ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3583/2021 от 24.05.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

27 мая 2021 г.

Дело № А75-3583/2021

          Резолютивная часть решения объявлена 24 мая 2021 г.

          Решение изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 г.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе
судьи Заболотина А. Н., при ведении протокола секретарем Гуляевой О. В.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
акционерного общества «Сургутгаз» (ОГРН 1028600597332, ИНН 8602060058) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения о назначении административного наказания,

с участием представителей сторон: от заявителя – Гоголин П. Н. по доверенности от 12.01.2021, Кочемасова О. Д. по доверенности от 12.03.2019; от административного органа (посредством вэб-конференции) – Мустафина Л. С. по доверенности от 12.01.2021,

установил:

акционерное общество «Сургутгаз» (далее – заявитель, общество, АО «Сургутгаз») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный орган, антимонопольный орган,  Управление) от 01.03.2021 № 18 по делу об административном правонарушении № 086/04/9.21-260/2021.

            Заявленные требования мотивированы порочностью протокола об административном правонарушении в связи с неразъяснением представителям общества прав и обязанностей, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствием события административного правонарушения.

            Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях (т. 1 л.д. 14-23).

            Представитель административного органа в судебном заседании возражал относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает оспоренное решение законным и обоснованным (т. 1 л.д. 67-72).

            Выслушав представителей сторон и изучив представленные доказательства, суд постановил следующий вывод.

            Из материалов дела следует, что Управлением ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре рассмотрено заявление Кузмич Д. В. о нарушении АО «Сургутгаз» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила) при рассмотрении заявок Кузмич Д. В. от 03.08.2020 и от 05.10.2020 на подключение  жилого дома, расположенного по адресу: ПКС «Крылья Сургута», уч. 149, г. Сургут, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, к сети газораспределения.

            По результатам рассмотрения заявления административный орган пришел к выводу о нарушении акционерным обществом порядка подключения к газораспределительным сетям, в связи с чем должностным лицом Управления ФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2021 № 17 (т. 1 л.д. 35-43).

            Постановлением от 01.03.2021 № 18  по делу № 086/04/9.21-260/2021 АО «Сургутгаз» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 101 000 руб.

            Названное постановление оспорено обществом в судебном порядке.

            Согласно части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЭ «О защите конкуренции» признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 №147 ФЗ «О естественных монополиях» отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.

На основании статьи 26 Федерального закона от 31.03.1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе, такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможности его транспортировки.

В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъекты естественныхмонополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельнымипотребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которыхприменяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральнымзаконом, при наличии у субъекта естественной монополии возможностипроизвести (реализовать) такие товары, а также обязаны производить(реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяетсярегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, нанедискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольногозаконодательства.

            На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Федеральногозакона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» субъектуестественной монополии как лицу запрещается навязываниеконтрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся кпредмету договора (экономически или технологически не обоснованные и(или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативнымиправовыми актами Президента Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительнойвласти или судебными актами требования о передаче финансовых средств,иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласиезаключить договор при условии внесения в него положений относительнотовара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.12.1997 №121/1 АО «Сургутгаз» включено в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» реестра естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе под регистрационным номером 86.2.7.

            ОАО «Сургутгаз» оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (на территории г. Сургута) по установленным тарифам, а также услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

            В период с 2015 по 2019 год на основании полученных технических условий СГМУП «Тепловик», СГМУП «ГТС» (ГРО), АО «Сургутнефтегаз», был спроектирован, построен и введен в эксплуатацию газопровод низкого давления «Инженерные коммуникации и благоустройство ДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение . 2 этап», которым обеспечивается подведение и газификация жилых домов жителей товарищества, в количестве 160 домовладений. 03.03.2020 газопровод передан в муниципальную собственность и закреплен на праве хозяйственного ведения за СГМУП «Городские тепловые сети». 30.08.2020 указанным муниципальным предприятием газопровод введен в эксплуатацию.

            Названный газопровод включен в схему газоснабжения муниципального образования, утвержденную постановлением Администрации г. Сургута от 18.12.2019
№ 9510
.

03.08.2020 членом ДНТ «Тихий бор» Кузьмич Д.В. направленав адрес ОАО «Сургутгаз» заявка о заключении договора о подключении(технологическим присоединении) объекта капитального строительства ксети газораспределения (т. 2 л.д. 43-51). К заявке приложены следующиедокументы: копия паспорта; выписки из ЕГРН на ИЖС; свидетельство огосударственной регистрации права на земельный участок; ситуационныйплан; согласие на присоединение СГМУП «ГТС».

            В ответ на заявку Кузьмич Д.В. АО «Сургутгаз» направило отказ взаключении договора ссылаясь на то, что согласие основного абонентаСГМУП «ГТС» не свидетельствует о возможности совершить исполнителемврезку и пуск газа в газоиспользующее оборудование. Кроме того указало о заявлении требования о подключении к недействующей сети (т. 2 л.д.41-42).

            05.10.2020 Кузьмич Д.В. повторно направил в адрес АО«Сургутгаз» заявку о заключении договора о подключении (технологическимприсоединении) объектов капитального строительства к сетигазораспределения (т. 2 л.д. 56-66). К заявке также были приложены следующие документы:копия паспорта; выписки из ЕГРН на ИЖС; свидетельство о государственнойрегистрации права на земельный участок; ситуационный план; согласие наприсоединение СГМУП «ГТС»; копия акта ввода в эксплуатацию № 1 от30.09.2020; акт ввода в эксплуатацию № 2 от 30.09.2020.

            В ответ на заявку Кузьмич Д.В. АО «Сургутгаз» повторноотказало в заключении договора ссылаясь на следующее ( т. 2 л.д. 54-55). Для рассмотрения и определения технической возможностиподключения к сетям газораспределения необходимы данные о планируемойзагрузке объекта «Инженерные коммуникации и благоустройство ДНТ«Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сетьулиц и дорог» Газоснабжение. 2 этап», с предоставлением планируемогомаксимального часового расхода газа на весь объект и по каждому жиломудому с указанием места расположения жилых домов, включенных в общийрасчет. Кроме того, необходимо предоставление проектной документации,утвержденной в установленном порядке, исполнительно-технологическойдокументации на объект «Инженерные коммуникацииДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение. 2 этап» с актом приёмки законченногостроительством объекта газораспределительной системы.

            Также для корректного подключения необходимо предоставлениезаверенного перечня лиц (заказчиков), финансировавших строительствосетей газораспределения ДНТ «Тихий Бор».

            Названные отказы послужили основанием для обращения Кузмич Д. В. с жалобой в антимонопольный орган.

            Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) урегулирован в Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314.

            Пунктами 59, 62, 64 названных Правил установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами. Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом.

            Пунктом 65 упомянутых Правил закреплено, что в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения: а) реквизиты заявителя; б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения; в) характер потребления газа; г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства; д) планируемое распределение максимального часового расхода газа отдельно по различным точкам подключения (если их несколько) с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек.

            В силу пункта 69 Правил к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы: а) ситуационный план; б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства); в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя; г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя); е) расчет максимального часового расхода газа (не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров); ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 Правил; з) документы, предусмотренные пунктом 47 Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности; к) копия разработанной и утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 означенных Правил.

            Пунктом 72 Правил установлен запрет исполнителю требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.

            Согласно пункта 73 (1) названных Правил исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил.

            В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 71 Правил, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.

            В случае представления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель рассматривает заявку о подключении (технологическом присоединении) в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

            В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель аннулирует заявку о подключении (технологическом присоединении) и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.

            В соответствии с пунктом 74 (1) Правил основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении).

            При этом отмечено, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 872 "О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам", а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

            Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

            Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

            Пунктом 74 (2) Правил определено, что в случае мотивированного отказа от заключения договора о подключении исполнитель предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет иных источников, включая бюджетные, мероприятий.

            Ранее судом отмечено, что при рассмотрении заявки потребителя акционерное общество в порядке, установленном Правилами № 1314, не указало Кузмич Д. В. о необходимости представления недостающих документов и не приостановило рассмотрение заявки. Равным образом, при повторном обращении абонента, акционерное общество истребовало от Кузмич Д. В. документы, которые не предусмотрены Правилами.

            При таких обстоятельствах антимонопольный орган постановил правомерный вывод о совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Доводы акционерного общества об отсутствии технической возможности подключения судом отклоняются по следующим основаниям.

            Условия, которые свидетельствуют об отсутствии технической возможности подключения к газораспределительным сетям, перечислены в пункте 74 (1) Правил. Наличие таких условий в поставленном перед судом правоотношении не доказано.

            Кроме того судом отклоняются доводы общества о наличии у газопровода «Инженерные коммуникации и благоустройство ДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение . 2 этап» признаков самовольной постройки в связи с отсутствием разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию отклоняются судом как основанные на неверном толковании норм материального права.

            В соответствии с пунктом 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно. В силу части 15 статьи 55 названного Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 упомянутого Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

            При изложенных обстоятельствах отсутствие у газопровода разрешений не свидетельствует о строительства газопровода с нарушением.

            Наряду с изложенным суд не принимает доводы о незаконности строительства газопровода в зоне с особыми условиями использования территории, сформированной в связи с приближенностью конденсатопровода «Уренгой – Сургут» 1 и 2 нитки ПАО «Газпром». Само по себе нахождение газопровода в зоне с особыми условиями использования территории не является противоправным. Какие – либо претензии от владельца конденсатопровода о наличии угрозы линейному объекту не заявлено.

            Кроме прочего отклоняются доводы общества о порочности протокола об административном правонарушении. Так, в тексте протокола изложены содержания части 1 статьи 25.1, части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации. Из представленного в материалы дела протокола следует, что представителю общества предоставлена возможность заявить замечания и возражения, и представитель такой возможностью воспользовался. Между тем, какие – либо замечания относительно неосведомленности о правах и обязанностях представителем общества не указано.

            При изложенных обстоятельствах суд пришел к убеждению, что представители АО «Сургутгаз» при оформлении протокола об административном правонарушении обладали информацией о правах и обязанностях, в связи с чем отсутствие подписей представителей  является несущественным недостатком протокола.

На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии и доказанности в действиях общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только
за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

            Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

            Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

            Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

            Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Оформленные процессуальные документы являются понятными, однозначными, не препятствуют их толкованию.

            Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, по материалам дела не усматривается.

            Доказательства неблагоприятного материального состояния АО «Сургутгаз» в материалах дела так же отсутствуют.

          В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

          В рассматриваемом судом правоотношении исключительные обстоятельства, препятствовавшие обществу для соблюдения требований закона, судом не установлены.

            Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о наличии у административного органа законных оснований для привлечения общества к ответственности, соблюдении процедуры производства по делу об административном правонарушении и назначении наказания в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

            Согласно части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

            В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

решил:

в удовлетворении заявления отказать.

          Решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в полном объеме путем подачи жалобы через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

          В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

          Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разъясняет, что в соответствии со статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

          По ходатайству указанных лиц копии решения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку

            Судья                                                                                                А. Н. Заболотин