ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-3587/2021 от 05.07.2021 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

ул. Мира 27, г. Ханты-Мансийск, 628012, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

09 июля 2021 г.

Дело № А75-3587/2021

Резолютивная часть решения объявлена 05 июля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 09 июля 2021 г.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе  судьи Чешковой О.Г. при ведении протокола заседания секретарём судебного заседания Штогрин В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сургутгаз» (ОГРН: 1028600597332, Дата присвоения ОГРН: 25.11.2002, ИНН: 8602060058, КПП: 860201001, место нахождения: 628403, ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Маяковского, дом 14А, 1) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
об оспаривании постановления от 01.03.2021 по делу об административном правонарушении № 19,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: дачное некоммерческое товарищество «Тихий Бор», Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети», Быкова Ольга Сергеевна,

при участии представителей:

от заявителя – Гогошин П.Н. по доверенности от 12.01.2021 № 1, Пивоварова Е.Д., по доверенности № 15 от 04.06.2021,

от административного органа – Мустафина Л.С. по доверенности от 12.01.2021 №1,

от третьего лица (Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети») - Абдуллаев Ф.М. по доверенности № 941-07 от 15.01.202,
от других лиц не явились,

установил:

акционерное общество «Сургутгаз» (далее – заявитель, общество, АО «Сургутгаз») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – административный орган, Управление, антимонопольный орган) 01.03.2021 № 19 по делу об административном правонарушении.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора судом привлечены: дачное некоммерческое товарищество «Тихий Бор» (далее - ДНТ «Тихий Бор»), Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» (далее - СГМУП «ГТС»), Быкова Ольга Сергеевна
(далее - Быкова О.С.).

Представители заявителя в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и пояснениях, полагают, что административным органом неправильно применены нормы права, общество не допустило административного правонарушения, квалифицируемого по статье 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представители административного органа и третьего лица в судебном заседании возражали относительно заявленного требования по основаниям, изложенным в отзывах. Полагают оспоренное решение законным и обоснованным.

Заслушав представителей заявителя, административного органа, третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Управлением рассмотрено заявление члена ДНТ «Тихий Бор» Быковой О.С. о нарушении АО «Сургутгаз» Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила) при рассмотрении заявок Быковой О.С. от 30.07.2020 и от 06.10.2020 о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) объектов жилого дома на территории ДНТ «Тихий Бор» к сети газораспределения.

По результатам рассмотрения заявления административный орган пришел к выводу о нарушении АО «Сургутгаз» порядка подключения к газораспределительным сетям,
в связи с чем должностным лицом Управления в отношении АО «Сургутгаз» составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2021 № 16 (т. 1 л. д. 35-43).

Постановлением от 01.03.2021 № 19 по делу об административном правонарушении № 086/04/9.21-259/2021 АО «Сургутгаз» признано виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
в связи с чем обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 101 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, АО «Сургутгаз» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения)
к газораспределительным сетям влечет наложение административного штрафа
на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Субъектом ответственности по данной статье являются организации, включенные
в реестр субъектов естественных монополий.

Объектом посягательства являются правоотношения в сфере ресурсоснабжения потребителей.

Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие) субъекта естественных монополий, ограничивающие потребителя в его праве на подключение (технологическое присоединение) к газораспределительным сетям.

Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 № 147 ФЗ «О естественных монополиях» отнесена
к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.

На основании статьи 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ
«О газоснабжении в Российской Федерации» организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе, такие действия, как необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможности его транспортировки.

В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от17.08.1995
№ 147-ФЗ «О естественных монополиях», субъекты естественных
монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельнымипотребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которыхприменяется регулирование в соответствии
с настоящим Федеральным
законом, при наличии у субъекта естественной монополии возможностипроизвести (реализовать) такие товары, а также обязаны производить(реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяетсярегулирование
в соответствии с настоящим Федеральным законом, на
недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольногозаконодательства.

На основании пункта 3 части 1 статьи 10 Федеральногозакона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» субъектуестественной монополии как лицу запрещается навязываниеконтрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся
к
предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и(или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативнымиправовыми актами Президента Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативнымиправовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительнойвласти или судебными актами требования о передаче финансовых средств,иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласиезаключить договор при условии внесения в него положений относительнотовара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.12.1997 № 121/1 АО «Сургутгаз» включено в раздел II «Транспортировка газа по трубопроводам» реестра естественных монополий в топливно - энергетическом комплексе под регистрационным номером 86.2.7.

ОАО «Сургутгаз» оказывает услуги по транспортировке газа по местным газораспределительным сетям (на территории г. Сургута) по установленным тарифам,
а также услуги по подключению объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

В период с 2015 по 2019 год на основании полученных технических условий СГМУП «Тепловик», СГМУП «ГТС» (ГРО), АО «Сургутнефтегаз» был спроектирован, построен и введен в эксплуатацию газопровод низкого давления «Инженерные коммуникации и благоустройство ДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение. 2 этап», которым обеспечивается подведение и газификация жилых домов жителей товарищества, в количестве 160 домовладений. 03.03.2020 постановлением администрации г. Сургута
№ 1489 газопровод передан в муниципальную собственность и закреплен на праве хозяйственного ведения за СГМУП «ГТС». 30.09.2020 указанным муниципальным предприятием газопровод введен в эксплуатацию. Право собственности муниципального зарегистрировано за муниципальным образованием в Росреестре, о чем имеется реестровая запись от 20.02.2020 № 86:10:0000000:22013-86/056/2020-3. Право хозяйственного ведения так же зарегистрировано в Росреестре, что подтверждается представленными в дело выписками из ЕГРН.

Названный газопровод включен в схему газоснабжения муниципального образования, утвержденную постановлением Администрации г. Сургута от 18.12.2019
№ 9510
.

30.07.2020 членом ДНТ «Тихий бор» Быковой О.С. была направлена в адрес
ОАО «Сургутгаз» заявка о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. К заявке также были приложены следующие документы: копия выписки из ЕГРН на земельный участок; копия выписки из ЕГРН на жилой дом; копия выписки из ЕГРН на газопровод; ситуационный план ДНТ «Тихий бор»; согласие СГМУП «ГТС».

В ответ на заявку Быковой О.С. 03.08.2020 ОАО «Сургутгаз» направило отказ
в заключении договора ссылаясь на то, что запрос о предоставлении технических условий дополнительно должен содержать наименование присоединяемого объекта сети газопотребления и информацию о включении присоединяемого объектов сети газораспределения в программу газификации. Указанный заявителем газопровод 
с кадастровым номером 86:10:0000000:19057 не подключен к действующей сети газораспределения, запросов от Заказчика указанного объекта за выдачей технических условий на подключение не поступало. Заключение договора о подключении к газопроводу, который указан заявителем, не представляется возможным, так как АО «Сургутгаз» осуществляет подключение заявителей только к действующим существующим сетям абонентов, которым ранее были выданы технические условия на подключение и осуществлен пуск газа (т. 2 л. д. 126-128).

06.10.2020 Быковой О.С. повторно была направлена в адрес ОАО «Сургутгаз» заявка о заключении договора о подключении (технологическим присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения. К заявке также были приложены следующие документы: копия выписки из ЕГРН на земельный участок; копия выписки из ЕГРН на жилой дом; копия выписки из ЕГРН на газопровод; ситуационный план ДНТ «Тихий бор»; акт ввода № 1 от 30.09.2020; акт ввода № 2 от 30.09.2020 (т. 2 л. д. 135).

В ответ на заявку Быковой О.С. ОАО «Сургутгаз» повторно направило отказ
в заключении договора ссылаясь на следующее. Для рассмотрения и определения технической возможности подключения к сетям газораспределения необходимы данные о планируемой загрузке объекта «Инженерные коммуникации и благоустройство
ДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение. 2 этап», с предоставлением планируемого максимального часового расхода газа на весь объект и по каждому жилому дому с указанием места расположения жилых домов, включенных в общий расчет. Кроме того, необходимо предоставление проектной документации,утвержденной в установленном порядке, исполнительно-технологическойдокументации на объект «Инженерные коммуникацииДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение. 2 этап» с актом приёмки законченногостроительством объекта газораспределительной системы. Также для корректного подключения необходимо предоставлениезаверенного перечня лиц (заказчиков), финансировавших строительствосетей газораспределения ДНТ «Тихий Бор». Не определен круг лиц и объектов ДНТ «Тихий Бор» подлежащих безусловному подключению. В составе заявки отсутствует согласие основного абонента на подключение к существующим сетям газораспределения; в ранее представленном согласовании СМГУП «ГТС» содержатся неопределенные сведения об объекте подключения (т. 2 л. д. 136-137).

Указанные отказы послужили основанием для обращения Быковой О.С. с жалобой в антимонопольный орган.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных,
но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства) урегулирован в Правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

Пунктами 59, 62, 64 названных Правил установлено, что подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении. Договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных Правилами. Для заключения договора о подключении заявитель направляет исполнителю заявку о подключении (технологическом присоединении) в 2 экземплярах письмом с описью вложения или иным доступным способом.

Пунктом 65 упомянутых Правил закреплено, что в заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, указываются следующие сведения: а) реквизиты заявителя; б) наименование и местонахождение объекта капитального строительства, который необходимо подключить (технологически присоединить) к сети газораспределения; в) характер потребления газа; г) сроки проектирования, строительства и поэтапного введения в эксплуатацию объекта капитального строительства; д) планируемое распределение максимального часового расхода газа отдельно по различным точкам подключения (если их несколько)
с обоснованием необходимости подключения нескольких точек; е) номер и дата выдачи технических условий, полученных ранее заявителем (в случае если заявителю ранее предоставлялись технические условия), срок действия которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) не истек.

В силу пункта 69 Правил к заявке о подключении (технологическом присоединении), направляемой исполнителю заявителем, прилагаются следующие документы: а) ситуационный план; б) топографическая карта участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), согласованная с организациями, эксплуатирующими указанные коммуникации и сооружения (не прилагается, если заказчик - физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства); в) копия документа, подтверждающего право собственности или иное предусмотренное законом основание на объект капитального строительства и (или) земельный участок, на котором расположены (будут располагаться) объекты капитального строительства заявителя;
г) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае если заявка о подключении (технологическом присоединении) подается представителем заявителя); е) расчет максимального часового расхода газа
(не прилагается, если планируемый максимальный часовой расход газа не более 5 куб. метров); ж) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента,
а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 Правил; з) документы, предусмотренные пунктом 47 Правил, в случае предоставления технических условий при уступке права на использование мощности; к) копия разработанной и утвержденной
в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), предусматривающей строительство сети газопотребления в пределах территории, подлежащей комплексному освоению, в случае осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренного пунктом 119 означенных Правил.

Пунктом 72 Правил установлен запрет исполнителю требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами.

Согласно пункта 73 (1) названных Правил исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные
в пунктах 65 - 69 и 71 Правил.

В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 71 Правил, исполнитель в течение
3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление
о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.

В случае представления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель рассматривает заявку о подключении (технологическом присоединении) в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта.

В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, в течение указанного в абзаце втором настоящего пункта срока исполнитель аннулирует заявку о подключении (технологическом присоединении) и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанной заявки.

В соответствии с пунктом 74 (1) Правил основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении).

При этом отмечено, что исполнитель определяет техническую возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства на основании данных о загрузке сетей газораспределения, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности газотранспортной системы, опубликованных в соответствии со стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа
по трубопроводам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. № 872 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающими услуги по транспортировке газа по трубопроводам», а также данных о загрузке и наличии дефицита пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя иных сетей газораспределения.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи заявки о подключении (технологическом присоединении) подключены к сети газораспределения исполнителя,
а также для заявителей, которым ранее были выданы технические условия, на указанный момент не утратившие силу, и которые на момент рассмотрения заявки о подключении (технологическом присоединении) не завершили подключение.

Техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства отсутствует в случае отсутствия пропускной способности сетей газораспределения, принадлежащих исполнителю на праве собственности или на ином законном основании, отсутствия пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранения данных ограничений пропускной способности учтены в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

Пунктом 74 (2) Правил определено, что в случае мотивированного отказа от заключения договора о подключении исполнитель предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет иных источников, включая бюджетные, мероприятий.

Таким образом, единственным основанием для отказа к подключении к системе газораспределения является отсутствие технической возможности, что прямо не следует из отказов, направленных Быковой О.С.

При рассмотрении заявки потребителя общество в порядке, установленном Правилами № 1314, не указало Быковой О.С. о необходимости представления недостающих документов и не приостановило рассмотрение заявки. Равным образом, при повторном обращении абонента, акционерное общество истребовало от Быковой О.С. документы, которые не предусмотрены Правилами.

При таких обстоятельствах антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу
о совершении правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Заявитель полагает, что антимонопольный орган неправильно применил нормы Правил 1314, поскольку для подключения объектов капитального строительства, принадлежащих разным заявителям, а так же объектов капитального строительства, расположенных в границах территории садоводства или огородничества в правилах предусмотрен раздел VIII, определяющий особенности подключения таких объектов.

Так, в силу пункта 113 Правил № 1314, в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения нескольких объектов капитального строительства, принадлежащих различным заявителям, при условии создания единой сети газораспределения, к которой предполагается осуществить подключение всех указанных объектов, запрос о предоставлении технических условий и (или) заявка о подключении (технологическом присоединении) от имени нескольких заявителей подаются одним уполномоченным ими в соответствии с законодательством Российской Федерации представителем (коллективный запрос о предоставлении технических условий и (или) коллективная заявка о подключении (технологическом присоединении). В таких случаях исполнителем выдаются одни технические условия и (или) заключается один договор о подключении между исполнителем и указанным представителем.

Между тем заявитель необоснованно ссылается на данный пункт, поскольку газопровод на территории ДНТ «Тихий Бор» за счет членов товарищества уже построен по ранее полученным от уполномоченного на дату их выдачи органа технических условий, введен в эксплуатацию, принят в казну муниципального образования по обращению ДНТ, на объект зарегистрировано право муниципальной собственности и право хозяйственного ведения СГМУП «ГТС».

Общество полагает, что указанный газопровод с кадастровым номером 86:10:0000000:19057 выстроен с нарушением градостроительного законодательства, без разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию, без выдачи АО «Сургутгаз» технических условий на его подключение, что препятствует подключению граждан членов ДНТ к газораспределительной сети посредством данного газопровода.

Доводы общества об отсутствии технической возможности подключения судом отклоняются по следующим основаниям.

Условия, которые свидетельствуют об отсутствии технической возможности подключения к газораспределительным сетям, перечислены в пункте 74 (1) Правил. Наличие таких условий в поставленном перед судом правоотношении не доказано.

Судом отклоняются доводы общества о наличии у газопровода «Инженерные коммуникации и благоустройство ДНТ «Тихий бор». Магистральный и распределительные инженерные сети, сеть улиц и дорог» Газоснабжение . 2 этап» признаков самовольной постройки в связи с отсутствием разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию как основанные на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 4.4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно. В силу части 15 статьи 55 названного Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 упомянутого Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 11.07.2014 № 257-п установлен Перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к таким случаям в частности отнесено строительство и (или) реконструкция газораспределительными организациями, определенными в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 317 «Об утверждении Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации»
и включенными федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий в реестр субъектов естественных монополий, самостоятельно и (или) с привлечением подрядных организаций подземных, наземных, надземных газопроводов с рабочим давлением до 1,2 мегапаскаля включительно, сооружений и газорегулирующего оборудования на указанных газопроводах, а также средств электрохимической защиты от коррозии таких газопроводов.

Из положений статьи 55 Градостроительного кодекса РФ следует, что разрешение
на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, таким образом, в случае если разрешение на строительство объекта не требуется, не требуется так же и разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Факт ввода в эксплуатацию сети газораспределения с кадастровым номером 86:10:0000000:19057 подтвержден представленными Быковой О.С. обществу актами от 30.09.2020, право собственности на объект зарегистрировано за муниципальным образованием и не оспорено заявителем.

Неурегулированность правоотношений между обществом и муниципальным образованием в лице СГМУП «ГТС», которому объект передан в хозяйственное ведение, не может являться основанием для отказа в подключении к существующей сети газораспределения конкретных потребителей - собственников жилых домов
на территории ДНТ и не свидетельствует об отсутствии технической возможности,
на которую ссылается заявитель.

Наряду с изложенным суд не принимает доводы о незаконности строительства газопровода в зоне с особыми условиями использования территории, сформированной в связи с приближенностью конденсатопровода «Уренгой – Сургут» 1 и 2 нитки ПАО «Газпром». Само по себе нахождение газопровода в зоне с особыми условиями использования территории не является противоправным. Какие – либо претензии от владельца конденсатопровода о наличии угрозы линейному объекту не заявлено.

Кроме прочего отклоняются доводы общества о порочности протокола об административном правонарушении. Так, в тексте протокола изложены нормы части 1 статьи 25.1, части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации. Из представленного
в материалы дела протокола следует, что представителю общества предоставлена возможность заявить замечания и возражения, и представитель такой возможностью воспользовался. Между тем, какие – либо замечания относительно неосведомленности
о правах и обязанностях представителем общества не указано.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что представители
АО «Сургутгаз» при оформлении протокола об административном правонарушении обладали информацией о правах и обязанностях, в связи с чем отсутствие подписей представителей непосредственно под текстом норм статей 25.1, части 5 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 51 Конституции Российской Федерации не является  существенным недостатком протокола, влекущим его незаконность.

Представители общества присутствовали при составлении протокола, имели возможность давать свои объяснения и делать замечание на протокол, тот факт,
что в протоколе расписался только один из двух присутствующих от общества представителей, не свидетельствует о нарушении прав лица, привлекаемого
к административной ответственности, каковым является юридическое лицо, а не его представители.

На основании изложенного суд пришел к выводу о наличии и доказанности
в действиях общества события правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ определено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Доказательств объективной невозможности соблюдения обществом требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Оформленные процессуальные документы являются понятными, однозначными, не препятствуют их толкованию.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, по материалам дела не усматривается.

Доказательства трудного финансового состояния АО «Сургутгаз» в материалах дела так же отсутствуют.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Пунктом 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 разъяснено, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

В рассматриваемом судом правоотношении исключительные обстоятельства, препятствовавшие обществу для соблюдения требований закона, судом не установлены.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу о наличии у административного органа законных оснований для привлечения общества
к ответственности, соблюдении процедуры производства по делу об административном правонарушении и назначении наказания в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Суд не установил правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной
не облагается.

Руководствуясь статьями 15, 167-170, 176, 180-181, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении заявления отказать полностью.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Восьмой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.

Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.

Судья                                                                                                             О.Г. Чешкова