов и международных договоров РФ в области перевозок тяжеловесных грузов транспортными средствами по федеральным автомобильным дорогам, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное необходимыми техническими средствами и сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности.

Распоряжением Министерства транспорта РФ от 10.11.2002 № ИС-1004-р утвержден Регламент функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ (Регламент от 10.11.2002
 № ИС-1004-р).

Документ утратил силу в связи с изданием распоряжения Минтранса РФ
 от 12.03.2012 №ИЛ-31-р.

Вместе с тем, на дату составления актов весового контроля № 1897 от 21.04.2010 и № 527 от 20.04.2010 Регламент от 10.11.2002 № ИС-1004-р являлся действующим, в связи с чем, подлежит применению к спорным правоотношениям.

Данным Регламентом определен порядок действий работников стационарных и передвижных пунктов весового контроля по контролю за перевозкой тяжеловесных грузов автомобильным транспортом и соблюдением допустимых весовых параметров автомобильного транспорта.

Так, в соответствии с пунктом 2.1 названного Регламента выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором - оператором стационарного пункта весового контроля путем их поосного взвешивания в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги.

Пунктом 3.2 Приложения 3 Регламента от 10.11.2002 № ИС-1004-р установлено, что при несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором - оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.

Требования об осуществлении проверки весовых параметров на специальной площадке, оборудованной весами для взвешивания в статическом режиме, также содержатся и в пункте 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, утвержденным Минтранса Российской Федерации от 21.07.2011 № 193, сменившим ранее действовавший Регламент.

Кроме того обязанность оснащения СПВК площадкой для контрольного взвешивания транспортного средства установлена пунктом 38 Положения о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 27.02.2007 № 30-а (действовавшего в рассматриваемый период). Исключение проведения контрольного взвешивания транспортного средства предусмотрено лишь при осуществлении весового контроля на ПППК (передвижных пунктах весового контроля) (пункт 31 Положения).

Как следует из содержания акта весового контроля № 527 от 20.04.2010 взвешивание спорного транспортного средства производилось на стационарных весах ВА-15С-3 в динамическом режиме.

Вместе с тем, в соответствии с руководством по эксплуатации М 014.080.00 РЭ указанные автомобильные весы предназначены для статического взвешивания осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства.

Допускается применять весы для измерения осевых нагрузок в движении (без остановки на платформе, при скорости не более 5 км/ч). При этом погрешность измерений увеличивается за счет динамических ударов по платформе и колебаний кузова (пункт 1.1.1.1 руководства).

Между тем в акте не указана скорость автомобиля движении на платформе.

В акте также не содержится отметка о том, что водителю было предложено повторное взвешивание в статистическом режиме на специальной площадке, оборудованной весами для контрольного взвешивания.

Во втором случае на стационарном пункте весового контроля при имевшем место несогласии водителя с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров (что нашло отражение в акте № 1897 от 21.04.2010), водителю также не было предложено произвести повторное взвешивание на специальной площадке, оборудованной весами для контрольного взвешивания.

Кроме того, точность взвешивания, проведенного на автомобильных весах
 ВА-15С-3, также не может быть признана достоверной ввиду следующего.

Согласно Руководству пользователя ПО «Система весового контроля», на которое, ссылается истец, учет погрешностей измерений является опцией позволяющей учесть погрешность весов. Согласно разделу «Параметры работы с весами» настройки весов могут быть изменены.

В актах о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось № 527 от 20.04.2010 и № 1897 от 21.04.2010
 и в детализациях расчетов имеется указание только на фактическую нагрузку, сведения о том, что взвешивание произведено с учетом погрешности либо опция учета погрешности измерений была включена, акты не содержат.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что при расчете истцом учтена погрешность автомобильных весов.

При данных обстоятельствах, в нарушение вышеуказанных положений Регламента и Положения о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области контрольное взвешивание транспортного средства не было проведено, процедура оформления актов не соблюдена, в связи с акты не могут служить надлежащими доказательствами превышения веса и нагрузок по осям транспортных средств ответчика.

При таких обстоятельствах, истцом не доказаны размер ущерба и вина ответчика, ввиду чего в удовлетворении иска следует отказать.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 179, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья И.А. Козицкая.