ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А75-36/19 от 18.04.2019 АС Ханты-Мансийского АО

Арбитражный суд

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

ул. Мира, д. 27, г. Ханты-Мансийск, 628011, тел. (3467) 95-88-71, сайт http://www.hmao.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск

25 апреля 2019 г.

Дело № А75-36/2019

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2019 года

В полном объеме решение изготовлено 25 апреля 2019 года

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Яшуковой Н.Ю., при ведении протокола помощником судьи Гимрановой И.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Аэропорт Сургут» (ОГРН 1028600603998, ИНН 8602060523, дата регистрации: 04.09.1997, место нахождения: 628422, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут,
ул. Аэрофлотская, д. 49/1) коткрытому акционерному обществу «Сургутгаз»
(ОГРН
1028600597332, ИНН 8602060058, дата регистрации: 13.06.2002, место нахождения: 628403, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Сургут, ул. Маяковского, д. 14А, корпус 1) о взыскании 788 731 рубля 02 копеек,

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети»,

при участии представителей сторон:

от истца – ФИО1 по доверенности от 01.01.2019 № ДАС-42/19,

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 08.06.2016 серия 86АА № 1671784,
ФИО3 по доверенности от 17.01.2019 № 3,

от третьего лица – ФИО4 по доверенности от 30.03.2018 № 520-07,

установил:

открытое акционерное общество «Аэропорт Сургут» (далее – истец, АО «Аэропорт Сургут») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Сургутгаз»  (далее – ответчик,
АО «Сургутгаз») о взыскании неосновательного обогащения за период в размере
707 848 рублей 72 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 12.01.2016 по 19.12.2018 в размере 80 882 рублей 30 копеек.

Исковые требования мотивированы неправомерным взиманием платы с истца за транспортировку газа с 12.01.2016, так как котельная истца перестала с указанной даты примыкать непосредственно с газораспределительным сетям ОАО «Сургутгаз», в связи с чем, отсутствуют основания для представления истцу счетов на оплату услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и магистральным газопроводам
ОАО «Сургутгаз», а оплату, произведенную истцом, подлежащей возврату как неосновательное обогащение на стороне ответчика.

Определением суда от 16.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Сургутское городское муниципальное унитарное предприятие «Городские тепловые сети» (далее – третье лицо, СГМУП «ГТС»).

Ответчик представил отзыв на исковое заявление, в котором возражает относительно заявленных требований. В удовлетворении иска просит отказать. Сообщает, что договор на поставку газа от 01.12.2015 № 90, заключенный между истцом и ответчиком со всеми дополнительными соглашениями к нему, а также акты оказанных услуг подписаны сторонами, без замечаний со стороны ответчика. Указывает, что АГРС-4 находится в собственности ответчика, через которую осуществляется транспортировка газа, подаваемого ПАО «Сургутнефтегаз». Обращает внимание, что минуя АГРС-4 газ на котельную ОАО «Аэропорт Сургут» не поступит, так как АГРС-4 является единственным источником подачи газа в Западном жилом районе города Сургута, в том числе и на объект потребления истца. Тарифы для ОАО «Сургутгаз» утверждены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации, что подтверждается соответствующими приказами. Полагает, что выводы истца относительно «транзитности» магистрального тарифа ошибочны, поскольку ОАО «Аэропорт Сургут» неправомерно применяет требования Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утвержденных Приказом ФСТ от 15.12.2009 № 411-э/7 к утвержденному ответчику тарифу на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам.

Третье лицо представило отзыв на исковое заявление, в котором поддержало позицию истца. Указывает, что в феврале 2016 между СГМУП «ГТС» и ОАО «Аэропорт Сургут» подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по объекту: «Газопровод высокого давления к котельной Сургутского Аэропорта». Сообщает, что согласно данному акту, граница для СГМУП «ГТС» определена от второго фланцевого соединения отключающего устройства ДУ-200мм (по ходу газа) на месте врезки объекта в газопровод высокого давления ДУ-400мм по ул. Аэрофлотская до первого фланцевого соединения отключающего устройства ДУ-200 перед ГРП котельной Сургутского Аэропорта. Учитывая изложенное, полагает, что правообладание газопроводом к котельной ОАО «Аэропорт Сургут» ответчиком было утрачено, истец перестал являться конечным потребителем для ответчика, так как сети ответчика перестали непосредственно примыкать к сетям истца, на основании чего ответчик не вправе был взимать с истца плату за услуги по транспортировке газа по газопроводу высокого давления АГРС-4 по тарифу, утвержденному ФСТ России для ОАО «Сургутгаз» для конечных потребителей.

Помимо прочего, СГМУП «ГТС» указывает, что с 01.01.2017 транспортировку газа от поставщика ОАО «Сургутнефтегаз» от территории АГРС-4 по газораспределительным сетям высокого давления до котельной ОАО «Аэропорт Сургут» осуществляет СГМУП «ГТС» на основании договора на оказание услуг по транспортировке газа № 1544/16ДУ.

До начала судебного заседания от третьего лица поступило заявление о неисполнении определения суда ответчиком и наложении судебного штрафа.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда явку представителей в суд обеспечили.

Представитель истца поддержал требования в полном объеме. Настаивал на удовлетворении иска.

Представители ответчика поддержали позицию, изложенную в отзыве, представили технический паспорт на сооружение «Газопровод АГРС-4 до колодца с 3-мя задвижками (УБР ул. Магистральная) ПК-0 до ПК-42», на представление которого было указано в судебном акте от 26.03.2019.

Представитель третьего лица поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление, соглашаясь с требованиями истца. Вопрос о наложении судебного штрафа на ответчика просил оставить на усмотрение суда, подтвердил факт получения технического паспорта.

В силу статей 71, 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.

Суд, исследовав с учетом указанных норм материалы дела, приходит к следующим выводам.

Ознакомившись с ходатайством третьего лица, о наличии оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде судебного штрафа за неисполнение судебного акта суд не усматривает.

Нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. Злоупотребление процессуальными правами лицами, участвующими в деле, влечет за собой для этих лиц предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации неблагоприятные последствия. Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами или возложенные на них арбитражным судом в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно части 2 статьи 16 Кодекса неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (глава 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Размер судебного штрафа, налагаемого
на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц - пять тысяч рублей, на организации - сто тысяч рублей, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Арбитражный суд вправе наложить судебный штраф на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к арбитражному суду. Судебный штраф за неуважение к суду налагается, если совершенные действия не влекут за собой уголовную ответственность (часть 5 статьи 119 АПК РФ).

Исходя из смысла указанной процессуальной нормы, наложение судебного штрафа является правом арбитражного суда, который в рамках своих дискреционных полномочий на основе конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении и вынести соответствующее определение.

К числу таких случаев, в частности, относятся: неисполнение обязанности представить истребуемое судом доказательство по причинам, признанным судом неуважительными, либо неизвещение суда о невозможности представления доказательств вообще или в установленный срок (часть 9 статьи 66 АПК РФ); неуважение к арбитражному суду, проявленное лицами, участвующими в деле, и иными присутствующими в зале судебного заседания лицами (часть 5 статьи  119 АПК РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, явка которых в соответствии с настоящим Кодексом была признана обязательной арбитражным судом (часть 4 статьи 156 АПК РФ). В этих случаях суд может наложить на указанных лиц судебный штраф в порядке и в размерах, которые предусмотрены в главе 11 настоящего Кодекса.

В обоснование заявления о наложении на ОАО «Сургутгаз» судебного штрафа СГМУП «ГТС» ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком определения суда от 26.03.2019.

Вместе с тем, во исполнение указанного определения суда ответчик представил в материалы дела технический паспорт на сооружение «Газопровод АГРС-4 до колодца с 3-мя задвижками (УБР ул. Магистральная) ПК-0 до ПК-42», а также доказательства его направления/вручения истцу и третьему лицу, что явствует из ходатайства о приобщении дополнительных материалов от 15.04.2019, на котором содержатся отметки ОАО «Аэропорт Сургут» и СГМУП «ГТС» в получении. Более того, представители в судебном заседании подтвердили получение и ознакомление с техническим паспортом объекта. 

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для наложения на ответчика судебного штрафа.

Из материалов дела следует, что между ОАО «Сургутгаз», ОАО «Аэропорт Сургут»  и ОАО «Сургутнефтегаз» заключен договор на поставку газа № 90 от 01.12.2015 (т. 1 л.д. 31-45), согласно которому поставщик (ответчик, ГРО) обязуется поставлять газ сухой отбензиненный компримированный, ГРО – транспортировать газ по газораспределительным сетям, принадлежащим ГРО на законных основаниях, в объемах с разбивкой по точкам подключения, а покупатель (истец) - оплачивать и принимать газ на объекте  «Газовая котельная», расположенном по адресу: <...>, в объемах согласно приложению №1.

Разделом 4 стороны определили условия транспортировки газа.

В соответствии с пунктом 4.2 договора поставки газа местом перехода всех  рисков случайной гибели на газ от поставщика к ГРО является граница раздела на АГРС-4 и
ГРПБ-60, а от ГРО  к покупателю - граница раздела газопровода между ГРО и покупателем. Местом перехода права собственности на газ от поставщика покупателю является граница раздела между ГРО и покупателем.

Поставщик поддерживает давление газа на входе АГРС-4 не ниже 10,5кгс/см2, на выходе ГРПБ-60 – не ниже 5,0 кгс/м2.

Границей эксплуатационной ответственности между ГРО и покупателем является отключающее устройство ДУ-200мм, включая второй фланец по ходу газа, перед котельной ОАО «Аэропорт-Сургут».

В соответствии с пунктом 4.5 ГРО обеспечивает транспортировку газа по своим газопроводам в соответствии с нормативными требованиями.

Цена и порядок расчетов установлен в разделе 6 договора.

Ориентировочная стоимость поставляемого газа составляет 8 077 597 рублей
25 копеек, без НДС. НДС оплачивается по ставке согласно законодательству Российской Федерации.

Цена на сухой, отбензиненный, компримированный газ, поставляемый покупателю в 2016 году устанавливается:

с 01.01.2016 в размере 3 070 рублей 85 копеек за 1000м3 газа без учета НДС;

с 01.07.2016 в размере 3 132 рубля за 1000м3 газа без учета НДС.

Кроме того, НДС оплачивается по ставке согласно законодательству Российской Федерации.

Настоящие цены определены в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

В случае установления уполномоченными федеральными органами исполнительной власти иных, отличных от прогнозных темпов роста регулируемых оптовых цен на газ, реализуемый потребителем Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, цены указанные в настоящем пункте подлежат корректировке.

Согласно пункту 6.3 договора покупатель на основании выставленного счета осуществляет 100% предоплату за поставку газа до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, поставщику за газ – путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный поставщиком, за транспортировку газа – на счет, указанный ГРО.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и магистральным газопроводам – отводам ОАО «Сургутгаз» определены в приложении № 2. Основанием для их установления явились: Приказ Федеральной службы по тарифам от 14.02.2015 № 88-э/9 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и Приказ Федеральной службы по тарифам от 21.10.2014 № 231-э/2 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям».

Далее, стороны 01.11.2016, 01.11.2017 заключили дополнительные соглашения № 1 и № 2 соответственно (с протоколами разногласий), в которых изменили ряд условий, в том числе в части стоимости поставляемого в соответствующие периоды газа (т 2л.д. 43, документы в электронном виде к отзыву на исковое заявление).

Истец, полагая, что ОАО «Сургутгаз» с 12.01.2016 не имеет законных оснований осуществлять транспортировку газа по газораспределительной сети и газопотребления «Газопровод к котельной», так как не является газораспределительной организацией и обязательства ОАО «Аэропорт Сургут» по внесению платежей за транспортировку газа фактически должны быть прекращены с указанной даты, обратился к ответчику с претензией о возврате неосновательного обогащения (т.1 л.д. 50-51).

В ответ на претензию, ответчик  письмом от 20.11.2018 № 1870 сообщил истцу о том, что в соответствии с пунктом 4.5 договора ОАО «Сургутгаз» обеспечивает транспортировку газа по своим газопроводам в соответствии с нормативными требованиями, указав при этом, что минуя АГРС-4 газ на котельную ОАО «Аэропорт Сургут» не поступит. Указав, что АГРС-4 является единственным источником подачи газа на объект истца (т.1 л.д. 54-56).

Не урегулировав разногласия в досудебном порядке, истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.

Правила главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются независимо от того явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходит.

С учетом изложенного, неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно:

- приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне;

- данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.

В предмет доказывания по настоящему иску включаются обстоятельства неосновательного временного пользования ответчиком имуществом (денежными средствами), принадлежащим истцу на законном основании.

В силу частей 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании договора энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

Количество энергии, поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом, определяется в соответствии с данными учета о фактическом потреблении (часть 1 статьи 541 ГК РФ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» система газоснабжения - это имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям; газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях; поставщик (газоснабжающая организация) - собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.

Особенности правоотношений по транспортировке газа между поставщиками, газораспределительными организациями и покупателями урегулированы Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 (Правила № 162).

Газораспределительные организации - это специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям (абзац третий пункта 3 Правил № 162).

В соответствии с пунктами 8, 31 Правил № 162 порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с указанными Правилами. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором. Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.

Подпунктом «г» пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021, предусмотрено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, подлежат, в частности, оптовые цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых организаций, тарифы на услуги по транспортировке газа по газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа (при регулировании оптовых цен на газ), розничные цены на газ, реализуемый населению.

Затраты на техническое обслуживание газопроводов и сооружений газопровода подлежат государственному регулированию и возмещаются через тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, магистральным газопроводам (статья 23 Закона о газоснабжении, пункт 31 Правил № 162, пункт 4 Основных положений
№ 1021).

В соответствии с пунктом 12 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации от 29.12.2000 №1021, расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2000 № 1021
«О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», Федеральному органу исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, установлено утвердить Методические указания по расчету регулируемых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке с внесением, при необходимости, в установленном порядке изменений в формы федерального государственного статистического наблюдения.

Органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации являлась Федеральная служба по тарифам (ФСТ России).

Пунктами 2 и 3 Указа Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» функции и полномочия упразднённой Федеральной службы по тарифам РФ переданы правопреемнику Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (ФАС России).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, приказами ФСТ России утверждены Методические указания: Приказ Федеральной службы по тарифам от 15 декабря 2009 г. № 412-э/8 «Об утверждении Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа»; Приказ Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7 «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям»; Приказ Федеральной службы по тарифам от 15.06.2007 № 129-э/2 «Об утверждении Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд»; Приказ Федеральной службы по тарифам от 23.08.2005 № 388-э/1 «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам».

Тарифы для ОАО «Сургутгаз» утверждены Федеральной службой по тарифам Российской Федерации: Приказом ФСТ России № 88-э/9 от 14.04.2015  «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Ханты-мансийского автономного округа – Югры»; Приказом ФСТ России № 231-э/2 от 21.10.2014 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям».

Названные Приказы, утверждёны органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), содержит в себе основания, какими нормативными документами регулируются отношения сторон (организаций) при оказании услуг и на основании чего утверждён тариф.

Учитывая вышесказанное, доводы истца о том, что газопровод ООО «Сибпромстрой-Югория» ранее находившийся в аренде у ОАО «Сургутгаз» с 12.01.2016 передан в аренду СГМУП «ГТС» и соответственно тариф на транспортировку газа по магистральному газопроводу АГРС-4  ОАО «Аэропорт Сургут» оплачивать не должен, несостоятельны, ввиду того, что право собственности на АГРС-4 никому не передавались, АГРС-4 принадлежит ОАО «Сургутгаз» и тариф на транспортировку газа по магистральным газопроводам  действует. Передача в аренду вышеуказанных сетей ООО «Сибпромстрой-Югория» СГМУП «ГТС», не может влиять на применение тарифа, утверждённого Приказом ФСТ России № 231-э/2 от 21.10.2014 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям».

Как сообщил представитель ответчика, Автоматическая газораспределительная станция АГРС-4 является опасным производственным объектом магистрального транспорта, принадлежит ОАО «Сургутгаз» на праве собственности. АГРС-4 состоит из блока редуцирования, блока очистки газа и газопровода высокого давления. Данные объекты представляют собой единый газотранспортный комплекс.

В подтверждение права собственности представил ряд документов (свидетельство о государственной регистрации права 72 НК 875130 от 13.08.2008, выписка из ЕГРН от 18.05.2018 (на земельный участок); свидетельство о государственной регистрации права 72 НК 875130 от 13.08.2008г., выписка из ЕГРН от 22.06.2018 (газопровод высокого давления «Автоматическая газораспределительная станция АГРС-4»), которые приобщены к материалам дела вместе с отзывом на исковое заявление (представлены в электронном виде 11.02.2019, зарегистрированы 12.02.2019).

Через АГРС-4 осуществляется транспортировка газа, добываемого ПАО «Сургутнефтегаз». Границы раздела зон эксплуатационной ответственности установлены после запорной арматуры в точке подключения АГРС-4 к магистральным газопроводам ПАО «Сургутнефтегаз».

Также суд не соглашается с доводами истца, относительно «транзитности» магистрального тарифа, поскольку ОАО «Аэропорт Сургут» неправомерно применяет требования Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 15.12.2009 № 411-э/7к утверждённому ОАО «Сургутгаз» тарифу на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам. Применение Методических указаний, не имеющих отношений к транспортировке газа по магистральным газопроводам законом не разрешено.

В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ«О естественных монополиях» под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа по газотранспортной системе (пункт 3 приказа ФСТ от 23.08.2005 № 388-э/1).

В подпункте «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 17.02. 2002 № 317 «Об утверждении правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации» дано определение газотранспортной системы РФ, под которой понимается система газопроводов, соединяющая производителя и потребителя газа, включающая в себя магистральные газопроводы, отводы газопроводов, газораспределительные системы, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или у иных организаций в собственности или на иных законных основаниях.

В соответствии с пунктами 3,4 Общих положений Приказа Федеральной службы по тарифам от 23.08.2005 № 388-э/1 «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам»- под транспортировкой газа понимается перемещение и передача газа, по газотранспортной системе соединяющая производителя и потребителя газа и тарифы, рассчитанные в соответствии с настоящей методикой, применяются для расчетов за услуги по транспортировке газа, добываемого на территории Российской Федерации.

ОАО «Сургутгаз» утверждена соответствующая тарифная ставка, за пользование, определяемая как соотношение необходимой валовой выручки для покрытия обоснованных расходов ГРО на содержание магистрального газопровода АГРС-4 к объёму газа, проходящего через ГРС субъекта регулирования – пункт 47 Методики (формула №10).

Фактом оказанной услуги по транспортировке газа (пункты 5 и 27 Методики) является перемещение и передача газа, принадлежащего ОАО «Аэропорт Сургут», по газотранспортной системе ОАО «Сургутгаз» объём которого учитывается узлами учёта газа потребителя.

ОАО «Аэропорт Сургут» не оспаривает того, что поставщиком газа является
ОАО «Сургутнефтегаз» и то, что газ он получает посредством задействованной работы АГРС-4. Соответственно объём газа полученный от поставщика потребителем, в данном случае истцом, проходил через АГРС-4 и в соответствии с тарифом указанном в договоре №90 от 01.12.2015 (в приложении №2) который ОАО «Сургутгаз» и применял его к объёму газа истца.  

Истец ссылается на тот факт, что  установленный за транспортировку газа через АГРС-4 магистральный тариф должен быть транзитным.

Оценивая данный довод, суд согласился с позицией ответчика, который указал, что применение транзитного тарифа по магистральному газопроводу на внутренний рынок РФ в отношении АГРС-4, согласно действующему законодательству невозможно.

Как следует из пунка 5 Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам установлено, что услуги оказываются организациями собственниками систем газоснабжения от поставщика газа, цены на который, в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, не регулируются. Цена на газ
ОАО «Сургутнефтегаз» в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, не регулируются. Соответственно подводящее магистральные газопроводы
ОАО «Сургутнефтегаз» к магистральному газопроводу АГРС-4 (ОАО «Сургутгаз»), также, как и сам газ, так и услуги по его транспортировке не регулируются.

В соответствии с нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, указанные в договоре (п. 1 ст. 781).

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договорных отношений оплачиваются по цене установленной соглашением сторон или в предусмотренных законом случае, применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые и (или) регулируемые уполномоченными на то государственными органами местного самоуправления. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Как следует из пункта 31 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162, условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.

Как указано ранее, Постановлением Правительства Российский Федерации от 29.12.2009 № 1021 утверждены «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», которые определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории РФ, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям.

Пунктом 4 Основных положений предусмотрено, что государственному регулированию на территории РФ подлежат, в том числе, тарифы на услуги по транспортировке газа.

Федеральная антимонопольная служба России дала пояснения относительно применения тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу, что следует из письма исх. №АН/62909/16 от 12.09.2016, указав на то, что АГРС-4 не является частью системы газораспределения согласно действующим в газовой отрасли нормативным актам, при расчете тарифных ставок на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расходы ОАО «Сургутгаз» связанные с эксплуатацией принадлежащей ОАО «Сургутгаз» АГРС-4 , не включались, так как в соответствии с действующим законодательством должны возмещаться с тарифной выручки, рассчитанной при установлении тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу. ФАС России указывает, что ставка тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральному газопроводу АГРС-4 должна применяться ко всему объему газа, транспортируемому через АГРС-4 ОАО «Сургутгаз» (представлено в электронном виде 11.02.2019, зарегистрированы 12.02.2019).

Стоимость услуг ОАО «Сургутгаз» по транспортировке газа через АГРС-4 утверждена Приказом Федеральной службой по тарифам Российской Федерации № 231-э/2 от
21.10.2014 «Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, принадлежащим независимым газотранспортным организациям» и составляет 86,41 рублей (без НДС) за 1000 м3 транспортируемого газа. Указанный приказ действует по настоящее время, соответственно ОАО «Сургутгаз» имеет право требовать оплаты транспортировки газа через АГРС-4 по уставленному тарифу с момента утверждения вышеназванного приказа, вплоть до его отмены.

Отклоняя доводы истца и третьего лица о том, что схема представленная истцом не соответствует действительности, суд исходил из того, что материалами дела, в том числе представленными техническими паспортами не усматривается разночтений в документах, более того, ни истец, ни третье лицо обратного не доказали.

Схема, представленная представителем ответчика в судебном заседании, является по сути более уточненной, где отражены лишь спорные участки газопровода и АГРС.

С учетом установленных при рассмотрении спора фактических обстоятельств, норм права, подлежащих применению, совокупности доказательств, имеющихся
в деле, требования истца подлежат отклонению.

Руководствуясь статьями 9, 16, 64, 65, 71, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

РЕШИЛ:

в удовлетворении иска открытому акционерному обществу «Аэропорт Сургут»отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия.  Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья                                                                                                  Н.Ю. Яшукова